СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Финансовая грамотность" с 1 по 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Финансовая грамотность"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Жигаловская СОШ №1им. Г.Г. Малкова









Рабочая программа


Внеурочная деятельность: «Финансовая грамотность»


Уровень образования: начальное общее образование


Количество часов: 135 часов






Составитель:

Кудрина О.А.,

учитель начальной школы


















п. Жигалово, 2022 г.







Содержание курса

1 класс - 33часа

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.

Тема 1. Введение в экономику (1 час)

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?

Тема 2. Потребности (2 часа)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;

Форма: групповая, беседа, игра

Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов):

Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

Форма: групповая, игра, беседа, практикум

Вид деятельности: познавательная, игровая
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа):

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум

Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.

Тема 5. Товары и услуги (6 часов):

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.

Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум

Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 6. Деньги (8 часов)

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра

Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 7. Маркетинг (4 часа)

Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра

Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (1 час): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

Форма: групповая, практикум

Вид деятельности: познавательная, игровая.



ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Объяснять: проблемы, возникающие при обмене,

происхождение названий денег, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта, причины различий в заработной плате, кому и почему платят пособия;

• Описывать свойства товарных денег, купюры и монеты;

• Приводить причины и приводить примеры обмена, товарных денег, первых монет;

• Сравнивать металлические и бумажные деньги;

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами;

• Различать планируемые и непредвиденные расходы;

• Составлять бюджет на простом примере.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

ЭОР

Воспитательный компонент

1

Введение в экономику

1 ч

https://fmc.hse.ru/primarySchool



Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

2

Потребности

2 ч

https://www.youtube.com/watch?v=jl-nXnaQTuY


Воспитание норм поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

3

Источники удовлетворения потребностей

7 ч

https://www.youtube.com/watch?v=jl-nXnaQTuY


Воспитание норм поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

4

Домашнее хозяйство

4 ч

https://www.youtube.com/watch?v=Jx_olAlzRhE


Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях

5

Товары и услуги

6 ч

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/04/06/prezentatsiya-po-ekonomike-tovary-i-uslugi

Воспитание норм поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

6

Деньги

8 ч

http://galyautdinov.ru/post/dengi-istoriya-vidy-funkcii

Воспитание норм поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

7

Маркетинг

4 ч

https://www.youtube.com/watch?v=_Zc3EoEh5ok

Воспитание норм поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

8

Задачи от Гнома - Эконома

1 ч

http://muuo.ucoz.ru/doo/prezentacija_tekhnologichenskaja_karta_kopilka_gno.pdf


Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.


2 класс – 34 часа

Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)

Знакомство с новыми героями. Экономика

Тема 2. Потребности (1 час) Трудовая деятельность и удовлетворение потребностей.

Тема 3. Торговля (12 часов) Когда и где возникла торговля? Зачем современному обществу нужна торговля? Общество и торговля. Как и где производятся товары? От производителя до покупателя. Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего зависит цена товара? Товары ежедневного потребления. Какие они? Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно. Качество товара и его себестоимость. Рынок. Проблема выбора качественного товара.           

Тема 4. Графики (3 часа) Отношения покупателя и продавца. Этикет. Что такое график? Виды графиков.

Тема 5. Деньги (5 часов) Графики доходов и расходов. История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги? Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки.

Тема 6. Занимательная экономика (5 часов) Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Решаем ребусы и кроссворды по экономике. Экономика и русский язык. Экономика в окружающем нас мире. «Мой первый экономический проект».

Тема 7. Экономические задачи (3 часа) Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара».

Тема 8. Аренда (1 час) Что такое аренда? История аренды.

Тема 9. Банки. Вклады (2 часа) Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди вкладывают деньги в банк

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене, почему изготовление фальшивых денег является преступлением, что влияет на намерения людей совершать покупки, как появляются сбережения и долги, как управлять деньгами, как можно экономить;

• Описывать свойства товарных денег, купюры и монеты, источники доходов семьи;

• Приводить примеры товарных денег, первых монет, иностранных валют, того, что можно сдать в аренду;

• Сравнивать металлические и бумажные деньги, покупки по степени необходимости, доходы и расходы;

• Различать планируемые и непредвиденные расходы;

• Строить графики доходов и расходов.


Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

ЭОР

Воспитательный компонент

1

Знакомство с Бурундуком и компанией 

2 ч

https://yandex.ru/video/preview/9203294677419694183


Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

2

Потребности 

1 ч

https://www.youtube.com/watch?v=jl-nXnaQTuY

Воспитание норм поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

3

Торговля

12 ч

https://infourok.ru/7-planov-konspektov-k-zanyatiyam-po-finansovoj-gramotnosti-k-razdelu-dengi-2-klass-5419183.html

Воспитывать нормы поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

4

Графики

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2022/03/29/urok-finansovaya

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях

5

Деньги

5 ч

http://galyautdinov.ru/post/dengi-istoriya-vidy-funkcii


Воспитывать нормы поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

6

Занимательная экономика 

5 ч

https://infourok.ru/osnovy-finansovoj-gramotnosti-zadachi-po-matematike-2-klass-4177917.htm

Воспитывать нормы поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

7

Экономические задачи 

https://infourok.ru/osnovy-finansovoj-gramotnosti-zadachi-po-matematike-2-klass-4177917.htm

Воспитывать нормы поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

8

Аренда

https://р47.навигатор.дети/program/19793-finansovaya-gramotnost


9

Банки. Вклады

2 ч

https://fingra7.ru/lessons?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs3OTY0MTUzMDsxMjkyMjE5NTIxNDt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=13830693415376650239


Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.



3 класс – 34 часа


Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (17 часов). Что такое деньги и откуда они взялись. Обмен товарами. Появление первых денег. Появление первых денег. Первые монеты разных государств. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Современные монеты. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Современные деньги России Защита монет от подделки. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Наличные, безналичные и электронные деньги. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (4 часа). )

Откуда в семье деньги. Заработная плата. Услуги. Из чего складываются доходы в семье. Наследство, лотерея, клад. Пенсия, пособия, стипендия. Проценты по вкладам. Кредиты.

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и, как этого избежать. (4 часа) На что тратятся деньги. Расходы обязательные и необязательные. . Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал( 9ч ) Как умно управлять своими деньгами. Бюджет-план доходов и расходов. Составление бюджета. Как можно экономить. Дополнительный заработок. Формы сбережений. Виды сбережений. Доходы от различных вложений денег. Экскурсия в банк. Что полезно знать о деньгах

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене, почему появились монеты, почему изготовление фальшивых денег является преступлением, что влияет на намерения людей совершать покупки, как появляются сбережения и долги, как управлять деньгами, как можно экономить;

• Описывать свойства товарных денег, купюры и монеты, старинные российские деньги, современные российские деньги, источники доходов семьи;

• Приводить примеры товарных денег, первых монет, иностранных валют, того, что можно сдать в аренду;

• Сравнивать металлические и бумажные деньги, покупки по степени необходимости, доходы и расходы;

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.


Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

ЭОР

Воспитательный компонент

1

Что такое деньги и откуда они взялись

17 ч

https://fmc.hse.ru/primarySchool

https://www.youtube.com/ watch?v=jl-nXnaQTuY


Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

2

Из чего складываются доходы в семье

4 ч

https://www.youtube.com/watch?v=jl-nXnaQTuY

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

3

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и, как этого избежать.

https://www.youtube.com/watch?v=jl-nXnaQTuY

https://yandex.ru/video/preview/10468464887097582332

Воспитывать нормы поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

4

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

https://infourok.ru/prezentaciya-nominal-banknot-zashita-ot-poddelok-finansovaya-gramotnost-6263198.html

https://www.youtube.com/watch?v=Jx_olAlzRhE

https://infourok.ru/dengi-istoriya-vozniknoveniya-vidy-4380842.html

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях

4 класс – 34 часа


Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (4 часа)Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты)купюры. номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе (2 часа)Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орел». «Решка».

Тема 3. Какие деньги были раньше в России (4 часа)

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Тема 4. Защита от подделок (2 часа)

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заемщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчеты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчетные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Тема 5. Современные деньги России и других стран (5 часов)


Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги (4 часов)

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Тема 7. На что семьи тратят деньги (4 часов)

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жилье. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Тема 8. Как умно управлять своими деньгами (4 ч)

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Тема 9. Как делать сбережения (4 ч) Виды сбережений. Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Акции. Дивиденды.

Тема 10.Что полезно знать о деньгах (1 ч)

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Объяснять причины и приводить примеры обмена, проблемы, возникающие при обмене, названий денег, причины различий в заработной плате, кому и почему платят пособия, что влияет на намерения людей совершать покупки, как появляются сбережения и долги, как управлять деньгами, как можно экономить, в какой форме можно делать сбережения;

  • Описывать свойства товарных денег, старинные российские деньги и сравнивать источники доходов семьи;

  • Приводить примеры товарных денег, первых денег, примеры иностранных валют доходов от различных вложений денег;

Сравнивать металлические и бумажные деньги, покупки по степени необходимости, доходы и расходы, разные виды сбережений;

  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами;

  • Различать планируемые и непредвиденные расходы;

  • Составлять бюджет на простом примере.


Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

ЭОР

Воспитательный компонент

1

Что такое деньги и какими они бывают

4 ч

https://fmc.hse.ru/primarySchool

https://www.youtube.com/watch?v=jl-nXnaQTuY


Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

2

Рассмотрим деньги поближе


2 ч

https://yandex.ru/video/preview/11119701176952965409

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

3

Какие деньги были раньше в России

https://yandex.ru/video/preview/14365977623442832465


Воспитывать нормы поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

4

Защита от подделок


https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-beznalichnye-dengi-i-platezhi.html


Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях

5

Современные деньги России и других стран


5 ч

https://yandex.ru/video/preview/10185124870223199948


Воспитывать нормы поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

6

Откуда в семье деньги


4 ч

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/04/06/prezentatsiya-po-ekonomike-tovary-i-uslug




Воспитывать нормы поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

7

На что тратятся деньги


http://galyautdinov.ru/post/dengi-istoriya-vidy-funkcii

http://galyautdinov.ru/post/dengi-istoriya-vidy-funkcii

Воспитывать нормы поведения в обществе, товарно-экономических отношениях

8

Как умно управлять своими деньгами

4 ч

https://www.youtube.com/watch?v=_Zc3EoEh5ok

http://galyautdinov.ru/post/dengi-istoriya-vidy-funkcii

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

9

Как делать сбережения


4 ч

https://yandex.ru/video/preview/12450892415680723427


Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

10

Что полезно знать о деньгах

1 ч

https://infourok.ru/prezentaciya-nominal-banknot-zashita-ot-poddelok-finansovaya-gramotnost-6263198.html


Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!