СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 9 класса ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 9 класс ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 9 класса ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»



«Рассмотрена»

Протокол №1
от «27» августа 2020 г.

Председатель МС

___________/Румянцева Т.В.


«Принята»
педагогическим советом

Протокол №1
от 28 августа 2020 г.

«Утверждена»
приказом от 28 августа 2020 г.

№ 205/01-04

Директор

___________/Безрученкова С.П.









Рабочая программа
основного общего образования
по физике
для 9 Б класса



«Согласовано»

Заместитель директора

____________/Мехадюк Т.А.

«28» августа 2020 г

Составитель:

Карцев Андрей Николаевич,
учитель физики и информатики
первой квалификационной категории



.





















пгт. Верхнеднепровский

2020 г.

Рабочая программа по физике для 9 Б класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.), с изменениями и дополнениями.

  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования по физике (В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федарального учебно-методического объединения по общему образованию) https://fgosreestr.ru/registry/%d0%bf%d0%be%d0%be%d0%bf_%d0%be%d0%be%d0%be_06-02-2020/

  • Примерной программы основного общего и среднего общего образования. Физика 7-9 кл; Физика 10-11 кл. Из сборника «Программы общеобразовательных учреждений» М: Просвещение 2015 г.;

  • Авторской программы: Физика. 7—9 классы : рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2017

  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие.-Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3.

  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник  Физика 9 класс - Москва, Дрофа, 2017.

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом Минпросвещения РФ от 22.11.2019 г. № 632. Данная программа составлена на 100 часов (3 часа в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2020-2021 уч. год.

Корректировка авторской программы в связи с увеличением количества часов на изучение материала в рабочей программе в соответствии с учебно-календарным графиком и учебным планом школы.

Авторская программа рассчитана на 68 часов. Число часов расширено до 100 за счёт школьного компонента. Дополнительные часы пойдут на расширение изучения тем: «Законы взаимодействия и движения тел» - 14 часов, «Механические колебания и волны. Звук» - 7 часов, «Электромагнитное поле» - 4 часа. «Строение атома и атомного ядра» - 2 часа. «Строение и эволюция Вселенной» - 1 час. «Повторение» - 4 часа.



№ п/п

Название темы (раздела)

Авторская программа кол-во часов

Рабочая программа кол-во часов

1

Законы взаимодействия и движения тел

23 ч

37 ч

2

Механические колебания и волны. Звук

11 ч

18 ч

3

Электромагнитное поле

10 ч

14 ч

4

Строение атома и атомного ядра

16 ч

18 ч

5

Строение и эволюция Вселенной

5 ч

6 ч

6

Повторение

3 ч

7 ч


Итого

68 ч

100 ч



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметными результатами

являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД:

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.



Предметные результаты

В результате изучения физики 9 класса обучающийся

научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.



получит возможность научиться

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.


  1. Содержание учебного предмета

Законы взаимодействия и движения тел

Механическое движение. Относительное движение. Система от­счета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Ско­рость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномер­ное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от вре­мени движения. Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямоли­нейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени дви­жения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения. Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Мас­са — скалярная величина. Сила — векторная величина. Второй за­кон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирно­го тяготения. Сила тяжести. Расчет первой космиче­ской скорости. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорени­ем по вертикали. Невесомость и перезагрузки. Сила трения. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты Значение работ К. Э. Циолковского для космонавтики. Дости­жения в освоении космического пространства.

Демонстрации.

Относительность движения. Прямолинейное и криволинейное движение. Стробоскоп. Спидометр. Сложение перемещений. Падение тел в воздухе и разряженном газе (в трубке Ньютона). Определение ускорения при свободном падении. Направление скорости при движении по окружности. Проявление инерции. Сравнение масс. Измерение сил. Второй закон Ньютона. Сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу. Третий закон Ньютона. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Модель ракеты.

Лабораторная работа.

Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.

Измерение ускорения свободного падения.

Демонстрации.

Механические колебания и волны. Звук

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Демонстрации.

Свободные колебания груза на нити и груза на пружине. Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.

Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины. Вынужденные колебания. Резонанс маятников. Применение маятника в часах. Распространение поперечных и продольных волн. Колеблющиеся тела как источник звука. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний. Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

Лабораторная работа.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.

Электромагнитное поле

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Сила Ампера. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Переменный ток. Генератор переменного тока. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Электромагнитная природа света. Принципы радиосвязи и телевидения. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Обнаружение магнитного поля проводника с током. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током. Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее же­лезного сердечника. Применение электромагнитов. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле. Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока. Модель генератора переменного тока. Взаимодействие постоянных магнитов.

Лабораторные работы.  

Изучение явления электромагнитной индукции.

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел. Экспериментальные методы исследования частиц.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа - и бета-распада

Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Лабораторные работы.

Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Строение и эволюция Вселенной

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Повторение



Формы контроля освоения программ обучающимися: физические диктанты, контрольные работы, тестовые работы, устный опрос.

Типовые задания и формы работы по формированию УУД:

а) личностные: формируют устойчивую мотивацию к изучению нового. Формы работы: проекты, исследования, творческие задания. Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.

б) познавательные: формируют умения действовать, преобразовывать и представлять информацию. Формы работы: работа со справочными материалами, таблицами. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

в) регулятивные: обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Формы работы: поиск информации в источниках, взаимоконтроль, диспут. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

г) коммуникативные: формируют умения слушать и вступать в диалог. Формы работы: групповая работа. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), организация работы в парах и малых группах.

д) предметные: обеспечивают усвоение обучающимися учебного материала. Формы работы: объяснение нового материала, лабораторные работы, решение задач, применение различных форм контроля.

С целью реализации образовательной программы основного общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционые образовательные технологии.

3. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

Самостоятельные работы

Проект

1

Законы взаимодействия и движения тел

37

2

2

2

-

2

Механические колебания и волны. Звук.

18

1

1

1

-

3

Электромагнитное поле

14

1

2

1

-

4

Строение атома и атомного ядра.

18

1

5

1

-

5

Строение и эволюция Вселенной.

6

1

-

-

-

6

Повторение

7

1

-

-

1

7

Промежуточная аттестация.

1

1

-

-

-


Итого:

100

8

10

5

1



4. Календарно-тематическое планирование

№ темы

Название темы (раздела)

Кол-во часов

д/з

Дата

План

Факт

1

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Повторение за курс 8 класса

1


02.09



Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел (36 часов)

2

Материальная точка. Система отсчёта

1

§1

04.09


3

Путь и перемещение

1

§2,3

07.09


4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

§4

09.09


5

Прямолинейное равноускоренное движение.

1

§5

11.09


6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

1

§6

14.09


7

Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение»

1


16.09


8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

§7,8

18.09


9

Инструктаж по ОТ. Инструкция №42-15. Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1


21.09


10

Решение задач по теме «Основы кинематики».

1


23.09


11

Решение задач по теме «Основы кинематики».

1


25.09


12

Контрольная работа. № 1 по теме «Основы кинематики»

1


28.09


13

Относительность движения

1

§9

30.09


14

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона

1

§10

02.10


15

Второй закон Ньютона

1

§11

05.10


16

Решение задач по теме «Второй закон Ньютона».

1


07.10


17

Решение задач по теме «Второй закон Ньютона».

1


09.10


18

Решение задач по теме «Второй закон Ньютона».

1


12.10


19

Третий закон Ньютона

1

§12

14.10


20

Свободное падение тел

1

§13

16.10


21

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

§14

19.10


22

Решение задач по теме «Свободное падение тел. Невесомость».

1


21.10


23

Решение задач по теме «Свободное падение тел. Невесомость».

1


23.10


24

Решение задач по теме «Свободное падение тел. Невесомость».

1


26.10


25

Инструктаж по ОТ. Инструкция №42-15. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

1


28.10


26

Закон всемирного тяготения

1

§15, 16

30.10


27

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения».

1


09.11


28

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения».

1


11.11


29

Криволинейное движение, движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли.

1

§17,18, 19

13.11


30

Решение задач по теме «движение тела по окружности»

1


16.11


31

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

§20

18.11


32

Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

1


20.11


33

Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

1


23.11


34

Реактивное движение. Ракеты

1

§21

25.11


35

Энергия. Закон сохранения энергии

1

§22

27.11


36

Решение задач по теме «Энергия. Закон сохранения энергии»

1


30.11


37

Контрольная работа. № 2 по теме «Динамика. Законы сохранения в механике»

1


02.12



Глава 2. Механические колебания и волны. Звук (18 часов)

38

Колебательное движение. Маятник

1

§23

04.12


39

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

1

§24,25

07.12


40

Решение задач по теме «Колебательное движение»

1


09.12


41

Решение задач по теме «Графики колебательного движения»

1


11.12


42

Инструктаж по ОТ. Инструкция №42-15. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити»

1


14.12


43

Превращения энергии при механических колебаниях. Затухающие колебания.

1

§26

16.12


44

Решение задач по теме «Энергия механических колебаний».

1


18.12


45

Решение задач по теме «Энергия механических колебаний».

1


21.12


46

Вынужденные колебания Резонанс

1

§27

23.12


47

Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны

1

§28

25.12


48

Длина волны. Скорость распространения волн

1

§29

28.12


49

Решение задач по теме «Механические колебания и волны».

1


30.12


50

Источники звука. Звуковые колебания.

1

§30

11.01


51

Высота и тембр звука. Громкость звука

1

§31

13.01


52

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука

1

§32

15.01


53

Отражение звука. Эхо. Резонанс

1

§33

18.01


54

Решение задач по теме «Звук»

1


20.01


55

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны»

1


22.01



Глава 3. Электромагнитное поле (14 ч)

56

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитные поля

1

§34

25.01


57

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

§35,36

27.01


58

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

§37,38

29.01


59

Решение задач по теме «Индукция магнитного поля.»

1


01.02


60

Решение задач по теме «Индукция магнитного поля.»

1


03.02


61

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Трансформатор.

1

§39-42

05.02


62

Инструктаж по ОТ. Инструкция №42-15. Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1


08.02


63

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

1

§43,44

10.02


64

Колебательный контур. Принципы радиосвязи. Решение задач по теме «Электромагнитные волны».

1

§45,46

12.02


65

Электромагнитная природа света. Преломление света. Дисперсия света.

1

§47-49

15.02


66

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света.

1

§50,51

17.02


67

Инструктаж по ОТ. Инструкция №42-15. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

1


19.02


68

Обобщение и повторение темы «Электромагнитное поле».

1


22.02


69

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле»

1


24.02



Глава 4. Строение атома и атомного ядра. (18 часов)

70

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда

1

§52

26.02


71

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

§53

01.03


72

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

§54

03.03


73

Инструктаж по ОТ. Инструкция №42-15. Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1


05.03


74

Открытие протона и нейтрона.

1

§55

10.03


75

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

1

§56

12.03


76

Энергия связи. Дефект масс

1

§57

15.03


77

Решение задач по теме «Энергия связи. Дефект масс».

1


17.03


78

Решение задач по теме «Энергия связи. Дефект масс».

1


19.03


79

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1


31.03


80

Инструктаж по ОТ. Инструкция №42-15. Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1


02.04


81

Инструктаж по ОТ. Инструкция №42-15. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»

1


05.04


82

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

1

§59,60

07.04


83

Инструктаж по ОТ. Инструкция №42-15. Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона »

1


09.04


84

Инструктаж по ОТ. Инструкция №42-15. Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1


12.04


85

Закон радиоактивного распада. Термоядерные реакции. Элементарные частицы. Античастицы Разбил на 3

1

§61,62

14.04


86

Обобщение темы «Строение атома и атомного ядра».

1


16.04


87

Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1


19.04



Глава 5. Строение и эволюция Вселенной (6 часов)

88

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

1

§63

21.04


89

Планеты и малые тела Солнечной системы.

1

§64,65

23.04


90

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд

1

§66

26.04


91

Строение и эволюция Вселенной

1

§67

28.04


92

Обобщение темы «Строение и эволюция Вселенной».

1


30.04


93

Контрольная работа № 6 по теме «Строение и эволюция Вселенной».

1


05.05



Повторение – 7 часов

94

Повторение темы «Тепловые явления»

1


07.05


95

Повторение темы «Электромагнитные явления»

1


12.05


96

Повторение темы «Оптические явления»

1


14.05


97

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1


17.05


98

Повторение темы «Строение атома и атомного ядра»

1


19.05


99

Повторение темы «Строение и эволюция Вселенной»

1


21.05


100

Итоговая контрольная работа

1


24.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!