МБОУ « Леснополянская СОШ»
| | Утверждена приказом МБОУ «Леснополянская СОШ» № от 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива
по внеурочной деятельности (ФГОС) в 4 классе
« История Британии»
Разработана учителем Старцевой Н.В.
2018- 2019
Учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Общая характеристика
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разных профессий.
Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении.
Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования. Правильный выбор страноведческого материала и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения иностранному языку.
Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс дополнительного образования.
Одним из главных направлений в этой сфере является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане.
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативных универсальных учебных действий, включающих в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Спецификой данной программы является её ярко выраженный метапредметный характер.
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.
Также в качестве целей можно выделить:
дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
культуроведческое развитие средствами иностранного языка;
дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексико-грамматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания;
формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке;
развитие умений самообразования, творческого поиска;
развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности;
подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
Задачи:
Обучающие:
знакомство с культурой английского языка и с культурой англоязычных стран;
изучение новой лексики;
введение грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование навыков разговорной речи;
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
Личностные и метапредметные результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса обучающиеся получат знания в областях :
особенности истории, культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
Обучающиеся получат возможность научиться:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Содержание обучения
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать метапредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык– информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Тематическое планирование:
Данная образовательная программа рассчитана на 1учебный год (34 часа) и включает в себя все основные факты из истории и особенности жизни англоговорящих стран.
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Географические особенности Великобритании | 8 часов |
2 | Достопримечательности Великобритании | 9 часов |
3 | История Великобритании | 10часов |
4 | Знаменитые люди Великобритании | 7 часов |
| Итого | 34 часа |
Формы и режим занятий
Режим занятий:
Обучение будет происходить в количестве 34 часов за учебный год по 1 часу в неделю
Основные виды деятельности
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика.
Способы проверки
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН за 1 полугодие);
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является промежуточное и итоговое тестирование. Знания, получаемые детьми на занятиях, могут быть оценены также на открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и школьных конференциях.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Формы подведения итогов:
Учебно-методический материал
Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2011
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2010г)
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2010г)
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2012г.)
Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2012г.)
Дидактический материал:
схемы;
стенды;
плакаты;
словари, энциклопедии.
проигрыватель для кассет \ компакт-дисков;
кассеты \ компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;
проектор.
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п | № п\п | Тема | Кол-во час | Дата |
По плану | По факту |
| | Тема №1. Географические особенности Великобритании. | 8 | | |
1 | 1 | Географическое положение и особенности страны. | 1 | 1- 7.09 | |
2 | 2 | Англия | 1 | 10-14.09 | |
3 | 3 | Шотландия | 1 | 17-21.09 | |
4 | 4 | Уэльс | 1 | 24-28.09 | |
5 | 5 | Северная Ирландия | 1 | 1-5.10 | |
6 | 6 | Реки и озера Великобритании | 1 | 8-12.10 | |
7 | 7 | Климат. | 1 | 15-19.10 | |
8 | 8 | Природа Великобритании. | 1 | 22-26.10 | |
| | Тема № 2. Достопримечательности Великобритании. | 9 | | |
9 | 1 | Букингемский дворец. | 1 | 5-9.11 | |
10 | 2 | Вестминстерское аббатство. | 1 | 12-16.11 | |
11 | 3 | Лондонский Тауэр. | 1 | 19-23.11 | |
12 | 4 | Парки Лондона. | 1 | 26-30.11 | |
13 | 5 | Трафальгарская площадь. | 1 | 3-7.12 | |
14 | 6 | Стоунхендж. | 1 | 10-14.12 | |
15 | 7 | Биг Бэн и здание парламента. | 1 | 17-26.12 | |
16 | 8 | Собор св. Павла. | 1 | 9-11.01 | |
17 | 9 | Музей восковых фигур мадам Тюссо. | 1 | 14-18.01 | |
| | Тема №3. История Великобритании. | 10 | | |
18 | 1 | Доисторическая Британия. | 1 | 21-25.01 | |
19 | 2 | Кельтская Британия. | 1 | 28.01-01.02 | |
20 | 3 | Римская Британия. | 1 | 4-8.02 | |
21 | 4 | Англо-саксонский период. | 1 | 11-15.02 | |
22 | 5 | Англо-нормандская монархия | 1 | 18-22.02 | |
23 | 6 | Династия Плантагететов | 1 | 25.02-1.03 | |
24 | 7 | Династия Тюдоров | 1 | 4-8.03 | |
25 | 8 | Династия Стюартов | 1 | 11-15.03 | |
26 | 9 | Династия Ганновера | 1 | 18-22.03 | |
27 | 10 | Виндзорская династия | 1 | 1-5.04 | |
| | Тема № 4. Знаменитые писатели Великобритании. | 7 | | |
28 | 1 | Артур КонанДойль | 1 | 8-12.04 | |
29 | 2 | Уильям Шекспир. | 1 | 15-19.04 | |
30 | 3 | Роберт Бёрнс. | 1 | 22-26.04 | |
31 | 4 | Джордж Бернард Шоу. | 1 | 29.04-3.05 | |
32 | 5 | Оскар Уайльд | 1 | 6-10.05 | |
33 | 6 | Джоан Роулинг. | 1 | 13-17.05 | |
34 | 7 | Защита проектов по теме «Великобритания» | 1 | 20-24.05 | |
Итого 34 часа |
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Формы занятий | Приёмы и методы преподавания | Виды деятельности | УУД + Личностный результат | Лит-ра Интернет | Дата план | Дата факт |
Блок №1. Географические особенности Великобритании. |
1. | Географическое положение и особенности страны | Формировать чувство толерантности по отношению к другим странам, представление о географическом положении и особенностях Великобритании | Изучение нового материала,занятие-путешествие | Беседа, работа с иллюстративным материалом, творческие задания | Коллективный, фронтальный | Использовать иллюстрационный материал (географические карты), справочники, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или составления плана рассказа, презентации целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | «О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2010г) | 1-7.09 | |
2. | Англия | Развивать умения работы с картой, вопроизводить пересказ услышанного, отвечать по запросу информации. | Онлайн- экскурсия | словесный; наглядный; метод контроля; объяснительно-иллюстративный; | Фронтальный,групповой,,индивидуальный | – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; | 10-14.09 | |
3. | Шотландия | Онлайн- экскурсия | 17-21.09 | |
4. | Уэльс | Онлайн- экскурсия | 24-28.09 | |
5. | Северная Ирландия | Онлайн- экскурсия | 1-5.10 | |
6. | Реки и озера Великобритании | Научаться пользоваться материалами в Интернете, развивать умения ознакомительного и поискового чтения, развить умения работать в группе | Самопрезентация | исследовательский; творческий метод. | целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). выполнение пробного учебного действия(Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); | 8-12.10 | |
7. | Климат. | Самопрезентация | 15-19.10 | |
8. | Природа Великобритании. | Самопрезентация | 22-26.10 | |
Блок №2. Достопримечательности Великобритании. |
9. | Букингемский дворец. | Научаться пользоваться материалами в Интернете, развивать умения ознакомительного и поискового чтения, развить умения работать в группе | Самопрезентация | исследовательский; творческий метод. | Фронтальный,групповой,индивидуальный | целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). выполнение пробного учебного действия(Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); | | 5-9.11 | |
10. | Вестминстерское аббатство. | Самопрезентация | | 12-16.11 | |
11. | Лондонский Тауэр. | Развивать умения работы с картой, вопроизводить пересказ услышанного, отвечать по запросу информации. | Онлайн- экскурсия | Словесный,наглядный,объяснительно-иллюстративный | Фронтальный,групповой,индивидуальный | – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; | | 19-23.11 | |
12. | Парки Лондона. | Онлайн- экскурсия | | 26-30.11 | |
13. | Трафальгарская площадь. | Научаться пользоваться материалами в Интернете, развивать умения ознакомительного и поискового чтения, развить умения работать в группе | Самопрезентация | исследовательский; творческий метод. | Фронтальный,групповой,индивидуальный | – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К); целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). выполнение пробного учебного действия(Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); | | 3-7.12 | |
14. | Стоунхендж. | Самопрезентация | | 10-14.12 | |
15. | Биг Бэн и здание парламента. | Развивать умения работы с картой, вопроизводить пересказ услышанного, отвечать по запросу информации. | Онлайн- экскурсия | Словесный,наглядный,объяснительно-иллюстративный | Фронтальный,групповой,индивидуальный | – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; | | 17-26.12 | |
16. | Собор св. Павла. | Научаться пользоваться материалами в Интернете, развивать умения ознакомительного и поискового чтения, развить умения работать в группе | Самопрезентация | исследовательский; творческий метод. | Фронтальный,групповой,индивидуальный | – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). выполнение пробного учебного действия(Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); | | 9-11.01 | |
17. | Музей восковых фигур мадам Тюссо. | Самопрезентация | | 14-18.01 | |
|
18. | Доисторическая Британия. | Научить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; | Защита проектов | исследовательский; творческий метод. | Фронтальный,групповой,индивидуальный | Проявлять интерес и уважение к культуре других народов– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); планирование учебного сотрудничества (К); целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). выполнение пробного учебного действия(Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); | | 21-25.01 | |
19. | Кельтская Британия. | Защита проектов | | 28.01-1.02 | |
20. | Римская Британия. | Защита проектов | | 4.02-8.02 | |
21. | Англо-саксонский период. | Защита проектов | | 11-15.02 | |
22. | Англо-нормандская монархия | Защита проектов | | 18-22.02 | |
23. | Династия Плантагенетов | Научаться пользоваться материалами в Интернете, развивать умения ознакомительного и поискового чтения, развить умения работать в группе | Самопрезентация | | 25.02-1.03 | |
24. | Династия Тюдоров | Самопрезентация | Фронтальный,групповой,индивидуальный | | 4-8.03 | |
25. | Династия Стюартов | Самопрезентация | | 11-15.03 | |
26. | Династия Ганновера | Самопрезентация | исследовательский; творческий метод. | | 18-22.03 | |
27. | Виндзорская династия | Самопрезентация | | 1-5.04 | |
Блок №4. Знаменитые писатели Великобритании. |
28. | Артур КонанДойль. | Научаться пользоваться материалами в Интернете, развивать умения ознакомительного и поискового чтения, развить умения работать в группе Научить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. | защита творческих работ и проектов | исследовательский; творческий метод. | Фронтальный,групповой,индивидуальный | - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); планирование учебного сотрудничества (К); целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | | 8-12.04 | |
29. | Уильям Шекспир. | защита творческих работ и проектов | Фронтальный,групповой,индивидуальный | | 15-19.04 | |
30. | Роберт Бёрнс. | защита творческих работ и проектов | Фронтальный,групповой,индивидуальный | | 22-26.04 | |
31. | Джордж Бернард Шоу. | защита творческих работ и проектов | Фронтальный,групповой,индивидуальный | | 29.04-3.05 | |
32. | Оскар Уайльд | защита творческих работ и проектов | | 6.05-10.05 | |
33. | Джоан Роулинг. | защита творческих работ и проектов | | 13.05-17.05 | |
34. | Защита проектов по теме «Ве-ликобритания» Фронтальный,групповой,индивидуальный | Смотр | | 20-24.05 | |