№ п/п | Тема урока | Содержание материала | Домашнее задание | Дата |
Предметные знания | Деятельностно-коммуникативные умения | По плану | фактически |
Введение (4 ч) |
1/1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты | Физические термины: тело, вещество, материя, физические тела, физические явления. | Приводить примеры физических явлений, различать понятия вещество и тело. | §1-3 | | |
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | Определение физической величины. Измерительные приборы. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора, запись результатов измерений с учётом погрешности. | Умение приводить примеры физических величин и единиц их измерения, умение определить цену деления шкалы прибора. | §4-5 | | |
3/3 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». | Термины: отчёт, вывод к лабораторной работе, цена деления. | Уметь оформить отчёт по лабораторной работе, закрепить навык по определению цены деления, делать вывод по результатам работы. | §4,5 повт. | | |
4/4 | Физика и техника. | Основные этапы в развитии физики, взаимосвязь физики и техники научно-технический прогресс, вклад учёных, деятелей в экономическое развитие России и Урала. | Уметь собирать материал для сообщений, докладов. | §6 | | |
2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) |
5/1 | Строение вещества. Молекулы. | Опыты и явления, доказывающие, что вещества состоят из молекул. | Понятие молекула. Представление о размерах молекул. | §7-9 | | |
6/2 | Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | Ознакомление со способом рядов. | Овладение способом рядов для определения размеров малых тел. Отработка навыка оформления лабораторной работы. | §7-9 повт. | | |
7/3 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Явление диффузии, причины и закономерности этого движения. | Умение приводить примеры диффузии в окружающем мире, выявлять причины и закономерности этого явления на основе молекулярного строения вещества. | §10 | | |
8/4 | Взаимодействие молекул. | Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимодействия. Явление смачивания и несмачивания. | Умение приводить примеры сил притяжения и отталкивания молекул в природе, технике и быту. | §11 | | |
9/5 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении вещества. | Три состояние вещества: твёрдое, жидкое, газообразное. | Умение объяснять свойства различных состояний вещества на основе молекулярного строения вещества. | §12,13 | | |
10/6 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». | Опытные обоснования следующих положений: все вещества состоят из молекул, находящихся в непрерывном хаотическом движении и взаимодействующих между собой. | Умение представлять информацию в виде таблицы. | | | |
3. Взаимодействие тел (24 ч) |
11/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Понятия: механическое движение, виды движения, траектория, пройденный путь. | Умение давать определение механического движения по плану изучения физических величин (алгоритму), пройденного пути, траектории. | §14,15 | | |
12/2 | Скорость, единицы скорости. | Понятие скорости, средней скорости. | Умение давать определение скорости, средней скорости по алгоритму; запомнить формулу расчёта скорости, научиться сравнивать скорости различных тел, умение графически изображать скорость, уметь переводить единицы скорости в СИ. | §16 | | |
13/3 | Расчёт пути и времени движения. Решение задач. | Закрепление понятий: скорость, средняя скорость, пройденный путь. | Формирование умения оформлять и решать задачи на расчёт пути, скорости, времени, средней скорости. | §17 | | |
14/4 | Явление инерции. Решение задач. | Явление инерции. | Умения выявлять причины изменения скорости тел, приводить примеры проявления инерции в быт, природе, техники. | §18 | | |
15/5 | Взаимодействие тел. | Явление отдачи. | Умение приводить примеры взаимодействия тел и выявлять результат этого взаимодействия. | §19 | | |
16/6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Понятия массы тела, знать устройство и принцип действия рычажных весов. | Формировать умение пользоваться рычажными весами для измерения массы тела. | §20,21 | | |
17/7 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | | Закрепление умения пользоваться рычажными весами для измерения массы тела. Закрепление навыка оформления отчёта по лабораторной работе. | §21 | | |
18/8 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела». | | Закрепление навыков и умения пользоваться мензуркой, нахождения цены деления, производить запись конечного результата измерения с учётом погрешностей. | §5 повт. | | |
19/9 | Плотность вещества. | Понятие плотности вещества, её единиц измерения. | Усвоение формулы расчёта плотности, умение сравнивать плотности различных веществ по таблицам 3, 4, 5 (с.50), понимать физический смысл плотности. | §22 | | |
20/10 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | Вывод формулы для расчёта массы и объёма тела по его плотности. | Закрепление навыков решения задач, применения формул плотности для расчёта массы и объёма тела | §23 | | |
21/11 | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела». | Понятие плотности вещества. | Закрепление умения рассчитывать плотность по формуле, умение сравнивать полученное значение плотности с табличным. | §22 | | |
22/12 | Решение задач по теме «Плотность». Подготовка к контрольной работе. | | Закрепление навыка решения задач с использованием изученных формул: υ = ; s=υ; ρ= | §16-23 | | |
23|13 | Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность вещества». | | Умение на практике применить полученные знания и навыки по решению задач. | | | |
24/14 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Сила – причина изменения скорости, модуль и направление силы, точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела. | Умение давать определения понятиям: сила, сила тяжести, явление тяготения. | §24-25 | | |
25/15 | Сила упругости. Закон Гука. | Сила упругости. Деформация и её виды. Закон Гука для упругих деформаций. | Умение приводить примеры действия силы упругости, практического использования закона Гука. | §26 | | |
26/16 | Вес тела. | Понятие веса тела. | Умение графически изображать вес тела. | §27 | | |
27/17 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Единицы силы. | Умение применять формулу для расчёта силы тяжести, действующей на тело произвольной формы, умение графически изобразить силу тяжести. | §28 | | |
28/18 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Знать устройство и принцип действия динамометра, виды динамометров. | Умение использовать динамометр на практике , закрепление умения оформлять отчёт, находить цену деления шкалы прибора. | §30 | | |
29/19 | Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. | Понятие равнодействующей сил. | Умение определять направление и модули равнодействующую двух сил для различных случаев. | §31 | | |
30/20 | Сила трения. Трение скольжения, трение покоя. | Понятия: сила трения скольжения, покоя, качения. Знание техники безопасности при гололёде, листопаде, знания о тормозном пути. | Умение выявлять причины возникновения силы трения. | §32,33 | | |
31/21 | Трение в природе и технике | Знать способы уменьшения и увеличения сил трения, устройство и принцип действия подшипников. | Умение приводить проявления сил трения в природе и технике, умение объяснить причины сил трения. | §34 | | |
32/22 | . Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» | | Умение на практике измерять силу трения скольжения. | §32-34 | | |
33/23 | Решение задач по теме «Сила трения» | Закрепление понятий: сила, равнодействующая сил. | Умение применять знания к решению задач; переводить единицы измерения | §24-33 | | |
34/24 | Контрольная работа №2 «Силы. Равнодействующая сил» | | Умение применять знания к решению задач; | | | |
4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч) |
34/1 | Давление. Единицы давления. | Знать понятие «давление тела на опору», знать единицы давления. | Умения: давать определение физической величины «давление», уметь решат задачи, делать перевод единиц давления в СИ. | §35 | | |
35/2 | Способы уменьшения и увеличения давления. | Закрепление понятия давление. Знать о способах спасения провалившихся под лёд. | Умение решать качественные и количественные задачи на применение формулы p=. | §36 | | |
36/3 | Давление газа. | Знать причины возникновения давления в газах. | Умение объяснять давление газа в зависимости от его объёма и температуры (при неизменной массе). | §37 | | |
37/4
| Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Знать различия в движении частиц, из которых состоят твёрдые тела, жидкости, газы; знать, как передаётся давление жидкостями и газами, знать закон Паскаля. | Умение решать качественные и количественные задачи. | §38 | | |
38/5 | Расчёт давления на дно и стенки сосуда. | Знать наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной, равенство давлений на одном и том же уровне, формулу расчёта давления внутри жидкости. | Умение решать качественные и количественные задачи. | §39,40 | | |
39/6 | Сообщающиеся сосуды. | Знать примеры сообщающихся сосудов и их применение. | Умение приводить примеры сообщающихся сосудов, уметь обосновывать расположение поверхности жидкости на одном уровне, а жидкостей с разными плотностями – на разных уровнях. | §41 | | |
40/7 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Знать: условия существования земной атмосферы; явления, подтверждающие существования атмосферного давления. | Уметь объяснять причину изменения атмосферного давления. | §42,43 | | |
41/8 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Знать, как измеряется атмосферное давление жидкостным термометром. | Умение вычислять атмосферное давление в мм рт. ст. и в Па. | §44 | | |
42/9 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Знать назначение и устройство барометра-анероида, зависимость атмосферного давления от высоты, об высотомерах. | Умение определять атмосферное давление барометром-анероидом. | §45,46 | | |
43/10 | Манометры. Поршневой жидкостный насос. | Знать принцип устройства и действия жидкостного и металлического манометра, всасывающего жидкостного насоса. | Умение пользоваться манометрами различного назначения. | §47,48 | | |
44/11 | Гидравлический пресс. | Знать устройство и принцип действия гидравлического пресса. | Умение решать задачи на использование формулы . | §49 | | |
45/12 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Знать о причинах возникновения выталкивающей силы, знать, как направлена выталкивающая сила. | Умение графически изображать выталкивающую силу, решать задачи на расчёт выталкивающей силы. | §50 | | |
46/13 | Архимедова сила. | Знать легенду об Архимеде, формулу для расчёта архимедовой силы. | Умение решать задачи на расчет архимедовой силы. | §51 | | |
47/14 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы» | Знать формулу для расчёта архимедовой силы. | Умение выполнять отчёт по лабораторной работе, умение проводить расчёт архимедовой силы. | §51 | | |
48/15 | Плавание тел. | Знать условия плавания тел. | Уметь применять условия плавания тел при решении задач. | §52 | | |
49/16 | Решение задач по теме «Архимедова сила» | | Умение решать задачи на определение силы Архимеда и на условия плавания тел. | §50-52 | | |
50/17 | Плавание судов. Воздухоплавание. | Знать о подъёмной силе. Знать об охране окружающей среды вследствие полёта воздушных шаров, водного транспорта. | Водный транспорт – практическая реализация условия плавания тел. | §53-54 | | |
51/18 | Лабораторная работа №9 «Выяснение условия плавания тел». | | Уметь на практике исследовать условия плавания тел. | §52 | | |
52/19 | Повторение темы ««Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила» | Знать основные понятия темы. | Уметь решать задачи на применение формулы для расчета давления, архимедовой силы, на использование условия плавания тела. | §35-51 | | |
53/20 | Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила». | | Умения применять полученные знания на практике | | | |
5. Работа и мощность. Энергия.(14 ч) |
54/1 | Механическая работа. | Знать формулу для расчёта работы, знать определение механической работы. | Уметь решать качественные и количественные задачи по теме. | §55 | | |
55/2 | Мощность. Единицы мощности. | Знать определение мощности, формулу для расчёта мощности. | Уметь решать качественные и расчётные задачи . | §56 | | |
56/3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Знать виды простых механизмов, определение рычага, определение плеча силы, условия равновесия рычага. | Уметь применять условия равновесия рычага при решении задач. | §57,58 | | |
57/4 | Момент силы. | Знать определение момента сил, правило моментов, единицы момента сил. | Уметь применять правил моментов при решении задач. | §59 | | |
58/5 | Рычаги в технике, быту, природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага». | Знать устройство и действия рычагов, рычажных весов. | Уметь определять выигрыш в силе при работе с ножницами, кусачками и др.инструментами. Уметь оформлять отчёт по л/р | §60 | | |
59/6 | Применение равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики». | Знать устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков, иметь понятие о равенстве работ при использовании простых механизмов. Знать, в чём заключается «Золотое правило» механики. | Уметь применить условия равновесия рычага к блоку. | §61,62 | | |
60/7 | Решение задач по теме «Условие равновесия рычага». | | Уметь решать задачи качественные и количественные на условие равновесия рычага и «Золотое правило» механики. | §58,62 | | |
61/8 | Центр тяжести. Условия равновесия тел. | Знать понятие центра тяжести, видов равновесия. | Находить центр тяжести плоского тела. Уметь устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести | §63,64 | | |
62/9 | Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД наклонной плоскости» | Иметь понятие о полезной и полной работе, знать определение КПД. | Уметь определять КПД наклонной плоскости, уметь составить отчёт о проделанной лабораторной работе. | §65 | | |
63/10 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. | Иметь понятие об энергии и её видах. | Уметь определять кинетическую и потенциальную энергию. | §66,67 | | |
64/11 | Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | | Уметь приводить примеры перехода механической энергии одного вида в другой. | §68 | | |
65/12 | Повторение темы «Работа. Мощность. Энергия». | | Уметь решать задачи по данной теме. | §55-68 | | |
66/13 | Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия». | | Умение применить полученные знания на практике. | | | |
67/14 | Обзорное повторение курса физики-7. | Знать основные понятия, изученные в курсе физика-7. | Уметь применить полученные знания на практике. | | | |
68/15 | Обзорное повторение курса физики-7. | Знать основные понятия, изученные в курсе физика-7. | Уметь применить полученные знания на практике. | | | |