Р. Я. Хисаева, учитель биологии
г. Белебей
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11
V. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………...36
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе определяет следующие задачи:
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч
П. Природные зоны России — 57 ч.
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.
На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России). При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на федеральные округа.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | Дата проведения урока планируемая |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Особенности природы и хозяйства России- 11часов |
1 | Географическое положение России на карте мира | 1ч. | Формирование у обучающихся представлений географическом положении РФ на карте мира. Повторение условных обозначениях морских и сухопутных границ, государственные символы РФ. Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте | Показывают границу России на настенной карте, используя помощь учителя. Составляют рассказ о географическом положении России по плану и опорным предложениям | Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке расположено наше государство. Показывают границу России, обозначают ее на контурной карте. Называют моря, по которым проходит государственная граница. Определяют по политической карте государства, граничащие с Россией | 04.09 |
2 | Европейская и азиатская части России | 1ч. | Продолжение формирования представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями экономических районов Европейской и азиатской частей РФ. Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе | Показывают (заранее обозначенную учителем) условную границу между Европой и Азией. Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части России. Находят на карте России свой город (с помощью) | Показывают на карте территорию России. Называют, где проходит условная граница, заранее обозначенная учителем, между Европой и Азией. Показывают европейскую и азиатскую часть. Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части России. Находят на карте России свой город. Определяют, в какой части страны они живут | 07.09 |
3 | Административное деление России | 1ч. | Продолжение формирования представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями наиболее крупных областей Европейской и азиатской части РФ. Формирование первоначальных представлений обучающихся о государственном устройстве РФ | Называют нашу страну. Знакомятся с названиями наиболее крупных административно-территориальных единиц (области, республики) европейской и азиатской частей РФ, показывают на настенной карте (с помощью учителя) | Находят на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Показывают крупные административно-территориальные единицы (области, республики), дают характеристику географического положения (по плану), показывают на карте | 11.09 |
4 | Разнообразие рельефа | 1ч. | Продолжение знакомства с формами рельефа РФ. Повторение условных цветов физической карты. Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте | Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на территории России (с помощью). Составляют по плану краткую характеристику географического положения объекта, выделенного в учебнике, жирным шрифтом и наносят его на карту, используя помощь учителя | Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на территории России. Описывают географическое положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья. Называют горы России, показывают их на физической карте России. Наносят на контурную карту, выделенные в тексте жирным шрифтом географические объекты | 14.09 |
5 | Полезные ископаемые, их основные месторождения | 1ч. | Повторение и закрепление знаний о полезных ископаемых, способах их добычи, рациональном использовании. Формирование представлений о богатстве недр страны | Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых России (с помощью). Составляют рассказ о бережном отношении к природным ресурсам по опорным словам и словосочетаниям | Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают на настенной карте крупнейшие месторождения нефти и газа. Наносят на контурную карту крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Рассказывают, почему необходимо бережно относиться к природным ресурсам | 18.09 |
6 | Климат России | 1ч. | Повторение и закрепление знаний о поясах освещенности, климате, погоде. Формирование представлений о климате разных частей РФ | По схеме перечисляют пояса освещенности. По плану и опорным предложениям рассказывают о климате своей местности. | Называют, какие факторы влияют на климат, почему на территории России находится несколько климатических поясов. Рассказывают о климате европейской части России, Сибири и Дальнего Востока | 21.09 |
7 | Водные ресурсы России, их использование. | 1ч. | Повторение и закрепление знаний о водоемах, их условном изображении на физической карте, использовании воды в народном хозяйстве, охране рек и озер. Продолжить формировать понятия о крупнейших реках и озерах РФ. Продолжить формирование навыков правильного показа географических объектов на карте. Закрепление и систематизация знаний о водоемах своего края | Находят в словаре и зачитывают определение, что такое водные ресурсы. Называют (заранее выделенные учителем) и показывают крупные реки и отмечают их на контурной карте. Рассказывают как люди используют водоемы по предложенным учителем предложениям | Называют и показывают на карте реки и озера России, указанные в учебнике. Рассказывают об использовании водных ресурсов по плану. Обсуждают возможности хозяйственного использования рек | 25.09 |
8 | Население России. Народы России. | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о России как многонациональном государстве, о разнообразии народов, их традициях, вероисповедании. Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей | Называют некоторые народы, проживающие на территории России (до 4 названий). Рассказывают об обычаях своего народа, опираясь на сюжетные картинки и иллюстрации | Знакомятся с понятием «плотность населения». Перечисляют названия народов России (с опорой на таблицу). Показывают на карте места расселения отдельных народов (с опорой на политико-административную карту) | 28.09 |
9 | Промышленность-основа хозяйства, её отрасли | 1ч. | Формирование первоначальных представлений обучающихся о народном хозяйстве и основных отраслях народного хозяйства РФ. Закрепление и систематизация знаний о промышленных предприятиях своего края. Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе | Называют некоторые отрасли тяжелой и легкой промышленности (машиностроение, швейная промышленность, пищевая промышленность) с опорой на иллюстративный материал – схемы, рисунки. Составляют рассказ о видах промышленности по опорным словам и словосочетаниям. | Называют отрасли промышленности на основе иллюстративных материалов учебника. Называют, какую продукцию выпускают предприятия тяжелей промышленности, что такое легкая промышленность, какие отрасли относятся к пищевой промышленности. Показывают на карте крупнейшие промышленные города, заранее выделенные учителем. Называют основные отрасли промышленности своего края (с помощью учителя) | 02.10 |
10 | Сельское хозяйство, его отрасли | 1ч. | Формирование первоначальных представлений обучающихся о сельском хозяйстве РФ и его основных отраслях. Закрепление и систематизация знаний о сельскохозяйственных угодьях своего края и их использовании | Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство) с опорой на иллюстративный материал | Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство, лесоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство, рыболовство) с опорой на иллюстративный материал. Называют главную зерновую культуру нашей страны, устанавливают с помощью учителя причинно-следственные зависимости между климатом и развитием сельского хозяйства. Называют основные отрасли сельского хозяйства своего края (с помощью учителя) | 05.10 |
11 | Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России | 1ч. | Формирование представлений о транспортном сообщении на территории РФ, показ различия и значения грузовых и пассажирских перевозок. Формирование первоначальных представлений обучающихся об экономическом развитии Европейской и азиатской части России | Перечисляют виды транспорта. Называют транспорт, на котором перевозят людей и грузы. Рассказывают о транспорте своего города | Сравнивают экономическое развитие европейской и азиатской частей России с помощью учителя. Называют с опорой на иллюстративный материал основные отрасли промышленности и сельского хозяйства европейской и азиатской частей России | 09.10 |
Природные зоны России – 2 часов | |
12 | Размещение природных зон на территории России | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных условий России. Знакомство с названиями природных зон России. | Называть природные зоны России с помощью учителя (схемы, таблицы), находить и показывать на картинах/фотографиях разные природные зоны России | Характеризуют особенности климата природных зон России. Объясняют различие в климате в разных районах нашей страны | 12.10 |
13 | Карта природных зон России | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных условий России. Знакомство с названиями природных зон России и их географическим положением, картой природных зон России, условными цветами карты природных зон | Называют природные зоны, в которых расположена Россия (по карте природных зон), показывают на настенной карте (с помощью) | Называют природные зоны, в которых расположена Россия и показывают их на настенной карте. Объясняют зависимость размещения зон от климата. Условными цветами раскрашивают природные зоны в контурной карте | 16.10 |
Зона арктических пустынь – 5 часов | |
14 | Положение на карте | 1ч. | Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне арктических пустынь, ее географическом положении. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой | Называют общие особенности зоны арктических пустынь после объяснения учителя. Называют и показывают на настенной карте зону арктических пустынь. Перечисляют с опорой на карту моря Северного Ледовитого океана, показывают на карте | Показывают природную зону на настенной карте и отмечают на контурной карте. Называют и показывают на карте острова и моря Северного Ледовитого океана | 19.10 |
15 | Климат | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Знакомство с особенностями климата и природными явлениями изучаемой природной зоны | Описывают типичную зимнюю и летнюю погоду зоны арктических пустынь (с помощью учителя) | Рассказывают, какие факторы влияют на климат зоны арктических пустынь. По иллюстрации описывают полярный день и полярную ночь, арктическое лето | 23.10 |
16 | Растительный и животный мир | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Знакомство с основными представителями растительного и животного мира Арктики. Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру. Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе | Рассматривают и называют по иллюстрации растения и животных зоны арктических пустынь. Составляют рассказ об одном из представителей фауны Арктики по предложенным учителям предложениям | Называют типичных представителей животного и растительного мира зоны арктических пустынь (до 4 названий). Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между внешним видом, строением и образом жизни | 26.10 |
17 | Население и его основные занятия | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Формирование знаний обучающихся о занятиях населения в зоне арктических пустынь | По иллюстрации рассказывают, чем занимаются население в зоне арктических пустынь | Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и занятиями населения. Называют основные занятия ученых в Арктике. Называют, с помощью учителя, основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека | 09.11 |
18 | Северный морской путь | 1ч. | Продолжение формирования представления обучающихся о зоне арктических пустынь. Формирование элементарных представлений о развитии судоходства в морях Северного Ледовитого океана, омывающих территорию России | Показывают на карте северный морской путь (заранее обозначенный на карте). По иллюстрации рассказывают, какие грузы доставляют жителем крайнего севера по Северному морскому пути | Показывают на карте Северный морской путь. Рассказывают, для чего был проложен Северный морской путь. Отмечают на контурной карте крупные порты Арктики | 13.11 |
Зона тундры - 8 часов | |
19 | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о тундре. Знакомство с географическим положением зоны тундры. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте | Показывают на настенной карте зону тундры (с помощью). Закрашивают данную природную зону в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в тундре, используя помощь учителя | Показывают на карте природную зону тундры. Описывают географическое положение тундры (по плану) и отмечают ее на карте. Называют, с какими природными зонами граничит тундра, какие полезные ископаемые там добывают | 16.11 |
20 | Климат. Водоемы тундры | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о тундре. Знакомство с климатическими условиями и водоемами. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой | Называть типичные особенности климата тундры, указанные в учебнике. Рассказывают о климатических условиях тундры по плану и опорным словами (словосочетаниям). Показывают (заранее выделенные учителем) реки, протекающие по тундре | Называют, какой климат характерен для зоны тундры. Сравнивают зиму и лето своего края с зимой и летом зоны тундры. Обсуждают особенности климата тундры на основании материалов учебника. Анализируют особенности тундрово-глеевых почв. Называют реки, протекающие по зоне тундры, и показывают их на карте. Объясняют, почему в зоне тундры много болот | 20.11 |
21 | Растительный мир | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями растительного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны | Рассматривают на рисунке или гербарии растения. С опорой на иллюстрации или гербарий, называют характерные особенности растений тундры. По плану и опорным словами (словосочетаниям) рассказывают об одном из растений тундры | Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и внешним видом растений. Например, почему в зоне тундры не могут расти высокие деревья. Составляют рассказ, используя опорные слова, о том, как растения приспособились к суровым условиям тундры | 23.11 |
22 | Животный мир тундры | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями животного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны | По рисункам называют животных зоны тундры. Составляют рассказ о северном олене, используя предложенные учителем предложения. Называют животных зоны тундры (по рисункам с надписями) | Рассказывают, как животные приспособились к суровому климату тундры. Устанавливают с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и внешним видом и образом жизни животных | 27.11 |
23 | Хозяйство. Население и его основные занятия | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с хозяйством, населением тундры. Воспитание уважительного отношения к жителям коренных народов Севера | Составляют рассказ о занятиях населения Крайнего Севера, используя помощь учителя. С помощью иллюстраций называют основные занятия населения | Называют коренные народы (до 3 названий), проживающие в зоне тундры, их быт, обычаи. Традиции, основные занятия | 30.11 |
24 | Города: Мурманск, Нарьян-Мар | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с крупнейшими городами изучаемой природной зоны, их географическим положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой | Показывают на карте изучаемые города (заранее выделенные учителем), отмечают их на контурной карте (с помощью) | Составляют краткие характеристики городов по плану. Называют основные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов. Показывают города на карте и отмечают их на контурной карте | 04.12 |
25 | Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство школьников с крупнейшим городами изучаемой природной зоны, их географическим положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой | Показывают на карте изучаемые города (заранее выделенные учителем), отмечают их на контурной карте (с помощью) | Находят и показывают на карте города Салехард, Норильск, Анадырь. Рассказывают о городах по плану. Называют основные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов. Рассказывают об особенностях этих городов. Отмечают их на контурной карте | 07.12 |
26 | Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с экологическими проблемами Севера. Воспитание у обучающихся бережного отношения к природе своей страны | Показывают заповедники зоны тундры (заранее выделенные учителем) на карте России | Устанавливают с помощью учителя причины экологических проблем. Находят на карте заповедники зоны тундры, рассказывают о них, опираясь на таблицы, иллюстрации | 11.12 |
Лесная зона – 18 часов |
27 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые | 1ч. | Формирование представлений о зоне лесов как о самой большой по площади природной зоне России. Знакомство с географическим положением, особенностями рельефа и полезными ископаемыми изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам | Показывают на карте природных зон России лесную зону. На карте природных зон называют, каким цветом обозначена лесная зона. Обозначают ее в контурной карте (с помощью). Составляют рассказ о рельефе лесной зоны из предложенных учителем предложений | По плану дают характеристику географического положения лесной зоны. Наносят ее на контурную карту (с помощью учителя). Используя физическую карту России, рассказывают об особенностях рельефа лесной зоны по плану с помощью учителя | 14.12 |
28 | Климат | 1ч. | Формирование представлений о зоне лесов. Знакомство с особенностями климата лесной зоны | Называют, в каком поясе освещенности расположена лесная зона (с опорой на схему). Называют основные характеристики погоды в разные времена года (лето, осень. весна, зима) | Рассказывают по схеме, какое влияние на климат европейской части лесной зоны оказывают влажные и теплые ветры с Атлантического океана. Сравнивают климат европейской части лесной зоны с азиатской. На контурной карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления ветров с Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океана | 18.12 |
29 | Реки, озера, каналы | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с водоемами изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам | Показывают реки и озёра (заранее выделенные учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны, по опорным словам, и словосочетаниям | Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской и азиатской частях лесной зоны. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны (по плану) | 21.12 |
30 | Растительный мир. Хвойные леса (тайга) | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о растительном мире лесной зоны. Закрепление и расширение представлений о влиянии климата на растительный мир. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны. | Называют хвойные деревья. Описывают одно из хвойных деревьев по плану. Выписывают в тетрадь породы деревьев европейской и азиатской частей тайги. Показывают на карте зону лесов | Показывают хвойные леса на карте с помощью учителя | 25.12 |
31 | Смешанные и лиственные леса | 1ч. | Закрепление и расширение представлений о влияние климата на растительный мир. Повторение и обобщение знаний обучающихся о растительности смешанных и лиственных лесов. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны | Называют по рисунку растения смешанных лесов. Называют лиственные деревья. Описывают одно из лиственных деревьев по плану. Показывают на карте зону лесов | Проводят на контурной карте примерную границу смешанных лесов с помощью учителя. Сравнивают смешанные (лиственные) леса и тайгу по плану. Составляют рассказ об уссурийской тайге | 28.12 |
32 | Животный мир | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с животным миром лесной зоны. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны | Называют животных и птиц лесной зоны (до 5 названий). Узнают на рисунках животных лесной зоны. Составляют рассказ об одном из животных лесной зоны, используя помощь учителя | Рассказывают о многообразии животных лесной зоны: хищные, травоядные, всеядные. Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ об одном из животных лесной зоны по плану. Называют животных, которые занесены в Красную книгу | 11.01 |
33 | Пушные звери | 1ч. | Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с пушными зверями лесной зоны. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны | Называют пушных зверей (до 3 названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об одном пушном звере (с помощью опорных слов) | Объясняют, каких зверей называют пушными. Называют пушных зверей (до 5 названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об одном пушном звере по плану | 15.01 |
34 | Значение леса | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Повторение, систематизация и обобщение знаний о значении леса | Готовят схему о значении леса в жизни человека, используя помощь учителя | Рассказывают о значении леса в жизни людей. Готовят схему о значении леса в жизни человека. Повторяют правила поведения в лесу | 18.01 |
35 | Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Центральной России. Расширение представлений обучающихся о народном хозяйстве РФ | Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку называют товары, выпускаемы промышленными предприятиями Центральной России | Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный материал. Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве Центральной России по плану | 22.01 |
36 | Города Центральной России | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны. Расширение и закрепление знаний о столице России. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте | Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Москве по предложенным учителем предложениям | Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России. Составляют рассказ об одном из городов Центральной России по плану | 25.01 |
37 | Особенности развития хозяйства Северо-Западной России | 1ч. | Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Северо-Западной России. Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ | Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку называют товары, выпускаемые промышленными предприятиями Северо-Западной России | Определяют географическое положение Северно-Западной России по карте с помощью учителя. Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный материал. Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве по плану | 29.01 |
38 | Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте | Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Северо-Западной России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Санкт-Петербурге по предложенным учителем предложениям | Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану | 01.02 |
39 | Города Северо-Западной России: Новгород, Псков, Калининград | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте | Отмечают на контурной карте крупные города Северо-Западной России, используя помощь учителя. Составляют рассказ об одном из городов по предложенным учителем предложениям | Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану | 05.02 |
40 | Западная Сибирь | 1ч. | Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство школьников с промышленностью Западной Сибири. Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой | Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в Западной Сибири. Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с помощью учителя) | Определяют географическое положение Западной Сибири по карте (с помощью учителя). Называют полезные ископаемые, которые добывают в этом регионе. Показывают на карте крупнейшие месторождения | 08.02 |
41 | Восточная Сибирь | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с промышленностью Восточной Сибири. Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте | Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в Восточной Сибири. Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с помощью учителя) | Определяют географическое положение Восточной Сибири по карте с помощью учителя. Называют основные природные богатства Восточной Сибири. Рассказывают, как люди используют реки Восточной Сибири. Называют ведущие отрасли промышленности | 12.02 |
42 | Дальний Восток | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с основными отраслями промышленности Дальнего Востока. Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ | Находят на физической карте России Дальний Восток (с помощью). Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые (с помощью учителя) | Находят на физической карте России Дальний Восток. Определяют географическое положение восточной Сибири по карте с помощью учителя. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на Дальнем Востоке, показывают на карте крупнейшие месторождения. Называют ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства | 15.02 |
43 | Заповедники и заказники лесной зоны | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Расширение представлений обучающихся об охране природы в лесной зоне. Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой | Составляют рассказ о правилах поведения в лесу, используя помощь учителя. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия (с помощью учителя) | Устанавливает причинно-следственные зависимости между деятельностью человека и необходимостью охраны природы. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия с помощью учителя | 19.02 |
44 | Обобщающий урок по лесной зоне | 1ч. | Обобщение представлений обучающихся о лесной зоне России. Воспитание бережного и рационального использования природных богатств России. Формирование умений работать в малых группах при выполнении заданий | Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне | Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне. Показывают изученные объекты на физической карте и карте природных зон | 22.02 |
Степная зона– 8 ч. |
45 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки | 1ч. | Формирование первоначального представления обучающихся о зоне степей. Знакомство с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми и водоемами степной зоны. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой, картами | Показывают на карте «Природные зоны России» зону степей. Показывают месторождения полезных ископаемых и реки степей (с помощью учителя). Подписывают их названия в контурной карте | Называют основные признаки степей. Дают краткую характеристику географического положения зоны степей. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в зоне степей. Характеризируют климатические условия степной зоны. Показывают на карте «Природные зоны России» и обозначают зону степей на контурной карте | 26.02 |
46 | Растительный мир | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство школьников с растительным миром степной зоны и его особенностями. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны | По рисунку называют растения степной зоны. Выписывают их в тетрадь, рассказывают о растениях степей по плану, используя помощь учителя | Называют некоторые растения зоны степей. С помощью учителя выделяют причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями растительного мира. Обсуждают приспособление растений к условиям существования, формулируют выводы. Рассказывают о растениях по плану. | 29.02 |
47 | Животный мир | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с животным миром степной зоны и его особенностями. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны | По рисунку называют животных степей. Составляют рассказ о растениях степей по плану, используя помощь учителя | Называют некоторых животных зоны степей (до 4) с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ об одном из животных зоны степей по плану. Рассказывают, как животные приспособились к жизни в степях | 04.03 |
48 | Хозяйство. Население и его основные занятия | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с населением изучаемой природной зоны и его занятиями. | По рисунку перечисляют занятия населения степной зоны. Составляют рассказ о сельскохозяйственных культурах, которые выращивают в степной зоне, используя помощь учителя | Перечисляют основные занятия населения. Называют отрасли промышленности, развитые в зоне степей. С помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и хозяйственной деятельностью человека. Рассказывают о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в степях | 07.03 |
49 | Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск | 1ч. | Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с крупными городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой | Находят и показывают на карте степную и лесостепную зоны (с помощью). Записывают названия крупных городов степной зоны в тетрадь. Составляют рассказ о городах по предложенным учителем предложениям | Показывают на карте степную зону. Перечисляют крупные города и отмечают их в контурной карте. Рассказывают о городах степей по плану | 11.03 |
50 | Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с крупными городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой | Показывают на настенной карте крупные города степной зоны, расположенные на Волге (с помощью). Составляют рассказ об одном из городов с опорой на план и иллюстрации | Показывают на карте степную зону. Находят на настенной карте города степной зоны, расположенные на берегах Волги, отмечают их в контурной карте. Рассказывают о городах степей по плану | 14.03 |
51 | Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар | 1ч. | Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с крупными городами. Совершенствование навыков показа географических объектов на карте, навыки работы с контурной картой | Показывают на настенной карте крупные города степной зоны (с помощью) Составляют рассказ об одном из городов по плану и предложенных учителем предложений | Называют города-миллионеры степной зоны. Находят изучаемые города на настенной карте. Рассказывают о городах по плану. Подписывают названия городов в контурной карте | 18.03 |
52 | Охрана природы степной зоны | 1ч. | Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в степной зоне и способах их решения. Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны | По схеме называют экологические проблемы зоны степей. На контурной карте отмечают заповедники степной зоны, используя помощь учителя | Рассказывают, какая опасность угрожает животным степной зоны. Показывают на карте заповедники степной зоны и отмечают их в контурной карте | 21.03 |
Зона полупустынь и пустынь – 7 часов |
53 | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые | 1ч. | Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне полупустынь и пустынь. Знакомство с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми зоны пустынь | Показывают на карте природных зон России зону пустынь и полупустынь. Закрашивают в контурной карте зону пустынь и полупустынь. Показывают на карте по условным знакам полезные ископаемые, которые добывают в пустыне | Называют основные признаки пустынь. Показывают зону пустынь на настенной карте и отмечают ее в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в пустынях и полупустынях | 01.04 |
54 | Климат. Реки | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с особенностями климата и реками изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной, контурной картами | Показывают на карте природные зоны пустыни и полупустыни. Называют основные особенности климата пустынь с опорой на схему (климат сухой и жаркий) Показывают реки зоны пустынь и полупустынь, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте. Составляют рассказ о реках пустыни по плану, используя помощь учителя | Характеризуют климатические условия зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют реки зоны пустынь и отмечают их в контурной карте | 04.04 |
55 | Растительный мир | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с особенностями растительного мира изучаемой природной зоны | По иллюстрациям называют растения зоны пустынь. Составляют рассказ о любом растение по опорным словам и словосочетаниям | Называют растения пустынь и полупустынь с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями растительного мира. Рассказывают как растения зоны пустынь и полупустынь приспособились к засушливому климату. Рассказывают о растениях по плану | 08.04 |
56 | Животный мир | 1ч. | Продолжение формирование представлений обучающихся об особенностях природы зоны пустынь и полупустынь. Воспитание бережного отношения к миру природы | По иллюстрациям называют животных зоны пустынь. Составляют рассказ о верблюде по опорным словам и словосочетаниям | Называют животных пустынь и полупустынь с помощью учителя. Устанавливают причинно-следственные зависимости между растительным и животным миром. Рассказывают как животные приспособились к жизни в полупустыне и пустыне. Описывают животных зоны пустынь. Составляют рассказ о животных зоны пустынь и полупустынь | 11.04 |
57 | Хозяйство. Население и его основные занятия | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство школьников с населением и его основными занятиями. Воспитание уважительного отношения к людям других национальностей, их обычаям и традиция | Показывают на карте зону пустынь и полупустынь с опорой на иллюстрации, называют основные занятия жителей зоны пустынь и полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь, используя помощь учителя | Называют основные занятия населения зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют отрасли сельского хозяйства полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь (территории между Волгой и Ахтубой, побережья Каспийского моря) по плану | 15.04 |
58 | Города зоны полупустынь и пустынь | 1ч. | Продолжение формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с крупными городами изучаемой природной зоны. Совершенствование навыков работы с настенной и контурной картами | На настенной карте показывают города зоны пустынь и полупустынь, используя помощь учителя. Выписывают названия крупнейших городов в тетрадь | Показывают зоны пустынь и полупустынь на карте природных зон. Показывают на карте города Астрахань и Элиста, отмечают их на контурной карте. Рассказывают о городах зоны пустынь и полупустынь по плану | 18.04 |
59 | Охрана природы зоны пустынь и полупустынь. | 1ч. | Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в зоны пустынь и полупустынь и способах их решения. Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны | По схеме называют экологические проблемы зоны пустынь и полупустынь. Показывают зону пустынь и полупустынь на карте. Рассказывают о зоне пустынь и полупустынь по опорным словам | Описывают географическое положение зоны пустынь и полупустынь по плану и карте, называют характерные признаки климата, занятия населения, крупные города. Называют экологические проблемы зоны пустынь и полупустынь. Показывают зону пустынь и полупустынь и изученные географические объекты на карте | 22.04 |
Зона субтропиков – 4 часа |
60 | Положение на карте | 1ч. | Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне субтропиков. Знакомство с географическим положением природной зоны, климатом, особенностями растительного и животного мира сухих и влажных субтропиков. Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны | Показывают на карте природных зон России зону субтропиков (с помощью). По рисункам называют растения и животных субтропиков. Составляют рассказ об одном из растений/ животных по плану с помощью учителя | Показывают на карте природных зон России зону субтропиков. Отмечают ее на контурной карте с помощью учителя. Характеризуют климатические условия влажных и сухих субтропиков. Называют дикорастущие и культурные растения субтропиков. Рассказывают об одном из растений/животных зоны субтропиков по плану | 25.04 |
61 | Курортное хозяйство. Население и его основные занятия | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о зоне субтропиков. Знакомство с населением и его основными занятиями. Формирование элементарных представлений о курортном хозяйстве и его развитии на Черноморском побережье Кавказа и на южном берегу Крыма | По рисункам называют занятия населения в субтропиках с помощью учителя. Находят на карте города - курорты на побережье Черного моря, заранее выделенные учителем | Называют культурные растения, которые выращивают в субтропиках. Перечисляют занятия населения данной природной зоны. Находят на карте крупные курортные города субтропиков и отмечают их в контурной карте | 02.05 |
62 | Города зоны влажных субтропиков (Сочи, Анапа, Геленджик). | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о зоне субтропиков. Знакомство школьников с городами. Продолжение формирования навыков работы с настенной картой | Находят на карте (заранее выделенные учителем) города курорты на побережье Черного моря. Обозначают города на контурной карте, принимая помощь учителя | Называют города на побережье Черного моря. Находят изучаемые города на настенной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия городов в контурной карте | 06.05 |
63 | Города зоны сухих субтропиков (Ялта, Севастополь) | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о зоне субтропиков. Знакомство школьников с городами | Находят на карте города - курорты на побережье Черного моря (заранее выделенные учителем). Обозначают города на контурной карте, принимая помощь учителя | Называют города на побережье Черного моря. Находят изучаемые города на настенной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия городов в контурной карте | 13.05 |
Высотная поясность в горах – 3 часа |
64 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат | 1ч. | Продолжение формирования представлений обучающихся о природных зонах РФ. Знакомство с областью высотной поясности, ее положением на карте, поверхностью, полезными ископаемыми, особенностями климата | Показывают горы России (заранее выделенные учителем). С опорой на иллюстрации называют животных высотной поясности. Используя карту, называют горы России | Показывают на карте горы России. Называют животных, которые обитают в горах. Обозначают горы на контурной карте | 16.05 |
65 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о высотной поясности. Знакомство школьников с Кавказскими горами, природой, населением, хозяйством. Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, их обычаям и традициям | Показывают горы на карте с помощью учителя.По иллюстрациям, с помощью опорных слова и словосочетаний, рассказывают о природе Кавказа. Показывают и называют по условным знакам крупные месторождения полезных ископаемых (нефть) | Рассказывают о природе Кавказа.Перечисляют, с опорой на карту, полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе. Называют отрасли сельского хозяйства, которые развиты в предгорьях Кавказа с опорой на схему/иллюстрации. Составляют по плану рассказ о занятиях горцев, опираясь на текст учебника | 20.05 |
66 | Города и экологические проблемы Урала | 1ч. | Формирование представлений обучающихся о высотной поясности. Расширение представлений о городах РФ. Знакомство обучающихся с природой Уральских гор, крупными промышленными городами Урала. Совершенствование навыков работы с настенной, настольной, контурной картами | Показывают на карте Уральские горы, используя помощь учителя. Составляют рассказ о природных богатствах Урала по предложенным учителем предложениям | Находят на физической карте России Уральские горы. Показывают месторождения полезных ископаемых. Рассказывают о природных богатствах края. Перечисляют, что выпускают предприятия тяжелой промышленности Урала с опорой на схему/иллюстрацию. Показывают на карте крупные города и отмечают их на контурной карте | 23.05 |