СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Физика 7 класс. ФГОС.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Физика» для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного образования, составлена на основе авторской программы курса физики для 7 классов  А. В. Перышкина.   

Просмотр содержимого документа
«КТП 7 кл»



Календарно-тематическое планирование уроков физики. 7 класс (68 часов)


п/п

Тема урока


Содержание материала

Домашнее задание

Дата

Предметные знания

Деятельностно-коммуникативные умения

По плану

фактически

Введение (4 ч)

1/1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты

Физические термины: тело, вещество, материя, физические тела, физические явления.

Приводить примеры физических явлений, различать понятия вещество и тело.

§1-3



2/2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

Определение физической величины. Измерительные приборы. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора, запись результатов измерений с учётом погрешности.

Умение приводить примеры физических величин и единиц их измерения, умение определить цену деления шкалы прибора.

§4-5



3/3

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Термины: отчёт, вывод к лабораторной работе, цена деления.

Уметь оформить отчёт по лабораторной работе, закрепить навык по определению цены деления, делать вывод по результатам работы.

§4,5 повт.



4/4

Физика и техника.

Основные этапы в развитии физики, взаимосвязь физики и техники научно-технический прогресс, вклад учёных, деятелей в экономическое развитие России и Урала.

Уметь собирать материал для сообщений, докладов.

§6



2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

5/1

Строение вещества. Молекулы.

Опыты и явления, доказывающие, что вещества состоят из молекул.

Понятие молекула. Представление о размерах молекул.

§7-9



6/2

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

Ознакомление со способом рядов.

Овладение способом рядов для определения размеров малых тел. Отработка навыка оформления лабораторной работы.

§7-9 повт.



7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Явление диффузии, причины и закономерности этого движения.

Умение приводить примеры диффузии в окружающем мире, выявлять причины и закономерности этого явления на основе молекулярного строения вещества.

§10



8/4

Взаимодействие молекул.

Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимодействия. Явление смачивания и несмачивания.

Умение приводить примеры сил притяжения и отталкивания молекул в природе, технике и быту.

§11



9/5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении вещества.

Три состояние вещества: твёрдое, жидкое, газообразное.

Умение объяснять свойства различных состояний вещества на основе молекулярного строения вещества.

§12,13



10/6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Опытные обоснования следующих положений: все вещества состоят из молекул, находящихся в непрерывном хаотическом движении и взаимодействующих между собой.

Умение представлять информацию в виде таблицы.




3. Взаимодействие тел (24 ч)

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Понятия: механическое движение, виды движения, траектория, пройденный путь.

Умение давать определение механического движения по плану изучения физических величин (алгоритму), пройденного пути, траектории.

§14,15



12/2

Скорость, единицы скорости.

Понятие скорости, средней скорости.

Умение давать определение скорости, средней скорости по алгоритму; запомнить формулу расчёта скорости, научиться сравнивать скорости различных тел, умение графически изображать скорость, уметь переводить единицы скорости в СИ.

§16



13/3

Расчёт пути и времени движения. Решение задач.

Закрепление понятий: скорость, средняя скорость, пройденный путь.

Формирование умения оформлять и решать задачи на расчёт пути, скорости, времени, средней скорости.

§17



14/4

Явление инерции. Решение задач.

Явление инерции.

Умения выявлять причины изменения скорости тел, приводить примеры проявления инерции в быт, природе, техники.

§18



15/5

Взаимодействие тел.

Явление отдачи.

Умение приводить примеры взаимодействия тел и выявлять результат этого взаимодействия.

§19



16/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

Понятия массы тела, знать устройство и принцип действия рычажных весов.

Формировать умение пользоваться рычажными весами для измерения массы тела.

§20,21



17/7

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».


Закрепление умения пользоваться рычажными весами для измерения массы тела. Закрепление навыка оформления отчёта по лабораторной работе.

§21



18/8

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела».


Закрепление навыков и умения пользоваться мензуркой, нахождения цены деления, производить запись конечного результата измерения с учётом погрешностей.

§5 повт.



19/9

Плотность вещества.

Понятие плотности вещества, её единиц измерения.

Усвоение формулы расчёта плотности, умение сравнивать плотности различных веществ по таблицам 3, 4, 5 (с.50), понимать физический смысл плотности.

§22



20/10

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Вывод формулы для расчёта массы и объёма тела по его плотности.

Закрепление навыков решения задач, применения формул плотности для расчёта массы и объёма тела

§23



21/11

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела».

Понятие плотности вещества.

Закрепление умения рассчитывать плотность по формуле, умение сравнивать полученное значение плотности с табличным.

§22



22/12

Решение задач по теме «Плотность». Подготовка к контрольной работе.


Закрепление навыка решения задач с использованием изученных формул: υ = ; s; ρ=

§16-23



23|13

Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность вещества».


Умение на практике применить полученные знания и навыки по решению задач.




24/14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Сила – причина изменения скорости, модуль и направление силы, точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела.

Умение давать определения понятиям: сила, сила тяжести, явление тяготения.

§24-25



25/15

Сила упругости. Закон Гука.

Сила упругости. Деформация и её виды. Закон Гука для упругих деформаций.

Умение приводить примеры действия силы упругости, практического использования закона Гука.

§26



26/16

Вес тела.

Понятие веса тела.

Умение графически изображать вес тела.

§27



27/17

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Единицы силы.

Умение применять формулу для расчёта силы тяжести, действующей на тело произвольной формы, умение графически изобразить силу тяжести.

§28



28/18

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Знать устройство и принцип действия динамометра, виды динамометров.

Умение использовать динамометр на практике , закрепление умения оформлять отчёт, находить цену деления шкалы прибора.

§30



29/19

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Понятие равнодействующей сил.

Умение определять направление и модули равнодействующую двух сил для различных случаев.

§31



30/20

Сила трения. Трение скольжения, трение покоя.

Понятия: сила трения скольжения, покоя, качения. Знание техники безопасности при гололёде, листопаде, знания о тормозном пути.

Умение выявлять причины возникновения силы трения.

§32,33



31/21

Трение в природе и технике

Знать способы уменьшения и увеличения сил трения, устройство и принцип действия подшипников.

Умение приводить проявления сил трения в природе и технике, умение объяснить причины сил трения.

§34



32/22

. Лабораторная работа № 7

«Измерение силы трения с помощью динамометра»


Умение на практике измерять силу трения скольжения.

§32-34



33/23

Решение задач по теме «Сила трения»

Закрепление понятий: сила, равнодействующая сил.

Умение применять знания к решению задач; переводить единицы измерения

§24-33



34/24

Контрольная работа №2 «Силы. Равнодействующая сил»


Умение применять знания к решению задач;




4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч)

34/1

Давление. Единицы давления.

Знать понятие «давление тела на опору», знать единицы давления.

Умения: давать определение физической величины «давление», уметь решат задачи, делать перевод единиц давления в СИ.

§35



35/2

Способы уменьшения и увеличения давления.

Закрепление понятия давление. Знать о способах спасения провалившихся под лёд.

Умение решать качественные и количественные задачи на применение формулы p=.

§36



36/3

Давление газа.

Знать причины возникновения давления в газах.

Умение объяснять давление газа в зависимости от его объёма и температуры (при неизменной массе).

§37



37/4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Знать различия в движении частиц, из которых состоят твёрдые тела, жидкости, газы; знать, как передаётся давление жидкостями и газами, знать закон Паскаля.

Умение решать качественные и количественные задачи.

§38



38/5

Расчёт давления на дно и стенки сосуда.

Знать наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной, равенство давлений на одном и том же уровне, формулу расчёта давления внутри жидкости.

Умение решать качественные и количественные задачи.

§39,40



39/6

Сообщающиеся сосуды.

Знать примеры сообщающихся сосудов и их применение.

Умение приводить примеры сообщающихся сосудов, уметь обосновывать расположение поверхности жидкости на одном уровне, а жидкостей с разными плотностями – на разных уровнях.

§41



40/7

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Знать: условия существования земной атмосферы; явления, подтверждающие существования атмосферного давления.

Уметь объяснять причину изменения атмосферного давления.

§42,43



41/8

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Знать, как измеряется атмосферное давление жидкостным термометром.

Умение вычислять атмосферное давление

в мм рт. ст. и в Па.

§44



42/9

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Знать назначение и устройство барометра-анероида, зависимость атмосферного давления от высоты, об высотомерах.

Умение определять атмосферное давление барометром-анероидом.

§45,46



43/10

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

Знать принцип устройства и действия жидкостного и металлического манометра, всасывающего жидкостного насоса.

Умение пользоваться манометрами различного назначения.

§47,48



44/11

Гидравлический пресс.

Знать устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Умение решать задачи на использование формулы .

§49



45/12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.


Знать о причинах возникновения выталкивающей силы, знать, как направлена выталкивающая сила.

Умение графически изображать выталкивающую силу, решать задачи на расчёт выталкивающей силы.

§50



46/13

Архимедова сила.

Знать легенду об Архимеде, формулу для расчёта архимедовой силы.

Умение решать задачи на расчет архимедовой силы.

§51



47/14

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы»

Знать формулу для расчёта архимедовой силы.

Умение выполнять отчёт по лабораторной работе, умение проводить расчёт архимедовой силы.

§51



48/15

Плавание тел.

Знать условия плавания тел.

Уметь применять условия плавания тел при решении задач.

§52



49/16

Решение задач по теме «Архимедова сила»


Умение решать задачи на определение силы Архимеда и на условия плавания тел.

§50-52



50/17

Плавание судов. Воздухоплавание.

Знать о подъёмной силе. Знать об охране окружающей среды вследствие полёта воздушных шаров, водного транспорта.

Водный транспорт – практическая реализация условия плавания тел.

§53-54



51/18

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия плавания тел».


Уметь на практике исследовать условия плавания тел.

§52



52/19

Повторение темы ««Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила»

Знать основные понятия темы.

Уметь решать задачи на применение формулы для расчета давления, архимедовой силы, на использование условия плавания тела.

§35-51



53/20

Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила».


Умения применять полученные знания на практике




5. Работа и мощность. Энергия.(14 ч)

54/1

Механическая работа.

Знать формулу для расчёта работы, знать определение механической работы.

Уметь решать качественные и количественные задачи по теме.

§55



55/2

Мощность. Единицы мощности.

Знать определение мощности, формулу для расчёта мощности.

Уметь решать качественные и расчётные задачи .

§56



56/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Знать виды простых механизмов, определение рычага, определение плеча силы, условия равновесия рычага.

Уметь применять условия равновесия рычага при решении задач.

§57,58



57/4

Момент силы.

Знать определение момента сил, правило моментов, единицы момента сил.

Уметь применять правил моментов при решении задач.

§59



58/5

Рычаги в технике, быту, природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».

Знать устройство и действия рычагов, рычажных весов.

Уметь определять выигрыш в силе при работе с ножницами, кусачками и др.инструментами. Уметь оформлять отчёт по л/р

§60



59/6

Применение равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики».

Знать устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков, иметь понятие о равенстве работ при использовании простых механизмов. Знать, в чём заключается «Золотое правило» механики.

Уметь применить условия равновесия рычага к блоку.

§61,62



60/7

Решение задач по теме «Условие равновесия рычага».


Уметь решать задачи качественные и количественные на условие равновесия рычага и «Золотое правило» механики.

§58,62



61/8

Центр тяжести. Условия равновесия тел.

Знать понятие центра тяжести, видов равновесия.

Находить центр тяжести плоского тела. Уметь устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести

§63,64



62/9

Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД наклонной плоскости»

Иметь понятие о полезной и полной работе, знать определение КПД.

Уметь определять КПД наклонной плоскости, уметь составить отчёт о проделанной лабораторной работе.

§65



63/10

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.

Иметь понятие об энергии и её видах.

Уметь определять кинетическую и потенциальную энергию.

§66,67



64/11

Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.


Уметь приводить примеры перехода механической энергии одного вида в другой.

§68



65/12

Повторение темы «Работа. Мощность. Энергия».


Уметь решать задачи по данной теме.

§55-68



66/13

Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия».


Умение применить полученные знания на практике.




67/14

Обзорное повторение курса физики-7.

Знать основные понятия, изученные в курсе физика-7.

Уметь применить полученные знания на практике.




68/15

Обзорное повторение курса физики-7.

Знать основные понятия, изученные в курсе физика-7.

Уметь применить полученные знания на практике.








Просмотр содержимого документа
«физика 7 Рабочая программа нов»




Рабочая программа курса «Физика» для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного образования, составлена на основе авторской программы курса физики для 7 классов А. В. Перышкина. Рабочая программа соответствует учебному плану МБОУ «СШ № 5», годовому учебному календарному графику на текущий учебный год, основной образовательной программе «МБОУ СШ № 5».

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения физики на этапе основного общего образования отводится 70 часов в 7 классах из расчета 2 ч в неделю.

Общее количество учебных часов – 70, из них лабораторных работ – 11, контрольных работ – 4 данная рабочая программа подразумевает также проведение текущих самостоятельных работ.

Учебники, используемые при изучении программы, соответствуют федеральному перечню учебников. Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.


Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Задачи обучения физике:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


В результате изучения курса физики 7 класса ученик научится:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.


Ученик получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекание физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;

  • решать практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ

7 класс

Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы.

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (23 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы .

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение объема твердого тела.

Измерение плотности твердого тела.

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (14 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Повторение. (2ч.)

Перечень лабораторных работ

п/п

лабораторная работа


1 четверть

1

Определение цены деления измерительного цилиндра

2

Измерение размеров малых тел


2 четверть

3

Измерение массы тела на рычажных весах.

4

Измерение объема твердого тела.

5

Измерение плотности вещества твердого тела.

6

Градуирование пружины динамометра

7

Измерение силы трения динамометром


3 четверть

8

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9

Выяснение условий плавания тела в жидкости.


4 четверть

10

Выяснение условия равновесия рычага.

11

Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Перечень контрольных работ

п/п

контрольная работа


1 четверть


-


2 четверть

1

Механическое движение . Плотность вещества.

2

Силы. Равнодействующая сил.


3 четверть

3

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила


4 четверть

4

Работа и мощность. Энергия.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Название раздела,темы

Количество часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

7 класс

1

Введение

4

№1


2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

№2


3

Взаимодействие тел

23

№3,№4,№5, №6, №7

№1, №2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

№8, №9

№3

5

Работа. Мощность. Энергия.

14

№ 10,№11

№4

6

Повторение

2




Итого:

70

11

4


Особенности организации учебного процесса: формы, методы, средства обучения

На повышение эффективности усвоения основ физической науки используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, беседа, лекция, работа с книгой, демонстрационный эксперимент, практические методы (решение задач, лабораторные занятия: фронтальные лабораторные работы, домашние наблюдения и опыты), самостоятельная работа, контроль (тестирование, письменные контрольные работы, физические диктант и т.д.) и самоконтроль .

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Формированию познавательного интереса детей к предмету способствуют разнообразные типы уроков, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества:

  • Урок – лекция - это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

  • Урок – семинар характеризуется, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности.

  • Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

  • Комбинированные уроки имеющие, как правило, не менее двух дидактических целей.

  • Обобщающие уроки, помогающие систематизации понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

  • Урок проверки и коррекции знаний и умений – это урок проверки знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.

  • Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Формы работы на учебных занятиях: индивидуальная, групповая, парная

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

контрольная работа, тестирование, самостоятельная работа, зачет, физический диктант, опрос, лабораторная работа.



Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

 

Познавательная деятельность:

      • 

использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

      • 

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

      • 

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

      • 

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.


 




Информационно-коммуникативная деятельность:

      • 

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

      • 

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.


 

Рефлексивная деятельность:

      • 

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

      • 

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.



Перечень учебно-методического обеспечения

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ. – М.: «Проспект», 2014.

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 334 с.

Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014

Перышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл.- М.: «Экзамен», 2013

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 кл. – М.: «Просвещение», 2010

Лукашик В. И., Иванова Е.В Сборник школьных олимпиадных задач по физике: книга для учащихся 7-11 классов. – М.: «Просвещение», 2009

Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2013. – 96 с. ил.

МаронА.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: «Просвещение», 2005

Годова И.В. Физика.7 класс. Контрольные работы в новом формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2011

Громцева О.И. Тесты по физике. 7-9 кл. – М.: «Экзамен», 2010

Громцева О.И. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. 7-9 кл. – М.: «Экзамен», 2010


Перечень сайтов, полезных учителю физики

  1. Крупнейшие образовательные ресурсы:

    • Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/

    • Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию. http://www.ed.gov.ru/

  • Все образование. Каталог ссылок http://catalog.alledu.ru/

  • В помощь учителю. Федерация интернет-образования http://som.fio.ru/

  • Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников

http://www.school.edu.ru/

  • Учитель.ру – Федерация интернет-образования http://teacher.fio.ru/

  • Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов http://rating.fio.ru/

  • Интернет-ресурсы по обучающим программам Дистанционное обучение – проект «Открытый колледж» http://www.college.ru/

  • Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru

  • Всероссийский августовский педсовет http://pedsovet.alledu.ru/

  • Образовательный сервер «Школы в Интернет» http://schools.techno.ru/

  • Все образование Интернета http://all.edu.ru/

  • Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/

  • Электронные бесплатные библиотеки http://allbest.ru/mat.htm

  • Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные) http://en.edu.ru/db/

  • Электронная библиотека статей по образованию http://www.libnet.ru/education/lib/





  1. Методические материалы

  • Методика физики http://metodist.i1.ru/

  • Кампус http://www.phys-campus.bspu.secna.ru/

  • Образовательный портал (имеется раздел «Информационные технологии в школе») http://www.uroki.ru/

  • Лаборатория обучения физике и астрономии - ведущая лаборатория страны по разработке дидактики и методики обучения этим предметам в средней школе. Идет обсуждения основных документов, регламентирующих физическое образование. Все они в полном варианте расположены на этих страница. Можно принять участие в обсуждении. http://physics.ioso.iip.net/

  • Использование информационных технологий в преподавании физики. Материалы (в том числе видеозаписи) семинара в РАО по проблеме использования информационных технологий в преподавании физики. Содержит как общие доклады, так и доклады о конкретных программах и интернет-ресурсах. http://ioso.ru/ts/archive/physic.htm

  • Лаборатория обучения физике и астрономии (ЛФиА ИОСО РАО) . Материалы по стандартам и учебникам для основной и средней школы. http://physics.ioso.iip.net/index.htm

  • Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии http://www.gomulina.orc.ru

  • Сайт кафедры методики преподавания физики МПУ http://www.mpf.da.ru/

  1. Периодические издания в Интернет

  • http://archive.1september.ru/mat/

  • http://www.poisknews.ru/

  • Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования» http://center.fio.ru/vio

  • Научно-методический журнал «Методист» http://www.physfac.bspu.secna.ru/Metodist/

  • Живая физика http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html

  1. Разное

  • Физика в анимациях. На сайте размещены мультики с физическими процессами и даны теоретические объяснения. Очень показательно и поучительно. Есть материал по механике, оптике, волнам и термодинамике. http://physics.nad.ru/physics.htm

  • Дифракция Сайт с интерактивными моделями http://www.kg.ru/diffraction/

  • Программное обеспечение по физике в http://physika.narod.ru/

  • Инструментальная программная система "СБОРКА" для изучения законов постоянного тока в средней школе http://shadrinsk.zaural.ru/~sda/project1/index.html























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!