СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ З. Ф. Хафизова

«___»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.





СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей

естественно-гуманитарного цикла

и узких специалистов

__________ Г. И. Климачева

«___»__________20____ г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы

протокол № ___ от «___»___20__ г.



Рабочая программа

учебного предмета «География»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(лёгкой, умеренной, тяжёлой умственной отсталостью)

6 класс

срок реализации программы 1 год





Автор-составитель программы:

Р. Я. Хисаева, учитель биологии



2023/2024 учебный год

г. Белебей

ОГЛАВЛЕНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12

V. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..38



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».

Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачи обучения:

  • формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

  • формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

  • формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;

  • формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе определяет следующие задачи:

  • формирование у обучающихся представлений о географии как науке;

  • обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной звезде;

  • формирование представлений об опасных природных явлениях,

  • формирование географических представлений о рельефе и водоемах нашей планеты;

  • формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью;

  • воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

  • формирование умения применять полученные знания в повседневной жизни.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.

В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.

Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой.

Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.

В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.

Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают обучающиеся.

Содержание разделов

Название раздела

Количество часов

Контрольные работы


1.

Введение

5

1

2.

Ориентирование на местности

5

1

3.


Формы поверхности Земли

4

1

4


Вода на Земле

10


1

5

План и карта

7

1

6.

Земной шар

17

1

7.

Карта России

16

2


Итого

64







  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;

  • совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);

  • развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;

  • формирование эстетических чувств при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;

  • формирование уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия

  • (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в

  • космос, первые космонавты);

  • формирование навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений природы)

Предметные:

Минимальный уровень:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы с помощью учителя;

  • понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя географические объекты;

  • узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;

  • называть, описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;

  • использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • знать основные правила безопасного поведения в природе;

Достаточный уровень:

  • применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;

  • определять направления на карте;

  • вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды;

  • сравнивать географические объекты и явления по заданным критериям;

  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

  • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;

  • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;

  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

  • ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;

  • понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;

  • соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • классифицирует объекты на группы по существенным признакам;

  • дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;

  • правильно устанавливает причинно-следственные связи.


Оценка «4» ставится, если обучающийся:

  • ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;

  • дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;

  • не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

  • испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;

  • дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,

  • материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;

  • испытывает трудности при классификации объектов на группы;

  • самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.

Оценка «2» - не ставится.












  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема предмета

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Дата проведения урока

планируемая

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение - 5 часов

1.

География - наука о природе Земли

1ч.

Формирование у обучающихся

представлений об изучаемом предмете - география

Называют, что в переводе означает слово «география».

Рассказывают о первых путешественниках по плану и опорным словам и словосочетаниям

Называют, что означает в переводе слово география, рассказывают о первых географах и их путешествиях. Составляют рассказ о том, как люди используют в своей жизни знания по географии

04.09

2.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды

1ч.

Формирование представлений о разных временах года, суточном и годовом движении Земли

Называют основные компоненты погоды, используя помощь учителя.

Рассказывают от чего зависит смена дня и ночи, смена времен года. Рисуют положение Солнца на небе в разное время суток. Узнают и называют условные знаки календаря погоды

Называют основные компоненты погоды. Рассказывают, как меняется высота Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года.

Рисуют положение Солнца на небе в разное время года. Составляют по плану рассказ, какая погода характерна для разных времен года

06.09

3.

Явления природы

1ч.

Знакомство обучающихся с явлениями природы, обобщение и закрепление знаний о правилах поведения во время грозы, сильных порывах ветра

Определяют и называют по иллюстрации явления природы. Рассказывают с опорой иллюстрации (схематические рисунки) как вести себя во время грозы и при сильных порывах ветра

Называют «явления природы», определяют, что такое «ветер». Рассказывают, как люди используют силу ветра. Составляют рассказ о правилах поведения во время грозы и при сильных порывах ветра

11.09

4–5.

Географические сведения о своей местности и труде населения.

Экскурсия для наблюдения запаса элементарных географических представлений

2 ч.

Знакомство с местностью, в которой обучаются и проживают школьники.

Формирование умения наблюдать за окружающей действительностью, фиксирование и обобщение своих наблюдений

Составляют рассказ по иллюстрациям о занятиях населения своей местности. Выполняют зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе после наблюдений, проведенных во время экскурсии совместно с учителем

Составляют рассказа о своей местности по плану, предложенному учителем.

Выполняют зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе после наблюдений, проведенных во время экскурсии

13.09

18.09

Ориентирование на местности – 5 часов


6.

Горизонт. Линия горизонта

1ч.

Формирование представлений о линии горизонта, основных сторонах горизонта

Находят в словаре и зачитывают, что такое горизонт, линия горизонта. Выделяют на иллюстрации линию горизонта

Дают определение географическим понятиям «горизонт», «линия горизонта». Называют свойства горизонта

20.09

7.

Стороны горизонта

1ч.

Формирование умений пользоваться компасом, определять основные стороны горизонта

Называют основные стороны горизонты, опираясь на схему. Рисуют схему сторон горизонта совместно с учителем

Называют основные стороны горизонта. Зарисовывают схему сторон горизонта в тетради

25.09

8.

Компас и правила пользования им

1ч.

Знакомство с компасом. Устройство. Правила пользования. Формирование умений ориентироваться по компасу

Определяют стороны горизонта по компасу, используя помощь учителя. Наклеивают картинку компаса в тетрадь

Рассказывают, что такое компас и правила пользования компасом пользоваться. Схематически зарисовывают компас. Определяют стороны горизонта с помощью компаса в классе, школьном холле, на пришкольном участке

27.09

9.

Ориентирование по местным признакам природы

1ч.

Формирование умений ориентироваться по местным признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации


Определяют стороны горизонта по признакам природы, изображенных на иллюстрации, используя помощь педагога

Рассказывают, что такое компас, для чего он нужен и как он устроен. Ориентируются с помощью компаса по местным признакам природы

02.10

10.

Ориентирование на местности

1ч.

Закрепление сформированных навыков ориентирования с пользованием компаса.

Продолжение формирования умений наблюдать за окружающей действительностью, обобщение своих наблюдений

Наблюдают за окружающей действительностью. Определяют стороны горизонта по местным признакам природы, принимая помощь учителя

Наблюдают за окружающей действительностью, выделяют признаки природы, по которым можно определить стороны горизонта. Определяют стороны горизонта по местным признакам природы, по компасу

04.10

Формы поверхности Земли – 4часов


11.

Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы

1ч.

Формирование представлений обучающихся о формах поверхности земного шара

Называют основные формы земной поверхности. Зарисовывают строение холма по образцу с указанием его частей. Называют и показывают горы и равнины на иллюстрациях

Называют основные формы земной поверхности. Рассказывают, чем отличаются плоские и холмистые равнины. Определяют виды равнин по иллюстрациям и схеме. Показывают части холма на схеме

09.10

12.

Знакомство с формами рельефа своей местности (своего края). (Экскурсия для обучающихся, проживающих в сельской местности)

1ч.

Обобщение и закрепление сведений обучающихся о родном крае. Продолжение формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения

Определяют форму рельефа своей местности, опираясь на схемы и иллюстрации, совместно с учителем

Определяют форму рельефа своей местности. Составляют рассказ о форме рельефа своей местности




16.10

13.

Овраги, их образование

1ч.

Формирования представлений об образовании оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства. Воспитание бережного отношения к родной земле

Показывают на иллюстрации овраг, называют подписанные части оврага, делают макет оврага из сырого песка и глины


Рассказывают о процессе образования оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства с опорой на иллюстрации, зарисовывают схему оврага и подписывают его части. Делают макет оврага из сырого песка и глины

18.10

14.

Горы. Землетрясения. Извержения вулканов

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о разновидностях рельефа земного шара. Знакомство со стихийными явлениями природы (землетрясение, извержение вулкана), формирование навыков безопасного поведения

Составляют рассказ о горах из предложенных учителем предложений. Лепят макет горы из пластилина. Отвечают на наводящие вопросы о стихийных явлениях в природе

Рассказывают о горах и горных системах. Зарисовывают схему вулкана. Выполняют макет горного хребта из пластилина. Рассказывают о стихийных явлениях природы (лавина, землетрясение, извержение вулкана)

23.10

Вода на Земле – 10 часов


15

Вода в природе

1ч.

Закрепление полученных на уроках природоведения знаний о воде и ее значении для живых организмов и хозяйственной деятельности человека

Приводят примеры, где встречается вода в природе с опорой на иллюстрации. По схеме рассказывают о круговороте воды в природе

Приводят примеры, где встречается вода в природе. Рассказывают как происходит круговорот воды в природе по схеме


25.10

16




Родник, его образование

1ч.

Формирование элементарных представлений об образовании родника

Составляют рассказ по опорным словам об образование родника

Рассказывают как накапливается вода под землёй. Объясняют как образовалось слово «источник». Называют, из каких горных пород состоят водопроницаемые и водонепроницаемые слои

08.11

17

Колодец, водопровод

1ч.

Формирование элементарных представлений о колодце и водопроводе как источниках пресной воды для человека

По рисунку рассказывают о строении водопровода. Из пластилина делают макет колодца

Рассказывают о работе водопровода. Называют правила охраны воды при пользовании водопроводом

13.11

18

Река, ее части. Горные и равнинные реки

1ч.

Знакомство с горными и равнинными реками, их значении в жизни человека и его хозяйственной деятельности

Составляют предложения как образуются реки по опорным словам. Называют части реки, обозначенные на схеме. Определяют по иллюстрации горную и равнинную реку

Рассказывают по схеме как образуются реки. Называют и показывают на схеме части реки. Определяют на схеме направление реки, левые и правые притоки. Сравнивают горную и равнинную реки по плану. Рассказывают как образуется водопад

15.11

19

Использование рек

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся об использовании природных ресурсов (пресной воды рек) в хозяйственной деятельности человека

Составляют рассказ об использование рек по схеме с опорой на иллюстрации


Рассказывают об использовании пресной воды рек в хозяйственной деятельности человека

20.11

20

Озера. Водохранилища. Пруды

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии водоемов земного шара. Обобщить и закрепить знания об озерах, прудах, водохранилищах родного края, их использовании в хозяйственной деятельности человека

По иллюстрациям и опорным словам рассказывают, где образуются озера. Называют различия пруда от озера, принимая помощь учителя

Называют характерные особенности озера. Рассказывают, в каких местах образуются озёра. Зарисовывают схему озера. Рассказывают, как образуются водохранилища. Сравнивают пруд и озеро. Приводят примеры искусственных водоемов


22.11

21

Болота, их осушение

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о болоте. Повторить и закрепить сведения, полученные о торфе, его добыче и использовании

Составляют рассказ по серии картинок «Образование болот»

Рассказывают об образовании болот по схеме. Рассказываю, для чего осушают болота и где используется торф


27.11

22

Океаны и моря

1ч.

Формирование понятий «океан», «море».

Знакомство обучающихся со стихийными явлениями природы (шторм, цунами, ураган)


Составляют рассказ по иллюстрациям об использовании морей и океанов человеком

Называют характерные особенности морей и океанов. Сравнивают и показывают на схеме окраинные и внутренние моря. Называют отличия морской воды от пресной. Рассказывают, что такое цунами. По иллюстрациям составляют рассказ об использование морей и океанов в хозяйственной деятельности человека

29.11

23

Острова и полуострова

1ч.

Формирование понятий «остров» и «полуостров»

Зарисовывают в тетради вместе с учителем остров, полуостров и подписывают их, делают макеты из пластилина

Называют характерные особенности морей и океанов. На рисунке находят и показывают острова, полуострова, заливы и проливы. Делают макет острова и полуострова из пластилина и цветной бумаги

04.12

24

Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения

1ч.

Продолжение формирования представлений о родном крае, обобщение сведений о водоемах, их использовании. Охрана водоемов

Составляют рассказ о водоёмах из предложенных учителем предложений. Подбирают иллюстрации и фотографии с изображением водоемов

Называют водоемы, которые есть в местности, где проживают обучающиеся. Рассказывают как используют водные ресурсы и о мерах, предпринимаемых людьми для охраны водоёмов. Составляют альбом «Вода на Земле»

16.12

План и карта – 7 часов

25

Рисунок и план предмета

1ч.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о плане, его значении.

Знакомятся с понятием «план». Зарисовывают план предметов (ластик, кубик) по контурным линиям. Называют отличия плана от рисунка, используя помощь учителя

Рассказывают, что такое план и для чего он нужен. Сравнивают изображенные предметы на плане и на рисунке, называя отличия. Зарисовывают в тетради план предметов (пенал, ластик, кубик)

11.12

26

План и масштаб

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о плане, закрепление представления о масштабе.

Знакомятся с понятием «масштаб». Составляют рассказ «Люди каких профессий используют масштаб в своей работе», по опорным словам, и иллюстрациям

Знакомятся с понятием «масштаб». Перечисляют профессии людей, которым необходим план местности

13.12

27

Условные знаки плана местности

1ч.

Развитие умения читать простейшие планы, знакомство с условными знаками плана местности

Называют условные знаки плана местности с опорой на иллюстрации. Вычерчивают простейшие знаки плана местности по образцу

Называют характерные особенности изученных понятий. Читают рассказ, используя условные знаки плана местности

18.12

28

План и географическая карта

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о плане и его значении. Знакомство обучающихся с многообразием географических карт и их значением для жизнедеятельности человека

Называют отличия плана от карты, используя помощь учителя

Сравнивают план города и карту. Называют отличия плана от карты. Показывают на карте стороны горизонта. Рассказывают, какими бывают карты по назначению (физическая, политическая, административная, карта растений и животных)

20.12

29

Условные цвета физической карты

1ч.

Знакомство с условными цветами физической карты.

Обучение показывать на физической карте России формы поверхности, крупнейшие водоемы с опорой на условный цвет, которым обозначены различные формы поверхности и водоемы

По иллюстрации называют формы земной поверхности. С помощью учителя называют основные цвета физической карты

Повторяют формы земной поверхности. Читают условные цвета, знаки географической карты. Зарисовывают в тетради условные знаки плана, цвета и условные знаки физической карты


25.12

30

Условные знаки физической карты

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о географической карте. Знакомство с условными знаками физической карты

Соотносят условный знак физической карты с изображением

Называют условные цвета, знаки географической карты. Зарисовывают в тетради условные цвета и условные знаки физической карты

27.12

31

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей

1ч.

Обобщение и систематизация представлений обучающихся о физической карте и ее значении. Формирование умений показывать на карте заданные объекты с помощью условных цветов и знаков



Составляют рассказ о значении физической карты в жизни людей из предложенных учителем предложений.

Показывают на физической карте России границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на условные цвета карты, с помощью учителя

Рассказывают о значение физической карты в жизни человека с опорой на план. Показывают на физической карте России границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на таблицу условных цветов и знаков карты


10.01

Земной шар – 17 часов

32

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне


1ч.

Формирование у обучающихся элементарных представлений о телах Солнечной системы

Составляют рассказ о Земле, Солнце и Луне из рекомендованных учителем предложений

Рассказывают, что такое Солнечная система. Знакомятся с

понятиями «астрономия», «планеты»

15.01

33

Планеты


1ч.

Расширение круга элементарных представлений о планетах Солнечной системы

Знают название 2-3 планет.

Составляют рассказ об одной из планет, используя опорные слова и словосочетания. Располагают на макете планеты по отношению к Солнцу, используя помощь учителя

Показывают и называют планеты (обозначенные и подписанные) на схеме Солнечной системы. Знают названия до 4 планет. Называют отличительные признаки Земли от других планет. Зарисовывают вместе с учителем схему Солнечной системы. Располагают на макете, по образцу, планеты по отношению к Солнцу

17.01

34

Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли

1ч.

Формирование у обучающихся представлений о форме Земли. Продолжение закрепления знаний о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Составляют рассказа из предложенных учителем предложений о планете Земля. Зарисовывают как выглядит планета Земля из космоса (по шаблону)

Приводят примеры доказательства шарообразности Земли. Показывают, с помощью теллурия, движение Земли. Рассказывают как менялись представления о форме и размерах Земли с опорой на иллюстрации

22.01

35

Современные исследования космоса


1ч.

Продолжить формирование представлений обучающихся об освоении космоса в XX и XXI веках

Называют первого космонавта. Составляют рассказ из предложенных учителем предложений о первом полете в космос

Рассказывают о первом полете Ю. А. Гагарина в космос

24.01

36

Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе


1ч.

Формирование представлений обучающихся о форме Земли. Обучение пользоваться глобусом. Показ на глобусе полюса, линии экватора. Закрепление знаний об условных цветах физической карты

Показывают и называют глобус, определяют его назначение. Приклеивают картинку глобуса в тетрадь, подписывают полюса и линию экватора. Лепят макет глобуса из пластилина

Рассказывают о строении глобуса. Показывают на глобусе полюса, линию экватора, южное и северное полушария. Лепят из пластилина модель Земли, обозначают на ней полюса и линию экватора. Показывают на глобусе различные формы поверхности (с опорой на цвет) с помощью таблицы условных цветов и знаков

29.01

37

Физическая карта полушарий

1ч.

Повторение и закрепление знаний обучающихся об условных цветах физической карты, линии экватора, Северном и Южном полюсах, Северном и Южном полушариях.

Знакомство с картой полушарий.

Обучение показу на физической карте полушарий, названных выше объектов

Называют основные цвета карты полушарий. Рассматривают условные знаки карты полушарий. Показывают на физической карте полушарий полюса, линию экватора, материки, океаны

Определяют, какими цветами изображена поверхность Земли на карте полушарий. Рассматривают условные знаки карты полушарий.

Показывают на карте полушарий и глобусе полюса, линию экватора, материки, океаны

31.01

8

Распределение воды и суши на Земле

1ч.

Знакомство обучающихся с распределением воды и суши на Земле. Формирование представлений обучающихся о неравномерности распределения воды и суши на территории нашей планеты

Определяют по карте, что занимает большую часть земного шара: вода или суша. Показывают воду и сушу на карте, опираясь на таблицу условных знаков

Определяют по карте, в каком полушарии больше воды, а в каком островов и материков


05.02

39

Океаны на глобусе и карте полушарий


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением океанов на физической карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и глобусе

Показывают на физической карте и глобусе Мировой океан. Зачитывают названия океанов. Показывают океаны на карте. Отвечают на вопросы учителя об океанах с опорой на карту. Подписывают названия океанов на контурной карте

Называют Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Рассказывают о хозяйственном значении океанов по схеме или иллюстрациям.

Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости (например, почему Северный Ледовитый океан получил такое название). Находят на глобусе и физической карте полушарий океаны, подписывают названия океанов на контурной карте

07.02

40

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида)

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением материков на физической карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и глобусе

Называют материк, на котором мы живем. На карте показывают материки. Составляют рассказ о материке с опорой на карту, используя предложения, предложенные учителем

Находят и называют на глобусе и физической карте полушарий материки, подписывают названия материков на контурной карте. Сравнивают материки и части света


12.02

41

Кругосветные путешествия. Плавание экспедиции под командованием Ф. Магеллана

1ч.

Формирование представлений обучающихся о значении первого кругосветного путешествия под командованием Ф. Магеллана

Составляют из предложений, предложенных учителем, рассказ об экспедиции Ф. Магеллана. По пунктирным линиям на контурной карте отмечают первое кругосветное путешествие

Рассказ по плану и карте о первом кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике). Показывают на физической карте полушарий маршрут кругосветных путешествий под командованием Ф. Магеллана

14.02

42

Первое русское кругосветное плавание


1ч.

Знакомство с первым русским кругосветным плаванием и его значением


Составляют из предложенных учителем предложений рассказ о русском кругосветном плавании. По пунктирным линиям на контурной карте отмечают первое русское кругосветное плавание (маршрут Крузенштерна, шлюп «Нева»)

Составляют рассказ по плану и карте о первом русском кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике)

Рассказывают как происходило первое путешествие, каково значение первого кругосветного плавания, какой вклад внесли русские моряки в географическую науку

19.02

43

Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

1ч.

Формирование представлений обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Знакомство с климатом земного шара

С помощью теллурия показывают движение Земли вокруг Солнца.

Составляют рассказ о климате своей местности, используя помощь учителя

Рассказывают о значении солнца для жизни на земле с опорой на схему или рисунки.

Составляют рассказ с опорой на схему, от чего зависит климат и от чего зависит погода

21.02

44

Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий

1ч.

Продолжение формирования первоначальных представлений о разнообразии климата на Земном шаре

Составляют рассказ об одном из поясов освещенности из предложенных учителем предложений. Раскрашивают в контурной карте пояса освещенности. Заполняют схему пояса освещенности

Устанавливают простейшие причинно-следственные связи между географическим положением, солнечной радиацией, подстилающей поверхностью. Называют основные типы климатов, их характерные признаки. Составляют устный рассказ об одном из поясов освещенности с опорой на схему/ план. Чертят в тетради схему «Пояса освещенности»

26.02

45

Природа тропического пояса. Тропические леса

1ч.

Расширение круга представлений обучающихся об особенностях природных условий тропического пояса

Показывают на карте тропический пояс, выделенный учителем. Заштриховывают (закрашивают) заранее обозначенный учителем тропический пояс в тетради.

Узнают изображения типичных животных тропического пояса и называют их (от 3 до 5 представителей)

Называют, с опорой на схему «пояса освещенности», какие материки и океаны расположены в пределах тропического пояса.

Узнают изображения типичных животных тропического леса и называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» тропического леса с помощью учителя

28.02

46

Природа тропического пояса. Саванны и пустыни

1ч.

Знакомство с природными зонами саванн и пустынь тропического пояса

Узнают изображения типичных животных саванн и пустынь тропического пояса и называют их (от 3 до 5 представителей)

Узнают изображения типичных животных саванн и пустынь, называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» природные зоны саванн и пустынь с помощью учителя

04.03

47

Природа умеренных и полярных поясов


1ч.

Знакомство обучающихся с особенностями природных условий умеренных и полярных поясов

Называют и показывают умеренные и полярные пояса освещенности, выделенные учителем на карте. Составляют рассказ из предложенных учителем предложений о природе умеренных или полярных поясов (Арктика, Антарктика)

Называют материки и океаны, расположенные в пределах умеренного и полярного поясов. Составляют рассказ о природе умеренных и полярных поясов по плану

06.03

48

Обобщающий урок

1ч.

Обобщение изученного материала по разделу Земной шар. Работа с картой полушарий и глобусом. Выполнение заданий в тетради на печатной основе

Выполняют контрольное тестирование с опорой на учебник, с помощью учителя

Выполняют контрольное тестирование по разделу «Земной шар»

11.03

Карта России-16 часов


49

Карта России. Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны

1ч.

Знакомство обучающихся с положением России на глобусе, карте. Формирование представлений о площади государства, повторение символики РФ

Показывают на карте и настольной карте Россию, используя помощь учителя.

Выделяют среди других изображений флаг и герб РФ. Зарисовывают вместе с учителем флаг РФ

Составляют описание географического положения России (с опорой на план в учебнике). По карте поясов освещенности определяют, в каких поясах лежит Россия


13.03

50

Столица России – Москва


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о Москве как главном городе (столице) России

С помощью находят на карте столицу нашей Родины. Рассматривают иллюстрации достопримечательностей столицы. Составляют рассказ о столице, используя опорные слова и словосочетания

Находят на карте столицу нашего государства. Рассказывают о достопримечательностях Москвы с опорой на иллюстрации. Рассматривают план центра Москвы (по приложению к учебнику). Находят улицы, о которых говорится в тексте учебника

18.03

51

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге

1ч.

Формирование представлений обучающихся о государственных границах. Закрепление знаний об условных обозначений физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте

Показывают границы России на физической карте, обводят по пунктирным линиям в контурной карте сухопутные границы

Показывают на карте сухопутные границы, их протяженность. Называют государства, с опорой на политическую карту, с которыми РФ граничит на западе и юге.

Выделяют сухопутные границы РФ на контурной карте

20.03

52

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о государственных границах.

Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте

Показывают границы России на физической карте. Обозначают на контурной карте северный ледовитый океан

Показывают на карте за Северный Ледовитый океан, омывающий берега России, и читают названия морей.

Рассказывают по иллюстрациям, используя помощь учителя о природе морей (не выделяя конкретных названий) , омывающих берега России на севере.

Показывают на карте морские границы РФ. Рассказывают о природе морей, омывающих берега России (не выделяя конкретных названий).

Называют и показывают моря Северного Ледовитого океана на карте. Рассказывают о морях Северного Ледовитого океана по плану



01.04

53

Моря Тихого и Атлантического океанов


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о государственных границах России.

Закрепление знаний об условных обозначениях и условных цветах физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте

Показывают на карте Тихий и Атлантический океан, читают названия морей.

Рассказывают по иллюстрации, используя помощь учителя, о природе морей, омывающих берега России

Называют и показывают на карте моря Тихого и Атлантического океанов. Наносят океаны, моря на контурную карту.

Составляют описания одного из морей с опорой на план


03.04

54

Острова и полуострова России


1ч.

Формирование представлений о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов.

Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте

Показывают и называют острова и полуострова, заранее выделенные учителем

Называют и показывают острова и полуострова России. Рассказывают об особенностях природы островов и полуостровов России. Составляют описания одного из островов и полуостровов РФ с опорой на план. Наносят названия островов и полуостров России на контурную карту


08.04

55

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности,

плоскогорья


1ч.

Формирование представлений о поверхности РФ, ее разнообразии.

Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте

Закрашивают в контурной карте обозначенные равнины (низменности, плоскогорья). Составляют описание равнины по плану, используя помощь учителя

Называют и показывают на физической карте низменности, возвышенности, плоскогорья России. Составляют описание равнины (низменности, плоскогорья) с опорой на план в учебнике


15.04

56

Работа с контурными картами


1ч.

Закрепление представлений обучающихся о рельефе РФ, совершенствование навыков работы с настенной, настольной картами, формирование навыков работы с контурными картами


Наносят на контурную карту названия крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают (заштриховывают) указанные географические объекты, используя помощь учителя

Наносят на контурную карту названия крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают (заштриховывают) указанные географические объекты


17.04

57

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о разнообразии поверхности РФ

Называют и показывают на настенной карте заранее выделенные учителем горы. Заштриховывают и закрашивают горы в контурной карте, используя помощь учителя

Называют и показывают на настенной карте Кавказские, Уральские, Крымские горы, Алтай и Саяны. Различают горы по высоте, размеру. Составляют описания гор России с опорой на план в учебнике


22.04

58

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа)


1ч.

Закрепление знаний обучающихся о полезных ископаемых, продолжение формирования представлений обучающихся о богатстве недр РФ.

Повторение условных обозначений полезных ископаемых

Зарисовывают в тетради условные знаки полезных ископаемых.

Закрашивают заранее обозначенные полезные ископаемые в контурной карте. Изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте

Показывают крупнейшие месторождения полезных ископаемых, добываемые на территории России.

Рассказывают об использовании полезных ископаемых.

Зарисовывают в тетради условные знаки полезных ископаемых, изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте

24.04

59

Работа с контурными картами


1ч.

Закрепление представлений обучающихся о рельефе РФ, природных богатствах, совершенствование навыков работы с настенной, настольной картами, формирование навыков работы с контурными картами

Наносят на контурную карту названия гор России, условные знаки полезных ископаемых в местах их добычи

Наносят на контурную карту названия гор России, условные знаки полезных ископаемых в местах их добычи


06.05

60

Река Волга


1ч.

Формирование представлений обучающихся о реке Волге как одной из самых длинных рек европейской части России. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека

Показывают на настенной карте реку Волгу, используя помощь учителя. Составлять из предложенных учителем предложений рассказ-описание реки Волги

Показывают по карте реку Волгу, ее притоки Оку и Каму. Находят ее по условным знакам на настенной карте ГЭС. Называют каналы, соединившие Волгу с другими реками. Составляют описания Волги с опорой на план

08.05

61

Реки: Дон, Днепр, Урал


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ. Закрепление знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны

Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание об одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя


Показывают на настенной карте изученные реки, крупные водохранилища. Называют канал, соединяющий реки Дон и Волгу. Рассказывают о старинном русском городе, расположенном на берегу реки Днепр. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину

13.05

62

Реки Сибири: Обь, Енисей


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны

Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание об одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя


Называют равнину по которой протекают реки Обь и Енисей, показывают их путь по карте. По условным знакам находят крупные ГЭС, построенные на реках Енисей, и Ангара. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают изученные реки. Сравнивают протяженность рек Обь и Енисей по рисунку в учебнике

15.05

63

Реки Лена и Амур


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками Азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны

Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя

Показывают на карте реки Лену, Амур и их притоки. Сравнивают по протяженности изучаемые реки с другими реками России по рисунку. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают изученные реки

20.05

64


Озера Ладожское, Онежское, Байкал

Крупные города России


1ч.


Продолжение формирования представлений обучающихся о водоемах РФ. Знакомство обучающихся с крупнейшими озерами России. Закрепление знаний об использовании озер в хозяйственной деятельности человека.

Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны

Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии городов России, знакомство с названиями, географическим положением и достопримечательностями крупнейших городов РФ. Повторение и обобщение знаний о столице России

Показывают на настенной карте заранее обозначенные озера.

Составляют из предложенных учителем предложений об озерах России. Подписывают название озер на контурной карте, используя помощь учителя

Показывают на карте столицу России, родной город (с помощью). Рассказывают о достопримечательностях столицы и своего города, опираясь на иллюстрации и опорные слова

Называют и показывают озера России на настенной карте. Рассказывают об их особенностях. Называют реки, впадающие в Каспийское море. Поясняют, почему Каспийское озеро называется морем.

Наносят на контурную карту названия изученных озер

Показывают на карте столицу России, города-миллионеры, родной город.

Составляют рассказа о столице России с опорой на план. Перечисляют достопримечательности родного города (поселка)


22.05


  1. ЛИТЕРАТУРА

Основной список

  1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики. Сб. науч. трудов / под ред. В. В. Воронковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.

  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

  3. Граборов А. Г. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классика Стиль, 2005.

  4. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.

  5. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 2005.

  6. Книга для учителей вспомогательной школы / под ред. Г. М. Дульнева. М.: Учпедгиз, 1955.

  7. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.

  8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2001.

  9. Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина Начальный курс физической географии. 6кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2015.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.).

  10. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.

  11. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1986. –192 с.

  12. Семаго Н.Я. Новые подходы к потреблению коррекционной работы с детьми с разными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1.

  13. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. 1984. № 4. С. 9—14.

  14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2001. – 512 с.

  15. Шевченко  С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Дополнительный список

  1. Баранчиков Е.В. и др. – География Земли: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2007.

  2. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М.:Просвещение, 1965г.

  3. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова), 2004.

  4. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М.: Просвещение, 1986г.

  5. Крылова О.В. Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.

  6. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1970 г.

  7. Постникова М.В. – Контрольные вопросы, заним. задания, кроссворды и тесты, 6 класс. – М.: НЦ ЭНАС, 2005.

  8. Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев.: Радянська школа, 1977г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!