1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Природоведение» составлена в соответствии с:
- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат» на 2020-2021 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Учебный план АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат».
- Авторской программы по природоведению для 5-6 класса Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2018 г.
- Лифанова Т. М. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. – М.: Просвещение, 2020.
Целью преподавания Природоведения является: усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности на уроках развития речи, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Задачи:
Образовательные: сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека; формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
Коррекционно-развивающие: овладения обучающимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни; развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным; воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке; формирование здорового образа жизни.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 5-х классов на реализацию которой отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40мин).
Учебник по природоведению соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях VIII вида.
Природоведение, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Природоведение – это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6 - 9 классах. Изучение природоведения в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание природоведения в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часа в неделю.
Тематический план определяет порядок, последовательность и сроки реализации содержания образования школьного предмета природоведение, а также содержание тем, предъявляемых поурочно.
Тематическое планирование соответствует количеству часов учебной нагрузки, которая определена Учебным планом школы на 2018-2019 учебный год.
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные фильмы.
Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал: таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы, гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, чучела животных, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал, презентации. Дополнительные пособия карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений.
На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (составлены интерактивные тесты,
2. Общая характеристика учебного предмета
Природоведение – это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе в школе, реализующей Адаптированную основную общеобразовательную программу. Природоведение располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями, позволяет формировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину биологического мира, является обобщением знаний обучающихся об окружающем мире, полученных в младших классах на уроках «Мир природы и человека». В то же время, это подготовка обучающихся к дальнейшему усвоению знаний по биологии и географии в 6-9 классах.
Обучение Природоведению проводится с учетом психологических особенностей детей 10 — 11-летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Обучающиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия. В процессе изучения окружающего мира, природы у обучающихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, а так же в жизни растений, животных. Впервые пятиклассники знакомятся со строением организма человека. Дети учатся наблюдать за погодой, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность обучающихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов. Знания о природе помогают видеть прекрасное в ней, воспитывают положительное отношение к ней, стремление беречь и охранять ее богатства.
Ежедневные наблюдения за погодой, систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Такие занятия являются подготовительной деятельностью для адаптации обучающихся в современном мире. При подаче материала применяется чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Особое внимание уделено познавательной активности обучающихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно–познавательной деятельности предполагается работа с учебником, рабочими тетрадями, самостоятельными работами на карточках. В которые включены вопросы и задания, в том числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются как по ходу урока, так и на закрепление и обобщение полученных знаний. На обобщающих уроках практикуются уроки, проводимые в форме игр, которые позволяют проводить урок с максимальным включением всех обучающихся в образовательный процесс. Для активизации познавательной деятельности обучающихся в ход урока включены различные дидактические игры, которые позволяют не только проверить полученные знания, но оживить образовательный процесс. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве самостоятельной работы или домашнего задания.
Межпредметные связи:
Природоведение – чтение и развитие речи (чтение материала учебника, устные ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристики изучаемого географического объекта);
Природоведение – письмо и развитие речи (письменные ответы на вопросы при выполнении письменных заданий);
Природоведение – География (распознавание основных форм поверхности земли на карте, водных природных объектов, изучаемых городов на физической карте);
Природоведение – ИЗО (зарисовки в тетрадях изучаемых географических объектов).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Настоящая программа рассчитана на учащихся 5-х классов на реализацию которой отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 5 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношение к культуре других народов;
формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие элементарных навыков самостоятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).
Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога
Достаточный уровень
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями
Дифференцированный уровень
включает учащихся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов;
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под контролем взрослого);
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя
5. Содержание учебного предмета.
Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть на Земле страна Россия».
Введение (2ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная (7ч)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля (1 ч.) Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана (9ч.) Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Полезные ископаемые (14ч.) Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.
Вода (14ч.)Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Поверхность суши (8ч.) Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
Есть на Земле страна - Россия (13ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.
Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
«Введение» (2 ч.) |
| Что такое природоведение? | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа в парах. Игра «Третий лишний» |
| Предметы и явления неживой и живой природы. | 1 | Систематизация учебного материала. Беседа. Наблюдения в природе. Работа в парах. Игра «Верю –не верю» |
«Вселенная» (7 ч.) |
| Небесные тела: планеты, звезды. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Игра «Третий лишний» |
| Солнечная система. Солнце. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Зарисовка в тетради рисунка «Солнечная система» |
| Исследование космоса. Спутники, космические корабли. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Просмотр видеоролика. |
| Полёты в космос. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Просмотр видеоролика. |
| Смена дня и ночи. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с теллурием. |
| Смена времён года. Сезонные изменения в природе. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с теллурием. |
| Обобщающий урок по теме: «Вселенная». | 1 | Систематизация учебного материала. Беседа по вопросам. Самостоятельная работа по карточкам |
«Наш дом Земля» (44 ч.) |
Планета Земля(1ч.) |
| Оболочки Земли. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Составление схемы «Оболочки Земли» |
Воздух (9 ч.) |
| Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Составление схемы «Значение воздуха» |
| Свойства воздуха. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Демонстрация опыта |
| Давление и движение воздуха. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Демонстрация опыта |
| Температура воздуха. Термометр. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Демонстрация опыта. |
| Движение воздуха в природе. Ветер. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Состав воздуха. Углекислый газ и азот. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Значение и охрана воздуха. | 1 | Беседа. Рисование плаката «Охрана воздуха» |
| Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
Полезные ископаемые (14 ч.) |
| Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые» |
| Полезные ископаемые Гранит, известняк. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые» |
| Песок, глина. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые». |
| Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые» |
| Каменный уголь. Свойства. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые» |
| Добыча и использование каменного угля. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Нефть: внешний вид и свойства. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Добыча и использование нефти. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Чёрные металлы. Сталь. Чугун. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые» |
| Цветные металлы. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые» |
| Благородные (драгоценные металлы) | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Охрана полезных ископаемых. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Обобщающий урок «Полезные ископаемые» | 1 | Систематизация учебного материала. Беседа по вопросам. И-д самостоятельная работа по карточкам |
Вода (14 ч.) |
| Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Просмотр видеоролика. Работа с учебником. Зарисовка схемы «Круговорот воды в природе» |
| Свойства воды. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Демонстрация опыта |
| Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Наблюдения в природе. Демонстрация опыта Игра «Верю – не верю» |
| Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Демонстрация опыта |
| Три состояния воды. Температура и её измерение. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Демонстрация опыта. Зарисовка схемы. |
| Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Работа воды в природе. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Зарисовка схемы «Использование воды человеком» |
| Вода в природе. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с картой. |
| Экскурсия в природу. Водные объекты. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Наблюдения. |
| Воды суши: ручьи, реки. | 1 | Рассказ учителя. Работа с учебником и картой. |
| Озёра, болота, пруды. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с картой. |
| Моря и океаны. Использование и охрана воды. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с картой |
| Охрана воды. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Рисование плаката «Охрана воды». |
Поверхность суши. Почва (8 ч.) |
| Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Игра «Третий лишний». Зарисовка форм поверхности суши. |
| Экскурсия к природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли) | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Наблюдения. |
| Горы. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Изготовление макетов форм поверхности суши. |
| Почва – верхний слой Земли. Состав почвы. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с демонстрационным материалом |
| Разнообразие почв. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с демонстрационным материалом |
| Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с демонстрационным материалом |
| Охрана почвы. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Рисование плаката «Охрана почвы». |
| Обобщающий урок по теме: «Наш дом Земля». | 1 | Систематизация учебного материала. Беседа. Игра «Наш дом Земля» |
Есть на Земле страна Россия (13 ч.) |
| Место России на земном шаре. Знакомство с картой. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с картой и глобусом. |
| Моря и океаны, омывающие берега России. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с картой. |
| Горы и равнины на территории нашей страны. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с картой. |
| Реки и озёра России | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с картой. |
| Москва – столица России. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с картой. |
| Санкт-Петербург. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с картой. |
| Ярославль, Владимир. Города Золотого кольца. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с картой. |
| Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с картой. |
| Владивосток, Новосибирск. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с картой. |
| Население и народы России | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Наш город. Важнейшие географические объекты региона. | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. |
| Экскурсия «Достопримечательности города» | 1 | Беседа. Рассказ учителя. Наблюдения. |
| Обобщение по теме: «Есть на Земле страна Россия». | 1 | Систематизация учебного материала. Беседа по вопросам И-д самостоятельная работа на карточках. |
| Итого | 68 | |
7. Материально – техническое обеспечение.
Средства обучения и воспитания учебного предмета «Мир природы и человека» включают:
Учебно-методический комплект:
1 Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шовырева, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018
2 Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программам. «Просвещение» 2018г.
3 Т.М. Лифанова, О.А.Дубровина рабочая тетрадь. Природоведение. 5 класс. К учебнику Природоведение 5 класс Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина для специальных (коррекционных) школ VIII вида М: Просвещение 2011г.
4 Учебник: «Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2020.
Учебно-практическое оборудование:
Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических схем по разделам «Неживая природа», «Сезонные изменения»
Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы (мультфильмы) и презентации по темам.
Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска, проектор.
Земля – планета солнечной системы
Фотоальбом «Космос»
Презентация «Ю.Гагарин»
Сезонные изменения в природе
Таблица «Условные обозначения погоды»,
Презентация «Что такое погода»
Модель «Теллурий»
Презентация «Времена года»
Муляжи овощей и фруктов, грибов
Наша страна
Физическая карта РФ
Презентация «Моя Родина - Россия»
Фотоальбом «Города России»
Презентация «Мой город Урень»
Природа нашей Родины
Таблица «Формы земной поверхности»
Таблица «Круговорот воды в природе»
Оборудование для опытов
Презентация «Вода – источник жизни»
Термометр и его подвижный макет
Коллекция полезных ископаемых