СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 8 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ З. Ф. Хафизова

«___»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.





СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей

естественно-гуманитарного цикла

и узких специалистов

__________ Г. И. Климачева

«___»__________20____ г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы

протокол № ___ от «___»___20__ г.



Рабочая программа

учебного предмета «География»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(лёгкой, умеренной, тяжёлой умственной отсталостью)

8 класс

срок реализации программы 1 год





Автор-составитель программы:

Р. Я. Хисаева, учитель биологии



2023/2024 учебный год

г. Белебей

ОГЛАВЛЕНИЕ



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10

V. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..31





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),, утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».

Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачи обучения:

  • формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

  • формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

  • формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;

  • формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 8 классе определяет следующие задачи:

  • формирование у обучающихся представлений о мировом океане;

  • познакомить обучающихся с географическим положением, природой, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами различных континентов;

  • дать элементарные научные и систематические сведения о единстве природы, её разнообразии протекающих в ней процессов;

  • показать особенности взаимодействия человека и природы;

  • помочь усвоить правила поведения в природе;

  • содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;

  • учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости;

  • содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение, связную речь, расширять лексический запас

  • дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.

Обучающиеся получают знания о географическом положении каждого материка, его природе, а также знакомятся с экономическим развитием государств, культурой, бытом народов указанных материков. Кроме того, в данном курсе изучается и континент Антарктида, при изучении которого обучающиеся узнают об открытиях великих мореплавателей и полярников.

К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.

Содержание разделов

Название раздела

Количество часов

Контрольные работы


1.

Введение

1


2.

Материки и океаны

5

1

3.

Африка

12

1

4.

Австралия

8

1

5.

Антарктида

6

1

6.

Америка

1


7.

Северная Америка

9

1

8.

Южная Америка

12

1

9.

Евразия

12

2


Итого

66

8

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур и религий;

  • сформированность уважительного отношения к истории и культуре других народов;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • совершенствование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности со сверстниками, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • формирование экологической культуры, понимание необходимости охраны редких видов растений и животных;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • называть океаны земного шара, их значение;

  • показывать на географической карте океаны земного шара;

  • знать названия материков земного шара;

  • показывать на географической карте материки земного шара

  • знать, на каком материке расположена Россия

Достаточный уровень:

  • давать краткую характеристику географического положения океанов и их хозяйственное значение; географического положения, очертания берегов и природных условий и населения материков;

  • находить на карте изученные географические объекты

  • определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;

  • давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;

  • находить в периодической печати сведения об изученных государствах.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

  • ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;

  • понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;

  • соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • классифицирует объекты на группы по существенным признакам;

  • дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;

  • правильно устанавливает причинно-следственные связи.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

  • ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;

  • дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;

  • не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

  • испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;

  • дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,

  • материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;

  • испытывает трудности при классификации объектов на группы;

  • самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.

Оценка «2» - не ставится.







  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема предмета

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Дата проведения урока планируемая

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение - 1час

Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте


1ч.

Формирование представлений обучающихся о материках и частях света. Повторение и закрепление знаний о географическом положении материков земного шара, их размерах. Совершенствование навыков работы с учебником, Приложением к учебнику. Воспитание интереса к изучаемому предмету

Показывают и называют заранее выделенные учителем материки. Записывают названия материков и частей света в тетрадь, подписывают названия в контурной карте

Показывают на настенной карте и называют материки и части света. Дают краткую характеристику географического положения материков. По плану, предложенному учителем, составляют рассказ о любом материке. Подписывают названия материков в контурной карте

04.09

Мировой океан – 5 часов

Атлантический океан


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся об Атлантическом океане. Знакомство с крупными морями, островами и полуостровами Атлантического океана. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, навыки работы в контурной карте

Показывают на карте Атлантический океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей Атлантического океана, с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают Атлантический океан в контурной карте с помощью учителя

Дают определение, что такое «Мировой океан». Называют и показывают на настенной карте части Мирового океана. Отмечают в контурной карте Атлантический океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану

07.09

Северный Ледовитый океан


1ч.

Знакомство школьников

с географическим положением, особенностями природы Северного Ледовитого океана.

Закрепление знаний обучающихся о морях, островах, полуостровах Северного Ледовитого океана, расположенных на территории РФ.

Показывают на карте Северный Ледовитый океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте с помощью учителя

Отмечают в контурной карте Северный Ледовитый океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану

11.09

Тихий океан


1ч.

Знакомство школьников

с крупными морями, островами и полуостровами, животным и растительным миром Тихого океана.

Закрепление и обобщение знаний обучающихся о морях, островах, полуостровах Тихого океана, расположенных на территории РФ

Показывают на карте Тихий океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте с помощью учителя

Отмечают в контурной карте Тихий океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану

14.09

Индийский океан


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся об Индийском океане.

Знакомство школьников

с крупными морями, островами и полуостровами, животным и растительным миром Индийского океана

Показывают на карте Индийский океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте с помощью учителя

Отмечают в контурной карте Индийский океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану

18.09



Современное изучение Мирового океана


1ч.

Формирование представлений обучающихся о науке – океанологии, ее значении, современных научных открытиях. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, работы с контурной картой

Составляют рассказ по предложенным учителем предложениям о пользе, получаемой людьми от океанов и морей

Рассказывают, какую пользу получают люди от океанов и морей

21.09

Материки и части света. Африка – 12 часов

Африка. Географическое положение

1ч.

Формирование представлений обучающихся о самом жарком материке земного шара.
Знакомство с географическим положением Африки.
Совершенствование навыков работы с картой полушарий, глобусом, физической картой Африки

Показывают Африку на настенной карте, используя помощь учителя. Подписывают названия материка, моря и океаны, которые омывают материк с помощью учителя. Составляют рассказ по предложенным учителем предложениям о географическом положении Африки

Называют и показывают на настенной карте Африку, океаны и моря, которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Красной линией обозначают линию экватора. Записывают новые географические термины в тетрадь. Составляют по плану краткую характеристику географического положения Африки

25.09

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся об Африке. Знакомство с рельефом, климатическими особенностями, реками и озерами изучаемого материка. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, глобусом, физической картой Африки

Показывают на карте заранее выделенные учителем формы поверхности, подписывают названия в контурной карте, используя помощь учителя

Перечисляют формы поверхности Африки, показывают и называют их на настенной карте. Поясняют, от чего зависит климат на материке. Сравнивают климат северной и центральной части континента. Отмечают на контурной карте выделенные в тексте горы, реки и озёра

28.09

Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.

1ч.

Формирование представлений обучающихся о природных зонах Африки. Знакомство обучающихся с тропическим (экваториальным) лесом Африки. Совершенствование навыков работы с учебником, приложением к учебнику

Знакомятся с природными зонами Африки. По рисункам называют растения Африки. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из растений тропического леса

Перечисляют природные зоны, в которых расположена Африка. Показывают и называют на карте тропический лес. Рассказывают, от чего зависит многообразие растительного мира тропического леса Африки. Составляют рассказ об одном из растений, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических лесов на контурной карте

02.10

Животный мир тропических лесов

1ч.

Формирование представлений обучающихся о природных зонах Африки. Знакомство обучающихся с тропическим (экваториальным) лесом Африки. Совершенствование навыков работы с учебником, приложением к учебнику

По рисункам называют животных зоны тропических лесов Африки. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из животных тропического леса


Рассказывают, от чего зависит многообразие животного мира тропического леса Африки. Составляют рассказ об одном из животных, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических лесов на контурной карте

05.10

Растительный мир саванн

1ч.

Знакомство с природными зонами Африки. Формирование представлений обучающихся о растительности саванн. Совершенствование навыков самостоятельной работы при выполнении задании в тетради на печатной основе

Выписывают понятие «саванна» из словаря в тетрадь. По картинкам называют растения саванн. Записывают названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из растений саванн по предложенным учителем предложениям

Дают определение, что такое саванна. Рассказывают, как меняется внешний вид саванн в дождливый и сухой сезон. Записывают названия растений в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Составляют рассказ об одном растении саванн

09.10

Животный мир саванн


1ч.

Знакомство с природными зонами Африки. Формирование представлений обучающихся о животном мире саванн. Совершенствование навыков самостоятельной работы при выполнении задании в тетради на печатной основе

По картинкам называют животных саванн. Записывают названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из животных саванн по предложенным учителем предложениям

Записывают названия животных в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Составляют рассказ об одном животном саванн

12.10

Растительный и животный мир пустынь

1ч.

Знакомство с природными зонами Африки. Продолжение формирования представлений обучающихся об Африке. Формирование представлений обучающихся о пустынях Африки


Показывают на карте пустыни Африки, используя помощь учителя. Закрашивают зону пустынь, заранее выделенную учителем в контурной карте. Называют представителей растительного и животного мира, выделенных в тексте учебника

Называют и показывают пустыни Африки на настенной карте и обозначают их в контурной карте. Выписывают в тетрадь из словаря новые географические понятия. Формулируют главное правило жизни в пустыне. Рассказывают с опорой на текст учебника как приспособились животные и растения к климатическим условиям пустыни

16.10

Население и государства


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся об Африке. Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей африканского материка, крупными государствами. Совершенствование навыков работы с политической картой Африки, навыки работы в контурных картах


Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя

Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран

19.10

Государства Африки: Египет, Эфиопия

1ч.

Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей Египта, Эфиопии


Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя

Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран

23.10

Государства Африки: Танзания, Демократическая Республика Конго.

1ч.

Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей Танзании, Демократической Республики Конго


Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя

Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран

26.10

Государства Африки Египет, ЮАР

1ч.

Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей Египта, ЮАР

Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя


Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран

09.11

Обобщающий урок по теме «Африка»

1ч.

Обобщение знаний обучающихся об изучаемом материке.

Совершенствование навыков самостоятельной работы в парах, группах при выполнении заданий

Показывают Африку на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Показывают на карте Африку. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя

13.11

Австралия – 8 часов

Австралия. Географическое положение

1ч.

Формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с географическим положением Австралии. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, глобусом, физической картой Австралии

Показывают Австралию на настенной карте, используя помощь учителя. Подписывают названия материка, моря и океаны, которые омывают материк с помощью учителя. Составляют рассказ по предложенным учителем предложениям о географическом положении Австралии

Называют и показывают на настенной карте Австралию, океаны и моря, которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Записывают новые географические термины в тетрадь. Сравнивают береговые очертания Австралии и Африки. Составляют по плану краткую характеристику географического положения Австралии

16.11

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с рельефом, особенностями климатических условий, водоемами Австралии. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте

Показывают на карте заранее выделенные учителем формы поверхности, подписывают названия в контурной карте, используя помощь учителя

Рассказывают о климатических условиях Австралии. Называют регионы Австралии, в которых климат наиболее благоприятен для жизни людей и ведения сельского хозяйства. Показывают на настенной карте самое крупное озеро и реки Австралии. Отмечают на контурной карте выделенные в тексте географические объекты

20.11

Растительный мир

1ч.

Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с типичными представителями растительного мира Австралии


Знакомятся с природными зонами Австралии. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из растений материка, зарисовывают его в тетрадь

Перечисляют природные зоны, в которых расположена Австралия. Рассказывают о разнообразии растительного мира, о растение, которое является символом Австралии

23.11

Животный мир

1ч.

Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с типичными представителями животного мира Австралии


По картинкам называют животных Австралии. Записывают названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из животных Австралии по предложенным учителем предложениям

Рассказывают о разнообразии животного мира Австралии. Называют представителей сумчатых и яйцекладущих животных. Составляют рассказ об одном из животных Австралии

27.11

Население Австралии


1ч.

Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство с коренным и пришлым населением Австралии. Совершенствование самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе. Развитие навыков самоконтроля при выполнении упражнений

Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Австралии. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя

Перечисляют народы, которые населяют материк. Находят на карте наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран

30.11

Австралийский Союз

1ч.

Формирование представлений о географическом положении, государственном устройстве, хозяйстве изучаемого государства

Показывают на карте государство Австралийский Союз, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой страны, используя помощь учителя. Выписывают в тетрадь название столицы и крупных городов Австралии


Называют коренное население Австралии. На карте показывают плотно заселенные территории Австралии. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства, которые хорошо развиты на континенте. Показывают на карте Австралийский Союз. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города Австралии. Составляют рассказ об одном из них

04.12

Океания. Остров Новая Гвинея

1ч.

Формирование представлений обучающихся об уникальности природы земного шара на примере островов Океании. Знакомство школьников с путешествиями и открытиями русских мореплавателей


Подписывают названия крупнейших островов Океании в контурной карте, используя помощь учителя. Составляют рассказ о русском учёном Н. Н. Миклухо-Маклай с опорой на предложенные учителем предложения

Показывают и называют на настенной карте острова Новая Гвинея и Новая Зеландия. Отмечают их на контурной карте. Называют самый большой остров и описывают особенности его природы. Составляют рассказ о русском ученом Н. Н. Миклухо-Маклай, который первый изучил жизнь и быт народов Новой Гвинеи, опираясь на текст учебника

07.12

Обобщающий урок по теме «Австралия»


1ч.

Обобщение знаний обучающихся об изучаемом материке.

Совершенствование навыков самостоятельной работы в парах, группах при выполнении заданий

Показывают Австралию на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Показывают на карте Австралию. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя

11.12

Антарктида – 6 часов

Географическое положение. Антарктика

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся об Антарктиде как самом холодном материке земного шара. Знакомство с географическим положением Антарктиды. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте, навыки работы в контурных картах


Показывают на карте Антарктиду, используя помощь учителя. В контурной карте подписывают названия океанов и островов, заранее выделенных учителем. Составляют рассказ о первой русской экспедиции по предложенным учителем предложениям

Сравнивают физические карты Австралии и Антарктиды. Называют признаки сходства и различия. На контурной карте обозначают Южный полюс. Подписывают названия океанов, омывающих берега Антарктиды и Антарктических полуостровов. Рассказывают о первой русской экспедиции к Южному материку. Показывают ее маршрут на карте. Называют путешественника, который первый достиг Южного полюса

14.12

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся об Антарктиде как самом холодном материке земного шара. Формирование уважительного отношения к людям, занимающимся наукой, географическими открытиями, наблюдениями и описанием Земли.

Показывают на карте выделенный стрелками маршрут русской экспедиции. Называют путешественников, которые первыми достигли Южного полюса с помощью учителя

Рассказывают о первой русской экспедиции к берегам Антарктиды. Показывают ее маршрут на настенной и отмечают в контурной картах. Называют путешественников, которые первыми достигли Южного полюса, опираясь на текст учебника

18.12

Разнообразие рельефа, климат

1ч.

Продолжение формирования представления обучающихся об Антарктиде как самом холодном материке земного шара. Знакомство с поверхностью материка, его климатом, полезными ископаемыми

Рассматривают физическую карту Антарктиды, опираясь на предложенные учителем предложения, составляют рассказ о климатических условиях материка. По геологической карте называют полезные ископаемые с помощью учителя

Объясняют, от чего зависит климат Антарктиды. Рассказывают о поверхности материка. Перечисляют полезные ископаемые материка. На контурную карту наносят географические названия. Составляют рассказ о климате Антарктиды, опираясь на текст учебника

21.12

Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы


1ч.

Формирование представлений обучающихся о растительном и животном мире Антарктиды


По иллюстрации перечисляют представителей животного мира. Составляют рассказ о пингвинах по предложенным учителем предложениям

Называют растения материка. Перечисляют животных и птиц Антарктиды. Объясняют, почему нет копытных животных, а много ластоногих. Зарисовывают пингвинов в тетрадь. Составляют рассказ «Как приспособились пингвины к жизни на самом холодном материке Земли»

25.12

Современные исследования Антарктиды

1ч.

Продолжение формирования представления обучающихся об Антарктиде. Знакомство с исследованиями материка на современном этапе. Формирование уважительного отношения к людям, занимающимся наукой, географическими открытиями, наблюдением и описанием Земли

Составляют рассказ об ученых из антарктических экспедиций по предложенным учителем предложениям. Показывают и называют на карте научные станции, заранее выделенные учителем

Рассказывают, в каких условиях живут ученые из научных антарктических экспедиций, что они изучают. Показывают на карте научные станции Антарктиды и отмечают их в контурной карте. Перечисляют географические названия, связанные с именами исследователей

28.12

Обобщающий урок по теме «Антарктида»


1ч.

Обобщение и систематизация знаний об Антарктиде

Показывают Антарктиду на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Показывают на карте Антарктиду. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя

11.01

Америка – 1час

Открытие Америки

1ч.

Формирование представлений учащихся об открытии Америки. Формирование потребности в чтении дополнительной литературы с целью расширения, обогащения географических знаний


Показывают на карте полушарий часть света -Америку с помощью учителя. Называют, кто открыл Америку и в честь кого была названа, опираясь на предложения, предложенные учителем

Наносят на контурную карту путь кораблей Колумба. Показывают на физической карте материка острова Куба, Гаити, Алеутские острова, полуостров Аляска. Называют русских путешественников, которые участвовали в открытии и освоении полуострова Аляска

15.01

Северная Америка - 9 часов

Географическое положение Северной Америки

1ч.

Формирование представлений обучающихся о материке Северная Америка. Знакомство с географическим положением материка. Закреплять навыки работы с географическими, контурными картами

По пунктирным линиям отмечают путь кораблей Колумба. Отмечают на контурной карте заранее выделенные учителем географические объекты. Составляют рассказ о географическом положении Северной Америки, опираясь на план и предложения, предложенные учителем

Наносят на карту путь кораблей Колумба. Называют путешественника, в честь которого была названа Америка. Рассказывают о русских путешественника, открывших северо-запад континента. Отмечают на контурной карте выделенные шрифтом географические объекты. Дают краткую характеристику географического положения Северной Америки

18.01

Разнообразие рельефа, климат

1ч.

Продолжение формирования представления обучающихся о Северной Америке. Знакомство школьников с рельефом Северной Америки. Показ зависимости климата от географического положения материка

Показывают на настенной карте равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте, используя помощь учителя


Показывают и называют формы земной поверхности Северной Америки. Отмечают их на контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые материка. Составляют рассказ о климатических условиях Северной Америки

22.01

Реки и озера Северной Америки

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о материке Северная Америка. Знакомство обучающихся с водными ресурсами изучаемого материка.

Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте

Показывают на карте заранее выделенные учителем реки и озёра, подписывают названия в контурной карте, используя помощь учителя

Называют и показывают на настенной карте реки и озера Северной Америки. Отмечают на карте выделенные шрифтом географические объекты. Составляют рассказ о Великих озёрах Северной Америки

25.01

Растительный и животный мир

1ч.

Знакомство обучающихся с природными зонами Северной Америки. Формирование представлений о типичных представителях растительного и животного мира изучаемого материка. Развитие навыка чтения географической карты

По иллюстрации перечисляют представителей растительного и животного мира. Составляют рассказ об одном из представителей животного или растительного мира, опираясь на предложенные словосочетания, предложения

Перечисляют природные зоны, в которых расположена Северная Америка. Рассказывают о разнообразие растительного и животного мира. Составляют рассказ об одном из животных Северной Америки

29.01

Население и государства Северной Америки.

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Развитие навыков работы с политической картой

Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Северной Америке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают о достопримечательностях этих стран

Рассказывают о коренных жителях материка. Показывают на карте, где живут эскимосы и индейцы. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства изучаемых государств. Отмечают государства и их столицы в контурной карте. Рассказывают о достопримечательностях этих стран

01.02

Соединенные Штаты Америки


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Знакомство школьников с географическим положением, государственным устройством США, населением и его основными занятиями.

Развитие навыков работы с географической картой

Показывают на карте государство США, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой страны, используя помощь учителя

Показывают на карте Соединенные Штаты Америки. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемого государства. Рассказывают о достопримечательностях этой страны

05.02

Канада


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств.

Сообщение сведений о географическом положение, особенностях природы, населении, хозяйстве Канады.

Развитие навыков самостоятельной работы в контурной карте

Показывают на карте государство Канада, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой страны, используя помощь учителя

Показывают на карте Канаду. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемого государства. Рассказывают о достопримечательностях этой страны

08.02

Мексика. Куба

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств.

Развитие навыков работы с географическими картами


Показывают на карте изучаемые государства, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этих стран, используя помощь учителя

Показывают на карте изучаемые государства. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемых стран. Рассказывают о достопримечательностях этих стран

12.02

Обобщающий урок по теме «Северная Америка»

1ч.

Обобщение и систематизирование знаний о Северной Америке

Показывают Северную Америку на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Показывают на карте Северную Америку. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя

15.02

Южная Америка - 12 часов

Географическое положение

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о материках земного шара. Сообщение сведений о географическом положении Южной Америки, открытии острова Огненная Земля. Развитие навыков использования географических карт для получения новой учебной информации

Отмечают на контурной карте заранее выделенные учителем географические объекты. Составляют рассказ о географическом положении Северной Америки, опираясь на план и предложения, предложенные учителем

Называют и показывают на настенной карте Африку, океаны и моря, которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Записывают новые географические термины в тетрадь. Составляют по плану краткую характеристику географического положения Южной Америки

19.02

Разнообразие рельефа, климат

1ч.

Формирование представлений обучающихся о Южной Америке. Сообщение сведений о разнообразии и контрасте поверхности, особенностях климата Южной Америки. Установление взаимосвязи географического положения, поверхности и климата изучаемого материка

Показывают на настенной карте равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте, используя помощь учителя

Называют и показывают на настенной карте формы рельефа Южной Америки. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Сравнивают климат Африки и Южной Америки. Составляют рассказ о климатических условиях Южной Америки

22.02

Реки и озера Южной Америки

1ч.

Формирование представлений обучающихся о Южной Америке. Знакомство школьников с водоемами изучаемого материка. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте

Показывают на настенной карте заранее выделенные учителем реки и озера Южной Америки. Составляют рассказ об Амазонке по предложенным учителем предложениям

Отмечают на контурной карте крупные реки и озёра Южной Америки. Сравнивают Амазонку и Нил по характеру течения и питания. Называют сходства и различия. Описывают одну из рек Южной Америки по предложенному учителем плану

26.02

Растительный мир тропических лесов

1ч.

Формирование представлений обучающихся о разнообразии растительного мира земного шара. Сообщение сведений о растительности тропических лесов Южной Америки. Закрепление знания обучающихся о тропических лесах земного шара в процессе сравнения лесов Африки, Северной Америки и Южной Америки

Знакомятся с природными зонами Южной Америки. По рисункам называют растения материка. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из растений тропического леса

Перечисляют природные зоны, в которых расположена Южная Америка. Отмечают их в контурной карте. Показывают и называют на карте тропический лес. Рассказывают, как меняется Амазония в результате хозяйственной деятельности человека. Составляют рассказ об одном из растений. Зарисовывают в тетради некоторые растения, которые водятся только на этом материке

29.02

Животные тропического леса

1ч.

Формирование представлений обучающихся о разнообразии животного мира земного шара. Сообщение школьникам сведений о типичных представителях животного мира тропических лесов Южной Америки. Закрепление знаний обучающихся о тропических лесах земного шара в процессе сравнения лесов Африки, Северной Америки и Южной Америки

По рисункам называют животных зоны тропических лесов Южной Америки. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из животных тропического леса

Рассказывают, от чего зависит многообразие животного мира тропического леса Южной Америки. Составляют рассказ об одном из животных, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических лесов на контурной карте

04.03

Растительный мир саванн степей полупустынь и горных районов

1ч.

Формирование представлений обучающихся о разнообразии природных условий Южной Америки. Сообщение сведений о разнообразии растительного мира Южной Америки


Показывают на карте саванны, степи, горные районы материка, используя помощь учителя. Записывают в тетрадь названия представителей растительного мира, выделенных в тексте учебника

Рассказывают о разнообразии растений в зоне степей Южной Америки. Сравнивают пустыни Африки и Южной Америки. Показывают, как изменяются природные зоны в горах на карте «Высотная поясность Южной Америки». Зарисовывают в тетради растения Южной Америки. Составляют рассказ об одном из представителей растительного мира Южной Америки

07.03

Животный мир саванн, степей, полупустынь, пустынь

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о разнообразии природных условий Южной Америки. Знакомства школьников с животным миром саванн, пустынь, степей и гор Южной Америки

Показывают на карте саванны, степи, горные районы материка, используя помощь учителя. По иллюстрации перечисляют представителей животного мира саванн, степей, полупустынь, пустынь Южной Америки. Записывают названия животных в тетрадь

Рассказывают о разнообразии животных в зоне степей Южной Америки. Записывают названия животных в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Зарисовывают в тетради животных Южной Америки. Составляют рассказ об одном из представителей животного мира Южной Америки

11.03

Население и государства

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о Южной Америке. Формирование представлений о коренном и пришлом населении материка. Сообщение сведений о государствах Южной Америки

Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя

Показывают на политической карте крупные государства Южной Америки. Рассказывают о разнообразном составе народов Южной Америки. Наносят на контурную карту изучаемые государства и их столицы. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства, развитые в этих странах

14.03

Государства Южной Америки: Бразилия


1ч.

Сообщение сведений о государствах Южной Америки.

Совершенствование навыков работы с политической картой

Показывают на карте изучаемые государства, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этих стран, используя помощь учителя

Показывают изучаемые государства на карте. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемых стран. Рассказывают о достопримечательностях государства

18.03

Государства Южной Америки: Аргентина


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Знакомство с государством Южной Америки -Аргентиной


Показывают на карте изучаемые государства, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этих стран, используя помощь учителя

Показывают изучаемые государства на карте. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемых стран. Рассказывают о достопримечательностях государства

21.03

Государства Южной Америки: Перу


1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Знакомство с государством Южной Америки-Перу

Показывают на карте изучаемые государства, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этих стран, используя помощь учителя

Показывают изучаемые государства на карте. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемых стран. Рассказывают о достопримечательностях государства

01.04

Обобщающий урок по теме «Южная Америка»

1ч.

Обобщение и систематизирование знаний обучающихся о Южной Америке

Показывают Южную Америку на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Показывают на карте Южную Америку. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя

04.04

Евразия – 12 часов

Географическое положение

1ч.

Формирование представлений обучающихся об Евразии как самом крупном материке земного шара. Знакомство с географическим положением Евразии

Показывают Евразию на карте полушарий и глобусе, используя помощь учителя. Дают краткую характеристику географического положения материка по плану и опорным предложениям

Рассказывают о географическом положении Евразии. Называют части света, из которых состоит материк, сравнивают их по площади. На контурной карте проводят условную границу между Европой и Азией и отмечают географические названия, выделенные в тексте учебника

08.04

Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова

1ч.

Продолжение формирования представлений о географическом положении Евразии. Знакомство с очертаниями берегов, островами и полуостровами океанов, омывающими материк

Показывают на физической карте океаны, которые омывают Евразию. Записывают в тетрадь острова и полуострова материка. Составляют рассказ об одном из морей по опорным словам, и словосочетаниям, принимая помощь учителя

На физической карте показывают и называют океаны, омывающие материк. Отмечают моря этих океанов, острова и полуострова на контурных картах. Дают характеристику одному из морей по предложенному учителем плану

11.04

Очертание берегов Евразии Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова

1ч.

Продолжение формирования представлений о географическом положении Евразии. Знакомство с очертаниями берегов, островами и полуостровами Тихого и Индийского океанов.

Закрепление знаний школьников о морях Тихого океана, омывающих восточное побережье РФ


Записывают в тетрадь острова и полуострова Тихого и Индийского океанов. Составляют рассказ об одном из морей, по опорным словам, и словосочетаниям, принимая помощь учителя

На физической карте показывают и называют океаны, омывающие материк. Отмечают моря этих океанов, острова и полуострова на контурных картах. Дают характеристику одному из морей по предложенному учителем плану

15.04

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы

1ч.

Формирование представлений обучающихся о Евразии. Знакомство с рельефом и полезными ископаемыми Европы. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении заданий в тетради на печатной основе

Показывают на настенной карте равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте, используя помощь учителя. Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых Европы

Показывают на физической карте равнины, плоскогорья и горы Евразии. Отмечают формы рельефа Евразии в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на материке, показывают их месторождения на карте

18.04

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии

1ч.

Формирование представлений обучающихся о Евразии. Знакомство с рельефом и полезными ископаемыми Азии. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении заданий в тетради на печатной основе

Показывают на настенной карте равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте, используя помощь учителя. Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых Азии

Показывают на физической карте равнины, плоскогорья и горы Азии. Отмечают формы рельефа Евразии в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на материке, показывают их месторождения на карте

22.04

Климат Евразии

1ч.

Формирование представлений обучающихся о Евразии, особенностях ее климатических условий. Совершенствование навыков работы с физической картой

Закрашивают в контурной карте климатические пояса, заранее выделенные учителем. Составляют рассказ о климате Росси по предложенным учителем предложениям. На контурной карте отмечают реки и озера, используя помощь учителя

Перечисляют, в каких климатических поясах расположен материк, называют особенности каждого из климатических поясов. Рассказывают, какие факторы определяют климат Евразии. Показывают и называют крупнейшие реки и озера материка и отмечают их в контурной карте

25.04

Реки и озера Европы

1ч.

Формирование представлений о богатстве водных ресурсов Евразии. Сообщение сведений о водоемах Европы.

Совершенствование навыков работы с физической картой

Показывают реки и озёра Европы (заранее выделенные учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах Европы по опорным словам и словосочетаниям

Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской части материка. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах Европы по плану

02.05

Реки и озера Азии

1ч.

Формирование представлений о богатстве водных ресурсов Евразии. Сообщение сведений о водоемах азиатской части изучаемого материка

Показывают реки и озёра Азии (заранее выделенные учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах Азии, по опорным словам и словосочетаниям

Называют и показывают реки и озера, которые расположены в азиатской части материка. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах Азии по плану

06.05

Растительный и животный мир Европы

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о Евразии. Сообщение сведений о растительном и животном мире изучаемого материка. Развитие навыков самостоятельного получения учебной информации из карт приложения к учебнику

Называют растения и животных Европы. Записывают в тетрадь названия представителей растительного и животного мира, выделенных в тексте учебника, используя помощь учителя

Называют и показывают на карте природные зоны Европы. Перечисляют представителей растительного и животного мира каждой природной зоны

13.05

Растительный и животный мир Азии

1ч.

Продолжение формирования представлений обучающихся о Евразии. Сообщение сведений о растительном и животном мире изучаемого материка. Развитие навыков самостоятельного получения учебной информации из карт приложения к учебнику

Называют растения и животных Азии. Записывают в тетрадь названия представителей растительного и животного мира, выделенных в тексте учебника, используя помощь учителя

Называют и показывают на карте природные зоны Азии. Перечисляют представителей растительного и животного мира каждой природной зоны

16.05

Население Евразии

1ч.

Формирование представлений обучающихся о многонациональном населении материка Евразия

На карте показывают государства Евразии, заранее выделенные учителем.

Называют по иллюстрациям часть Евразии, которая более плотно заселена

20.05

Культура и быт народов Евразии

1ч.

Формирование представлений обучающихся о многонациональном населении материка Евразия. Сообщение основных сведений о культуре и быте народов Евразии


Составляют рассказ о культуре и быте своего края по предложенным учителем предложениям.

Составляют рассказ о культуре и быте своего края

23.05



  1. ЛИТЕРАТУРА

Основной список

  1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики. Сб. науч. трудов / под ред. В. В. Воронковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.

  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

  3. Граборов А. Г. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классика Стиль, 2005.

  4. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.

  5. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 2005.

  6. Книга для учителей вспомогательной школы / под ред. Г. М. Дульнева. М.: Учпедгиз, 1955.

  7. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.

  8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2001.

  9. Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина География материков и океанов 8 кл..: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2004.-208 с.: ил.

  10. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.

  11. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1986. –192 с.

  12. Семаго Н.Я. Новые подходы к потреблению коррекционной работы с детьми с разными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1.

  13. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. 1984. № 4. С. 9—14.

  14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2001. – 512 с.

  15. Шевченко  С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Дополнительный список

  1. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М.:Просвещение, 1965г.

  2. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М.: Просвещение, 1986г.

  3. Крылова О.В. – Сборник задач к атласу, 8 класс. – М.: Новый учебник, 2006.

  4. Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.

  5. Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б.- Тесты по географии: 8 класс: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой - М.: Экзамен, 2011.

  6. Лобжанидзе А.А. – Планета Земля (тетрадь-тренажер), 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.

  7. Николина В.В. – Мой тренажер, 8 класс. - М.: Просвещение, 2007.

  8. Новоженин И.В. – Тесты, 8 класс. – М.: Владос, 2001.

  9. Перлов Л.Е. – Дидактические карточки-задания, 8 класс. – М.: Экзамен, 2005.

  10. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1970 г.

  11. Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев.: Радянська школа, 1977г

  12. Сиротин В.И. – Раздаточные материалы с к/к, 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.

  13. Смирнова М.С. – Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2010.

  14. Смирнова М.С. – Тесты по географии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2010.

  15. Суслов В.Г. – Развивающие упражнения на уроках географии, 8 класс. – М.: Астрель, 2004.

  16. Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.

  17. Тематическое планирование по географии, ж. «Дефектология»,№ 1, 1994г.

  18. Чичерина О.В. – Тематический контроль,8 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2007.

  19. Чичерина О. В. – Тесты, 8 класс. – М.: Экзамен, 2005.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!