РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История» для параллели 6-х классов на 2021 – 2022 учебный год
Составитель: В.А. Передний, учитель
истории и обществознания
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе проекта примерной программы по истории основного общего образования 5-9 класса в рамках апробации ФГОС 2021 года.
Программа составлена с учётом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» учебным планом МБОУ «У.. – П.. СОШ им…»: в 6 классе по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях, т.е. 68 часов.
Основное содержание
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (23 ч)
Введение (1 ч). Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье (4 ч)
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств.Завоевание франками Галлии.Хлодвиг.Усиление королевской власти.Салическая правда.Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII—IX вв.Усиление власти майордомов.Карл Мартелл и его военная реформа.Завоевания Карла Великого.Управление империей.«Каролингское возрождение».Верденский раздел, его причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы.
Византийская империя в VI—ХI вв. (2 ч)
Территория, население империи ромеев.Византийские императоры; Юстиниан.Кодификация законов.Внешняя политика Византии.Византия и славяне.Власть императора и церковь.*Церковные соборы.Культура Византии.Образование и книжное дело.Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI—ХI вв. (2 ч)
Природные условия Аравийского полуострова.Основные занятия арабов.Традиционные верования.Пророк Мухаммад и возникновение ислама.Хиджра.Победа новой веры.Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад.Культура исламского мира.Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства.Архитектура.
Средневековое европейское общество (3 ч)
Аграрное производство.Натуральное хозяйство.Феодальное землевладение.Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.Замок сеньора.Куртуазная культура.Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни.Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры.Население городов.Цехи и гильдии.Городское управление.Борьба городов за самоуправление.Средневековые города-республики.Развитие торговли.Ярмарки.Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике.Ганза.Облик средневековых городов.Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство.Разделение христианства на католицизм и православие.Борьба пап за независимость церкви от светской власти.Крестовые походы: цели, участники, итоги.Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения.Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII—ХV вв. (4 ч)
Усиление королевской власти в странах Западной Европы.Сословно-представительная монархия.Образование централизованных государств в Англии, Франции.Столетняя война; Ж.Д’Арк. Священная Римская империя в ХII—ХV вв.Польско-литовское государство в XIV—XV вв.Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полу-острове.Итальянские государства в XII—XV вв.Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья.Обострение социальных противоречий в ХIV в.(Жакерия, восстание Уота Тайлера).Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII—ХV вв.Экспансия турок-османов.Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Культура средневековой Европы (2 ч)
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры.*Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И.Гутенберг.
Страны Востока в Средние века (3 ч)
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей, положение покоренных народов .Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями.Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века (1 ч)
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение (1 ч). Историческое и культурное наследие Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (45 ч)
Введение (1 ч).Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. (5 ч)
Заселение территории нашей страны человеком.*Палеолитическое искусство.*Петроглифы Беломорья и Онежского озера.Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему.Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства.Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.*Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке.*Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.*Появление первого в мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс.до н.э.Скифы и скифская культура.Античные города-государства Северного Причерноморья.Боспорское царство.Пантикапей.Античный Херсонес.Скифское царство в Крыму.Дербент.
Великое переселение народов.*Миграция готов.*Нашествие гуннов.Вопрос о славянской прародине и происхождении славян.Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных.Славянские общности Восточной Европы.*Их соседи — балты и финно-угры.Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация.Возникновение княжеской власти.Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат.Хазарский каганат.Волжская Булгария.
Русь в IX — начале XII в. (13 ч)
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс.н.э.*Формирование новой политической и этнической карты континента.
*Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь.Скандинавы на Руси.Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь.Дань и полюдье.Первые русские князья.Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей.Русь в международной торговле.Путь «из варяг в греки».Волжский торговый путь.*Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение.Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X — начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля.Крупнейшие города Руси.Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины.Территориально-политическая структура Руси, волости.Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече.Внутриполитическое развитие.Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого.Ярослав Мудрый.Русь при Ярославичах.Владимир Мономах.Русская церковь.
Общественный строй Руси: *дискуссии в исторической науке.Князья, дружина.Духовенство.Городское население.Купцы.Категории рядового и зависимого населения.Древнерусское право: Русская Правда, *церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии.Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (*Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.*Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте.Картина мира средневекового человека.Повседневная жизнь, сельский и городской быт.*Положение женщины.*Дети и их воспитание.*Календарь и хронология.
Культура Руси.Формирование единого культурного пространства.Кирилло-мефодиевская традиция на Руси.Письменность.Распространение грамотности, берестяные грамоты.*«Новгородская псалтирь».*«Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы.*«Слово о Законе и Благодати».Произведения летописного жанра.«Повесть временных лет».Первые русские жития.Произведения Владимира Мономаха.Иконопись.Искусство книги.Архитектура.Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская.Материальная культура.Ремесло.Военное дело и оружие.
Русь в середине XII — начале XIII в. (6 ч)
Формирование системы земель — самостоятельных государств.Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская.Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская.Эволюция общественного строя и права.Внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: *Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве».Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в. (10 ч)
Возникновение Монгольской империи.Завоевания Чингисхана и его потомков.Походы Батыя на Восточную Европу.Возникновение Золотой Орды.Судьбы русских земель после монгольского нашествия.Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли.Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.Северо-западные земли: Новгородская и Псковская.Политический строй Новгорода и Пскова.Роль вече и князя.*Новгород и немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси.Александр Невский.Взаимоотношения с Ордой.Княжества Северо-Восточной Руси.Борьба за великое княжение Владимирское.Противостояние Твери и Москвы.Усиление Московского княжества.Дмитрий Донской.Куликовская битва.Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву.Роль Православной церкви в ордынский период русской истории.Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура.Города и кочевые степи.Принятие ислама.Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств.Казанское ханство.Сибирское ханство.Астраханское ханство.Ногайская Орда.Крымское ханство.*Касимовское ханство.Народы Северного Кавказа.*Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. *Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний.Культурное взаимодействие цивилизаций.Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии).Летописание.Литературные памятники Куликовского цикла.Жития.Епифаний Премудрый.Архитектура.Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в. (8 ч)
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в.Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, *Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим».Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. *Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства.*Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в.
Обобщение (2 ч).
Планируемые результаты освоения учебного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оцен
ки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
——в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
——в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
——в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
——в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осо-знание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
——в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях. В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;
называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);
устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.
4. Работа с историческими источниками:
различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);
характеризовать авторство, время, место создания источника;
выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы;
характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.
5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного человека.
8. Применение исторических знаний:
объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).
Тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | ЭОР |
1 | Введение | 1 | РЭШ, история 6 кл., урок 1 |
Народы Европы в раннее Средневековье 4 ч | РЭШ, история 6 кл., уроки 2-4 |
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII в. Христианская церковь в раннее Средневековье | 1 | |
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | |
4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX—XI вв. | 1 | |
5 | Британия и Ирландия в раннее Средневековье | 1 | |
Византийская империя в VI—XI вв. 2 ч | РЭШ, история 6 кл., урок 5 |
6 | Византия в VI–XI веках | 1 | |
7 | Образование славянских государств | 1 | |
Арабы в VI—ХI вв. 2 ч | РЭШ, история 6 кл., урок 6 |
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 | |
9 | Культура стран Халифата | 1 | |
Средневековое европейское общество 3 ч | РЭШ, история 6 кл., уроки 7-9 |
10 | Средневековая деревня и её обитатели. В рыцарском замке. | 1 | |
11 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века | 1 | |
12 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. | 1 | |
Государства Европы в XII—XV вв. 4 ч | РЭШ, история 6 кл., уроки 10-12 |
13 | Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | |
14 | Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. | 1 | |
15 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV вв. | 1 | |
16 | Польша и Чехия в XIV—XV вв. Экспансия турок-османов на Балканский полуостров | 1 | |
Культура средневековой Европы 2 ч | РЭШ, история 6 кл., урок 13 |
17 | Образование, философия, научные открытия и изобретения. Средневековое искусство | 1 | |
18 | Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. | 1 | |
Страны Востока в Средние века 3 ч | РЭШ, история 6 кл., урок 14 |
19 | Завоевание турками – османами Балканского полуострова. | 1 | |
20-21 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 2 | |
Государства доколумбовой Америки в Средние века 1 ч | РЭШ, история 6 кл., урок 14 |
22 | Государства и народы доколумбовой Америки | 1 | |
23 | Обобщение «Мир в эпоху Средневековья» | 1 | |
История России. От Руси к Российскому государству (45 ч) |
24 | Введение (1 ч) | 1 | РЭШ, история 6 кл., урок 15 |
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. (5 ч) | РЭШ, история 6 кл., уроки 16-17 |
25 | Древние люди на территории нашей страны | 1 | |
26 | Языковые семьи и первые государства | 1 | |
27 | Великое переселение народов и его последствия | 1 | |
28 | Жизнь восточных славян | 1 | |
29 | ПОУ «Народы и государства на территории современной России в древности» | 1 | |
Русь в IX — начале XII в. (13 ч) | РЭШ, история 6 кл., уроки 18-20 |
30-31 | Образование Древнерусского государства | 2 | |
32 | Князь Владимир и крещение Руси | 1 | |
33-34 | Русь в конце Х — первой половине XI в. Становление государства | 2 | |
35-36 | Русь в середине XI — начале XII в. | 2 | |
37-38 | Общественный строй Древней Руси | 2 | |
39-41 | Древнерусская культура | 3 | |
42 | ПОУ «Древняя Русь в IX — начале XII в» | 1 | |
Русь в середине XII — начале XIII в. (6 ч) | РЭШ, история 6 кл., уроки 21-24 |
43-44 | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси | 2 | |
45 | Княжества Северо-Восточной Руси | 1 | |
46 | Боярские республики Северо-Западной Руси | 1 | |
47-48 | Культура Руси | 2 | |
Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в. (10 ч) | РЭШ, история 6 кл., уроки 25-29 |
49 | Создание Монгольской империи | 1 | |
50 | Походы Батыя | 1 | |
51 | Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада | 1 | |
52-53 | Русские земли под властью Орды | 2 | |
54 | Москва и Тверь: борьба за лидерство | 1 | |
55 | Начало объединения русских земель вокруг Москвы | 1 | |
56 | Распад Золотой Орды и его последствия* | 1 | |
57 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV вв. | 1 | |
58 | ПОУ «Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в.» | 1 | |
Формирование единого Русского государства в XV в. (8 ч) | РЭШ, история 6 кл., уроки 30-34 |
59 | Московское княжество в конце XIV — середине XV в. | 1 | |
60 | Соперники Москвы | 1 | |
61 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 1 | |
62 | Русское государство во второй половине XV — начале XVI в. | 1 | |
63 | Русская православная церковь в XV – начале XVI вв.* | 1 | |
64 | Человек в Российском государстве второй половины XV в.* | 1 | |
65 | Формирование культурного пространства единого российского государства* | 1 | |
66 | ПОУ «Формирование единого Русского государства в XV в.» | 1 | |
67-68 | Обобщение «От Руси к Российскому государству» | 2 | |
Учебно – методический комплекс
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Учебник. Агибалова Е. В. и др. М: Просвещение 2020 г.
Всеобщая история. История Средних веков. Проверочные и контрольные работы. 6 класс. Крючкова Е. А. М: Просвещение 2014 г.
Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского) : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. В. Игнатов. М. : Просвещение, 2020.
История России с древнейших времён до XVI века. 6 класс.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М: Дрофа, 2016
И.Н. Фёдоров, С.А. Фёдорова. Технологические карты уроков. История России с древнейших времён до XVI века. 6 класс. М: Дрофа, 2020
История России. 6 класс. Тематические контрольные работы. Саплина Е.В., Агафонов С.В. ДРОФА, 2018
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ урока/тема по РП | Изменения (тема с учетом корректировки) | Сроки корректировки | Основания для внесения изменений |
| | | |
| | | |