СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по окружающему миру, 4 класс, УМК Перспектива.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП по окружающему миру, 4 класс, УМК Перспектива.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по окружающему миру, 4 класс, УМК Перспектива.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»


«РАССМОТРЕНО»

На заседании ШМО

«____»__________2018г.

№ протокола__________

Руководитель ШМО :_____ Е. В. Ланговая

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР:________

С. Н. Акулова

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы :__________Т. Н. Шитова

«____»________2018г.

№ приказа_____________













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» 4 кл

М., «Просвещение»

Составлена на основе программы А. А. Плешакова М. Ю. Новицкой


УМК «Перспектива»


Учитель: Мишнева Евгения Анатольевна

(Ф.И.О. учителя)






Учебный год 2018 – 2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования;

  • Программы курса «Окружающий мир» под редакцией авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая, «Просвещение», 2007 год

Содержание данного учебника полностью соответствует действующим образовательным стандартам, учебному базисному плану и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» (рук. Л. Ф. Климанова).

Данная рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.


Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа 4 класса рассчита­на на 68 часов (34 учебные недели).


Планируемые результаты изучения курса


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

Содержание программы.

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу­чаемых объектов на карте природных зон России; рассмат­ривание гербарных экземпляров растений различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края. •

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными прес­ного водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определе­ние их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атла­са-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем

рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй — последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.


Тематическое планирование учебного материала для 4 класса

Тема урока

Кол-во часов

Практические

работы

Контрольные и проверочные

работы

1

Раздел «Мы граждане единого Отечества»

13

2

1

2

По родным просторам

21

3

1

3

Путешествие по Реке времени.

25

1

1

4

Мы строим будущее России

9


1


ИТОГО:

68

6

4


Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков

4 класс УМК «Перспектива» 68 ч.

п/п

Тема раздела, урока

Тип урока

Формируемые УУД

Учебные действия

Дата


Предметные

Метапредметные

Личностные


факт


1 четверть-18ч


«Мы-граждане единого Отечества»-13ч


1

Общество-это мы!

УОНЗ

систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества;

название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного посёлка;

государственную символику;

государственные праздники.

Различать права и обязанности гражданина России.

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям.

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России. Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы(названия рек и других водоёмов) на родном языке и анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности.

Раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война» и использовать их в активном словаре. актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»;

— раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре;

— определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение;

— определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение;

— определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: определять причины явлений, событий; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

делать выводы на основе обобщённых знаний; Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные:

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

выполнять учебное задание, используя план.


Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Проявлять интерес к познанию мира;

проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации.



Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и современных обществах. Определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник». Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе. Называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности. Характеризовать государственную символику России. Оформлять Календарь памятных дат. Различать права и обязанности гражданина России. Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией. Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры. Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России. Объяснять связь между правами и обязанностями. Обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления. Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции. Объяснять в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России. Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе. Называть и показывать столицу. Составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях. Объяснять символический смысл герба и флага. По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море. Показывать на карте государственную границу России. Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору).По карте определять названия столиц, рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы(названия рек и других водоёмов) на родном языке и анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности.




2

Российский народ

УОНЗ




3

Конституция России

УОНЗ




4

Права ребёнка

УОНЗ




5

Государственное устройство России

УОНЗ




6

Российский союз равных

УОНЗ




7

Государственная граница России Практическая работа с контурными картами.

УОНЗ




8

УОН




9

Путешествие за границу России Практическая работа с контурными картами.

УОНЗ




10

УОН




11

Сокровища России и их хранители

УОНЗ




12

Творческий союз

УОНЗ




13

Контрольная работа по разделу «Мы-граждане единого Отечества»

УРК




По родным просторам-21ч


14

Карта - наш экскурсовод

УОНЗ

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: определять причины явлений, событий; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

делать выводы на основе обобщённых знаний; Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению языка;

— проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.

осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; проявлять стремление беречь родную землю, желать узнавать о современных способах экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе.

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу.

Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране.

Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике.

Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится в тексте. Находить на физической карте России равнины,горы, реки и озёра, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать их на карте и изображать на контурных картах. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок, глину).




15

По равнинам и горам

УОНЗ

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике, учиться их показывать. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России.

Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок или глину).




16

В поисках подземных кладовых

УОНЗ

Изучать полезные ископаемые разных регионов России(по физической карте).Рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых.

Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника.




17

Наши реки

УОНЗ

Раскрывать значения рек в жизни людей. Составлять схему « Части рек», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку.

Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «протяжённость рек России».




18

Озёра – краса Земли

УОНЗ

Раскрывать значения озёр в жизни людей. Находить на физической карте России озёра и учиться их показывать. Сравнивать озёра по глубине, перечислять в порядке увеличения(уменьшения) глубины.




2 четверть-14ч


19

По морским просторам Практическая работа с контурными картами.

УОНЗ

Различать озёра и моря по существенному признаку (море - часть океана). Раскрывать значения морей в жизни людей, учиться показывать на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном.Учиться изображать реки, озёра, моря России на контурных картах.

Познавательные:

 определять:

— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

Регулятивные:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

 адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 Понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон.

Различать озёра и моря по существенному признаку (море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представ-ленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном.

Сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике).




20

УОН




21

С севера на юг


Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России и физическую карту.

Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на её основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности




22

В ледяной пустыне

УОНЗ

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, показывать их. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь.

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь.




23

В холодной тундре

УОНЗ

Находить на карте природных зон России зону тундры, учиться показывать её на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни.

Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.


 Понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон.

Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны тундры.

Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Объяснять сходство и различия.

Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе. Составлять характерные для тундры цепи питания, моделировать их освоенными способами




24

Среди лесов

УОНЗ

Находить на карте природных зон России лесные зоны, учиться показывать их на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры.

Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать их на карте. Устанавливать зависимость природных лесных зон от распределения тепла и влаги. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тайги. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с

помощью атласа-определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения. Сравнивать природу

лесных зон с природой тундры.

Приводить примеры экологических связей в лесных сообществах. Составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами




25

В широкой степи

УОНЗ

Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей, учиться показывать по карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.

 Понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон.

Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей, рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать их на карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.

Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами




26

В жаркой пустыне

УОНЗ

Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с животным миром. Сравнивать природу пустынь и полупустынь.


Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги.

В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыни. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей.

Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для пустыни цепи питания, моделировать их освоенными способами




27

У тёплого моря

УОНЗ

Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами.

Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор.

В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа. Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь.




28

Мы – дети родной земли

УОН

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях местных названиях.

осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых и использовании пресной воды; понимать значение полезных ископаемых и водных ресурсов в хозяйстве человека; оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов.

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений




29

Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»

Практическая работа с контурными картами.

УР


Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами.

Регулятивные: проявлять самостоятельную и личную ответственность за свои поступки; развивать навыки сотрудничества в группе.

Коммуникативные: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам.





30

В содружестве с природой

УОН

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России(по выбору) с использованием материалов устного изобразительно- прикладного народного творчества и дополнительных источников информации.





31

Контрольная работа по разделу «По родным просторам»

УРК

Применять полученные знания при выполнении заданий

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результатам и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, оценивать результат своих действий.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника

 понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон.

Уметь использовать полученные знания в нестандартной обстановке.




32

Как сберечь природу России

УОН

Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщения классу и презентовать его.

Творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для изготовления своих собственных плакатов.




3 четверть-20ч.


33

По Страницам Красной книги Практическая работа. Создание проекта«Красная книга нашего региона»

УОН

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из красной книги России, обитающими в разных природных зонах.

Регулятивные.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для изготовления своих собственных плакатов.




34

По заповедникам и национальным паркам

УОНЗ

Знакомиться по материалам учебника с заповедниками и национальными парками России. Готовить сообщения классу и презентовать их.

Знать о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края.




«Путешествие по Реке времени»(25 ч)


35

В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат».

УОНЗ

На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края, определять их значимость для сохранения народной памяти.

Регулятивные

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные: показывать на исторической карте места обитания разных племён, торговые пути, древнерусские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства; обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства; составлять схему родословных отношений князей, правителей Московской Руси; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира; узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; приводить примеры духовно- нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан; характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны.Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результатам и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, оценивать результат своих действий.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника.

Регулятивные

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

проявлять интерес к учебному материалу; проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками.

 Проявлять интерес к учебному материалу; проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками.

На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания




36

Путешествуем с археологами.

Практическая работа «Археологические находки»

УОНЗ

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике. Отмечать их возраст на схеме, сравнивать обзор оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири.

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке




37

В путь по страницам летописи.

УОНЗ

Показывать на исторической карте места обитания разных племён. Объяснять значение названий славянских племён. Характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике. Сравнивать находить общее и различное

осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед другими людьми за то, как, в каких целях используются знания, открытия, изобретения.

Показывать на исторической карте места обитания разных племён; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное




38

Истоки Древней Руси.

Работа с картой «Древние торговые пути»


Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Рассказывать о берестяных грамотах. Знать имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.

осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед другими людьми за то, как, в каких целях используются знания, открытия, изобретения.

Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства




39

Мудрый выбор.

УОНЗ

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Объяснять значение преемственности в их государственных поступках. Обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени».

Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (да-ту) Крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде.




40

Наследница Киевской Руси.

УОНЗ

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира




41

Москва – преемница Владимира.

УОНЗ

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков. Составлять схему их родственных отношений. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире; интерпретировать идейный смысл иконы Андрея Рублева «Троица» и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности




42

Начало Московского царства.

УОНЗ

Составлять схему родственных отношений правителей московской Руси. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени».

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного




43

Подвижники Руси и землепроходцы.

УОНЗ

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показать на карте места традиционного проживания некоторых народов России

Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору); высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников




44

На пути к единству.

УОНЗ

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Показывать на карте поволжские города, называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

Регулятивные:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

 адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина




45

Начало Российской империи.

УОНЗ

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости

Познавательные: высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости; характеризовать архитектурный облик Санкт- Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт – Петербурге; сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества; характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значимость деятельности М.В. Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, М.И.Кутузова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года в дополнительных источниках информации; характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIXвеке, том числе в своём крае; приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени».

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения; соотносить полученный результат с поставленной целью; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, вести диалог.

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества




46

«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»

УОНЗ

Характеризовать преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху. Обосновывать деятельность М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.

Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова; приводить примеры со-хранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий




47

Отечественная война 1812 года.

УОНЗ

Обосновывать роль М.И. Кутузова как народного полководца. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г.

Обосновать роль М.И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотография-ми, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения




48

Великий путь.

УОНЗ

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог вXIX в., в том числе в своём крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали.

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижений России на Всемирной выставке в Париже 1900 г.




49

Золотой век театра и музыки.

УОНЗ

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить полные названия первых консерваторий, даты создания отмечать на схеме «Река времени».

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора XIX – начала XXв




50

Расцвет изобразительного искусства и литературы.


УОНЗ

Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе. Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе и в своём крае. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.

Познавательные: характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе и в своём крае.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

понимать историко-культурное значение страны для всего мира;проявлять проявлять интерес к культурному наследию России, к знакомству с Россией на основе книг, альбомов, с помощью Интернета.

Обобщать знания о произведениях вели-ких русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX – начала XX в.

Обобщить и проверить знания и умения за четверть




51

В поисках справедливости.

УОН

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в это период




52

Тест по теме: «История Руси от истоков до 1917года»

УОН




4 четверть-16ч




53

Век бед и побед.

УОНЗ

Характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию).

Познавательные: характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе и в своём крае.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей

Характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период

Проверить знания и умения по пройденному материалу




54

«Вставай, страна огромная!»

УОНЗ

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков.

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны




55

Трудовой фронт России.

УОНЗ

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в том числе своих земляков.

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов семьи во время Великой Отечественной войны




56

«Нет в России семьи такой…»

УОНЗ

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах.

Формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени




57

После Великой войны.

УОНЗ

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне. Соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае.

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановитель-ной работы, в том числе в своём крае; рассказывать о земляках – тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи




58

Достижения 1950 – 1970 годов.


УОНЗ

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг.XX в; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе своём крае.

Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка и эколога.

Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой.

Познавательные: характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе и в своём крае.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период. Рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи. Понимать учебную задачу  урока, стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.





59

Проверочная работа по разделу «Путешествие по Реке времени»

УРК




Мы строим будущее России- 9ч


60

Современная Россия.

УОНЗ

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. И в первое десятилетие XXI в; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае.

Познавательные: характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90х гг. и в первое десятилетие XXI в. выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан;

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование умения оценивать собственную деятельность, осознание трудностей и стремление к их преодолению

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе и в своем крае




61

«Хороша честь, когда есть, что есть».

УОНЗ

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей.

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры




62

Умная сила России.


УОНЗ

Обсуждать значения понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе и своём крае.

Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры




63

Светлая душа России.

УОНЗ

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению


Осознание успешности при изучении темы.


Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий; составлять рассказ о таком событии.

Обобщить и проверить знания и умения за год




64

Обобщение по теме: Мы строим будущее России.

УР

Составлять рассказы с фотографиями выдающихся явлений культурной жизни России.

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России




65

Начни с себя!

УР

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее.




66

Обобщение за год.

УР

Обобщить знания по темам.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности Познавательные: определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению

Проявлять бережное отношение к природе

Обобщить знания учащихся по изученным разделам; формировать коммуникативные умения.




67

Комплексная работа за 4 класс.

УРК

Проверить уровень знаний за год.




68

Обобщение за год.

УР

Обобщить знания по темам.





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!