СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 11 класса (девушки) на 2013-2014 учебный год (по учебнику В. И. Лях, А. А. Зданевич «Физическая культура» 11 класс, издательство «Просвещение», 2009г.)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка по физической культуре

11 класс (девушки)

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:

- Закона Российской Федерации «Об образовании (от 29 декабря 2012   № 273-ФЗ)», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);

- Концепции модернизации Российского образования;

- Концепции содержания непрерывного образования;

Концепция (основная идея)  программы

Направлена на разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся (координации движений, скорости, силы, выносливости, гибкости), а также двигательных умений и навыков. Особенно полезна эта программа не только для того чтобы повысить двигательную (физическую) подготовленность учащихся, но и научить их самостоятельно тренировать недостающие или  слаборазвитые двигательные способности.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость):

Особенностью программы является то, что она включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре. Программный материал уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).

Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого учащегося.

В программе В.И.Ляха, А.А.Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.

Вариативная часть программы, связанная с региональными и национальными особенностями, разрабатывается специалистами республиканских, краевых и областных органов образования. Последовательность прохождения и конкретный материал вариативной части разрабатывает учитель, ориентируясь на структуру изложения базовой части и согласуется с директором школы при углубленном изучении вида спорта.

Образовательная область «физическая культура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.

Цель учебного предмета:

  • Развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
  • Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корректирующей направленностью, приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • Воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к  физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Место и роль курса в обучении:

Данный учебный предмет входит в образовательную область – физическая культура. Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 10-11 классах предусмотрено обязательное изучение предмета «Физическая культура» из расчета 68 (102) часа в неделю. Предмет «Физическая культура» призван формировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном  развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Цели, задачи:

Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в старшей школе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих задач:

Задачи физического воспитания учащихся 11-х  классов направлены на:

  • Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
  • Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.
  • Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.
  • Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций.
  • Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладения навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один учебный год.

Содержание тем учебного курса:

11 класс (девушки) – 3 часа в неделю, 102 за год. Базовая часть

Основы знаний – в процессе урока 1 час.

Основы знаний включают в себя первичный и повторный инструктаж по технике безопасности при занятиях физической культурой. Инструктаж по легкой атлетике. Понятие об утомлении и переутомлении.  Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма.

Знать и понимать терминологию в легкой атлетике, гимнастике, спортивных играх и правила в данных видах спорта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 11 класса (девушки) на 2013-2014 учебный год (по учебнику В. И. Лях, А. А. Зданевич «Физическая культура» 11 класс, издательство «Просвещение», 2009г.)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8




Рассмотрено педагогическим советом МОУ СОШ №8

протокол №1 от 30.08.2013 г.

Председатель педагогического совета ______________В.А.Лут




Утверждено

Приказом № 154 от 30.08.2013 г.

Директор МОУ СОШ №8

________________ В.А.Лут






Рабочая программа


предмета «Физическая культура»

для 11 класса (девушки)

на 2013-2014 учебный год

(по учебнику В. И. Лях, А. А. Зданевич «Физическая культура»

11 класс, издательство «Просвещение», 2009г.)





Составитель:

Родион Викторович Баранов

учитель физической культуры











г. Миллерово

2013г.





Пояснительная записка по физической культуре

11 класс (девушки)

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:

- Закона Российской Федерации «Об образовании (от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ)», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);

- Концепции модернизации Российского образования;

- Концепции содержания непрерывного образования;

Концепция (основная идея) программы

Направлена на разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся (координации движений, скорости, силы, выносливости, гибкости), а также двигательных умений и навыков. Особенно полезна эта программа не только для того чтобы повысить двигательную (физическую) подготовленность учащихся, но и научить их самостоятельно тренировать недостающие или слаборазвитые двигательные способности.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость):

Особенностью программы является то, что она включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре. Программный материал уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).

Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого учащегося.

В программе В.И.Ляха, А.А.Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.

Вариативная часть программы, связанная с региональными и национальными особенностями, разрабатывается специалистами республиканских, краевых и областных органов образования. Последовательность прохождения и конкретный материал вариативной части разрабатывает учитель, ориентируясь на структуру изложения базовой части и согласуется с директором школы при углубленном изучении вида спорта.

Образовательная область «физическая культура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.

Цель учебного предмета:

  • Развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

  • Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корректирующей направленностью, приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

  • Воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

  • Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Место и роль курса в обучении:

Данный учебный предмет входит в образовательную область – физическая культура. Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 10-11 классах предусмотрено обязательное изучение предмета «Физическая культура» из расчета 68 (102) часа в неделю. Предмет «Физическая культура» призван формировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Цели, задачи:

Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в старшей школе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих задач:

Задачи физического воспитания учащихся 11-х классов направлены на:

  • Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

  • Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.

  • Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.

  • Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций.

  • Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладения навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один учебный год.

Содержание тем учебного курса:

11 класс (девушки) – 3 часа в неделю, 102 за год. Базовая часть

Основы знаний – в процессе урока 1 час.

Основы знаний включают в себя первичный и повторный инструктаж по технике безопасности при занятиях физической культурой. Инструктаж по легкой атлетике. Понятие об утомлении и переутомлении. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма.

Знать и понимать терминологию в легкой атлетике, гимнастике, спортивных играх и правила в данных видах спорта.

Занятия легкой атлетикой и кроссовой подготовкой, как правило, разделены на два периода: осенний (27 часов) и весенний (24 часа).

В 11 классе, т.е к 16-17 годам учащиеся овладевают техникой основных легкоатлетических упражнений. Основной задачей на данном периоде обучения становится совершенствование индивидуальной техники в соревновательных упражнениях: беге, прыжках, метаниях (на материале основной школы). Кроссовая подготовка: кросс по пересеченной местности с использованием простейших способов ориентирования, преодоление полос препятствий с использованием разнообразных способов метания, длительный бег.


Спортивные игры: баскетбол – 21 час, волейбол – 17 часов.

Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий

в спортивных играх. Специальные упражнения, сопряженные с развитием скорости реакции, внимания, оперативного мышления.


Гимнастика ( 13 часов.)

Совершенствование техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комбинациях (на материале основной школы). Ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением; лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия.



Тематический план программного материала по физической культуре

11 класс (девушки)



№ п/п

Вид программного материала

11класс

(д.)

1

Базовая часть

60

1.1

Основы знаний о физической культуре


1.2

Лыжная подготовка

18

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

21

1.4

Легкая атлетика

21

2

Вариативная часть

42

2.1

Баскетбол

21

2.2

Спортивные игры (волейбол)

21


Итого

102



Содержание учебного материала по физической культуре 11 класс (102 часа)

Содержание учебного материала

часы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Содержательные линии:






Физкультурно-оздоровительная деятельность

36

10

7

11

8

1.Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности:

- физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур).

- общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья. Правила и требования по индивидуализации содержания самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой.

- требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).

- основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой).

4

1





+

1











+

1























+

1

















+









2. Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:

- наблюдения за индивидуальным здоровьем (например, расчет «индекса здоровья» по показателям пробы Руфье), физической работоспособностью (например, по показателям пробы PWC/170) и умственной работоспособностью (например, по показателям таблицы Анфимова).

- ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью.

4

1







+

1







+

1







+

1















+

3. Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью:

- индивидуализированные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания:

атлетическая гимнастика (юноши): комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии мышц и мышечных групп; комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса.

Ритмическая гимнастика (девушки): стилизованные комплексы ОРУ на формирование точности и координации движений; танцевальные упражнения (приставной, переменный шаг; шаг галопа, польки, вальса); танцевальные движения из народных танцев (каблучный, дробный, русский переменный шаг, тройной притоп, припадание) и современных танцев; упражнения художественной гимнастики с мячом (броски и ловля, отбивы, перекаты, выкруты мяча), со скакалкой (махи, круги, прыжки, переводы, броски), с обручем (хваты, повороты, вращение, броски, прыжки, маховые движения, перекаты).

- индивидуальные комплексы упражнений адаптивной (лечебной) физической культуры в соответствии с медицинскими показаниями (при бронхиальной астме и заболеваниях ССС; при частых нервно-психических перенапряжениях, стрессах, головных болях; простудных заболеваниях).

- комплексы упражнений в предродовом периоде (девушки)

- лыжные прогулки по пересеченной местности,

- оздоровительная ходьба и оздоровительный бег (ориентированные на развитие функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения);

- специализированная полоса препятствия

28

8





+












+







+



+

+

5





+












+







+




+

+

9





+












+







+


+

+



+

6







+























+















+




+

+






Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой

66

17

14

19

16

1.Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой:

- общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью;

-общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки);

- особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели

2

1





+


1











+



+


2.Способы спортивно-оздоровительной деятельности:

-контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий.

-тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта).

2


1

+


1





+

3.Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной направленностью

62

16

13

18

15

Гимнастика с основами акробатики:

- строевые команды и приемы

- длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см (юноши);

- стойка на кистях с помощью (юноши);

- стойка на голове и руках силой (юноши);

- кувырок назад через стойку на кистях (юноши);

- переворот боком

- кувырок вперед, назад слитно;

- сед углом на полу, перекатом назад стойка на лопатках (девочки);

- кувырок назад в полушпагат (девочки);- «мост» с поворотом на одно колено (девочки);

- акробатическое соединение из 6-7 элементов; - упражнения в равновесии (на бревне, юноши с грузом на плечах); - лазание по одному и на двух канатах в два приема и без помощи ног; - опорные прыжки (через препятствия, через коня в длину, в ширину)

6


6

+

+

+

+

+

+

+

+


+

+


+


+


+


+



Легкая атлетика:

- низкий старт, стартовый разгон, с преследованием;

- спортивная ходьба;

- бег спринтерский на 30 м, 60 м, 100 м

- бег кроссовый 2 км; 3 км

- прыжки в длину с места и с разбега способом «согнув ноги», «прогнувшись»;

- прыжки в высоту способом «перешагивание»;

- метание гранаты (500, 700 гр) на дальность с разбега;

13

7

+

+

+

+

+


+

+





6

+

+

+

+

+


+

+

Плавание:

- способы плавания (кроль на груди и спине; брасс);

- прикладные способы плавания (плавание на боку, спасение утопающего);

2





2

+


+

Лыжные гонки:

- попеременные хода;

- одновременные хода;

- попеременный четырехшажный ход;

- полуконьковый, коньковый ходы;

- элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование; - переход с одновременных ходов на попеременные; - спуски с поворотами и торможение; - лыжные походы.

12



12

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Спортивные игры:

Баскетбол:

- специальные упражнения и технические действия без мяча;

- различные передачи в движении;

- ловля мяча после отскока от щита;

- ведение с изменением высоты отскока и скорости;

- броски по кольцу с разных точек;

- зонная защита: индивидуальные тактические действия игроков;

- тактические действия в нападении, прессинг;

- учебно-тренировочная игра;

Волейбол:

- специальные упражнения и технические действия без мяча;

- прием мяча сверху и снизу;

- прием мяча снизу и сверху после подачи;

- разновидности подач: верхняя прямая, верхняя боковая, нижняя прямая, нижняя боковая;

- передачи из зон 1,6, 5в зону 3-2 или 3- 4, - первая передача в зоны 3-2, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом и спиной к цели,

- техника нападающего удара, блокирование;

- учебно-тренировочная игра с заданиями

Футбол (юноши):

- специальные упражнения и технические действия без мяча и с мячом;

- удар по летящему мячу средней частью стопы, головой;

- отбор мяча у соперника;

- остановка мяча грудью, обманные движения;

- отбор мяча у соперника подкатом;

- обводка соперника;

-зонная и персональная защита;

- учебно-тренировочная игра.

22

7


+

+

+


+

+


+


+

+



+

+


+




+

+

+

+

+

+

+

+

4











+

+

+


+

+


+

+

+



4











+

+

+


+

+


+

+

+

7


+

+

+


+

+


+


+

+



+

+


+

+

+


+

+

+

+

+

+

+

+

Атлетические единоборства (юноши):

- основные средства защиты и самообороны: захваты, броски, упреждающие удары руками и ногами, действия против ударов, захватов и обхватов.

- упражнения в страховке и самостраховке при падении.

Аэробика (девушки):

- композиции из ОРУ силовой и скоростно-силовой направленности, с постепенным повышением физической нагрузки (с усилением активности аэробных процессов);

- ОРУ на развитие выносливости, гибкости, координации (включая статическое и динамическое равновесие) и ритма движений.

2

2


+


+



+




+




Развитие физических качеств:

- специализированная полоса препятствий

1


1

+



Национальные виды спорта:

- совершенствование техники соревновательных упражнений.

4


2

+

2

+


Итого

102

27

21

30

24





Содержание курса.

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности.

Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур).

Общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья. Правила и требования по индивидуализации содержания самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой.

Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).

Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой).

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью.

Индивидуальные комплексы упражнений адаптивной (лечебной) физической культурой в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях зрения, осанки и плоскостопия; при остеохондрозе; бронхиальной астме и заболеваниях сердечнососудистой системы; при частых нервно-психических перенапряжениях, стрессах, головных болях; простудных заболеваниях и т.п.). Комплексы упражнений в предродовом периоде (девушки).

Индивидуализированные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания: Атлетическая гимнастика (юноши): комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии мышц и мышечных группы; комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса.

Ритмическая гимнастика (девушки): стилизованные комплексы общеразвивающих упражнений на формирование точности и координации движений; танцевальные упражнения (приставной шаг; переменный шаг; шаг галопа, польки и вальса»); танцевальные движения из народных танцев (каблучный шаг, тройной притоп, дробный шаг, русский переменный шаг, припадание) и современных танцев; упражнения художественной гимнастики с мячом (броски и ловля мяча, отбивы мяча, перекаты мяча, выкруты мяча), со скакалкой (махи и круги скакалкой, прыжки, переводы скакалки, броски скакалки), с обручем (хваты, повороты, вращения, броски, прыжки, маховые движения, перекаты).

Аэробика (девушки): композиции из общеразвивающих упражнений силовой и скоростно-силовой направленности, с постепенным повышением физической нагрузки (с усилением активности аэробных процессов); общеразвивающие упражнения на развитие выносливости, гибкости, координации (включая статическое и динамическое равновесие) и ритма движений.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности

Наблюдения за индивидуальным здоровьем (например, расчет «индекса здоровья» по показателям пробы Руфье), физической работоспособностью (например, по показателям пробы PWC/170) и умственной работоспособностью (например, по показателям таблицы Анфимова).

Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью.



Спортивно-оздоровительная деятельность

с прикладно-ориентированной физической подготовкой

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели.

Общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью.

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной направленностью.

Гимнастика с основами акробатики: совершенствование техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комбинациях (на материале основной школы). Прикладные упражнения на гимнастических снарядах с грузом на плечах (юноши): ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением; передвижение в висе на руках по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами; лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия. Строевые команды и приемы (юноши).

Легкая атлетика: Совершенствование индивидуальной техники в соревновательных упражнениях (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): кросс по пересеченной местности с использованием простейших способов ориентирования; преодоление полос препятствий с использованием разнообразных способов метания, переноской «пострадавшего» способом на спине.

Лыжные гонки: Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): специализированные полосы препятствий, включающие подъемы, спуски («по прямой» и «змейкой»), небольшие овраги и невысокие трамплины.

Плавание: Совершенствование индивидуальной техники одного из способов плавания (кроль на груди и спине; брасс). Прикладные способы плавания (юноши): плавание на боку; спасение утопающего (подплывание к тонущему, освобождение рук от захватов тонущего, транспортировка тонущего); ныряние в длину; прыжок в воду способом «ногами вниз» (3м).

Спортивные игры: Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе). Прикладные упражнения (юноши): упражнения и технические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление).

Атлетические единоборства (юноши): Основные средства защиты и самообороны: захваты, броски, упреждающие удары руками и ногами, действия против ударов, захватов и обхватов. Упражнения в страховке и самостраховке при падении.

Национальные виды спорта: совершенствование техники соревновательных упражнений.

Способы спортивно-оздоровительной деятельности.

Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий.

Тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта).



Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы:

Направленность программы на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса. Видом учебного учреждения и регионально-климатическими условиями.

Учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному), что задает определенную логику в освоении школьниками знаний в практические навыки и умения (определение знаний).

Общая характеристика учебного процесса (методы, формы обучения):

Основной формой работы по физическому воспитанию является урок физической культуры. Уроки в школе проводятся с постоянным составом обучаемых. Урок ведется по расписанию и имеет определенную продолжительность. Урок является обязательной формой занятий и служит основой для всех других форм физического воспитания детей (физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях).

На занятиях по физической культуре используются различные методы обучения:

Фронтальный, посменный, поточный, групповой, круговой, метод индивидуальных заданий, расчлененный и целостный метод обучения, проблемный, программированный метод обучения, круговая тренировка.



Логическая связь данного предмета с остальными предметами.

Одним из возможных требований к сообщению знаний является реализация в практике меж предметных связей (физической культуры с физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.).

Предполагаемые результаты:

К концу учебного года каждый ученик должен:

Знать/понимать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;  


Уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

  • выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и само страховки;

  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

  • подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

  • активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.  


Владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.

Система оценки достижений учащихся:

Оценка успеваемости по физической культуре производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, выполнение учебных нормативов.

Инструментарий для оценивания результатов:

Имеется настоящее Положение, которое разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об ОУ, Уставом ОУ и является локальным актом школы, регламентирующим систему оценивания знаний (результатов), умений и навыков обучающихся. Оценивание по физической культуре осуществляется на основе трех критериев:

  • теоретические знания

  • двигательные умения и навыки

  • физическая подготовленность

Оценивание успеваемости должно быть комплексным, непрерывным, объективным, открытым, понятным.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:


В результате изучения физической культуры ученик должен:


Знать/понимать

• влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

• формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;

• требования безопасности на занятиях физической культурой;

• способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;


Уметь

планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной

целевой направленности;

• выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики,

комплексы атлетической гимнастики;

• преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;

• выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;

• комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;

• соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта;

• осуществлять судейство в избранном виде спорта;

• проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты

уроков физической культуры (в роли помощника учителя);

• выполнять простейшие приемы самомассажа;

• оказывать первую доврачебную помощь при травмах;

• выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные образовательные учреждения;




Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

  • подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

  • активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.  


Владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.

Аттестация учащихся планируется по четвертям с учётом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы.



Уровень физической подготовки учащихся 16-17 лет (девушки)

п/п

Физиче­ские спо­собности

Контрольное

упражнение

(тест)

Воз­раст, лет

Уровень (девушки)

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег 30 м

16

17

6,1 и выше 6,1

5,9-5,3 5,9-5,3

4,8 и ниже 4,8

2

Координаци­онные

Челночный бег, 3 х 10 м

16

17

9,7 и выше 9,6

9,3-8,7 9,3-8,7

8,4 и ниже

8,4

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с мес­та, см

16

17

160 и ниже 160

179-190 170-190

210 и выше

210

4

Выносливость

6-минутный

бег, м

16

17

900 и ниже 900

1050-1200 1050-1200

1300 и выше 1300

5

Гибкость

Наклоны впе­ред, из положения стоя, см.

16

17

7 и ниже

7

12-14

12-14

20 и выше

20

6

Силовые

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, колич. раз

16

17

6 и ниже

6

13-15

13-15

18 и выше

18





Критерии и нормы оценки

Оценка успеваемости складывается из нескольких компонентов: оценка техники движений; знания теоретических сведений; результат выполнения нормативных требований.

При оценке успеваемости по легкой атлетике, лыжной подготовке, кроссам, кроме техники движений, учитывается и результат. По другим разделам учитывается техника выполнения и знания учащихся.

Знания теоретических сведений особенно принимаются во внимание при выведении итоговой оценки.

Оценивания теоретические знания учащихся по предмету «Физическая культура », надо учитывает их глубину и полноту, аргументированность, умение использовать полученные знания применительно к конкретному случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Отметку «5» ставят за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, использует примеры из практики или своего опыта.

Отметку «4»оценивают ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Отметку «3» ученик получает за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в излагаемом материале, не содержится должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Отметку «2»ставят за плохое понимание и знание теоретического и методического материала.

Весьма эффективным способом проверки знаний являются ситуации, в которых ученик демонстрирует свои знания в конкретной деятельности. Например, знания упражнений по развитию силы он сопровождает выполнение конкретного комплекса.

Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями

Отметку «5»ставится, если:

-двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Отметку «4»ставится, если:

- двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Отметку «3» ставится, если:

-двигательное действие выполнена основном правильно, но допущены одна или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Отметку «2» ставится, если:

- двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Мелкой ошибкой считается искажение второстепенных элементов, не влияющих на результат действия. Грубыми – пропуски основных элементов, нарушение согласованности движений.

Для более достоверной оценки овладения навыками и умениями, если предоставляется возможность, учащимся дается несколько попыток выполнения упражнений

Критерии оценок умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Отметку «5» ставится, если:

-Учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленных

На развитие конкретного физического качества, или комплекса упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Отметка «4» ставится, если:

-имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Отметка «3» ставится, если:

-учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации комплексов упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, удовлетворительно контролирует ход и итог выполнения задания.

Отметка «2»ставится, если:

-учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно- оздоровительной деятельности.



Материально-техническое обеспечение:

  • Подвесная перекладина

  • Гимнастическая стенка

  • Канаты для лазания

  • Шест для лазания

  • Канат для перетягивания

  • Перекладина гимнастическая

  • Перекладина пристенная

  • Конь

  • Козел

  • Бревно

  • Лестница горизонтальная

  • Мат гимнастический

  • Скамейка гимнастическая

  • Мостик

  • Штанга

  • Скакалки

  • Гантели

  • Гири

  • Обруч гимнастический

  • Стол теннисный

  • Набор для игры в теннис

  • Ракетка

  • Сетка волейбольная

  • Мяч баскетбольный

  • Мяч волейбольный

  • Мяч гандбольный

  • Мяч футбольный

  • Ворота футбольные

  • Стойки волейбольные

  • Сектор для прыжков в длину и в высоту с разбега

  • Диск

  • Планка для прыжков

  • Палочка эстафетная

  • Мяч для метаний (150 г)

  • Мячи малые резиновые

  • Мячи малые









Условные обозначения программы:

В рабочей программе используется система условных обозначений:

  • И.П.—читать: «исходное положение»

  • ОРУ – читать: «общеразвивающий упражнения»

  • КРУ – читать: «комплекс общеразвивающих упражнений»

  • ЗУН—читать: «знания, умения, навыки»



Список литературы:



  1. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 класс» В.И. Лях, А.А. Зданевич, Москва. «Просвещение» 2009 год.

  2. Физическая культура 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И. Лях, А.А. Зданевич, Москва. «Просвещение» 2009 год.

  3. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе». Издат. Москва. «Школа-Пресс» за 2006-2010 год.

  1. «Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры». Э. Найминова,     2001г.

  2. «Лёгкая атлетика». А.Н. Макаров, 1990 г.

  3. «Практикум по лёгкой атлетике». И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А.Орлов,1999г.

  4. «Лёгкая атлетика в школе». Г.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий,1998г.

  5. «Спортивные игры  на уроках физкультуры». О. Листов, 2001г.

  6. «Физкультурно-оздоровительная работа в школе». В.С. Кузнецов,Г.А.Колодницкий, 2003 г.

  7. «Спорт в школе». И.П. Космин, А.П. Паршиков, Ю.П. Пузырь, 2003г.

  8. Учебник для учащихся 10 – 11 классов. Г. Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский, В. И. Лях, Москва. «Просвещение». 2009 год.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!