Пояснительная записка.
В основе реализации программы лежит системно-деятельный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и консультирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основной целью реализации программы является обеспечение выполнения требований стандарта.
Формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.
В обучении используются технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, информационно-технологические, здоровьесберегающие, дифференцированное обучение
Рабочая программа «История средних веков и История России с древнейших времен до конца XVI века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования. В соответствии с учебным планом и годовым календарно-учебным графиком рабочая программа по истории рассчитана на 70 (2 час в неделю)
Нормативно правовые документы:
ФГОС основного общего образования(6-7 классы).
Приказ Министерства Образования РФ № 1089 от 05.03.2004.
Примерная программа основного общего образования по истории соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Федеральный базисный учебный план (Приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312 с внесенными изменениями от 03.06.2011 №1994
Базисный учебный план РБ.
Учебный план МБОУ « Лицей № 96» (приказ № 157 от _30.08.2016).
Годовой календарный учебный график МБОУ «Лицей № 96» Приказ от 30.08.2015 № 158.
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации программ ООО и СОО
Рабочая программа по предмету составляется в соответствии с локальным актом.
Уровень программы - базовой.
Классификация программы – типовая.
Цели и задачи учебного предмета:
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курсов «История Средних веков» и «История России с древнейших времен до конца XVI века»:
освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории до XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Общие задачи изучения предмета истории в 6 классе следующие:
- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Средневековья;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Средневековья в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала средневековой и древнерусской литературы, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Средних веков;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Сведения о рабочей программе:
Примерная, программа основного общего образования по истории 2004 год.
Обоснование выбора программы:
составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г.
Информация о внесенных изменениях: изменений нет.
Место предмета и роль предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучении истории отводится 2 час в неделю- 70 часов в год.
Место предмета и роль предмета Согласно федеральному базисному учебному плану ООО (Вариант №1), учебным планом лицея и годовым календарным, учебным графиком, и примерными программами основного общего образования предмет история изучается с 5-9 класс.
В 5 классе – 35 учебных недель по 2 часу в неделю. 70 часов в год.
В 6 классе – 35 учебных недель по 2 часу в неделю. 70 часов в год.
В 7 классе – 35 учебных недель по 2 часу в неделю. 70 часов в год.
В 8 классе – 35 учебных недель по 2 часу в неделю. 70 часов в год.
В 9 классе – 35 учебных недель по 2 часу в неделю. 68 часов в год.
Итого за курс истории 348 ч.
Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная система, урок-лекция, комбинированный, семинар, урок - контрольная работа, урок – тест.
Виды и формы контроля:
Устный опрос, тест, диалог, контрольная работа.
Информация об учебно-методическом комплексе:
Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс, М.: «Просвещение», 2015 г.
Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс. М.: «Просвещение», 2006.
История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, М.: «Просвещение», 2014 г.
Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Количество часов (в год) |
Истории Средних веков. |
-
| Живое Средневековье. | 1 |
-
| Образование варварских королевств. | 1 |
-
| Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 |
-
| Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 |
-
| Феодальная раздробленность | 1 |
-
| Англия в раннее Средневековье | 1 |
-
| Византия при Юстиниане. | 1 |
-
| Культура Византии. | 1 |
-
| Образование славянских государств. | 1 |
-
| Арабский халифат и его распад | 1 |
-
| Культура стран халифата | 1 |
-
| Средневековая деревня и ее обитатели | 1 |
-
| В рыцарском замке | 1 |
-
| Формирование средневековых городов | 1 |
-
| Торговля в средние века | 1 |
-
| Католическая церковь и еретики | 1 |
-
| Крестовые походы | 1 |
-
| Объединение Франции | 1 |
-
| Что англичане считают началом своих свобод | 1 |
-
| Столетняя война | 1 |
-
| Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 |
-
| Усиление королевской власти во Франции и Англии | 1 |
-
| Реконкиста | 1 |
-
| Усиление власти князей Германии | 1 |
-
| Расцвет итальянских городов | 1 |
-
| Гуситское движение в Чехии | 1 |
-
| Завоевание турками- османами Балканского полуострова | 1 |
-
| Образование и философия, литература, искусство | 1 |
29-30 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 1 |
31. | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1 |
32. | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 |
33. | «Наследие Средних веков в истории» итоговое повторение | 1 |
34-35 | Повторение. | 1 |
Истории России с древнейших времен до конца XVI веков. |
-
| Введение | 1 |
-
| Происхождение и расселение восточных славян | 1 |
-
| Соседи восточных славян | 1 |
-
| Формирование древнерусского государства | 1 |
-
| Первые киевские князья | 1 |
-
| Князь Владимир Святославович Принятие христианства | 1 |
-
| Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 |
-
| Политический строй и экономические отношения Древней Руси | 1 |
-
| Культура Древней Руси IX – XII вв. | 1 |
-
| Быт и нравы Древней Руси | 1 |
-
| Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половинеXIIв.» | 1 |
-
| От княжеских усобиц к политической раздробленности | 1 |
-
| Главные политические центры: Владимиро-Суздальское княжество | 1 |
-
| Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Галицко-Волынское княжество | 1 |
-
| Нашествие с Востока | 1 |
-
| Нашествие с Запада | 1 |
-
| Русь и Золотая Орда | 1 |
-
| Русь и Литва | 1 |
-
| Культура русских земель в XII - XIII вв.: накопление знаний и литература | 1 |
-
| Культура русских земель в XII - XIII вв.: зодчество и живопись | 1 |
-
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половинеXII - XIII в..» | 1 |
-
| Родной край в древности | 1 |
-
| Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель | 1 |
-
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | 1 |
-
| Куликовская битва. | 1 |
-
| Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв. | 1 |
-
| Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | 1 |
-
| Правление Ивана III. Закрепощение крестьян | 1 |
-
| Россия в правление Василия III | 1 |
-
| Церковь и государство в конце XV –начале XVI вв | 1 |
-
| Реформы Избранной рады. Начало правления Ивана IV | 1 |
-
| Внешняя политика Ивана IV. | 1 |
-
| Итоги царствования Ивана Грозного. Опричнина | 1 |
-
| Культура XVI века | 1 |
-
| Быт XV – XVI вв. | 1 |
Всего часов | 70 |
Содержание тем учебного курса
История средних веков
1.Становление Средневековой Европы VI – XI
Хронологические рамки средневековья. Понятие « Средние века». Источники знаний об истории Средних веков. Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Кто должен быть королем франков. Христианская церковь в раннее средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств. Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское Возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Англия в раннее средневековье.
2.Византийская империя и славяне в VI – XIIIвв
Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
3.Арабы в VI - XI вв
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
4. Феодалы и крестьяне
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.
5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Кризис Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.
Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.
6. Католическая церковь в XI - XIIIвв
Крестовые походы. Страны Азии, Африки и Америки в средние века. Государственное устройство и культура Могущество католической церкви. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.
7. Образование централизованных государств в Западной Европе
Генеральные штаты во Франции. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах
Что англичане считают началам своих свобод. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.
Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. Священная Римская империя германской нации.
8. Германия и Италия в XII – XV вв.
Усиление власти князей в Германии.
Расцвет итальянских городов.
9. Культура Западной Европы в XI – XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
10. Культура Западной Европы в XIV – XV вв.
Средневековая литература. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Средневековое искусство. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Культура Раннего Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники.
11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
История России
Введение
Тема1 . Русь Древняя.
Восточные славяне. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX- первой половине XII в. Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси.
Тема 2. Политическая раздробленность на Руси.
Русь во второй половине XII-XIII вв. Раздробление Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Великий Новгород. Галицко-Волынская земля. Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и Орда. Русь и Литва. Культура русских земель. Родной край в древности.
Тема 3. Русь Московская.
Образование единого русского государства. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва –центр борьбы с ордынским владычеством. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XVв. Создание единого русского государства. Церковь и государство. Культура и быть в XIV- начале XVIв. Основные социальные слои Российского государства в XIV- начале XVIв. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады в 50-х гг.Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Культура и быт в XVIв. Родной край в XIV-XVIвв.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории Средневекового мира и выдающихся деятелей истории России;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
определять последовательность и длительность важнейших событий средневековой истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории средневековой истории, достижениям культуры.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;
умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.
Требования к результатам обучения по истории
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая , коммуникативная
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
Учебно-методический комплект
Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс, М.: «Просвещение», 2015.
Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс. М.: «Просвещение», 2015.
Данилов А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса. М.: «Просвещение», 2014.
Материально-технические и информационно техническое обеспечение:
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по всеобщей истории:
Техническое обеспечение.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов , кассет и др.)
Шкаф для хранения карт. Ящики для хранения таблиц.
Критерии оценивания:
1.ОЦЕНКА УСТНОГО или ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:
«5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; осн умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
«4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно
систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
«3»-в усвоении материала имеются пробелы, он излагается, не систематизировано;
отдельные умения недостаточно сформулированы; выводы и обобщения аргументированы
слабо, в них допускаются ошибки
«2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
2.ОЦЕНКА ПИСЬМЕННОГО (тест) ОТВЕТА:
«5» - работа выполнена полностью (выполнено 100-85 % тестового задания);
«4» - правильно выполнена работа (выполнено 84-70 % тестового задания);
«3» - правильно выполнена работа не менее 69-50 % тестового задания;
«2» - выполнено менее 50 % от заданного объема работы.
3.ОЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
«5» - работа выполнена грамотно, оформлена в соответствии с требованиями (план, пояснительная записка, методический аппарат, список литературы – не менее трех источников), основана на изученном учебном и дополнительном материале; изложение работы и выступление при ее защите логично, последовательное, литературным языком; работа имеет общественно-значимые результаты.
«4» - в логическом рассуждении, изложении и оформлении материала нет существенных ошибок (хронология, терминология, персоналии, закономерности, причинно-следственные связи), но проект выполнен нерационально или допущено не более двух несущественных ошибок в изложении, оформлении материала или при его защите.
«3» - работа не соответствует критериям изложения материала, допущены грубые ошибки в изложении материала, его защите или оформлении; работа не имеет общественно-значимых результатов.
«2» - имеются существенные ошибки (хронология, терминология, персоналии,
закономерности, причинно-следственные связи)в логическом рассуждении при изложении
материала, теоретической или практической части работы.
4. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ:
а) правильность изложения материала; логика изложения материала, четкость; б) культура изложения материала; дополнения др. групп; в)поведение в группе, умение сотрудничать.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний; текст учебного пособия, текст дополнительных источников (фрагменты исторических документов, НПА, кино, видео, Интернет и др.); рассказ учителя, наглядный материал, информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
21