РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Возраст 10-12 лет (5класс)
Срок выполнения: 1 год
Составил: Кликодуев В.В.
Должность: учитель информатики и технологии
Программа разработана в соответствии с:
ФГОС второго поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 №287, с изменениями)
Авторской программой по финансовой грамотности, 5-7 классы, авторы программы: Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: Вако, 2018
2022
Раздел 1 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по социально-педагогическому направлению «Основы финансовой грамотности» предназначена для учащихся 5 класса и составлена в соответствии с возрастными особенностями и рассчитана на проведение 1 часа в неделю.
Целями изучения курса являются формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи: освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
воспитывать ответственность за экономические решения.
.
Раздел 2 Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные: понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные: составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
учащиеся 5 класса должны: грамотно распоряжаться деньгами.
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.
овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение.
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Раздел 3 Содержание программы внеурочной деятельность
«Финансовая грамотность»
№ п/п | Содержание курса | Форма организации занятий | Вид деятельности |
1 | Раздел 1. Введение в | чтение и обсуждение; экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольствен ный магазин, хлебопекарные предприятия; встречи с интересными людьми; практические занятия; творческие домашние задания; праздники конкурсы (рисунков, рассказов,); сюжетно- ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра; мини – проекты; совместная работа с родителями. | Познавательная, |
| курс финансовая грамотность (4 часов). | проблемно- ценностное общение |
| Почему важно развивать | |
| свою финансовую | |
| грамотность. От чего | |
| зависит благосостояние | |
| семьи. Учимся оценивать | |
| свое финансовое | |
| поведение. | |
2 | Раздел 2. Доходы и | проблемно- |
| расходы семьи ( 17 часов). Деньги: что это | ценностное общение, обмен взглядами по |
| такое. Деньги. Из чего | конкретной |
| складываются доходы | проблеме |
| семьи. Учимся считать | |
| семейные доходы. | |
| Исследуем доходы семьи. | |
| Как появляются расходы | |
| семьи. Учимся считать | |
| семейные расходы. | |
| Исследуем расходы | |
| семьи. Как сформировать | |
| семейный бюджет. | |
| Семейный совет по | |
| составлению бюджета. | | |
Обобщение результатов |
изучения раздела 1. |
Доходы и расходы семьи. |
3 | Раздел 3. Риски потери | поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе и в сети Интернет, проектная деятельность, дискуссия- сравнение, анализ, синтез, обобщение, построение рассуждений |
| денег и имущества и |
| как человек может от |
| этого защититься (12 |
| часов). Почему |
| возникают риски потери |
| денег и имущества и как |
| от этого защититься. Что |
| такое страхование и для |
| чего оно необходимо. Что |
| и как можно страховать. |
| Страхование. Исследуем |
| что застраховано в семье |
| и сколько это стоит. Как |
| определить надежность |
| страховых компаний. Как |
| работает страховая |
| компания. Страхование. |
| Обобщение результатов |
| изучения модуля 2 |
Раздел 4 Тематическое планирование
«Финансовая грамотность»
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов |
Введение в | 4ч. | 1.Почему важно развивать свою финансовую | |
курс | | грамотность | 1 |
«Финансовая | | | |
2. От чего зависит благосостояние семьи | 1 |
грамотность» | |
| | 3. Учимся оценивать финансовое поведение людей | 1 |
| | 4. Учимся оценивать свое финансовое поведение | 1 |
Раздел | 1. | 17 | 5. Деньги: что это такое | 1 |
Доходы | и | |
6. Деньги | 1 |
расходы | | |
семьи | | |
7. Из чего складываются доходы семьи | 1 |
| | | 8. Учимся считать семейные доходы | 1 |
| | | 9 Исследуем доходы семьи | 1 |
| | | 10. Доходы семьи | 1 |
| | | 11.Как появляются расходы семьи | 1 |
| | | 12. Учимся считать семейные расходы | 1 |
| | | 13 .Исследуем семейные расходы | 1 |
| | | 14. Расходы семьи | 1 |
| | | 15 .Как сформировать семейный бюджет | 1 |
| | | 16. Семейный совет по составлению бюджета | 1 |
| | | 17. Семейный бюджет | 1 |
| | | 18. Обобщение результатов изучения раздела | 1 |
| | | 19 .Доходы и расходы семьи | 1 |
| | 20-21. Представление индивидуальных проектов по разделу | 2 |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 12 | 22.Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | 1 |
23. Что такое страхование и для чего оно необходимо | 1 |
24. Что и как можно страховать | 1 |
25. Страхование | 1 |
26. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | 1 |
27. Как определить надежность страховых компаний | 1 |
28. Как работает страховая компания | 1 |
29. Страхование | 1 |
30. Обобщение результатов изучения раздела | 1 |
31. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 1 |
32-33. Представление индивидуальных проектов по разделу | 2 |
Обобщение | 2 ч | 34-35. Обобщение курса основы финансовой грамотности | 2 |
Итого: | 35ч. | | |