МБОУ Татарско-Сайманская СШ
Утверждаю
Директор школы ________ Думбалова Р.Т.
Приказ № ______от______________2017г
Программа внеурочной деятельности
«Культура здоровья» для 1 класса.
срок реализации 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области.
Разработчик программы: Шамшетдинова Р.Р
Рассмотрена Согласована
На заседании ТМГ ______________ Зам. директора по УВР
Протокол №1 от ______________2017г. __________Н.Ш. Иванова
Руководитель ____________ Бикмаев Р.Р. 29 августа 2017 г
ФГОС предлагает несколько направлений внеучебной деятельности, одним из направлений является спортивно-оздоровительное.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделить и проблеме воспитания культуры здоровья у школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это не только двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью, но и обучение школьников бережному отношению к своему здоровью.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и не благоприятная экологическая обстановка, и снижение уровни жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Ведь существенным фактором «школьного нездоровья» является не умение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
«Культура здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цели программы:
Формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя полученные знания, умения и навыки знания в повседневной жизни.
Задачи:
обучающие – развитие познавательного интереса к здоровому образу жизни, приобретение определенных знаний, умений, способствующих к осуществлению оздоровительной деятельности, формированию своего здоровья;
воспитательные – формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, навыков здорового образа жизни;
развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, формирование потребности в обеспечении физического и психического саморазвития.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
изучая себя, особенности своего организма, готовятся к тому, чтобы осуществлять оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье;
получат знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретут навыки самосовершенствования;
с помощью родителей и учителя смогут спроектировать индивидуальную программу по самооздоровлению (режим дня, своевременный сон, правильное питание, физическая нагрузка, необходимость говорить добрые слова близким, и т.п.);
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут работы в коллективе.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Программа рассчитана на учащихся 1 класса. На реализацию курса «Культура здоровья» в 1 классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
Каждое занятие состоит из 4 частей:
Разминка.
Включает в себя один из вариантов:
- упражнения, способствующие активизации учащихся, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплочённости.
- задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти.
Основное содержание занятия.
Эта часть включает в себя беседы по теме, игры, упражнения, задания, опыты, практикумы, анализы ситуаций, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
Оздоровительная минутка.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «упражнения для души», например: «Сотвори солнце в себе».
Рефлексия.
Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
В процессе занятий используются различные формы занятий внеурочной деятельности:
традиционные (беседы);
комбинированные (урок-викторина, урок-путешествие, урок-исследование, урок-дискуссия, урок-сказка, урок-игра, компьютерные презентации);
практические занятия (участие в оздоровительных процедурах, проведение наблюдений, опытов, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации, коллективного и индивидуального сочинения сказок, рисования).
Занятия предполагают нахождение детей на стульях, на ковре в классе или на свежем воздухе в тёплое время года.
Тематическое планирование.
№ | Дата | Раздел, тема | Кол-во часов |
по плану | фактическая |
1 2 | | | Кончил дело – гуляй смело. Беседа по теме «Мой режим дня». | 1 |
3 4 | | | Я и вода – крепкие друзья! Как ухаживают за собой разные животные. Сказка о микробах. | 2 |
5 | | | Глаза – зеркало души. Органы чувств. Строение глаза. Правила бережного отношения к зрению. | 1 |
6 7 8 9 10 | | | Чистота – залог здоровья. – Уход за ушами. – Уход за зубами. – Забота о коже. Беседы по темам: «Чтобы уши слышали», «Почему болят зубы», «Зачем человеку кожа». Правила бережного отношения к органам слуха, правила ухода за зубами, правила ухода за кожей. Оказание первой помощи при порезе, ожоге. | 1 2 2 |
11 12 | | | Ноги носят, а руки кормят. Беседа по теме. Уход за руками и ногами. | 1 |
13 14 | | | Здоровье близко: ищи его в миске. Беседа по теме «Как правильно следует питаться». Знакомство с органами пищеварения. Золотые правила питания. | 2 |
15 | | | Сон – лучшее лекарство. Беседа по теме. | 1 |
16 | | | Настроение в школе. Беседа по теме. Упражнение «Азбука волшебных слов». Цветовое выражение отношения к учёбе, школе, своего настроения. | 1 |
17 | | | Настроение после школы. Беседы по теме. Отчего может испортиться настроение. | 1 |
18 19 | | | Дисциплину держать – значит побеждать. Беседа по теме. | 2 |
20 21 22 | | | Кто не курит и не пьёт, тот здоровье бережёт. Беседа по теме «Вредные привычки». | 3 |
23 24 25 | | | Мышцы, кости и суставы. Беседа по теме «Скелет – наша опора», «Осанка – стройная осанка». Правила для поддержания правильной осанки. Рубрика «Это интересно!». | 3 |
26 27 28 | | | Если хочешь быть здоров – спортом занимайся! Беседа по теме «Влияние физических упражнений на здоровье человека». Рубрика «Это интересно!». | 3 |
29 30 | | | Моя безопасность. Правила безопасности на воде, на дороге. Правила обращения с электричеством и огнём. | 2 |
31 32 | | | Подвижные игры на свежем воздухе. Знакомство учащихся с русскими народными играми. Разучивание подвижных игр с детьми на свежем воздухе. | 2 |
33 | | | Праздник «Будьте здоровы!». Обобщающее театрализованное занятие. | 1 |