Министерство образовании и науки Республики Адыгея
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея
«Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по УР
_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИЯ АДЫГЕИ
по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Майкоп
Рабочая программа учебной дисциплины «История Адыгеи» разработана на основе ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Организация-разработчик: ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
Составитель: Нагоева С. Р., преподаватель ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
Рецензент: _________________________________________________________
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК общественно-гуманитарных дисциплин
Протокол № ______ от «______» ________________2018 г.
Председатель ПЦК ___________________ ______________________
Рекомендовано к утверждению организационно-методической комиссией
Протокол № 1 от 16 октября 2018 г.
Председатель ОМК __________________ ______________________
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.В.6. Адыгеи
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями СПО для специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «История Адыгеи» входит в вариативный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-анализировать важнейшие исторические события и явления;
-извлекать знания из исторических источников, литературы и применять их для решения познавательных задач;
-давать оценку историческим явлениям, обосновывать собственную позицию, правильно ориентироваться в общественно-политической жизни, самостоятельно аргументировать, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные события, характеризующие неразрывность исторических судеб народов Северного Кавказа;
-основные тенденции в политическом, социальном и культурном развитии народов Республики Адыгея.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Для специальности: 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе :
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
лекций 30 часов;
практической работы 6 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Очная |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе | 36 |
лекции | 30 |
практические занятия | 6 |
лабораторные работы | |
курсовая работа (если предусмотрена), семестр | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
Итоговая аттестация в форме (зачета, экзамена), семестр | зачет |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «История Адыгеи» для специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах». Очная форма обучения.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося |
| | Макс. нагр. | Сам. раб. | Аудиторные |
Лекций | Семинары |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел I. Первобытнообщинный строй на Северном Кавказе. Становление феодальных отношений. | | 12 | 4 | 6 | 2 |
Тема 1.1. Каменный век на территории Северного Кавказа. Медно-бронзовый век. | Содержание учебного материала Периодизация каменного века Палеолитические памятники на Северном Кавказе Мезолитические памятники на Северном Кавказе Неолитические памятники на Кубани. Земледельческо-скотоводческие племена в эпоху бронзы. Майкопская культура. Дольменная культура. Семинар | 10 | 4 | 4 | 2 |
Самостоятельная работа. |
Тема 1.2. Племена Северного Кавказа с VI в. до н.э. до V в. н.э. Зарождение феодальных отношений. | Содержание учебного материала Меоты. Греческая колонизация. Зарождение феодальных отношений. | 2 | | 2 | |
Раздел II. Народы Северного Кавказа в V-XVIII вв. | | 10 | 2 | 8 | |
Тема 2.1. Племена Северного Кавказа в V-XVII вв. | Содержание учебного материала Внутренняя жизнь адыгских племен в эпоху средневековья. Контакты адыгов с руссами, византийцами и крымскими татарами. | 6 | 2 | 4 | |
Самостоятельная работа. |
Тема 2.2. Внутриполитическое положение на Северном Кавказе в XVIII в. | Содержание учебного материала. Территория и население. Экономическое развитие. Политический строй. | 4 | | 4 | |
Раздел III. Народы Северного Кавказа в XIX в. | | 14 | 4 | 10 | |
Тема 3.1. Народы Северного Кавказа и их борьба за независимость. | Содержание учебного материала. Сооружение кордонных линий, расширение военно-казачьей колонизации, установление в крае военно-административного режима. Антиколониальные движения в Кабарде (восстания 1777, 1779, 1794 гг.) и на Северном Кавказе (выступление Шейха Мансура). Дальнейшее укрепление и расширение Кавказской линии. Основание крепостей Владикавказ, Пятигорск (Константиногорск), Кисловодск, Нальчик, Грозный. Национально-освободительная борьба адыгов в Западной Черкесии (1800-1860 гг.). Завершение колонизации Северо-Западного и Центрального Кавказа. | 4 | | 4 | |
Самостоятельная работа. |
Тема 2.2. Казаки на Кубани. | Содержание учебного материала. Образование Черноморского Казачьего Войска Культурный обмен казаков и адыгов. | 8 | 4 | 4 | |
Самостоятельная работа. |
Тема 3.2. Адыги Кубанской области под контролем колониальной административно-политической системы | Содержание учебного материала. Особенности включения Адыгеи в общероссийскую экономическую, социальную, политическую системы, реформы, которые произошли на Северном Кавказе в это время. Пережитки феодально-крепостнических отношений, сохранившихся в земледелии Адыгеи, особенности земледелия казаков, горцев и т.д Особенности в развития данного региона – сельское хозяйство, промышленность и торговля, изменения происходившие в это время. | 2 | | 2 | |
Раздел IV. Народы Северного Кавказа в XX в.-начале XXI в. | | 12 | 2 | 6 | 4 |
Тема 4.1. Адыгея в 1917-40 гг. | Содержание учебного материала Приход советской власти в Адыгею. Национально-государственное строительство в 20-е гг. Образование Адыгейской автономной области. Индустриализация в Адыгеи. Коллективизация сельского хозяйства. | 4 | | 2 | 2 |
Семинар |
Тема 4.2. Адыгея в годы ВОВ и в послевоенные годы (1945-1953) | Содержание учебного материала Развитие событий 1941-1945 гг. в регионе, ход боевых действий на Северном Кавказе. Участие наших земляков в войне. | 4 | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа |
Тема 4.4. Адыгея во второй половине XX в. Изменение государственного статуса Адыгеи. | Содержание учебного материала. Общественно-политическая, социально-экономическая и культурная жизнь области. Новые черты в жизни Адыгеи. | 4 | | 2 | 2 |
Итоговое занятие |
Всего занятий | 48 | 12 | 30 | 6 |
Примерные темы рефератов, докладов:
Казачья кухня
Свадебный обряд казаков
Адыгская кухня
Свадебные и похоронные обряды адыгов
Подвиг Хусена Борежевича Андрухаева: Русские не сдаются
Подвиг казака Айдамира Ачмизова
Нехай Даут Ереджибович- герой аула Вочепший
Леля Богузокова: златовласая хозяйка неба
Вопросы к зачету по курсу: «История Адыгеи»:
1. Каменный век на территории Северного Кавказа. Медно-бронзовый век.
2. Племена Северного Кавказа с VI в. до н.э. до IV в. н.э. Зарождение феодальных отношений.
3. Внутриполитическое положение на Северном Кавказе в XVIII в.
4. Народы Серного Кавказа и их борьба за независимость.
5. Адыги Кубанской области под контролем колониальной административно-политической системы
6. Национально-государственное строительство в 20-е гг. Образование Адыгейской автономной области.
7. Индустриализация в Адыгеи. Коллективизация сельского хозяйства.
8. Адыгея в годы ВОВ и в послевоенные годы (1945-1953)
9. Адыгея в послевоенные году. Социально-экономическое развитие Адыгеи с сер. 50-х-до 60-х гг.
10. Адыгея на этапе перестройки (сер. 80-х гг.). Изменение государственного статуса Адыгеи.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии:
Учебный кабинет 36;
Оборудование учебного кабинета: учебные плакаты, портреты, словари, доска, мел.
Технические средства обучения: компьютерные.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Волова, Л.А. Культура народов Северного Кавказа [Текст] : [учеб. пособие] / Л.А. Волова; Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Изд. 2-е, перераб. -Пятигорск: ПГЛУ, 2013. - 209 с. -
Дегоев В. Северный Кавказ. С древнейших времен до воцарения Екатерины II. Курс лекций. Том 1/В. Дегоев.-М.: МГИМО, 2014.- 652 с.
История Адыгеи с древнейших времен до начала ХХ в. Т. 1/ [редкол.: Б.А. Трехбратов и др.]. Майкоп, 2009. – 452 с.
Клычников, Ю.Ю. История народов Северного Кавказа [Текст] : [учеб. пособие] /Ю. Ю. Клычников ; Пятиг. гос. лингвист. ун-т.- Пятигорск: ПГЛУ, 2014. - 125 с.
Дополнительная литература:
Абрамов Я. Кавказские горцы.- Краснодар, 1927
Анфимов Н. В. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX века) / Н. В. Анфимов, Б. М. Джимов, Р. Х.Емтыль. — Майкоп: Адыг. кн. изд-во. —1993. —216 с.
Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20- начале 30-х гг. XIX века.- Майкоп, 1994.
Голобуцкий В.А. Черноморское казачество. – Киев,1956.
«История Адыгеи” (с древнейших времён до конца XIX века). Майкоп, “Адыгейское книжное издательство”, 1991 год.
История народов Северного Кавказа (конец XVIII- 1917 г.)- М.,1988.
Кудаева, С.Г. Адыги (Черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества. Нальчик: Эль-Фа, 2007.- 304 с.
“Культура адыгов” (по свидетельствам европейских авторов). Нальчик, “Эльбрус”, 1993 год.
Культура и быт адыгов”, Майкоп, 1981, год.
Покровский М.В. Русско-адыгейские торговые связи.- Майкоп, 1957.
Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв.- М.,1958.
Хан- Гирей. Записки о Черкесии.- Нальчик,1978.
Шаги к рассвету. Адыгейские писатели- просветители XIX века: Избранные произведения.- Краснодар,1985.
Интернет – ресурсы:
1. Доронина, Н.В. Словарь терминов к изучению курса "Культура народов Северного Кавказа" [Электронный ресурс]: учеб. Пособие для студентов отд-ния оч. формы обучения / Н. В. Доронина; Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск: ПГЛУ, 2016. - 211 с. Режим доступа: URL:http://library.pglu.ru/plugins/library/ library.php?info.140
2. История, география, культура, быт Адыгеи http://www.adygeyarsp.ru, http://www.djeguako.ru
4. оценка КАЧЕСТВА освоения ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
4.1. Оценка уровня освоения дисциплин осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, лабораторных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, компетентностно-ориентированных заданий, типовых задач (заданий), нестандартных задач (заданий), подготовки презентаций, подготовки рефератов, фронтальных устных опросов, наборов проблемных ситуаций, сценарии деловых игр и т.п. по каждому разделу дисциплины.
4.2. Оценка компетенций обучающихся:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: -анализировать важнейшие исторические события и явления; -извлекать знания из исторических источников, литературы и применять их для решения познавательных задач; -давать оценку историческим явлениям, обосновывать собственную позицию, правильно ориентироваться в общественно-политической жизни, самостоятельно аргументировать, отстаивать свои взгляды и убеждения. Знать: -основные события, характеризующие неразрывность исторических судеб народов Северного Кавказа; -основные тенденции в политическом, социальном и культурном развитии народов Северного Кавказа. | 1 Текущий контроль качества обученности студентов осуществляется в устной и письменной формах посредством: - фронтальных устных опросов; - тестирования по отдельным темам; - проведение семинаров; - подготовки презентаций; - подготовки рефератов. 2 Периодический (рубежный) контроль – в виде письменных практических работ. 3 Итоговый контроль в виде дифференцированного зачета по дисциплине |
4