СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Финансовая грамотность"»





Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

(общеинтеллектуальное направление)

1 класс





Зайцева Елизавета Алексеевна

















2022-2023 учебный год

Содержание программы курса



1. Титульный лист

2. Пояснительная записка.

3. Содержание программы.

4. Учебно-тематическое планирование.

5.Календарно-тематическое планирование.

6.Список литературы.































Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа разработана на четыре года обучения.

Цели и задачи курса

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах

управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих

принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках,

страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов,

навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки

на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного

инвестирования;

- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в

будущем;

- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

осознание себя как члена семьи, общества и государства;

 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

 понимать цели своих действий;

 составлять простые планы с помощью учителя проявлять познавательную и творческую инициативу;

 оценивать правильность выполнения действий;

 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представлении информации;

 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

 составлять текст в устной и письменной формах;

 слушать собеседника и вести диалог;

 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Формы организации учебных занятий:

Беседа, коллективная, групповая, индивидуальная, игра, практикум

Основные виды деятельности учащихся:

Познавательная, игровая, ценностно-ориентированная.

Ожидаемые результаты обучающихся:

Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
 проводить элементарные финансовые расчеты.


Результат 1-го года обучения:

К концу обучения в 1 классе ученик узнает:

— что такое собственность;

— почему все люди трудятся;

— какие бывают профессии;

— как нужно относиться к своей и чужой собственности.

 К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:

— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы


Формы подведения итогов реализации программы

- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
Содержание программы

Я и моя семья

 Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

                                                       Универсальные учебные действия:

— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;

— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».

                                                       Практическая и игровая деятельность:

— игра «Генеральная уборка»;

— игра «Я — хозяин большого дома».


Моё и чужое

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

                   Универсальные учебные действия:

— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:

— тема исследования «Как становятся собственниками»;

— игра «Страна Обмения».


 Почему люди трудятся

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Универсальные учебные действия:

— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в библиотеку

— сюжетно-ролевые игры;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».


Все работы хороши

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Универсальные учебные действия:

— уважать труд людей разных профессий;

— классифицировать профессии по предмету труда;

— рассказывать о профессиях.

Практическая и игровая деятельность:

— встреча с человеком интересной профессии;

— рисование на тему профессий;

— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».













Учебно-тематическое планирование



п/п


Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Я и моя семья

9

4

5

2.

Моё и чужое

6

4

2

3.

Почему люди трудятся

10

4

6

4.

Все работы хороши


8

3

5


Итого

33

15

18


Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Наименование раздела

и тем

Форма проведения

Планируемые результаты

Дата

план

факт

Я и моя семья (9 ч)

1

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Беседа.

Сравнивают качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».


Осознание себя как члена семьи, общества и государства; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.


03.09


2

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.

Беседа.

10.09


3

Важность уюта, целесообразность порядка в доме.

Беседа. Игра.

17.09


4

Игра:  «Генеральная уборка»

Игра.

24.09


5

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Беседа.

01.10


6

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

Беседа.

08.10


7

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Беседа.

15.10


8

Игра:  «Я — хозяин большого дома

Игра.

22.10


9

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»

Презентация

29.10


Моё и чужое (6 ч)

10

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.    

Беседа.

Умеют обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Осознание себя как члена семьи, общества и государства; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

12.11


11

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).


Диспут.

19.11


12

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Диспут.

26.11


13

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Беседа.

03.12


14

Игра:  «Страна Обмения».

Игра.

10.12


15

Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ


Презентация

17.12


Почему люди трудятся (10 ч)

16

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Викторина.

Понимать важность и необходимость труда в жизни людей; объяснять смысл пословиц и поговорок о труде; проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

24.12


17

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

Игра-соревнование

14.01


18-19

Ценность труда людей разных профессий.

Беседа.

21.01

28.01


20

Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия

Понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.




04.02


21-

22

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Беседа. Игра.

11.02

25.02


23

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Беседа. Игра.

03.03


 24

Темы проектов: «Профессии в моей семье»

Презентация

10.03


25

Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся».

 Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Презентация

17.03


Все работы хороши (8 ч)

26

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Игра. Конкурс. Рисунки.


Уважать труд людей разных профессий; классифицировать профессии по предмету труда; рассказывать о профессиях.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.




24.03


27

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Викторина.

07.04


28-

29

Как люди выбирают профессию.

Беседа

14.04

21.04


30-

31

Профессии членов семьи.

Беседа

28.04

12.05


32-

33

Как люди получают профессию. Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».

Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

Презентация


19.05

26.05






Список литературы:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной
школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.
– М., 2003.

5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;
2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал
Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-
пресс; 1997.
9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации,
волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!