ПРОГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (8 класс) Раздел I. Пояснительная записка
В современных условиях финансовая грамотность становится необходимым элементом общей культуры современного молодого человека. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.
Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – ключ к финансовому благополучию граждан и повышению производительности труда и залог здорового развития экономики России в целом.
Рабочая программа «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требованиями к планируемым результатам основного общего образования по финансовой грамотности. Ключевой целью программы является развитие компетенций финансовой грамотности детей среднего школьного возраста, формирование базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
• освоение финансовых знаний, основ финансовой культуры ведения личного бюджета, умений необходимых для поиска и использования финансовой информации, проектирования и создания личного финансового плана;
• овладение умениями и навыками разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышения эффективности защиты прав как потребителей финансовых услуг;
• развитие познавательных интересов, финансово-экономического образа мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи изучения курса:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Программа курса «Финансовая грамотность» ориентирована на учащихся 8 класса.
Срок реализации рабочей программы 2022/2023 учебный год.
Планирование составлено на 32 часа, с учетом праздничных дней 01.05.2023, 08.05.2023, из расчета 1 час в неделю.
Раздел II. Содержание программы
Модуль 1. Управление денежными средствами.
Базовые понятия и знания:
- эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет;
- знание видов эмиссии денег и механизмов ее осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин ее изменения в конце XX – начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния.
Базовые понятия и знания:
- банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
- знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.
Раздел III. Планируемые результаты
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Формы учебной деятельности.
1. Финансовый анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный финансовый анализ может проводиться:
- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;
- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.
2. Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных
особенностей характера, мышления, темперамента;
3. Деловые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследование, проект:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности;
5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов;
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование 8 «а», 8 «б» классы – 32 часа
№ п/п | Тема занятия | Формы и приемы обучения | Количество часов | Дата |
Модуль 1. Управление денежными средствами |
1-2 | Деньги: что это такое | Лекция, практикум | 2 | 05.09.2022 12.09.2022 |
3-4 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи | Лекция, практикум | 2 | 19.09.2022 26.09.2022 |
5-6 | Какие бывают источники доходов | Лекция, практикум | 2 | 03.10.2022 10.10.2022 |
7-8 | От чего зависят личные и семейные доходы | Лекция, практикум | 2 | 17.10.2022 24.10.2022 |
9-10 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | Семинар | 2 | 07.11.2022 14.11.2022 |
11-13 | Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» | Презентация учебных достижений | 3 | 21.11.2022 28.11.2022 05.12.2022 |
14-15 | Что такое семейный бюджет и как его построить | Практикум | 2 | 12.12.2022 19.12.2022 |
16-17 | Как оптимизировать семейный бюджет | Семинар | 2 | 26.12.2022 16.01.2023 |
18-19 | Обобщение результатов работы, представление проектов по разделу «Управление денежными средствами» | Презентация учебных достижений | 2 | 23.01.2023 30.01.2023 |
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния |
20-21 | Для чего нужны финансовые организации | Лекция, практикум | 2 | 06.02.2023 13.02.2023 |
22-23 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | Семинар | 2 | 20.02.2023 27.02.2023 |
24-25 | Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование | Лекция, практикум | 2 | 06.03.2023 13.03.2023 |
26-27 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | Лекция, практикум | 2 | 20.03.2023 03.04.2023 |
28-30 | Представление проектов на тему «Финансовое планирование» | Презентация учебных достижений | 3 | 10.04.2023 17.04.2023 24.04.2023 |
31 | Тестовый контроль по теме «Способы повышения семейного благосостояния» | Контроль знаний | 1 | 17.05.2023 |
32 | Итоговое обобщение | Контроль знаний | 1 | 22.05.2023 |
Проектная и исследовательская деятельность
Темы проектов
1. Как инфляция в России повлияла на доходы населения нашей страны в середине 1990-х годов
2. Каковы источники доходов современной молодежи
3. Как планируют свои финансы граждане России
4. Финансовые организации города Волгодонска
5. Особенности семейного финансового планирования в СССР
6. Финансовый план семьи
7. Особенности финансового планирования у молодежи и у людей старшего возраста
8. Как граждане осуществляют крупные покупки
9. Финансовые риски и способы их минимизации
10. Финансовые пирамиды
11. Разработка проекта одной из компаний
12. Инфляция как финансовый риск
13. Особенности девальвации в современной российской экономике
14. Особенности страхования в СССР
15. Влияние банкротства финансовых компаний на финансовое положение семей
16. Что такое бизнес-план
17. Как устроен валютный рынок
18. Что такое бизнес-инкубаторы
19. Как появился рубль
20. История известного предпринимателя (на выбор обучаемых)
21. Особенности современной российской банковской системы
22. Какие налоги мы платим
23. Налоги в Древнем мире
24. Налоги в СССР
25. Формирование пенсионной системы современной Европы
26. Пенсионная система современной России
Раздел V. Информационно-методическое обеспечение
1. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. 8-9 кл. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 класс. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018
4. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018