Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Безопасная дорога»
5 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
- взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;
- учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
- повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
- помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
- воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»
№п.п.
|
Содержание раздела, темы
|
Количество часов в 1 год обучения
|
1
|
Дорожная грамота.
|
10
|
2.
|
Транспортные средства.
|
3
|
3
|
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
|
3
|
4
|
Наш друг – светофор.
|
3
|
5
|
Правила дорожного движения.
|
10
|
6
|
Дорожные знаки
|
5
|
|
Итого
|
34
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»
|
|
|
|
Факт
|
|
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ
|
Кол-во часов
|
Дата по плану
|
Дата по факту
|
Раздел 1 Дорожная грамота.
|
-
|
|
|
-
|
Дорога в школу и домой.
|
-
|
|
|
-
|
Как устроена дорога?
|
-
|
|
|
-
|
Дорога в городе.
|
-
|
|
|
-
|
Дорога в посёлке.
|
-
|
|
|
-
|
Что такое улицы?
|
-
|
|
|
-
|
Кого называют пешеходами?
|
-
|
|
|
-
|
Кого называют водителем?
|
-
|
|
|
-
|
Кого называют пассажирами?
|
-
|
|
|
-
|
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
|
-
|
|
|
-
|
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах?
|
-
|
|
|
Раздел 2 Транспортные средства
|
-
|
|
|
-
|
Транспорт и его виды.
|
-
|
|
|
-
|
Пассажирский транспорт.
|
-
|
|
|
-
|
Специальный транспорт.
|
-
|
|
|
Раздел 3 Здравствуй, дорога!
(Общие правила)
|
-
|
|
|
-
|
Положительные и отрицательные привычки в поведении детей на улицах и дорогах.
|
-
|
|
|
-
|
Место, где мы живём.
|
-
|
|
|
-
|
Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.
|
-
|
|
|
Раздел 4 Наш друг - светофор.
|
-
|
|
|
-
|
Наши верные друзья. (Сигналы регулировщика)
|
-
|
|
|
-
|
Светофор и его сигналы.
|
-
|
|
|
-
|
Светофоры для водителей и пешеходов.
|
-
|
|
|
Раздел 5 Правила дорожного движения.
|
-
|
|
|
-
|
Правила дорожного движения для пешеходов.
|
-
|
|
|
-
|
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
|
-
|
|
|
-
|
Движение по тротуару в группе.
|
-
|
|
|
-
|
Что такое проезжая часть дороги?
|
-
|
|
|
-
|
Правила перехода дороги.
|
-
|
|
|
-
|
Переход улицы при одностороннем движении.
|
-
|
|
|
-
|
Переход улицы при двустороннем движении.
|
-
|
|
|
-
|
Пешеходный переход.
|
-
|
|
|
-
|
Правила поведения на остановках.
|
-
|
|
|
-
|
Правила поведения в общественном транспорте
|
-
|
|
|
Раздел 6 Дорожные знаки.
|
-
|
|
|
-
|
Дорожные знаки.
|
-
|
|
|
-
|
Дорожные знаки для пешеходов.
|
-
|
|
|
-
|
Дорожные знаки для пешеходов.
|
-
|
|
|
-
|
Дорожные знаки для водителей.
|
-
|
|
|
-
|
«Правила дорожные знать каждому положено»
|
-
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте, позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Дорога в школу и домой. Как устроена дорога? Дорога в городе. Дорога в посёлке. Что такое улицы? Кого называют пешеходами? Кого называют водителем? Кого называют пассажирами? Движение пешеходов по улицам и дорогам. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах? Транспорт и его виды. Пассажирский транспорт. Специальный транспорт. Положительные и отрицательные привычки в поведении детей на улицах и дорогах. Место, где мы живём. Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. Наши верные друзья. (Сигналы регулировщика). Светофор и его сигналы. Светофоры для водителей и пешеходов. Правила дорожного движения для пешеходов. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Движение по тротуару в группе. Что такое проезжая часть дороги? Правила перехода дороги. Переход улицы при одностороннем движении. Переход улицы при двустороннем движении. Пешеходный переход. Правила поведения на остановках. Правила поведения в общественном транспорте. Дорожные знаки. Дорожные знаки для пешеходов. Дорожные знаки для водителей. «Правила дорожные знать каждому положено».
- перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
- перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
- перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
- воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
- движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
- движения группы детей в сопровождении взрослых;
- этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
- безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Безопасная дорога» 5 классы»
Кафедра педагогических и здоровьесберегающих технологий
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Безопасная дорога»
5 классы
(рабочая программа)
Итоговая работа
Срок обучения с «27» сентября 2016 г. по «13» октября 2016 г.
Исполнитель:
Кадурова И. В. Учитель ОБЖ МБОУ ООШ № 33 Ленинск-Кузнецкий ГО (контактный телефон 89505834885);
Ковтунова С. Г. Учитель ОБЖ МБОУ «ООШ № 42»Ленинск-Кузнецкий ГО (контактный телефон 89059072640)
Консультант:
Михайлова Наталья Васильевна,
методист кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий
Кемерово 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
- взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;
- учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
- повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
- помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
- воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»
№п.п. | Содержание раздела, темы | Количество часов в 1 год обучения |
1 | Дорожная грамота. | 10 |
2. | Транспортные средства. | 3 |
3 | Здравствуй, дорога! (Общие правила) | 3 |
4 | Наш друг – светофор. | 3 |
5 | Правила дорожного движения. | 10 |
6 | Дорожные знаки | 5 |
| Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»
| | | План | Факт |
| СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1 Дорожная грамота. | 10 | | |
-
| Дорога в школу и домой. | 1 | | |
-
| Как устроена дорога? | 1 | | |
-
| Дорога в городе. | 1 | | |
-
| Дорога в посёлке. | 1 | | |
-
| Что такое улицы? | 1 | | |
-
| Кого называют пешеходами? | 1 | | |
-
| Кого называют водителем? | 1 | | |
-
| Кого называют пассажирами? | 1 | | |
-
| Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 | | |
-
| Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах? | 1 | | |
Раздел 2 Транспортные средства | 3 | | |
-
| Транспорт и его виды. | 1 | | |
-
| Пассажирский транспорт. | 1 | | |
-
| Специальный транспорт. | 1 | | |
Раздел 3 Здравствуй, дорога! (Общие правила) | 3 | | |
-
| Положительные и отрицательные привычки в поведении детей на улицах и дорогах. | 1 | | |
-
| Место, где мы живём. | 1 | | |
-
| Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. | 1 | | |
Раздел 4 Наш друг - светофор. | 3 | | |
-
| Наши верные друзья. (Сигналы регулировщика) | 1 | | |
-
| Светофор и его сигналы. | 1 | | |
-
| Светофоры для водителей и пешеходов. | 1 | | |
Раздел 5 Правила дорожного движения. | 10 | | |
-
| Правила дорожного движения для пешеходов. | 1 | | |
-
| Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | 1 | | |
-
| Движение по тротуару в группе. | 1 | | |
-
| Что такое проезжая часть дороги? | 1 | | |
-
| Правила перехода дороги. | 1 | | |
-
| Переход улицы при одностороннем движении. | 1 | | |
-
| Переход улицы при двустороннем движении. | 1 | | |
-
| Пешеходный переход. | 1 | | |
-
| Правила поведения на остановках. | 1 | | |
-
| Правила поведения в общественном транспорте | 1 | | |
Раздел 6 Дорожные знаки. | 5 | | |
-
| Дорожные знаки. | 1 | | |
-
| Дорожные знаки для пешеходов. | 1 | | |
-
| Дорожные знаки для пешеходов. | 1 | | |
-
| Дорожные знаки для водителей. | 1 | | |
-
| «Правила дорожные знать каждому положено» | 1 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте, позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Дорога в школу и домой. Как устроена дорога? Дорога в городе. Дорога в посёлке. Что такое улицы? Кого называют пешеходами? Кого называют водителем? Кого называют пассажирами? Движение пешеходов по улицам и дорогам. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах? Транспорт и его виды. Пассажирский транспорт. Специальный транспорт. Положительные и отрицательные привычки в поведении детей на улицах и дорогах. Место, где мы живём. Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. Наши верные друзья. (Сигналы регулировщика). Светофор и его сигналы. Светофоры для водителей и пешеходов. Правила дорожного движения для пешеходов. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Движение по тротуару в группе. Что такое проезжая часть дороги? Правила перехода дороги. Переход улицы при одностороннем движении. Переход улицы при двустороннем движении. Пешеходный переход. Правила поведения на остановках. Правила поведения в общественном транспорте. Дорожные знаки. Дорожные знаки для пешеходов. Дорожные знаки для водителей. «Правила дорожные знать каждому положено».
Правила:
- перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
- перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
- перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
- воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
- движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
- движения группы детей в сопровождении взрослых;
- этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
- безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская.Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.