Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по физической культуре и на основе авторской программы физического воспитания учащихся I-XI классов. (Авторы: д.п.н. В.И.Лях и к.п.н. А.А.Зданевич,)М, «Просвещение», 2012 год.
Учебник для общеобразовательных организаций « Физическая культура» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2013
На изучение физической культуры 3 кл в учебном плане школы отводится 102 ч. (3 ч в неделю, 34 учебные недели ). Цели:
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, сазаньи, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях
-проявление дисциплинированности трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей -оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
-характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта ;
-обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправлений ;
-общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культуры ;
-организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
-анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
-видение красоты движения, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
-оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
-управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
- изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика ее роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
-представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длинны и массы тела) развитие основных физических качеств;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранений;
- организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
- бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
- организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
-взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- объяснение в доступной форме правил (техник) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок исправление их;
- подача строевых команд, подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техническом уровне, характеристика признаков технического исполнения;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
Содержание учебного предмета Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременнымдвухшажным.
Поворот переступанием.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта.
Календарно-тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Кол-во ч | Дата |
Легкая атлетика | 11 | |
Ходьба и бег | 5 | |
1 | Ходьба с изменением длины и частоты шага. Инструктаж по ТБ | 1 | |
2 | Ходьба через несколько препятствий. Бег с | 1 | |
3 | максимальной скоростью (60 м). Игра «Белые медведи». | 1 | |
4 | Ходьба через несколько препятствий. Бег с максимальной скоростью (60 м). Игра «Команда быстроногих». | 1 | |
5 | Бег на результат (30, 60 м). Развитие скоростных способностей. Игра «Смена сторон». | 1 | |
6 | Прыжки | 3 | |
Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Прыжок с высоты 60 см. Игра «Гуси лебеди». | 1 | |
7 | Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Игра «Лиса и куры» | 1 | |
8 | Прыжок в длину с разбега (с зоны отталкивания). Многоскоки. Игра «Прыгающие воробушки». | 1 | |
| Метание мяча | 3 | |
9 | Метание малого мяча с места на дальность. | 1 | |
10 | Метание в цель с 4-5 м. Игра «Попади в мяч». | 1 | |
11 | Метание малого мяча с места на заданное расстояние. Метание набивного мяча. Игра «Кто дальше бросит» | 1 | |
Кроссовая подготовка | 14 | |
| Бег по пересеченной местности | | |
12 | Бег (4 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 70 м, ходьба -100 м). Игра «Салки на марше». | 1 | |
13 | Чередование бега и ходьбы (бег - 70 м, ходьба -100 м). | 1 | |
14 | Бег (5 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 80 м, ходьба -90 At). Игра «Волк во рву». | 1 | |
15 | Бег (5 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 80 м, ходьба -90 м). Игра «Волк во рву». | 1 | |
16 | Бег (6 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 80 м, ходьба -90 м). Игра «Два мороза». | 2 | |
17 | | |
18 | Бег (7 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 90 м, ходьба -90 м). Игра «Рыбаки и рыбки». | 2 | |
19 | | |
20 | Бег (8 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 90 м, ходьба -90 м). Игра «Перебежка с выручкой». | 1 | |
21 | Бег (8 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег -100 м, ходьба -70 м). Игры «Перебежка с выручкой», «Шишки, желуди, орехи» | 3 | |
22 | | |
23 | | |
24 | Бег (9 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег -100 м, ходьба -70 м). Игра «Гуси-лебеди». | 1 | |
25 | Кросс (1 км). Игра «Гуси-лебеди». | 1 |
| Гимнастика Акробатика.Строевые упражнения . | | |
5 | |
26 | Выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!» | 1 | |
27 | Выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», Стойка на лопатках. Мост из положения лежа на спине.. Игра «Что изменилось?». | 1 | |
28-29 | Выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайся!». Игра «Совушка». | 2 | |
30 | Выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!»,. Стойка на лопатках. Мост из положения лежа на спине. Игра «Западня | 1 | |
| Строевые упражнения. Упражнения на гимнастической скамейке | 5 | |
33 | Построение в две шеренги. Перестроение из двух шеренг в два круга. «Маскировка в колоннах». | 1 | |
34-35 | Построение в две шеренги. Перестроение. | 2 | |
из двух шеренг в два круга. Подвижная игра «Космонавты». |
36 | Построение в две шеренги. Перестроение из двух шеренг в два круга. . Подвижная игра «Отгадай, чей голосок». | 1 | |
37 | Построение в две шеренги. Перестроение из двух шеренг в два круга. . Подвижная игра «Отгадай, чей голосок». | 1 | |
Опорный прыжок, лазание, упражнения в равновесии | 5 | |
38 | Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». ОРУ. Игра «Не ошибись!». | 1 | |
39 | Ходьба приставными шагами по бревну (высота до 1 м). Игра «Не ошибись!». (высота до 1 м). | 1 | |
40 | Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой»... Игра «Резиночка». | 1 | |
41 | Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой»... Игра «Резиночка». | 1 | |
42 | Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой».. Лазание по наклонной скамейке в упоре лежа, подтягиваясь руками. Игра «Аисты». | 1 | |
| Подвижные игры | 15 | |
43- | ОРУ с обручами. Игры «Заяц без логова», «Удочка». Эстафеты. | 1 | |
44 | ОРУ в движении. Игры «Кто обгонит», «Через кочки и пенечки». Эстафеты с мячами. | 1 | |
45 | ОРУ в движении. Игры «Кто обгонит», «Через кочки и пенечки». Эстафеты с мячами. | 1 | |
46 | ОРУ с мячами. Игры «Наступление», «Метко в цель». Эстафеты с мячами. | 1 | |
47 | ОРУ. Игры «Кто дальше бросит», «Кто обгонит». Эстафеты с обручами. | 1 | |
48 | ОРУ. Игры «Вызов номеров», «Защита укреплений». Эстафеты с гимнастическими палками. | 1 | |
49 | ОРУ. Игры «Вызов номеров», «Защита укреплений». Эстафеты с гимнастическими палками. | 1 | |
50-51 | ОРУ. Игры «Кто дальше бросит», «Вол во рву». Эстафеты. | 2 | |
52-53 | ОРУ. Игры «Пустое место», «К своим флажкам». Эстафеты. | 2 | |
54-55 | ОРУ. Игры «Кузнечики», «Попади в мяч». Эстафеты. | 2 | |
56-57 | ОРУ. Игры «Паровозики», «Наступление». Эстафеты. | 2 | |
| Лыжная подготовка | 14 | |
58 | Правила поведения на уроках л/п. Повороты на месте вокруг носков лыж. Прохождение дистанции 1000 м. | 1 | |
59-60 | Скользящий шаг. Ступающий шаг. Прохождение дистанции 1000 м. | 2 | |
61 | Скользящий шаг без палок. Техника спусков, подъемов. Прохождение дистанции 1000 м. | 1 | |
62-63 | Подъемы, спуски, повороты. Торможение плугом. Прохождение дистанции 1000 м. | 2 | |
64 | Техника подъема на склон наискось, без палок. Техника торможения. Прохождение дистанции 1,5 км. | 1 | |
65 | Подъем лесенкой без палок, с палками. Игра «Пройди в ворота». Эстафеты. | 1 | |
66 | Торможение плугом. Подъемы, спуски. Прохождение дистанции 1,5 км. Игра «Вызов номеров». | 1 | |
67 | Прохождение дистанции 2 км. | 1 | |
68 | Скользящий шаг. Игра «Вызов номеров». Прохождение дистанции 2 км. | 1 | |
69 | Скользящий шаг. Игра «Вызов номеров». Прохождение дистанции 2 км. | 1 | |
70-71 | Круговая эстафета с этапом 200м. Прохождение дистанции 2 км. | 2 | |
| Подвижные игры на основе баскетбола. | 6 | |
72 | Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом. | 1 | |
73 | Броски в цель (щит). ОРУ. Игра «Передал - садись». | 1 | |
74 | Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом. Броски в цель (щит). | 1 | |
75 | . Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом. «Мяч - среднему». | 1 | |
76 | Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении бегом. Броски в цель. ОРУ. Игра «Борьба | 1 | |
77 | Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении бегом. Броски в цель. ОРУ. Игра «Борьба | 1 | |
| Подвижные игры | 7 | |
78 | Ловля и передача мяча в движении в квадратах. Ведение мяча с изменением направления. | 1 | |
79 | Бросок двумя руками от груди. Игра «Не дай мяч водящему». Игра в мини-баскетбол. | 1 | |
80-81 | Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди.. Игра «Мяч соседу». | 2 | |
82-83 | Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди.. Игра «Мяч соседу». | 2 | |
84 | Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди. Игра «Играй, играй, мяч не давай». | 1 | |
| Ходьба и бег | 4 | |
85 | Ходьба через несколько препятствий. Бег с максимальной скоростью (60 м). Игра «Белые медведи». | 1 | |
86-87 | Ходьба через несколько препятствий. Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (60 м). Игра «Эстафета зверей». | 2 | |
88 | Бег на результат (30, 60 м). Игра «Смена сторон» | 1 | |
| Прыжки | 3 | |
89-90 | Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Игра «Гуси-лебеди» | 2 | |
91 | Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания.. Игра «Прыгающие воробушки». | 1 | |
| Метание мяча | 3 | |
92 | Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. Метание в цель с 4-5 м. Игра «Зайцы в огороде». | 1 | |
93 | Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. Игра «Зайцы в огороде | 1 | |
94 | Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. Игра «Дальние броски». | 1 | |
| Бег по пересеченной местности | 8 | |
95 | Бег (4 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 70 м, ходьба -100 м). Игра «Салки на марше». | 1 | |
96 | Бег (5 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 70 м, ходьба -100 м). Игра «Салки на марше». | 1 | |
97 | Бег (5 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 80 м, ходьба -90 м). Игра «Волк во рву». | 1 | |
98 | Бег (6 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 80 м, ходьба -90 м). Игра «Волк во рву». | 1 | |
99 | Бег (7 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 80 м, ходьба -90 м). Игра «Перебежка с выручкой». | 1 | |
100-101 | Бег (8 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег - 100 м, ходьба -70 м). Игра «Перебежка с выручкой | 2 | |
102 | Кросс (1 км). Игра «Гуси-лебеди». Развитие выносливости. | 1 | |