ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В результате изучения курса физики 8 класса ученик научится: знать/понимать смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле; смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света; описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов. Ученик получит возможность научиться: понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий; владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекание физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты; характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем; решать практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств; объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ 8 класс Тепловые явления (13 ч) Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Демонстрации. Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ. Лабораторные работы и опыты. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела. Изменение агрегатных состояний вещества. (12 ч) Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. Демонстрации. Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины. Лабораторные работы и опыты. 3.Измерение влажности воздуха. Электрические явления (28 ч) Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дескретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Демонстрации. Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи. Лабораторные работы. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе. Электромагнитные явления (5 ч) Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Демонстрации. Опыт Эрстеда. Лабораторные работы. Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). Световые явления (10ч) Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы. Демонстрации. Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза. Лабораторная работа Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений. Перечень лабораторных работ № п/п | лабораторная работа | 1 | Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры | 2 | Измерение удельной теплоемкости твердого тела | 3 | Измерение влажности воздуха | 4 | Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках цепи | 5 | Измерение напряжения на различных участках цепи | 6 | Регулирование силы тока реостатом | 7 | Определение сопротивления проводника | 8 | Измерение мощности и работы тока в электрической лампе | 9 | Сборка электромагнита и испытание его действия | 10 | Изучение электрического двигателя постоянного тока | 11 | Получение изображения при помощи линзы |
Перечень контрольных работ № № п/п п/п п/п | контрольная работа | 1 | Тепловые явления | 2 | Изменение агрегатных состояний вещества. | 3 | Электрические явления | 4 | Световые явления |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. № п/п | Название раздела,темы | Количество часов | Лабораторные работы | Контрольные работы | 8 класс | 1 | Тепловые явления | 13 | №1, №2 | №1 | 2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 12 | №3 | №2 | 3 | Электрические явления | 28 | №4,№5,№6,№7,№8 | №3 | 6 | Электромагнитные явления | 5 | №8,№ 9 | | 7 | Световые явления | 10 | №11 | №4 | 8 | Повторение | 2 | | | | Итого: | 70 | 11 | 4 |
Особенности организации учебного процесса: формы, методы, средства обучения На повышение эффективности усвоения основ физической науки используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, беседа, лекция, работа с книгой, демонстрационный эксперимент, практические методы (решение задач, лабораторные занятия: фронтальные лабораторные работы, домашние наблюдения и опыты), самостоятельная работа, контроль (тестирование, письменные контрольные работы, физические диктант и т.д.) и самоконтроль . Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Формированию познавательного интереса детей к предмету способствуют разнообразные типы уроков, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества: Урок – лекция - это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. Урок – семинар характеризуется, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Комбинированные уроки имеющие, как правило, не менее двух дидактических целей. Обобщающие уроки, помогающие систематизации понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий. Урок проверки и коррекции знаний и умений – это урок проверки знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры. Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний. Формы работы на учебных занятиях: индивидуальная, групповая, парная Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: контрольная работа, тестирование, самостоятельная работа, зачет, физический диктант, опрос, лабораторная работа. Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: | Познавательная деятельность: | • | использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; | • | формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; | • | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; | • | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. | | Информационно-коммуникативная деятельность: | • | владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; | • | использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. | | Рефлексивная деятельность: | • | владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Перечень учебно-методического обеспечения Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014. Перышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл.- М.: «Экзамен», 2013 Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил. Лукашик В. И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 кл. – М.: «Просвещение», 2010 Лукашик В. И., Иванова Е.В Сборник школьных олимпиадных задач по физике: книга для учащихся 7-11 классов. – М.: «Просвещение», 2009 Гутник Е. М. Физика. 8кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил. МаронА.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: «Просвещение», 2005 Годова И.В. Физика.8 класс. Контрольные работы в новом формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2011 Громцева О.И. Тесты по физике. 7-9 кл. – М.: «Экзамен», 2010 Громцева О.И. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. 7-9 кл. – М.: «Экзамен», 2010 Перечень сайтов, полезных учителю физики Крупнейшие образовательные ресурсы: Все образование. Каталог ссылок http://catalog.alledu.ru/ В помощь учителю. Федерация интернет-образования http://som.fio.ru/ Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников http://www.school.edu.ru/ Учитель.ру – Федерация интернет-образования http://teacher.fio.ru/ Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов http://rating.fio.ru/ Интернет-ресурсы по обучающим программам Дистанционное обучение – проект «Открытый колледж» http://www.college.ru/ Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru Всероссийский августовский педсовет http://pedsovet.alledu.ru/ Образовательный сервер «Школы в Интернет» http://schools.techno.ru/ Все образование Интернета http://all.edu.ru/ Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/ Электронные бесплатные библиотеки http://allbest.ru/mat.htm Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные) http://en.edu.ru/db/ Электронная библиотека статей по образованию http://www.libnet.ru/education/lib/ Методические материалы Методика физики http://metodist.i1.ru/ Кампус http://www.phys-campus.bspu.secna.ru/ Образовательный портал (имеется раздел «Информационные технологии в школе») http://www.uroki.ru/ Использование информационных технологий в преподавании физики. Материалы (в том числе видеозаписи) семинара в РАО по проблеме использования информационных технологий в преподавании физики. Содержит как общие доклады, так и доклады о конкретных программах и интернет-ресурсах. http://ioso.ru/ts/archive/physic.htm Лаборатория обучения физике и астрономии (ЛФиА ИОСО РАО) . Материалы по стандартам и учебникам для основной и средней школы. http://physics.ioso.iip.net/index.htm Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии http://www.gomulina.orc.ru Сайт кафедры методики преподавания физики МПУ http://www.mpf.da.ru/ Периодические издания в Интернет http://archive.1september.ru/mat/ http://www.poisknews.ru/ Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования» http://center.fio.ru/vio Научно-методический журнал «Методист» http://www.physfac.bspu.secna.ru/Metodist/ Живая физика http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html |
|