Культура здоровья
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Культура здоровья» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании образовательной программы «Культура здоровья» для учащихся образовательных учреждений Ульяновской области ( ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к распоряжению Министерства образования Ульяновской области от 11. 08. 2011 г. № 2702 – р), с учётом требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений.
Программу обеспечивают: Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области
( ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к распоряжению Министерства образования Ульяновской области от 11. 08. 2011 г. № 2702 – р), с учётом требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений.
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ №6 программа по изучению курса «Культура здоровья» в 4 классе начальной школы рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса «Культура здоровья»
Личностные результаты:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание программы «Культура здоровья»
Показатели здоровья детей и подростков в России вызывает серьезную озабоченность медицинских, педагогических работников и общественности.
Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения, особенностями современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и не учит конструировать собственное здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем молодежи, берет на себя система образования.
В ряде общеобразовательных учреждений ведется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников, но при этом довольно часто основными формами такой работы являются лекции и беседы, которые, как правило, малоэффективны.
Во многих школах акцент работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся переносится на медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и лечебные мероприятия. При несомненной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям, остается не использованным обучающий потенциал образовательного учреждения по вопросам формирования культуры здоровья.
«Культура здоровья личности»: - это социально – детермированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определённым уровнем специально образованности, физического совершенства, мотивационно – ценностных ориентаций, социальных ценностей, приобретённых в результате обучения и воспитания.
Культура здоровья – это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохранения здоровья.
Цель программы: формирование у учащихся знаний, умений и навыков (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
- формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;
- обучение ребёнка самопознанию;
- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;
- обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;
- обучение здоровому питанию;
- профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);
- формирование физической культуры личности;
- обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.
Разделы программы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
№ | Название разделов | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Здоровье, здоровый образ жизни | 6 | 6 |
2 | Обучение самопознанию | 6 | 6 |
3 | Межличностное общение | 6 | 6 |
4 | Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев | 8 | 8 |
5 | Формирование физической культуры | Данный раздел программы соответствует содержанию образования образовательной области «Физическая культура» | Данный раздел программы соответствует содержанию образования образовательной области «Физическая культура» |
6 | Профилактика ПАВ – зависимостей | 4 | 4 |
7 | Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание | 4 | 4 |
| Итого: | 34 | 34 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Здоровье, здоровый образ жизни Семья и здоровье | | |
2 | Обработка пищевых продуктов перед употреблением | | |
3 | Хранение пищевых продуктов | | |
4 | Правила ухода за посудой | | |
5 | Значение движения для органов и систем организма | | |
6 | Гигиена труда и отдыха | | |
7 | Обучение самопознанию Уважение к себе | | |
8 | Ответственность за выражение эмоций | | |
9 10 | Чувства, эмоции, настроение, ощущения. | | |
11 12 | Способы проявления эмоций и выражения чувств | | |
13 14 | Межличностное общение Семейные связи | | |
15 16 | Правила семейного общения | | |
17 | Права ребёнка в семье | | |
18 | Правила групповой деятельности | | |
19 20 21 | Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев Поведение на пожаре | | |
22 23 24 | Вызов экстренной помощи | | |
25 26 | Стихийные бедствия и катастрофы | | |
27 28 | Профилактика ПАВ – зависимостей Что находится в сигарете | | |
29 30 | Влияние курения на организм человека | | |
31 32 | Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание Изменения при переходе от детства к зрелости | | |
33 34 | Базовая информация об основах репродукции | | |
Приложение
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка результатов курса предусматривается в рамках завершающего раздела в форме коллективных , индивидуальных исследовательских и проектных работ. Коллективная творческая работа представляется на общем классном мероприятии при условии взаимооценки качества работы группами, представившими работы. Индивидуальные творческие работы представляются и обсуждаются в классе. Результаты подготовки и защиты творческих работ входит в портфолио обучающегося в виде самооценки обучающимся личных умений находить информацию, путь решения выявленной проблемы, умения работать в группе, связно излагать материал, отвечать на вопросы при выступлении.
Оценка личностных результатов в образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
• соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
• участие в общественной жизни, образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• прилежание и ответственность за результаты обучения;
• готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
• наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
• способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.