Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Зеленокумска Советского района»
| УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ «СОШ № 3 г. Зеленокумска» № 335 от 30.08.2019 года |
| Директор_______________ Г.В. Иванова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Древнего мира 5 класс
Количество часов: 2 часа в неделю (68 часов)
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 1 год (2019-2020 учебный год)
Учитель: Воробьёва И.В.
Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Под ред. Вигасина А.А., Сороко-Цюпа О.С. » М.:Просвещение.2014.-144 с
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс
М.: Просвещение, 2015
Контрольные работы: 2
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История Древнего мира»
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Предметные результаты:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты:
-выявление существенных черт исторических процессов, явлений и событий;
-объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов;
-умение анализировать исторические явления, процессы факты;
-умение давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
-определение на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
Личностные результаты:
-использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывание собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснение исторически сложившихся норм социального поведения;
- использование знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
Выпускник научится:
-определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
-использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
-проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
-описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
-раскрывать характерные, существенные черты:
а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
Выпускник получит возможность научиться:
-объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
-давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
-давать характеристику общественного строя древних государств;
-сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
-видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
В 5 классе целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение; дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности; формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-исторический театр, интервью с историческим героем, интерактивный урок. Вместе с тем необходимо применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок.
Формы и виды контроля: самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, тестирование, зачёт. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии, по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ. Для закрепления новых знаний используются такие формы работы: толкование новых терминов и понятий, дифференцированное домашнее задание. При повторении материала используется разно уровневая индивидуальная работа и групповая работа по интересам. Тестирование (дифференцированные задания). Творческие задания.
Содержание учебного предмета «История Древнего мира»
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Введение в предмет Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет до н. э. и н. э.). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки | Раскрывать значение терминов история, век, исторически источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю |
РАЗДЕЛ I. ПЕРВОБЫТНОСТЬ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА |
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций | Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества |
РАЗДЕЛ II. Древний Восток |
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Военные походы. Рабы. Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина; Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии; гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление подвластными территориями. Зороастризм. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена | Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населен крупнейших городах Древней Месопотамии. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Характеризовать источники, рассказывающие о древних и цивилизациях (материальные и письменные источники, зако1 Хаммурапи). Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, ( раб, пирамида, папирус. Характеризовать: 1) основные группы населения Древне Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов древнеегипетском обществе. Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об художественных достоинствах. Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме). Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы). Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась. Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст). Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев. Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о ее вкладе в мировую культуру. Объяснять значение понятий империя, конфуцианство. Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру |
РАЗДЕЛ III. Древняя Греция |
Древнейшая и архаическая Греция. Условия жизни и занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены и др.). Троянская война; «Илиада», «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства (политический строй, аристократия и демос). Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины. Утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанскоевоспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победыгреков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира | Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Характеризовать политический строй древнегреческих городов-государств (Афины и Спарта). Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия. Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков. Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского. Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Раскрывать значение понятия эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма |
РАЗДЕЛ IV. Древний Рим |
Древнейший период. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Религиозные верования. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век поэзии». Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян | Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризовать верования древних жителей Италии. Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима. Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов. Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения. Раскрывать значение понятий император, провинция. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события. Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи. Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др. |
Календарно-тематическое планирование по курсу «История Древнего мира»
№ п.п | Примечание | Наименование темы, раздела | Кол-во часов | Дата | Дом з |
1 | | Введение. Откуда мы знаем как жили наши предки | 1 | | с 6-8 |
2. | | Счет лет в истории. Измерение времени по годам | 1 | | С.29-32 |
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей | 7 | |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 |
3 | | Древнейшие люди | 1 | | § 1, с.-13 |
4 | р.к. | Родовые общины охотников и собирателей. Первые люди на территории современного Ставрополья | 1 | | § 2, с. 13-17 |
5 | | Возникновение искусства и религии | 1 | | § 3,с.17-21 |
6 | | Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 3 | | |
р.к. | Возникновения земледелия и скотоводства Жители нашего края в III-I тыс.до н.э. (РК) | 1 | | § 4,с.21-25 |
7 | | Появление неравенства и знати | 1 | | § 5,с.25-28 |
8 | Входной контроль | Переход от первобытности к цивилизации Контрольное тестирование | 1 | | Термины, понятия |
| Раздел 2. Древний Восток | 20 | |
| Тема 4. Древний Египет. | 8 |
9 | | Государство на берегах Нила. | 1 | | § 6, с. 33-35 |
10 | | Как жили земледельцы и ремесленники | 1 | | § 7,с.35-39 |
11 | | Жизнь египетского вельможи | 1 | | § 8, с.39-43 |
12 | | Военные походы фараона. | 1 | | § 9,с.43-48 |
13 | | Религия древних египтян | 1 | | § 10, с.48-53 |
14 | | Искусство древних египтян. | 1 | | § 11, с.53-60 |
15 | | Письменность и знание древних египтян | 1 | | § 12, с.60-63. |
16 | | Обобщающее повторение Достижения древних египтян | 1 | | Термины, даты |
| Тема 5. Западная Азия в древности | 7 | |
17 | | Древнее Двуречье | 1 | | § 13, с.63-66 |
18 | | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | | § 14, с.66-70 |
19 | | Финикийские мореплаватели | 1 | | § 15, с.70-74 |
20 | | Библейские сказания | 1 | | § 16,с.74-78. |
21 | | Древнееврейское царство | 1 | | § 17,с.78-82. |
22 | | Ассирийская держава | 1 | | § 18, с.82-86 |
23 | | Персидская держава «царя царей» | 1 | | § 19, с.86-91. |
| Тема 6. Индия и Китай в древности. | 5 | |
24 | | Природа и люди Древней Индии. | 1 | | § 20,с.91-95. |
25 | | Индийские касты. | 1 | | § 21, с.95-100. |
26 | | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | | § 22, с.100-104 |
27 | | Первый властелин единого Китая | 1 | | § 23, с.104-111 |
28 | | Контрольная работа №1 Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | 1 | | Вопросы к § 13-23, термины, понятия, даты |
| Раздел 3. Древняя Греция | 21 | |
Тема 7. Древнейшая Греция | 5 |
29 | | Греки и критяне | 1 | | § 24. с.112-116 |
30 | | Микены и Троя | 1 | | § 25, с.116-120 |
31 | | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | | § 26, с.120-129 |
32 | | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | | § 27, с.129-133. |
33 | | Религия древних греков | 1 | | § 28,с.134-138 |
| Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидскими нашествиями | 6 | |
34 | | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | | § 29,с.139-143. |
35 | | Зарождение демократии в Афинах | 1 | | § 30, с.143-146. |
36 | | Древняя Спарта | 1 | | § 32, с.150-155 |
37 | | Олимпийские игры в древности | | | § 33, с.155-160 |
37 | | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | | § 34. с161-164 |
38 | | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | | §35, с.165-167 |
| Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии | 6 | | |
39 | | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | | § 36, с. 171-175 |
40 | | В городе богини Афины | 1 | | § 37, с. 175-180 |
41 | | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | | § 38, с. 181-185 |
42 | | В афинском театре | 1 | | § 39, с. 185-190 |
43 | | Афинская демократия при Перикле. | 1 | | § 40,с. 190-194. |
| Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 4 | |
44 | | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | | § 41, с.196-200. |
45 | | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | | § 42, стр.200-205. | |
46 | | В Александрии Египетской | 1 | | § 43, с.208-211 |
47 | | Обобщающее повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. | 1 | | Термины, даты, |
| Раздел 4. Древний Рим | 19 | |
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | 3 |
48 | | Древнейший Рим | 1 | | § 44, с.213-219 |
49 | | Завоевание Римом Италии. | 1 | | § 45, с.219-222 |
50 | | Устройство Римской республики | 1 | | § 46, с.222-219 |
| Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | 3 | |
51 | | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | | §47 с.228-232 |
52 | | Господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | 1 | | §48 с.232-238 |
53 | | Рабство в Древнем Риме. | 1 | | §49 с.238-242 |
| Тема 13. Гражданские войны в Риме | 4 | | |
54 | | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | | §50 с.242-246 |
55 | | Восстание Спартака. | 1 | | §51 с.246-251 |
56 | | Единовластие Цезаря. | 1 | | §52 с.251-256 |
57 | | Установление империи | 1 | | §53 с.256-260 |
| Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | 5 | | |
58 | | Соседи римской империи. | 1 | | §54 с.261-265 |
59 | | Рим при императоре Нероне. | 1 | | §55 с265-269 |
60 | | Первые христиане и их учения. | 1 | | §56 с.269-275 |
61 | | Расцвет римской империи во II в. | 1 | | §57 с.275-279 |
62 | | «Вечный город» и его жители. | 1 | | §58 с.279-285 |
| | Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной римской империи. | 3 | | |
63 | | Римская империя при Константине. | 1 | | §59 с.285-289 |
64 | | Взятие Рима варварами. | 1 | | §60 с.289-293 |
65 | | Обобщающее повторение темы « Древний Рим» | 1 | | Вопросы с 294 |
| Итоговое повторение | |
66 | | Контрольная работа №2 | 1 | | Повторить термины, даты, карты |
67 | | Вклад народов древности в мировую культуру | 1 | | с 295-296 |
68 | | Путешествие по Древнему миру | 1 | | с 297- 299 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей истории №1 от «30» августа 2019 года Руководитель МО ___________________И.В.Воробьева СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР_________________М.В.Шулика «30 » августа 2019 года |