СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «История средних веков и История России с древнейших времен до конца XVI века»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  «История средних веков и История России с древнейших времен до конца XVI века»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «История средних веков и История России с древнейших времен до конца XVI века»»

Пояснительная записка.

В основе реализации программы лежит системно-деятельный подход, который обеспечивает:

-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-проектирование и консультирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Основной целью реализации программы является обеспечение выполнения требований стандарта.

Формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.

В обучении используются технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, информационно-технологические, здоровьесберегающие, дифференцированное обучение

Рабочая программа «История средних веков и История России с древнейших времен до конца XVI века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования. В соответствии с учебным планом и годовым календарно-учебным графиком рабочая программа по истории рассчитана на 70 (2 час в неделю)


Нормативно правовые документы:

  1. ФГОС основного общего образования(6-7 классы).

Приказ Министерства Образования РФ № 1089 от 05.03.2004.

  1. Примерная программа основного общего образования по истории соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

  2. Федеральный базисный учебный план (Приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312 с внесенными изменениями от 03.06.2011 №1994

  3. Базисный учебный план РБ.

  4. Учебный план МБОУ « Лицей № 96» (приказ № 157 от _30.08.2016).

  5. Годовой календарный учебный график МБОУ «Лицей № 96» Приказ от 30.08.2015 № 158.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации программ ООО и СОО

  7. Рабочая программа по предмету составляется в соответствии с локальным актом.


Уровень программы - базовой.

Классификация программы – типовая.

Цели и задачи учебного предмета:

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Цель изучения курсов «История Средних веков» и «История России с древнейших времен до конца XVI века»:

  • освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории до XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.

Общие задачи изучения предмета истории в 6 классе следующие:

- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Средневековья;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Средневековья в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала средневековой и древнерусской литературы, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Средних веков;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.


Сведения о рабочей программе:

Примерная, программа основного общего образования по истории 2004 год.

Обоснование выбора программы:

составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г.

Информация о внесенных изменениях: изменений нет.

Место предмета и роль предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучении истории отводится 2 час в неделю- 70 часов в год.

Место предмета и роль предмета Согласно федеральному базисному учебному плану ООО (Вариант №1), учебным планом лицея и годовым календарным, учебным графиком, и примерными программами основного общего образования предмет история изучается с 5-9 класс.

В 5 классе – 35 учебных недель по 2 часу в неделю. 70 часов в год.

В 6 классе – 35 учебных недель по 2 часу в неделю. 70 часов в год.

В 7 классе – 35 учебных недель по 2 часу в неделю. 70 часов в год.

В 8 классе – 35 учебных недель по 2 часу в неделю. 70 часов в год.

В 9 классе – 35 учебных недель по 2 часу в неделю. 68 часов в год.

Итого за курс истории 348 ч.

Формы организации образовательного процесса

Классно-урочная система, урок-лекция, комбинированный, семинар, урок - контрольная работа, урок – тест.

Виды и формы контроля:

Устный опрос, тест, диалог, контрольная работа.

Информация об учебно-методическом комплексе:

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс, М.: «Просвещение», 2015 г.

  • Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс. М.: «Просвещение», 2006.

  • История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, М.: «Просвещение», 2014 г.



Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.









Учебно-тематический план


п/п

Тематический блок

Количество

часов (в год)

Истории Средних веков.

Живое Средневековье.

1

Образование варварских королевств.

1

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Феодальная раздробленность

1

Англия в раннее Средневековье

1

Византия при Юстиниане.

1

Культура Византии.

1

Образование славянских государств.

1

Арабский халифат и его распад

1

Культура стран халифата

1

Средневековая деревня и ее обитатели

1

В рыцарском замке

1

Формирование средневековых городов

1

Торговля в средние века

1

Католическая церковь и еретики

1

Крестовые походы

1

Объединение Франции

1

Что англичане считают нача­лом своих свобод

1

Столетняя война

1

Крестьянские восстания во Франции и Англии

1

Усиление королевской власти во Франции и Англии

1

Реконкиста

1

Усиление власти князей Германии

1

Расцвет итальянских городов

1

Гуситское движение в Чехии

1

Завоевание турками- османами Бал­канского по­луострова

1

Образование и философия, литература, искусство

1

29-30

Культура Ран­него Возрож­дения. Науч­ные открытия и изобретения


1

31.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония


1

32.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

33.

«Наследие Средних веков в истории» итоговое повторение

1

34-35

Повторение.

1

Истории России с древнейших времен до конца XVI веков.

Введение

1

Происхождение и расселение восточных славян

1

Соседи восточных славян

1

Формирование древнерусского государства

1

Первые киевские князья

1

Князь Владимир Святославович Принятие христианства 

1

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

 Политический строй и экономические отношения Древней Руси

1

Культура Древней Руси IX – XII вв.

1

Быт и нравы Древней Руси

1

Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половинеXIIв.»

1

От княжеских усобиц к политической раздробленности

1

Главные политические центры:

Владимиро-Суздальское княжество

1

Главные политические центры: Новгородская  земля, Киевское Галицко-Волынское княжество 

1

Нашествие с Востока

1

Нашествие с Запада

1

Русь и Золотая Орда

1

Русь и Литва

1

Культура русских земель в XII -  XIII вв.: накопление знаний и литература

1

Культура русских земель в XII -  XIII вв.: зодчество и живопись 

1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половинеXII - XIII в..»

1

Родной край в древности

1

Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель

1

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

1

Куликовская битва.

 

1

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.

1

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Правление Ивана III. Закрепощение крестьян

1

Россия в правление Василия III

1

Церковь и государство в конце XV –начале XVI вв 

1

Реформы Избранной рады. Начало правления Ивана IV 

1

Внешняя политика Ивана IV.

1

Итоги царствования Ивана Грозного. Опричнина

1

Культура XVI века

1

Быт XV – XVI вв.

1

Всего часов

70





Содержание тем учебного курса

История средних веков

1.Становление Средневековой Европы VIXI

Хронологические рамки средневековья. Понятие « Средние века». Источники знаний об истории Средних веков. Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Кто должен быть королем франков. Христианская церковь в раннее средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств. Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское Возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Англия в раннее средневековье.

2.Византийская империя и славяне в VIXIIIвв

Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

3.Арабы в VI - XI вв

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

4. Феодалы и крестьяне

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Кризис Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.

Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

6. Католическая церковь в XI - XIIIвв

Крестовые походы. Страны Азии, Африки и Америки в средние века. Государственное устройство и культура Могущество католической церкви. Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.

7. Образование централизованных государств в Западной Европе

Генеральные штаты во Франции. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах

Что англичане считают началам своих свобод. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.

Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. Священная Римская империя германской нации.

8. Германия и Италия в XIIXV вв.

Усиление власти князей в Германии.

Расцвет итальянских городов.

9. Культура Западной Европы в XIXV вв.

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

10. Культура Западной Европы в XIVXV вв.

Средневековая литература. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.

Средневековое искусство. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Культура Раннего Возрождения в Италии.

Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники.

11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

История России

Введение

Тема1 . Русь Древняя.

Восточные славяне. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX- первой половине XII в. Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси.

Тема 2. Политическая раздробленность на Руси.

Русь во второй половине XII-XIII вв. Раздробление Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Великий Новгород. Галицко-Волынская земля. Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и Орда. Русь и Литва. Культура русских земель. Родной край в древности.

Тема 3. Русь Московская.

Образование единого русского государства. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва –центр борьбы с ордынским владычеством. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XVв. Создание единого русского государства. Церковь и государство. Культура и быть в XIV- начале XVIв. Основные социальные слои Российского государства в XIV- начале XVIв. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады в 50-х гг.Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Культура и быт в XVIв. Родной край в XIV-XVIвв.






Требования к уровню подготовки обучающихся:

Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Средневекового мира и выдающихся деятелей истории России;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • определять последовательность и длительность важнейших событий средневековой истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории средневековой истории, достижениям культуры.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.




Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;

  • умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;

  • умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;

  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;

  • умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;

  • умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.


Требования к результатам обучения по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие явления;

называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая , коммуникативная

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.




Учебно-методический комплект

  • Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс, М.: «Просвещение», 2015.

  • Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс. М.: «Просвещение», 2015.

  • Данилов А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса. М.: «Просвещение», 2014.




Материально-технические и информационно техническое обеспечение:

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по всеобщей истории:

  • электронный учебник для 6 класса «Данилов А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века» (СD);

  • электронное учебно-наглядное пособие «Презентации по истории».

Техническое обеспечение.

Телевизор.

Магнитофон.

Аудиоцентр.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор. Экран проекционный.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Штатив для карт и таблиц.

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов , кассет и др.)

Шкаф для хранения карт. Ящики для хранения таблиц.





Критерии оценивания:


1.ОЦЕНКА УСТНОГО или ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:

«5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; осн умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

«4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно

систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

«3»-в усвоении материала имеются пробелы, он излагается, не систематизировано;

отдельные умения недостаточно сформулированы; выводы и обобщения аргументированы

слабо, в них допускаются ошибки

«2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

2.ОЦЕНКА ПИСЬМЕННОГО (тест) ОТВЕТА:

«5» - работа выполнена полностью (выполнено 100-85 % тестового задания);

«4» - правильно выполнена работа (выполнено 84-70 % тестового задания);

«3» - правильно выполнена работа не менее 69-50 % тестового задания;

«2» - выполнено менее 50 % от заданного объема работы.

3.ОЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

«5» - работа выполнена грамотно, оформлена в соответствии с требованиями (план, пояснительная записка, методический аппарат, список литературы – не менее трех источников), основана на изученном учебном и дополнительном материале; изложение работы и выступление при ее защите логично, последовательное, литературным языком; работа имеет общественно-значимые результаты.

«4» - в логическом рассуждении, изложении и оформлении материала нет существенных ошибок (хронология, терминология, персоналии, закономерности, причинно-следственные связи), но проект выполнен нерационально или допущено не более двух несущественных ошибок в изложении, оформлении материала или при его защите.

«3» - работа не соответствует критериям изложения материала, допущены грубые ошибки в изложении материала, его защите или оформлении; работа не имеет общественно-значимых результатов.

«2» - имеются существенные ошибки (хронология, терминология, персоналии,

закономерности, причинно-следственные связи)в логическом рассуждении при изложении

материала, теоретической или практической части работы.



4. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ:

а) правильность изложения материала; логика изложения материала, четкость; б) культура изложения материала; дополнения др. групп; в)поведение в группе, умение сотрудничать.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний; текст учебного пособия, текст дополнительных источников (фрагменты исторических документов, НПА, кино, видео, Интернет и др.); рассказ учителя, наглядный материал, информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!