СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Природоведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

Рабочая программа по предмету «Природоведение» составлена в соответствии с:

- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат» на 2020-2021 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Учебный план АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат».

- Авторской программы по природоведению для 5-6 класса Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2018 г.

- Лифанова Т. М. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. – М.: Просвещение, 2020.

Целью преподавания Природоведения является: усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности на уроках развития речи, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи:

Образовательные: сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека; формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

Коррекционно-развивающие: овладения обучающимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни; развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным; воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке; формирование здорового образа жизни.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5-х классов на  реализацию  которой  отводится  2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.  Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40мин).

Учебник по природоведению соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных  Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях VIII вида.

Природоведение, являясь одним из общеобразовательных  предметов в специальной  (коррекционной) образовательной школе  VIII вида располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

Природоведение – это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6 - 9 классах. Изучение  природоведения в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание  природоведения в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой  природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости. 

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часа в неделю.

Тематический план определяет порядок, последовательность и сроки реализации содержания образования школьного предмета природоведение, а также содержание тем, предъявляемых поурочно.

Тематическое планирование соответствует количеству часов учебной нагрузки, которая определена Учебным планом школы на 2018-2019 учебный год.

 При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации,  учебные  фильмы.

Кроме этого при проведении уроков используется  дидактический материал: таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы, гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, чучела животных, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал, презентации. Дополнительные пособия  карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений.

На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (составлены интерактивные тесты,

       2. Общая характеристика учебного предмета

Природоведение – это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе в школе, реализующей Адаптированную основную общеобразовательную программу. Природоведение располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями, позволяет формировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину биологического мира, является обобщением знаний обучающихся об окружающем мире, полученных в младших классах на уроках «Мир природы и человека». В то же время, это подготовка обучающихся к дальнейшему усвоению знаний по биологии и географии в 6-9 классах.

Обучение Природоведению  проводится с учетом психологических особенностей детей 10 — 11-летнего возраста, которые воспринимают приро­ду как нерасчлененное единое целое.  Обучающиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные поня­тия. В процессе изучения окружающего мира, природы у обучающихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, а так же в жизни растений, животных. Впервые пятиклассники знакомятся  со строением организма человека. Дети учатся наблюдать за погодой, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность обучающихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов. Знания о природе помогают видеть прекрасное в ней, воспитывают положительное отношение к ней, стремление беречь и охранять ее богатства.

Ежедневные наблюдения за погодой, систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Такие занятия являются подготовительной  деятельностью для  адаптации обучающихся в современном мире. При подаче материала применяется чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Природоведение"»

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Природоведение» составлена в соответствии с:

- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат» на 2020-2021 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Учебный план АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат».

- Авторской программы по природоведению для 5-6 класса Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2018 г.

- Лифанова Т. М. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. – М.: Просвещение, 2020.

Целью преподавания Природоведения является: усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности на уроках развития речи, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи:

Образовательные: сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека; формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

Коррекционно-развивающие: овладения обучающимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни; развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным; воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке; формирование здорового образа жизни.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5-х классов на реализацию которой отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40мин).

Учебник по природоведению соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях VIII вида.

Природоведение, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

Природоведение – это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6 - 9 классах. Изучение природоведения в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание природоведения в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости. 

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часа в неделю.

Тематический план определяет порядок, последовательность и сроки реализации содержания образования школьного предмета природоведение, а также содержание тем, предъявляемых поурочно.

Тематическое планирование соответствует количеству часов учебной нагрузки, которая определена Учебным планом школы на 2018-2019 учебный год.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные фильмы.

Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал: таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы, гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, чучела животных, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал, презентации. Дополнительные пособия карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений.

На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (составлены интерактивные тесты,

2. Общая характеристика учебного предмета

Природоведение – это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе в школе, реализующей Адаптированную основную общеобразовательную программу. Природоведение располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями, позволяет формировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину биологического мира, является обобщением знаний обучающихся об окружающем мире, полученных в младших классах на уроках «Мир природы и человека». В то же время, это подготовка обучающихся к дальнейшему усвоению знаний по биологии и географии в 6-9 классах.

Обучение Природоведению проводится с учетом психологических особенностей детей 10 — 11-летнего возраста, которые воспринимают приро­ду как нерасчлененное единое целое. Обучающиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные поня­тия. В процессе изучения окружающего мира, природы у обучающихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, а так же в жизни растений, животных. Впервые пятиклассники знакомятся со строением организма человека. Дети учатся наблюдать за погодой, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность обучающихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов. Знания о природе помогают видеть прекрасное в ней, воспитывают положительное отношение к ней, стремление беречь и охранять ее богатства.

Ежедневные наблюдения за погодой, систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Такие занятия являются подготовительной деятельностью для адаптации обучающихся в современном мире. При подаче материала применяется чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.

Особое внимание уделено познавательной активности обучающихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно–познавательной деятельности предполагается работа с учебником, рабочими тетрадями, самостоятельными работами на карточках. В которые включены вопросы и задания, в том числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются как по ходу урока, так и на закрепление и обобщение полученных знаний. На обобщающих уроках практикуются уроки, проводимые в форме игр, которые позволяют проводить урок с максимальным включением всех обучающихся в образовательный процесс. Для активизации познавательной деятельности обучающихся в ход урока включены различные дидактические игры, которые позволяют не только проверить полученные знания, но оживить образовательный процесс. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве самостоятельной работы или домашнего задания.

Межпредметные связи:

Природоведение – чтение и развитие речи (чтение материала учебника, устные ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристики изучаемого географического объекта);

Природоведение – письмо и развитие речи (письменные ответы на вопросы при выполнении письменных заданий);

Природоведение – География (распознавание основных форм поверхности земли на карте, водных природных объектов, изучаемых городов на физической карте);

Природоведение – ИЗО (зарисовки в тетрадях изучаемых географических объектов).

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5-х классов на реализацию которой отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.

С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.


4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 5 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • формирование уважительного отношение к культуре других народов;

  • формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие элементарных навыков самостоятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.

Минимальный уровень

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;

  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога

Достаточный уровень

  • узнавание и называние изученных объектов в на­туральном виде в естественных условиях; - зна­ние способов получения необходимой ин­фор­мации об изучаемых объектах по заданию педагога;

  • представления о взаимосвязях между изу­чен­ными объектами, их месте в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­личных оснований для классификации (клевер — травянистое ди­ко­рас­ту­щее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее ле­том);

  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

  • выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

  • участие в беседе; обсуждение изученного; про­яв­ление желания рассказать о предмете изу­чения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

  • выполнение доступных возрасту природо­ох­ра­ни­тельных действий;

  • осуществление дея­тель­ности по уходу за комнатными и культурными растениями

Дифференцированный уровень

включает учащихся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изученных объектов;

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под контролем взрослого);

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя


5. Содержание учебного предмета.

Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть на Земле страна Россия».

Введение (2ч)

Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

Вселенная (7ч)

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.

Наш дом — Земля

Планета Земля (1 ч.) Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.

Воздух и его охрана (9ч.) Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.

Полезные ископаемые (14ч.) Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.

Вода (14ч.)Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Поверхность суши (8ч.) Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва (охрана почвы). Свойства почвы.

Есть на Земле страна - Россия (13ч)

Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.

Население России. Городское и сельское население. Народы России.

Столица Москва.

Санкт-Петербург.

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).

Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.

Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.

Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.

Заповедники. Заказники. Охрана природы.

Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.


6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

«Введение» (2 ч.)


Что такое природоведение?

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа в парах. Игра «Третий лишний»

Предметы и явления неживой и живой природы.

1

Систематизация учебного материала.

Беседа. Наблюдения в природе.

Работа в парах. Игра «Верю –не верю»

«Вселенная» (7 ч.)


Небесные тела: планеты, звезды.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Игра «Третий лишний»

Солнечная система. Солнце.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Зарисовка в тетради рисунка «Солнечная система»

Исследование космоса. Спутники, космические корабли.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Просмотр видеоролика.

Полёты в космос.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Просмотр видеоролика.

Смена дня и ночи.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Работа с теллурием.

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Работа с теллурием.

Обобщающий урок по теме: «Вселенная».

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам.

Самостоятельная работа по карточкам

«Наш дом Земля» (44 ч.)

Планета Земля(1ч.)

Оболочки Земли.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Составление схемы «Оболочки Земли»

Воздух (9 ч.)

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Составление схемы «Значение воздуха»

Свойства воздуха.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Демонстрация опыта

Давление и движение воздуха.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Демонстрация опыта

Температура воздуха. Термометр.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Демонстрация опыта.

Движение воздуха в природе. Ветер.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.


Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.


Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.


Значение и охрана воздуха.

1

Беседа. Рисование плаката «Охрана воздуха»

Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником.

Полезные ископаемые (14 ч.)

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые»

Полезные ископаемые Гранит, известняк.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые»

Песок, глина.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые».

Горючие полезные ископаемые. Торф.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые»

Каменный уголь. Свойства.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые»

Добыча и использование каменного угля.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником.

Нефть: внешний вид и свойства.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником.

Добыча и использование нефти.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником.

Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником.

Чёрные металлы. Сталь. Чугун.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые»

Цветные металлы.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые»

Благородные (драгоценные металлы)

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником.

Охрана полезных ископаемых.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником.

Обобщающий урок «Полезные ископаемые»

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам.

И-д самостоятельная работа по карточкам

Вода (14 ч.)

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

1

Беседа. Рассказ учителя. Просмотр видеоролика. Работа с учебником. Зарисовка схемы «Круговорот воды в природе»

Свойства воды.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Демонстрация опыта

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

1

Беседа. Рассказ учителя. Наблюдения в природе. Демонстрация опыта Игра «Верю – не верю»

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Демонстрация опыта

Три состояния воды. Температура и её измерение.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Демонстрация опыта. Зарисовка схемы.

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником.

Работа воды в природе.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником.

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником. Зарисовка схемы «Использование воды человеком»

Вода в природе.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником. Работа с картой.

Экскурсия в природу. Водные объекты.

1

Беседа. Рассказ учителя. Наблюдения.


Воды суши: ручьи, реки.

1

Рассказ учителя. Работа с учебником и картой.

Озёра, болота, пруды.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Работа с учебником. Работа с картой.

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с картой

Охрана воды.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Рисование плаката «Охрана воды».

Поверхность суши. Почва (8 ч.)

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Игра «Третий лишний». Зарисовка форм поверхности суши.

Экскурсия к природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли)

1

Беседа. Рассказ учителя. Наблюдения.


Горы.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Изготовление макетов форм поверхности суши.

Почва – верхний слой Земли. Состав почвы.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с демонстрационным материалом

Разнообразие почв.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с демонстрационным материалом

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа с демонстрационным материалом

Охрана почвы.

1

Беседа. Рассказ учителя.

Рисование плаката «Охрана почвы».

Обобщающий урок по теме: «Наш дом Земля».

1

Систематизация учебного материала.

Беседа. Игра «Наш дом Земля»

Есть на Земле страна Россия (13 ч.)

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Работа с картой и глобусом.

Моря и океаны, омывающие берега России.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Работа с картой.

Горы и равнины на территории нашей страны.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Работа с картой.

Реки и озёра России

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Работа с картой.

Москва – столица России.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Работа с картой.

Санкт-Петербург.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Работа с картой.

Ярославль, Владимир. Города Золотого кольца.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Работа с картой.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Работа с картой.

Владивосток, Новосибирск.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Работа с картой.

Население и народы России

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Наш город. Важнейшие географические объекты региона.

1

Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником.

Экскурсия «Достопримечательности города»

1

Беседа. Рассказ учителя. Наблюдения.

Обобщение по теме: «Есть на Земле страна Россия».

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам

И-д самостоятельная работа на карточках.


Итого

68




7. Материально – техническое обеспечение.


Средства обучения и воспитания учебного предмета «Мир природы и человека» включают:

Учебно-методический комплект:

1 Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шовырева, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018

2 Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программам. «Просвещение» 2018г.

3 Т.М. Лифанова, О.А.Дубровина рабочая тетрадь. Природоведение. 5 класс. К учебнику Природоведение 5 класс Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина для специальных (коррекционных) школ VIII вида М: Просвещение 2011г.

4 Учебник: «Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2020.


Учебно-практическое оборудование:

Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических схем по разделам «Неживая природа», «Сезонные изменения»

Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы (мультфильмы) и презентации по темам.

Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска, проектор.

Земля – планета солнечной системы

Фотоальбом «Космос»

Презентация «Ю.Гагарин»

Сезонные изменения в природе

Таблица «Условные обозначения погоды»,

Презентация «Что такое погода»

Модель «Теллурий»

Презентация «Времена года»

Муляжи овощей и фруктов, грибов

Наша страна

Физическая карта РФ

Презентация «Моя Родина - Россия»

Фотоальбом «Города России»

Презентация «Мой город Урень»

Природа нашей Родины

Таблица «Формы земной поверхности»

Таблица «Круговорот воды в природе»

Оборудование для опытов

Презентация «Вода – источник жизни»

Термометр и его подвижный макет

Коллекция полезных ископаемых





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!