СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 7 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ З. Ф. Хафизова

«___»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.





СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей

естественно-гуманитарного цикла

и узких специалистов

__________ Г. И. Климачева

«___»__________20____ г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы

протокол № ___ от «___»___20__ г.



Рабочая программа

учебного предмета «География»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(лёгкой, умеренной, тяжёлой умственной отсталостью)

7 класс

срок реализации программы 1 год





Автор-составитель программы:

Р. Я. Хисаева, учитель биологии



2023/2024 учебный год

г. Белебей

ОГЛАВЛЕНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11

V. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………...36



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».

Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачи обучения:

  • формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

  • формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

  • формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;

  • формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе определяет следующие задачи:

  • формирование элементарных, но научных и систематических сведений о природе, населении, хозяйстве России;

  • знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечательностями разных уголков нашей Родины.

  • знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.

Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.

На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч

П. Природные зоны России — 57 ч.

Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.

Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению отдельных природных зон.

В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.

На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России). При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на федеральные округа.


Содержание разделов

№ п\п

Тема (раздел)

Количество часов

на изучение

Контрольные работы

1

Особенности природы и хозяйства России

11

1

2

Природные зоны России

2

1

3

Зона арктических пустынь

5

1

4

Зона тундры

8

1

5

Лесная зона

18

1

6

Зона степей

8

1

7

Зона пустынь и полупустынь

7

1

8

Зона субтропиков

4

1

9

Высотная поясность в горах

3

1


Итого

66

9


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, ценностям многонационального российского общества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению.

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);

  • формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и рационального использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;

  • понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты;

  • показывать на карте (с помощью вспомогательных средств – генерализация линий рек, пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе;

  • определять направления на карте с опорой на вспомогательные средства;

  • показывать границы России на физической карте РФ;

  • показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту;

  • принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;

  • делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под руководством учителя;

  • выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя;

  • использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень:

  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом;

  • показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе;

  • устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя;

  • сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

  • находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию;

  • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

  • ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;

  • понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;

  • соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • классифицирует объекты на группы по существенным признакам;

  • дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;

  • правильно устанавливает причинно-следственные связи.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

  • ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;

  • дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;

  • не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

  • испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;

  • дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,

  • материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;

  • испытывает трудности при классификации объектов на группы;

  • самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.

Оценка «2» - не ставится.




  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Тема урока

Кол-во
часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Дата проведения урока

планируемая

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Особенности природы и хозяйства России- 11часов

1

Географическое положение России на карте мира

1ч.

Формирование у обучающихся представлений географическом положении РФ на карте мира. Повторение условных обозначениях морских и сухопутных границ, государственные символы РФ.

Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте

Показывают границу России на настенной карте, используя помощь учителя. Составляют рассказ о географическом положении России по плану и опорным предложениям

Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке расположено наше государство. Показывают границу России, обозначают ее на контурной карте. Называют моря, по которым проходит государственная граница. Определяют по политической карте государства, граничащие с Россией

04.09

2

Европейская и азиатская части России


1ч.

Продолжение формирования представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями экономических районов Европейской и азиатской частей РФ.

Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе

Показывают (заранее обозначенную учителем) условную границу между Европой и Азией.  Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части России. Находят на карте России свой город (с помощью)

Показывают на карте территорию России. Называют, где проходит условная граница, заранее обозначенная учителем, между Европой и Азией. Показывают европейскую и азиатскую часть. Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части России. Находят на карте России свой город. Определяют, в какой части страны они живут

07.09

3

Административное деление России


1ч.

Продолжение формирования представлений о географическом положении России, обширности ее территории.

Знакомство с названиями наиболее крупных областей Европейской и азиатской части РФ.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о государственном устройстве РФ

Называют нашу страну. Знакомятся с названиями наиболее крупных административно-территориальных единиц (области, республики) европейской и азиатской частей РФ, показывают на настенной карте (с помощью учителя)


Находят на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Показывают крупные административно-территориальные единицы (области, республики), дают характеристику географического положения (по плану), показывают на карте

11.09

4

Разнообразие рельефа


1ч.

Продолжение знакомства с формами рельефа РФ. Повторение условных цветов физической карты. Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте

Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на территории России (с помощью). Составляют по плану краткую характеристику географического положения объекта, выделенного в учебнике, жирным шрифтом и наносят его на карту, используя помощь учителя

Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на территории России. Описывают географическое положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья. Называют горы России, показывают их на физической карте России. Наносят на контурную карту, выделенные в тексте жирным шрифтом географические объекты

14.09

5

Полезные ископаемые, их основные месторождения

1ч.

Повторение и закрепление знаний о полезных ископаемых, способах их добычи, рациональном использовании. Формирование представлений о богатстве недр страны

Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых России (с помощью). Составляют рассказ о бережном отношении к природным ресурсам по опорным словам и словосочетаниям

Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают на настенной карте крупнейшие месторождения нефти и газа. Наносят на контурную карту крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Рассказывают, почему необходимо бережно относиться к природным ресурсам

18.09

6

Климат России


1ч.

Повторение и закрепление знаний о поясах освещенности, климате, погоде. Формирование представлений о климате разных частей РФ

По схеме перечисляют пояса освещенности. По плану и опорным предложениям рассказывают о климате своей местности.


Называют, какие факторы влияют на климат, почему на территории России находится несколько климатических поясов. Рассказывают о климате европейской части России, Сибири и Дальнего Востока

21.09

7

Водные ресурсы России, их использование.

1ч.

Повторение и закрепление знаний о водоемах, их условном изображении на физической карте, использовании воды в народном хозяйстве, охране рек и озер. Продолжить формировать понятия о крупнейших реках и озерах РФ. Продолжить формирование навыков правильного показа географических объектов на карте.

Закрепление и систематизация знаний о водоемах своего края

Находят в словаре и зачитывают определение, что такое водные ресурсы. Называют (заранее выделенные учителем) и показывают крупные реки  и отмечают их на контурной  карте. Рассказывают как люди используют водоемы по предложенным учителем предложениям

Называют и показывают на карте реки и озера России, указанные в учебнике. Рассказывают об использовании водных ресурсов по плану. Обсуждают возможности хозяйственного использования рек

25.09

8

Население России. Народы России.


1ч.

Формирование представлений обучающихся о России как многонациональном государстве, о разнообразии народов, их традициях, вероисповедании.

Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей

Называют некоторые народы, проживающие на территории России (до 4 названий). Рассказывают об обычаях своего народа, опираясь на сюжетные картинки и иллюстрации

Знакомятся с понятием «плотность населения». Перечисляют названия народов России (с опорой на таблицу). Показывают на карте места расселения отдельных народов (с опорой на политико-административную карту)

28.09

9

Промышленность-основа хозяйства, её отрасли

1ч.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о народном хозяйстве и основных отраслях народного хозяйства РФ. Закрепление и систематизация знаний о промышленных предприятиях своего края.

Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе

Называют некоторые отрасли тяжелой и легкой промышленности (машиностроение, швейная промышленность, пищевая промышленность) с опорой на иллюстративный материал – схемы, рисунки.

Составляют рассказ о видах промышленности по опорным словам и словосочетаниям.


Называют отрасли промышленности на основе иллюстративных материалов учебника. Называют, какую продукцию выпускают предприятия тяжелей промышленности, что такое легкая промышленность, какие отрасли относятся к пищевой промышленности.

Показывают на карте крупнейшие промышленные города, заранее выделенные учителем.

Называют основные отрасли промышленности своего края (с помощью учителя)

02.10

10

Сельское хозяйство, его отрасли


1ч.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о сельском хозяйстве РФ и его основных отраслях. Закрепление и систематизация знаний о сельскохозяйственных угодьях своего края и их использовании

Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство) с опорой на иллюстративный материал


Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство, лесоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство, рыболовство)

с опорой на иллюстративный материал.

Называют главную зерновую культуру нашей страны, устанавливают с помощью учителя причинно-следственные зависимости между климатом и развитием сельского хозяйства.

Называют основные отрасли сельского хозяйства своего края (с помощью учителя)

05.10

11

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России

1ч.

Формирование представлений о транспортном сообщении на территории РФ, показ различия и значения грузовых и пассажирских перевозок. Формирование первоначальных представлений обучающихся об экономическом развитии Европейской и азиатской части России


Перечисляют виды транспорта. Называют транспорт, на котором перевозят людей и грузы. Рассказывают о транспорте своего города

Сравнивают экономическое развитие европейской и азиатской частей России с помощью учителя.

Называют с опорой на иллюстративный материал основные отрасли промышленности и сельского хозяйства европейской и азиатской частей России

09.10

Природные зоны России – 2 часов


12

Размещение природных зон на территории России


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных условий России. Знакомство с названиями природных зон России.

Называть природные зоны России с помощью учителя (схемы, таблицы), находить и показывать на картинах/фотографиях разные природные зоны России

Характеризуют особенности климата природных зон России. Объясняют различие в климате в разных районах нашей страны

12.10

13

Карта природных зон России


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных условий России. Знакомство с названиями природных зон России и их географическим положением, картой природных зон России, условными цветами карты природных зон

Называют природные зоны, в которых расположена Россия (по карте природных зон), показывают на настенной карте (с помощью)

Называют природные зоны, в которых расположена Россия и показывают их на настенной карте. Объясняют зависимость размещения зон от климата. Условными цветами раскрашивают природные зоны в контурной карте

16.10

Зона арктических пустынь – 5 часов


14

Положение на карте


1ч.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне арктических пустынь, ее географическом положении. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Называют общие особенности зоны арктических пустынь после объяснения учителя. Называют и показывают на настенной карте зону арктических пустынь. Перечисляют с опорой на карту моря Северного Ледовитого океана, показывают на карте

Показывают природную зону на настенной карте и отмечают на контурной карте.

Называют и показывают на карте острова и моря Северного Ледовитого океана

19.10

15

Климат


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Знакомство с особенностями климата и природными явлениями изучаемой природной зоны


Описывают типичную зимнюю и летнюю погоду зоны арктических пустынь (с помощью учителя)

Рассказывают, какие факторы влияют на климат зоны арктических пустынь. По иллюстрации описывают полярный день и полярную ночь, арктическое лето

23.10

16

Растительный и животный мир


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Знакомство с основными представителями растительного и животного мира Арктики. Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.

Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе

Рассматривают и называют по

иллюстрации растения и животных зоны арктических пустынь. Составляют рассказ об одном из представителей фауны Арктики по предложенным учителям предложениям


Называют типичных представителей животного и растительного мира зоны арктических пустынь (до 4 названий). Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между внешним видом, строением и образом жизни

26.10

17

Население и его основные занятия


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Формирование знаний обучающихся о занятиях населения в зоне арктических пустынь


По иллюстрации рассказывают, чем занимаются население в зоне арктических пустынь

Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и занятиями населения. Называют основные занятия ученых в Арктике. Называют, с помощью учителя, основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека

09.11

18

Северный морской путь


1ч.

Продолжение формирования представления обучающихся о зоне арктических пустынь. Формирование элементарных представлений о развитии судоходства в морях Северного Ледовитого океана, омывающих территорию России

Показывают на карте северный морской путь (заранее обозначенный на карте). По иллюстрации рассказывают, какие грузы доставляют жителем крайнего севера по Северному морскому пути

Показывают на карте Северный морской путь. Рассказывают, для чего был проложен Северный морской путь. Отмечают на контурной карте крупные порты Арктики

13.11

Зона тундры - 8 часов


19

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые


1ч.

Формирование представлений обучающихся о тундре.

Знакомство с географическим положением зоны тундры.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте

Показывают на настенной карте зону тундры (с помощью). Закрашивают данную природную зону в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в тундре, используя помощь учителя

Показывают на карте природную зону тундры. Описывают географическое положение тундры (по плану) и отмечают ее на карте. Называют, с какими природными зонами граничит тундра, какие полезные ископаемые там добывают

16.11

20

Климат. Водоемы тундры


1ч.

Формирование представлений обучающихся о тундре. Знакомство с климатическими условиями и водоемами. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Называть типичные особенности климата тундры, указанные в учебнике. Рассказывают о климатических условиях тундры по плану и опорным словами (словосочетаниям). Показывают (заранее выделенные учителем) реки, протекающие по тундре

Называют, какой климат характерен для зоны тундры. Сравнивают зиму и лето своего края с зимой и летом зоны тундры. Обсуждают особенности климата тундры на основании материалов учебника. Анализируют особенности тундрово-глеевых почв. Называют реки, протекающие по зоне тундры, и показывают их на карте. Объясняют, почему в зоне тундры много болот

20.11

21

Растительный мир


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями растительного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны


Рассматривают на рисунке или гербарии растения. С опорой на иллюстрации или гербарий, называют характерные особенности растений тундры.

По плану и опорным словами (словосочетаниям) рассказывают об одном из растений тундры

Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и внешним видом растений. Например, почему в зоне тундры не могут расти высокие деревья. Составляют рассказ, используя опорные слова, о том, как растения приспособились к суровым условиям тундры

23.11

22

Животный мир тундры


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями животного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны

По рисункам называют животных зоны тундры. Составляют рассказ о северном олене, используя предложенные учителем предложения. Называют животных зоны тундры (по рисункам с надписями)

Рассказывают, как животные приспособились к суровому климату тундры. Устанавливают с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и внешним видом и образом жизни животных

27.11

23

Хозяйство. Население и его основные занятия


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с хозяйством, населением тундры.

Воспитание уважительного отношения к жителям коренных народов Севера

Составляют рассказ о занятиях населения Крайнего Севера, используя помощь учителя. С помощью иллюстраций называют основные занятия населения

Называют коренные народы (до 3 названий), проживающие в зоне тундры, их быт, обычаи. Традиции, основные занятия

30.11

24

Города: Мурманск, Нарьян-Мар


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с крупнейшими городами изучаемой природной зоны, их географическим положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Показывают на карте изучаемые города (заранее выделенные учителем), отмечают их на контурной карте (с помощью)

Составляют краткие характеристики городов по плану. Называют основные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов. Показывают города на карте и отмечают их на контурной карте

04.12

25

Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство школьников с крупнейшим городами изучаемой природной зоны, их географическим положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Показывают на карте изучаемые города (заранее выделенные учителем), отмечают их на контурной карте (с помощью)

Находят и показывают на карте города Салехард, Норильск, Анадырь. Рассказывают о городах по плану. Называют основные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов. Рассказывают об особенностях этих городов. Отмечают их на контурной карте

07.12

26

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с экологическими проблемами Севера. Воспитание у обучающихся бережного отношения к природе своей страны

Показывают заповедники зоны тундры (заранее выделенные учителем) на карте России

Устанавливают с помощью учителя причины экологических проблем. Находят на карте заповедники зоны тундры, рассказывают о них, опираясь на таблицы, иллюстрации

11.12

Лесная зона – 18 часов

27

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые


1ч.

Формирование представлений о зоне лесов как о самой большой по площади природной зоне России. Знакомство с географическим положением, особенностями рельефа и полезными ископаемыми изучаемой природной зоны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте.

Воспитание бережного отношения к природным ресурсам

Показывают на карте природных зон России лесную зону. На карте природных зон называют, каким цветом обозначена лесная зона. Обозначают ее в контурной карте (с помощью). Составляют рассказ о рельефе лесной зоны из предложенных учителем предложений

По плану дают характеристику географического положения лесной зоны. Наносят ее на контурную карту (с помощью учителя). Используя физическую карту России, рассказывают об особенностях рельефа лесной зоны по плану с помощью учителя

14.12

28

Климат

1ч.

Формирование представлений о зоне лесов. Знакомство с особенностями климата лесной зоны

Называют, в каком поясе освещенности расположена лесная зона (с опорой на схему). Называют основные характеристики погоды в разные времена года (лето, осень. весна, зима)

Рассказывают по схеме, какое влияние на климат европейской части лесной зоны оказывают влажные и теплые ветры с Атлантического океана. Сравнивают климат европейской части лесной зоны с азиатской. На контурной карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления ветров с Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океана

18.12

29

Реки, озера, каналы


1ч.

Формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с водоемами изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам

Показывают реки и озёра (заранее выделенные учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны, по опорным словам, и словосочетаниям

Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской и азиатской частях лесной зоны. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны (по плану)

21.12

30

Растительный мир. Хвойные леса (тайга)


1ч.

Формирование представлений обучающихся о растительном мире лесной зоны. Закрепление и расширение представлений о влиянии климата на растительный мир.

Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны.

Называют хвойные деревья. Описывают одно из хвойных деревьев по плану. Выписывают в тетрадь породы деревьев европейской и азиатской частей тайги.

Показывают на карте зону лесов

Показывают хвойные леса на карте с помощью учителя

25.12

31

Смешанные и лиственные леса


1ч.

Закрепление и расширение представлений о влияние климата на растительный мир. Повторение и обобщение знаний обучающихся о растительности смешанных и лиственных лесов.

Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны

Называют по рисунку растения смешанных лесов.

Называют лиственные деревья. Описывают одно из лиственных деревьев по плану.

Показывают на карте зону лесов

Проводят на контурной карте примерную границу смешанных лесов с помощью учителя. Сравнивают смешанные (лиственные) леса и тайгу по плану. Составляют рассказ об уссурийской тайге

28.12

32

Животный мир


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с животным миром лесной зоны.

Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны

Называют животных и птиц лесной зоны (до 5 названий). Узнают на рисунках животных лесной зоны. Составляют рассказ об одном из животных лесной зоны, используя помощь учителя

Рассказывают о многообразии животных лесной зоны: хищные, травоядные, всеядные. Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ об одном из животных лесной зоны по плану. Называют животных, которые занесены в Красную книгу


11.01

33

Пушные звери


1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с пушными зверями лесной зоны. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны

Называют пушных зверей (до 3 названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об одном пушном звере (с помощью опорных слов)

Объясняют, каких зверей называют пушными. Называют пушных зверей (до 5 названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об одном пушном звере по плану

15.01

34

Значение леса


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Повторение, систематизация и обобщение знаний о значении леса

Готовят схему о значении леса в жизни человека, используя помощь учителя

Рассказывают о значении леса в жизни людей. Готовят схему о значении леса в жизни человека. Повторяют правила поведения в лесу

18.01

35

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Центральной России.

Расширение представлений обучающихся о народном хозяйстве РФ

Выписывают в тетрадь

ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку называют товары, выпускаемы промышленными предприятиями Центральной России

Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный материал.

Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве Центральной России по плану


22.01

36

Города Центральной России


1ч.

Формирование представлений обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны.

Расширение и закрепление знаний о столице России.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Москве по предложенным учителем предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России. Составляют рассказ об одном из городов Центральной России по плану

25.01

37

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России


1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Северо-Западной России. Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ

Выписывают в тетрадь

ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку называют товары, выпускаемые промышленными предприятиями Северо-Западной России

Определяют географическое положение Северно-Западной России по карте с помощью учителя. Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный материал. Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве по плану

29.01

38

Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск

1ч.

Формирование представлений обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Северо-Западной России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Санкт-Петербурге по предложенным учителем предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану


01.02

39

Города Северо-Западной России: Новгород, Псков, Калининград


1ч.

Формирование представлений обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте

Отмечают на контурной карте крупные города Северо-Западной России, используя помощь учителя. Составляют рассказ об одном из городов по предложенным учителем предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану


05.02

40

Западная Сибирь


1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство школьников с промышленностью Западной Сибири.

Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Выписывают в тетрадь

ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в Западной Сибири. Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с помощью учителя)

Определяют географическое положение Западной Сибири по карте (с помощью учителя).

Называют полезные ископаемые, которые добывают в этом регионе. Показывают на карте крупнейшие месторождения


08.02

41

Восточная Сибирь


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство с промышленностью Восточной Сибири.

Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте

Выписывают в тетрадь

ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в Восточной Сибири.

Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с помощью учителя)

Определяют географическое положение Восточной Сибири по карте с помощью учителя. Называют основные природные богатства Восточной Сибири. Рассказывают, как люди используют реки Восточной Сибири.

Называют ведущие отрасли промышленности

12.02

42

Дальний Восток



1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство с основными отраслями промышленности Дальнего Востока.

Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ

Находят на физической карте России Дальний Восток (с помощью). Выписывают в тетрадь

ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые (с помощью учителя)

Находят на физической карте России Дальний Восток. Определяют географическое положение восточной Сибири по карте с помощью учителя. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на Дальнем Востоке, показывают на карте крупнейшие месторождения.

Называют ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства

15.02

43

Заповедники и заказники лесной зоны


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне.

Расширение представлений обучающихся об охране природы в лесной зоне.

Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Составляют рассказ о правилах поведения в лесу, используя помощь учителя. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия

(с помощью учителя)

Устанавливает причинно-следственные зависимости между деятельностью человека и необходимостью охраны природы. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия с помощью учителя

19.02

44

Обобщающий урок по лесной зоне


1ч.

Обобщение представлений обучающихся о лесной зоне России. Воспитание бережного и рационального использования природных богатств России.

Формирование умений работать в малых группах при выполнении заданий

Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне

Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне. Показывают изученные объекты на физической карте и карте природных зон

22.02

Степная зона– 8 ч.

45

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки


1ч.

Формирование первоначального представления обучающихся о зоне степей. Знакомство с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми и водоемами степной зоны.

Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой, картами

Показывают на карте «Природные зоны России» зону степей. Показывают месторождения полезных ископаемых и реки степей (с помощью учителя). Подписывают их названия в контурной карте

Называют основные признаки степей. Дают краткую характеристику географического положения зоны степей. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в зоне степей. Характеризируют климатические условия степной зоны. Показывают на карте «Природные зоны России» и обозначают зону степей на контурной карте

26.02

46

Растительный мир


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство школьников с растительным миром степной зоны и его особенностями.

Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны

По рисунку называют растения степной зоны. Выписывают их в тетрадь, рассказывают о растениях степей по плану, используя помощь учителя

Называют некоторые растения зоны степей.

С помощью учителя выделяют причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями растительного мира.

Обсуждают приспособление растений к условиям существования, формулируют выводы. Рассказывают о растениях по плану.

29.02

47

Животный мир


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с животным миром степной зоны и его особенностями.

Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны

По рисунку называют животных степей.

Составляют рассказ о растениях степей по плану, используя помощь учителя

Называют некоторых животных зоны степей (до 4) с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ об одном из животных зоны степей по плану. Рассказывают, как животные приспособились к жизни в степях

04.03

48

Хозяйство. Население и его основные занятия


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с населением изучаемой природной зоны и его занятиями.


По рисунку перечисляют занятия населения степной зоны. Составляют рассказ о сельскохозяйственных культурах, которые выращивают в степной зоне, используя помощь учителя

Перечисляют основные занятия населения. Называют отрасли промышленности, развитые в зоне степей. С помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и хозяйственной деятельностью человека. Рассказывают о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в степях

07.03

49

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск


1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с крупными городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой

Находят и показывают на карте степную и лесостепную зоны (с помощью). Записывают названия крупных городов степной зоны в тетрадь. Составляют рассказ о городах по предложенным учителем предложениям

Показывают на карте степную зону. Перечисляют крупные города и отмечают их в контурной карте.

Рассказывают о городах степей по плану

11.03

50

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с крупными городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой

Показывают на настенной карте крупные города степной зоны, расположенные на Волге

(с помощью). Составляют рассказ об одном из городов с опорой на план и иллюстрации

Показывают на карте степную зону. Находят на настенной карте города степной зоны, расположенные на берегах Волги, отмечают их в контурной карте. Рассказывают о городах степей по плану

14.03

51

Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар


1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с крупными городами. Совершенствование навыков показа географических объектов на карте, навыки работы с контурной картой

Показывают на настенной карте крупные города степной зоны (с помощью) Составляют рассказ об одном из городов по плану и предложенных учителем предложений

Называют города-миллионеры степной зоны. Находят изучаемые города на настенной карте. Рассказывают о городах по плану. Подписывают названия городов в контурной карте

18.03

52

Охрана природы степной зоны


1ч.

Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в степной зоне и способах их решения.

Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны

По схеме называют экологические проблемы зоны степей.

На контурной карте отмечают заповедники степной зоны, используя помощь учителя

Рассказывают, какая опасность угрожает животным степной зоны. Показывают на карте заповедники степной зоны и отмечают их в контурной карте

21.03

Зона полупустынь и пустынь – 7 часов

53

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые



1ч.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне полупустынь и пустынь. Знакомство с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми зоны пустынь

Показывают на карте природных зон России зону пустынь и полупустынь. Закрашивают в контурной карте зону пустынь и полупустынь. Показывают на карте по условным знакам полезные ископаемые, которые добывают в пустыне

Называют основные признаки пустынь.

Показывают зону пустынь на настенной карте и отмечают ее в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в пустынях и полупустынях

01.04

54

Климат. Реки


1ч.

Формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с особенностями климата и реками изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной, контурной картами

Показывают на карте природные зоны пустыни и полупустыни. Называют основные особенности климата пустынь с опорой на схему (климат сухой и жаркий) Показывают реки зоны пустынь и полупустынь, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте. Составляют рассказ о реках пустыни по плану, используя помощь учителя

Характеризуют климатические условия зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют реки зоны пустынь и отмечают их в контурной карте

04.04

55

Растительный мир


1ч.

Формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с особенностями растительного мира изучаемой природной зоны

По иллюстрациям называют растения зоны пустынь. Составляют рассказ о любом растение по опорным словам и словосочетаниям

Называют растения пустынь и полупустынь с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями растительного мира. Рассказывают как растения зоны пустынь и полупустынь приспособились к засушливому климату. Рассказывают о растениях по плану

08.04

56

Животный мир


1ч.

Продолжение формирование представлений обучающихся об особенностях природы зоны пустынь и полупустынь.

Воспитание бережного отношения к миру природы

По иллюстрациям называют животных зоны пустынь. Составляют рассказ о верблюде по опорным словам и словосочетаниям

Называют животных пустынь и полупустынь с помощью учителя. Устанавливают причинно-следственные зависимости между растительным и животным миром. Рассказывают как животные приспособились к жизни в полупустыне и пустыне. Описывают животных зоны пустынь. Составляют рассказ о животных зоны пустынь и полупустынь

11.04

57

Хозяйство. Население и его основные занятия


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь.

Знакомство школьников с населением и его основными занятиями. Воспитание уважительного отношения к людям других

национальностей, их обычаям и традиция

Показывают на карте зону пустынь и полупустынь с опорой на иллюстрации, называют основные занятия жителей зоны пустынь и полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь, используя помощь учителя

Называют основные занятия населения зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют отрасли сельского хозяйства полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь (территории между Волгой и Ахтубой, побережья Каспийского моря) по плану

15.04

58

Города зоны полупустынь и пустынь


1ч.

Продолжение формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь.

Знакомство с крупными городами изучаемой природной зоны.

Совершенствование навыков работы с настенной и контурной картами

На настенной карте показывают города зоны пустынь и полупустынь, используя помощь учителя. Выписывают названия крупнейших городов в тетрадь

Показывают зоны пустынь и полупустынь на карте природных зон. Показывают на карте города Астрахань и Элиста, отмечают их на контурной карте. Рассказывают о городах зоны пустынь и полупустынь по плану

18.04

59

Охрана природы зоны пустынь и полупустынь.

1ч.

Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в зоны пустынь и полупустынь и способах их решения.

Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны

По схеме называют экологические проблемы зоны пустынь и полупустынь.

Показывают зону пустынь и полупустынь на карте.

Рассказывают о зоне пустынь и полупустынь по опорным словам



Описывают географическое положение зоны пустынь и полупустынь по плану и карте, называют характерные признаки климата, занятия населения, крупные города.

Называют экологические проблемы зоны пустынь и полупустынь.

Показывают зону пустынь и полупустынь и изученные географические объекты на карте

22.04

Зона субтропиков – 4 часа

60

Положение на карте


1ч.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне субтропиков.

Знакомство с географическим положением природной зоны, климатом, особенностями растительного и животного мира сухих и влажных субтропиков.

Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны

Показывают на карте природных зон России зону субтропиков (с помощью). По рисункам называют растения и животных субтропиков.

Составляют рассказ об одном из растений/ животных по плану с помощью учителя

Показывают на карте природных зон России зону субтропиков. Отмечают ее на контурной карте с помощью учителя. Характеризуют климатические условия влажных и сухих субтропиков. Называют дикорастущие и культурные растения субтропиков. Рассказывают об одном из растений/животных зоны субтропиков по плану

25.04

61

Курортное хозяйство. Население и его основные занятия

1ч.

Формирование представлений обучающихся о зоне субтропиков.

Знакомство с населением и его основными занятиями.

Формирование элементарных представлений о курортном хозяйстве и его развитии на Черноморском побережье Кавказа и на южном берегу Крыма

По рисункам называют занятия населения в субтропиках с помощью учителя. Находят на карте города - курорты на побережье Черного моря, заранее выделенные учителем

Называют культурные растения, которые выращивают в субтропиках. Перечисляют занятия населения данной природной зоны. Находят на карте крупные курортные города субтропиков и отмечают их в контурной карте

02.05

62

Города зоны влажных субтропиков (Сочи, Анапа, Геленджик).




1ч.

Формирование представлений обучающихся о зоне субтропиков.

Знакомство школьников с городами.

Продолжение формирования навыков работы с настенной картой

Находят на карте (заранее выделенные учителем) города курорты на побережье Черного моря. Обозначают города на контурной карте, принимая помощь учителя


Называют города на побережье Черного моря. Находят изучаемые города на настенной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия городов в контурной карте

06.05

63

Города зоны сухих субтропиков (Ялта, Севастополь)

1ч.

Формирование представлений обучающихся о зоне субтропиков.

Знакомство школьников с городами

Находят на карте города - курорты на побережье Черного моря (заранее выделенные учителем). Обозначают города на контурной карте, принимая помощь учителя

Называют города на побережье Черного моря. Находят изучаемые города на настенной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия городов в контурной карте

13.05

Высотная поясность в горах – 3 часа

64

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат



1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о природных зонах РФ.

Знакомство с областью высотной поясности, ее положением на карте, поверхностью, полезными ископаемыми, особенностями климата

Показывают горы России (заранее выделенные учителем). С опорой на иллюстрации называют животных высотной поясности. Используя карту, называют горы России

Показывают на карте горы России. Называют животных, которые обитают в горах.

Обозначают горы на контурной карте


16.05

65

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа


1ч.

Формирование представлений обучающихся о высотной поясности.

Знакомство школьников с Кавказскими горами, природой, населением, хозяйством.

Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, их обычаям и традициям

Показывают горы на карте с помощью учителя.По иллюстрациям, с помощью опорных слова и словосочетаний, рассказывают о природе Кавказа. Показывают и называют по условным знакам крупные месторождения полезных ископаемых (нефть)

Рассказывают о природе Кавказа.Перечисляют, с опорой на карту, полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе. Называют отрасли сельского хозяйства, которые развиты в предгорьях Кавказа с опорой на схему/иллюстрации. Составляют по плану рассказ о занятиях горцев, опираясь на текст учебника

20.05

66

Города и экологические проблемы Урала


1ч.

Формирование представлений обучающихся о высотной поясности.

Расширение представлений о городах РФ.

Знакомство обучающихся с природой Уральских гор, крупными промышленными городами Урала.

Совершенствование навыков работы с настенной, настольной, контурной картами

Показывают на карте Уральские горы, используя помощь учителя. Составляют рассказ о природных богатствах Урала по предложенным учителем предложениям

Находят на физической карте России Уральские горы. Показывают месторождения полезных ископаемых. Рассказывают о природных богатствах края. Перечисляют, что выпускают предприятия тяжелой промышленности Урала с опорой на схему/иллюстрацию. Показывают на карте крупные города и отмечают их на контурной карте

23.05














  1. ЛИТЕРАТУРА

Основной список

  1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики. Сб. науч. трудов / под ред. В. В. Воронковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.

  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

  3. Граборов А. Г. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классика Стиль, 2005.

  4. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.

  5. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 2005.

  6. Книга для учителей вспомогательной школы / под ред. Г. М. Дульнева. М.: Учпедгиз, 1955.

  7. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.

  8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2001.

  9. Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина География России. 7кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2011.-175 с.: ил.+ Прил. (15 с., ил.).

  10. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.

  11. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1986. –192 с.

  12. Семаго Н.Я. Новые подходы к потреблению коррекционной работы с детьми с разными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1.

  13. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. 1984. № 4. С. 9—14.

  14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2001. – 512 с.

  15. Шевченко  С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Дополнительный список

  1. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М.:Просвещение, 1965г.

  2. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М.: Просвещение, 1986г.

  3. Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.

  4. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1970 г.

  5. Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев.: Радянська школа, 1977г

  6. Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!