СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 11 класса на 2013-2014 учебный год (по учебнику В. И. Лях, А. А. Зданевич «Физическая культура» 11 класс, издательство «Просвещение», 2008г.)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:

- Закона Российской Федерации «Об образовании (от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ)»,   ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);

- Концепции модернизации Российского образования;

- Концепции содержания непрерывного образования;

Рабочая программа учебного предмета «Физической культура» для 11 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре.

Общая характеристика учебного предмета.

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).

В рабочей программе для 11 класса двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия рабочей программы «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливается на формирование интересов и потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческом использовании осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности. В разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» содержаться сведения о роли занятий физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека, способах и средствах профилактики профессиональных заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности. Здесь же приводятся знания об оздоровительных системах физического воспитания, средствах и формах активного восстановления и повышения работоспособности человека. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» представлено учебное содержание, ориентированное на укрепление индивидуального здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем их организма. Данное содержание включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном развитии собственных физических способностей, формировании индивидуального типа телосложения, культуры движений. В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями.

Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой» соотносится с интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся сведения об основах  самостоятельной подготовки учащихся к соревновательной деятельности, даются понятия тренировочного процесса и тренировочного занятия, раскрываются общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке и ее связи со спортивно-оздоровительной деятельностью. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной физической подготовкой» дается учебное содержание, ориентированное на повышение физической и технической подготовленности учащихся по одному из базовых видов спорта, а также физические упражнения и комплексы, нацеленные на физическую подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности. Отличительной особенностью этого раздела рабочей программы, является предоставление возможности учащимся осуществлять углубленную подготовку по одному из базовых видов спорта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 11 класса на 2013-2014 учебный год (по учебнику В. И. Лях, А. А. Зданевич «Физическая культура» 11 класс, издательство «Просвещение», 2008г.)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8



Рассмотрено педагогическим советом МОУ СОШ №8

протокол №1 от 30.08.2013 г.

Председатель педагогического совета ______________В.А.Лут




Утверждено

Приказом № 154 от 30.08.2013 г.

Директор МОУ СОШ №8

________________ В.А.Лут











Рабочая программа


предмета «Физическая культура»

для 11 класса

на 2013-2014 учебный год

(по учебнику В. И. Лях, А. А. Зданевич «Физическая культура»

11 класс, издательство «Просвещение», 2008г.)







Составитель:

Родион Викторович Баранов

учитель физической культуры







г. Миллерово

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:

- Закона Российской Федерации «Об образовании (от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ)», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);

- Концепции модернизации Российского образования;

- Концепции содержания непрерывного образования;

Рабочая программа учебного предмета «Физической культура» для 11 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре.

Общая характеристика учебного предмета.

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).

В рабочей программе для 11 класса двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия рабочей программы «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливается на формирование интересов и потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческом использовании осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности. В разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» содержаться сведения о роли занятий физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека, способах и средствах профилактики профессиональных заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности. Здесь же приводятся знания об оздоровительных системах физического воспитания, средствах и формах активного восстановления и повышения работоспособности человека. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» представлено учебное содержание, ориентированное на укрепление индивидуального здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем их организма. Данное содержание включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном развитии собственных физических способностей, формировании индивидуального типа телосложения, культуры движений. В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями.

Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой» соотносится с интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся сведения об основах самостоятельной подготовки учащихся к соревновательной деятельности, даются понятия тренировочного процесса и тренировочного занятия, раскрываются общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке и ее связи со спортивно-оздоровительной деятельностью. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной физической подготовкой» дается учебное содержание, ориентированное на повышение физической и технической подготовленности учащихся по одному из базовых видов спорта, а также физические упражнения и комплексы, нацеленные на физическую подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности. Отличительной особенностью этого раздела рабочей программы, является предоставление возможности учащимся осуществлять углубленную подготовку по одному из базовых видов спорта.



Цели и задачи обучения.

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Конкретными задачами физического воспитания учащихся 11 классов являются:

- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

- содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;

- формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого здоровья и разносторонней физической подготовленности; формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства, подготовке к службе в армии (для юношей), выполнении функции материнства (для девушек);

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

- освоение системой знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.



Место предмета в учебном плане школы.

Учебный план предусматривает 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе среднего (полного) общего образования для 11 класса, из расчета 3 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:

В познавательной деятельности:

- определение существенных характеристик изучаемого объекта;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- формулирование полученных результатов.

В информационно-коммуникативной деятельности:

- поиск нужной информации по заданной теме;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

В рефлексивной деятельности:

- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.


Учебно-тематический план.

Годовой план график распределения часов для 11 классов

Разделы программы

часы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Содержательные линии:






Физкультурно-оздоровительная деятельность

36

10

7

11

8

1.Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности

4

1


1


1

1

2.Способы физкультурно-оздоровительной деятельности

4

1

1

1

1

3. Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью

28

8

5

9

6

Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой

66

17

14

19

16

1.Знания о спортивной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой

2

1


1


2.Способы спортивно-оздоровительной деятельности

2


1


1

3.Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью

62

16

13

18

15

- гимнастика с основами акробатики

6


6



- легкая атлетика

13

7



6

- лыжные гонки

12



12


- плавание

2




2

- спортивные игры

22

7

4

4

7

- атлетические единоборства (юноши), аэробика (девушки)

2

2




-развитие физических качеств

1


1



- национальные виды спорта

4


2

2


Итого

102

27

21

30

24


Содержание учебного материала по физической культуре 11 класс (102 часа)

Содержание учебного материала

часы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Содержательные линии:






Физкультурно-оздоровительная деятельность

36

10

7

11

8

1.Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности:

- физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур).

- общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья. Правила и требования по индивидуализации содержания самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой.

- требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).

- основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой).

4

1



+

1






+

1












+

1









+





2. Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:

- наблюдения за индивидуальным здоровьем (например, расчет «индекса здоровья» по показателям пробы Руфье), физической работоспособностью (например, по показателям пробы PWC/170) и умственной работоспособностью (например, по показателям таблицы Анфимова).

- ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью.

4

1




+

1




+

1




+

1








+

3. Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью:

- индивидуализированные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания:

атлетическая гимнастика (юноши): комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии мышц и мышечных групп; комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса.

Ритмическая гимнастика (девушки): стилизованные комплексы ОРУ на формирование точности и координации движений; танцевальные упражнения (приставной, переменный шаг; шаг галопа, польки, вальса); танцевальные движения из народных танцев (каблучный, дробный, русский переменный шаг, тройной притоп, припадание) и современных танцев; упражнения художественной гимнастики с мячом (броски и ловля, отбивы, перекаты, выкруты мяча), со скакалкой (махи, круги, прыжки, переводы, броски), с обручем (хваты, повороты, вращение, броски, прыжки, маховые движения, перекаты).

- индивидуальные комплексы упражнений адаптивной (лечебной) физической культуры в соответствии с медицинскими показаниями (при бронхиальной астме и заболеваниях ССС; при частых нервно-психических перенапряжениях, стрессах, головных болях; простудных заболеваниях).

- комплексы упражнений в предродовом периоде (девушки)

- лыжные прогулки по пересеченной местности,

- оздоровительная ходьба и оздоровительный бег (ориентированные на развитие функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения);

- специализированная полоса препятствия

28

8





+












+







+



+

+

5





+












+







+




+

+

9





+












+







+


+

+



+

6




+












+








+




+

+






Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой

66

17

14

19

16

1.Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой:

- общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью;

-общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки);

- особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели

2

1



+


1






+


+


2.Способы спортивно-оздоровительной деятельности:

-контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий.

-тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта).

2


1

+


1



+

3.Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной направленностью

62

16

13

18

15

Гимнастика с основами акробатики:

- строевые команды и приемы

- длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см (юноши);

- стойка на кистях с помощью (юноши);

- стойка на голове и руках силой (юноши);

- кувырок назад через стойку на кистях (юноши);

- переворот боком

- кувырок вперед, назад слитно;

- сед углом на полу, перекатом назад стойка на лопатках (девочки);

- кувырок назад в полушпагат (девочки);- «мост» с поворотом на одно колено (девочки);

- акробатическое соединение из 6-7 элементов;

- упражнения в равновесии (на бревне, юноши с грузом на плечах);

- лазание по одному и на двух канатах в два приема и без помощи ног;

- опорные прыжки (через препятствия, через коня в длину, в ширину)

6


6

+

+

+

+

+

+

+

+


+

+


+


+


+


+



Легкая атлетика:

- низкий старт, стартовый разгон, с преследованием;

- спортивная ходьба;

- бег спринтерский на 30 м, 60 м, 100 м

- бег кроссовый 2 км; 3 км

- прыжки в длину с места и с разбега способом «согнув ноги», «прогнувшись»;

- прыжки в высоту способом «перешагивание»;

- метание гранаты (500, 700 гр) на дальность с разбега;

13

7

+

+

+

+

+


+

+





6

+

+

+

+

+


+

+

Плавание:

- способы плавания (кроль на груди и спине; брасс);

- прикладные способы плавания (плавание на боку, спасение утопающего);

2





2

+


+

Лыжные гонки:

- попеременные хода;

- одновременные хода;

- попеременный четырехшажный ход;

- полуконьковый, коньковый ходы;

- элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование;

- переход с одновременных ходов на попеременные;

- спуски с поворотами и торможение;

- лыжные походы.

12



12

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Спортивные игры:

Баскетбол:

- специальные упражнения и технические действия без мяча;

- различные передачи в движении;

- ловля мяча после отскока от щита;

- ведение с изменением высоты отскока и скорости;

- броски по кольцу с разных точек;

- зонная защита: индивидуальные тактические действия игроков;

- тактические действия в нападении, прессинг;

- учебно-тренировочная игра;

Волейбол:

- специальные упражнения и технические действия без мяча;

- прием мяча сверху и снизу;

- прием мяча снизу и сверху после подачи;

- разновидности подач: верхняя прямая, верхняя боковая, нижняя прямая, нижняя боковая;

- передачи из зон 1,6, 5в зону 3-2 или 3- 4, - первая передача в зоны 3-2, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом и спиной к цели,

- техника нападающего удара, блокирование;

- учебно-тренировочная игра с заданиями

Футбол (юноши):

- специальные упражнения и технические действия без мяча и с мячом;

- удар по летящему мячу средней частью стопы, головой;

- отбор мяча у соперника;

- остановка мяча грудью, обманные движения;

- отбор мяча у соперника подкатом;

- обводка соперника;

-зонная и персональная защита;

- учебно-тренировочная игра.

22

7


+

+

+


+

+


+


+

+



+

+


+




+

+

+

+

+

+

+

+

4











+

+

+


+

+


+

+

+



4











+

+

+


+

+


+

+

+

7


+

+

+


+

+


+


+

+



+

+


+

+

+


+

+

+

+

+

+

+

+

Атлетические единоборства (юноши):

- основные средства защиты и самообороны: захваты, броски, упреждающие удары руками и ногами, действия против ударов, захватов и обхватов.

- упражнения в страховке и самостраховке при падении.

Аэробика (девушки):

- композиции из ОРУ силовой и скоростно-силовой направленности, с постепенным повышением физической нагрузки (с усилением активности аэробных процессов);

- ОРУ на развитие выносливости, гибкости, координации (включая статическое и динамическое равновесие) и ритма движений.

2

2


+


+



+




+




Развитие физических качеств:

- специализированная полоса препятствий

1


1

+



Национальные виды спорта:

- совершенствование техники соревновательных упражнений.

4


2

+

2

+


Итого

102

27

21

30

24





Содержание курса.

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности.

Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур).

Общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья. Правила и требования по индивидуализации содержания самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой.

Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).

Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой).



Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью.

Индивидуальные комплексы упражнений адаптивной (лечебной) физической культурой в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях зрения, осанки и плоскостопия; при остеохондрозе; бронхиальной астме и заболеваниях сердечнососудистой системы; при частых нервно-психических перенапряжениях, стрессах, головных болях; простудных заболеваниях и т.п.). Комплексы упражнений в предродовом периоде (девушки).

Индивидуализированные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания: Атлетическая гимнастика (юноши): комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии мышц и мышечных группы; комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса.

Ритмическая гимнастика (девушки): стилизованные комплексы общеразвивающих упражнений на формирование точности и координации движений; танцевальные упражнения (приставной шаг; переменный шаг; шаг галопа, польки и вальса»); танцевальные движения из народных танцев (каблучный шаг, тройной притоп, дробный шаг, русский переменный шаг, припадание) и современных танцев; упражнения художественной гимнастики с мячом (броски и ловля мяча, отбивы мяча, перекаты мяча, выкруты мяча), со скакалкой (махи и круги скакалкой, прыжки, переводы скакалки, броски скакалки), с обручем (хваты, повороты, вращения, броски, прыжки, маховые движения, перекаты).

Аэробика (девушки): композиции из общеразвивающих упражнений силовой и скоростно-силовой направленности, с постепенным повышением физической нагрузки (с усилением активности аэробных процессов); общеразвивающие упражнения на развитие выносливости, гибкости, координации (включая статическое и динамическое равновесие) и ритма движений.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности

Наблюдения за индивидуальным здоровьем (например, расчет «индекса здоровья» по показателям пробы Руфье), физической работоспособностью (например, по показателям пробы PWC/170) и умственной работоспособностью (например, по показателям таблицы Анфимова).

Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью.

Спортивно-оздоровительная деятельность

с прикладно-ориентированной физической подготовкой

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели.

Общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью.

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной направленностью.

Гимнастика с основами акробатики: совершенствование техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комбинациях (на материале основной школы). Прикладные упражнения на гимнастических снарядах с грузом на плечах (юноши): ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением; передвижение в висе на руках по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами; лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия. Строевые команды и приемы (юноши).

Легкая атлетика: Совершенствование индивидуальной техники в соревновательных упражнениях (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): кросс по пересеченной местности с использованием простейших способов ориентирования; преодоление полос препятствий с использованием разнообразных способов метания, переноской «пострадавшего» способом на спине.

Лыжные гонки: Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): специализированные полосы препятствий, включающие подъемы, спуски («по прямой» и «змейкой»), небольшие овраги и невысокие трамплины.

Плавание: Совершенствование индивидуальной техники одного из способов плавания (кроль на груди и спине; брасс). Прикладные способы плавания (юноши): плавание на боку; спасение утопающего (подплывание к тонущему, освобождение рук от захватов тонущего, транспортировка тонущего); ныряние в длину; прыжок в воду способом «ногами вниз» (3м).

Спортивные игры: Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе). Прикладные упражнения (юноши): упражнения и технические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление).

Атлетические единоборства (юноши): Основные средства защиты и самообороны: захваты, броски, упреждающие удары руками и ногами, действия против ударов, захватов и обхватов. Упражнения в страховке и самостраховке при падении.

Национальные виды спорта: совершенствование техники соревновательных упражнений.

Способы спортивно-оздоровительной деятельности.

Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий.

Тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта).

Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса.

В результате изучения физической культуры учащийся 11 класса должен:

знать/понимать

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

  • правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

уметь

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

  • выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

  • подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

  • активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.



Уровень физической подготовленности учащихся 16 – 17 лет

Физические способности

Контрольные упражнения

Возраст, лет

Уровень

Мальчики

Девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

Скоростные

Бег 30 м. сек.

16

17

5,2 и ниже

5,1

5,1 – 4,8

5,0 – 4.7

4,4 и выше

4,3

6,1 и ниже

6,1

5,9 – 5,3

5,9 – 5,3

4,8 и выше

4,8

2

Координационные

Челночный бег 3х10 м, сек

16

17

8,2 и ниже

8,1

8,0 – 7,7

7,9 – 7,5

7,3 и выше

7,2

9,7 и ниже

9,6

9,3 – 8,7

9,3 – 8,7

8,4 и выше

8,4

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

16

17

180 и ниже

190

195 – 210

205 - 220

230 и выше

240

160 и ниже

160

170 – 190

170 - 190

210 и выше

210

4

Выносливость

6-минутный бег, метры

16

17

1100 и ниже

1100

1300 - 1400

1300 -1400

1500 и выше

1500

900 и ниже

900

1050 -1200

1050 - 1200

1300 и выше

1300

5

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

16

17

5 и ниже

5

9 – 12

9 – 12

15 и выше

15

7 и ниже

7

12 – 14

12 - 14

20 и выше

20

6

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине (юноши)

Подтягивание на низкой перекладине (девушки)

16

17

16

17

4 и ниже

5

8 – 9

9 – 10

11 и выше

12



6 и ниже

6



13 – 15

13 - 15



18 и ниже

18



Учебные нормативы

Упражнение

юноши

девушки

5

4

3

5

4

3


1

Бег 100 метров

14,2

14,9

15,5

16,0

16,5

17,0


2

Метание гранаты 500 г. (дев.),

700г. (юноши)


38


32


26

23

18

12

3

Прыжок в длину с разбега

460

420

370

380

340

310

4

Бег 2000 м, мин




10.00

11.30

12.30

5

Бег 3000 метров, мин.

15.00

16.00

17.00




6

Прыжок в длину с места, см

240

220

200

205

195

180

7

Лыжные гонки 1 км




5.30

6.00

6.30


Лыжные гонки 2 км

10.00

11.00

12.00

11.00

12.00

13.00


Лыжные гонки 3 км

15.00

16.00

17.00

18.30

19.00

20.00


Лыжные гонки 5 км

27.00

29.00

31.00

34.00

35.00

37.00

8

Бег 30 метров

4,6

4,8

5,1

5,0

5,2

5,4

9

Прыжки через скакалку за 1 мин

140

130

120

140

130

120

10

Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек.





22


17


13

11

Гимнастический мост




8

4

1

12

Подтягивание из виса

12

10

8




13

Подъем переворотом

4

3

2




14

Челночный бег 5Х20

20,2

22,0

25,0

21,5

23,0

26,0

15

Кросс 1000 м.

3.30

3.40

3.55





Критерии и нормы оценки

Оценка успеваемости складывается из нескольких компонентов: оценка техники движений; знания теоретических сведений; результат выполнения нормативных требований.

При оценке успеваемости по легкой атлетике, лыжной подготовке, кроссам, кроме техники движений, учитывается и результат. По другим разделам учитывается техника выполнения и знания учащихся.

Знания теоретических сведений особенно принимаются во внимание при выведении итоговой оценки.

Оценивания теоретические знания учащихся по предмету «Физическая культура », надо учитывает их глубину и полноту, аргументированность, умение использовать полученные знания применительно к конкретному случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Отметку «5» ставят за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, использует примеры из практики или своего опыта.

Отметку «4»оценивают ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Отметку «3» ученик получает за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в излагаемом материале, не содержится должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Отметку «2»ставят за плохое понимание и знание теоретического и методического материала.

Весьма эффективным способом проверки знаний являются ситуации, в которых ученик демонстрирует свои знания в конкретной деятельности. Например, знания упражнений по развитию силы он сопровождает выполнение конкретного комплекса.

Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями

Отметку «5»ставится, если:

-двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Отметку «4»ставится, если:

- двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Отметку «3» ставится, если:

-двигательное действие выполнена основном правильно, но допущены одна или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Отметку «2» ставится, если:

- двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Мелкой ошибкой считается искажение второстепенных элементов, не влияющих на результат действия. Грубыми – пропуски основных элементов, нарушение согласованности движений.

Для более достоверной оценки овладения навыками и умениями, если предоставляется возможность, учащимся дается несколько попыток выполнения упражнений

Критерии оценок умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Отметку «5» ставится, если:

-Учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленных

На развитие конкретного физического качества, или комплекса упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Отметка «4» ставится, если:

-имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Отметка «3» ставится, если:

-учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации комплексов упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, удовлетворительно контролирует ход и итог выполнения задания.

Отметка «2»ставится, если:

-учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно- оздоровительной деятельности.

Невыполнение учебного норматива по независящим от учащихся причинам - отставание в физическом развитии, длительные пропуски уроков по уважительной причине – не является основанием для снижения итоговой оценки. Оценка успеваемости учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе, проводится на общих основаниях за исключением приема нормативов по тем движениям, в которые им противопоказаны.

Не со всеми учебными нормативами легко справляются ребята. Дети с задержкой развития не могут выполнить нормативы по прыжкам в высоту и длину, и, наоборот, школьники с опережающим развитием с трудом подтягиваются, как и дети с избыточным весом. Учитель физкультуры должен подходить строго индивидуально к каждому, давая задания и контролируя их выполнение. И если у учащегося отмечается прогресс, пусть даже пока что в районе «тройки» или «четверки», ребенка можно поощрить отличной оценкой, объяснив, что она за труд, за регулярные тренировки.

Материально-техническое обеспечение:

  • Подвесная перекладина

  • Гимнастическая стенка

  • Канаты для лазания

  • Шест для лазания

  • Канат для перетягивания

  • Перекладина гимнастическая

  • Перекладина пристенная

  • Конь

  • Козел

  • Бревно

  • Лестница горизонтальная

  • Мат гимнастический

  • Скамейка гимнастическая

  • Мостик

  • Штанга

  • Скакалки

  • Гантели

  • Гири

  • Обруч гимнастический

  • Стол теннисный

  • Набор для игры в теннис

  • Ракетка

  • Сетка волейбольная

  • Мяч баскетбольный

  • Мяч волейбольный

  • Мяч гандбольный

  • Мяч футбольный

  • Ворота футбольные

  • Стойки волейбольные

  • Сектор для прыжков в длину и в высоту с разбега

  • Диск

  • Планка для прыжков

  • Палочка эстафетная

  • Мяч для метаний (150 г)

  • Мячи малые резиновые

  • Мячи малые


Двигательные умения, навыки и способности.

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 30, 60, 100 м из положения высокого, низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (девушки), до 25 мин (юноши);

прыгать в высоту с 9-15 м разбега одним из спортивных способов; преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия без опоры и с опорой; преодолевать полосу препятствий; передача эстафетной палочки.

В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды с места и с полного разбега (12-15 м) в пять бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5 х2,5 м с 15-25 м; метать теннисный мяч в вертикальную цель 1х1 м с 15-20 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на перекладине (юноши), на брусьях разной высоты (девушки); выполнять опорный прыжок в длину через коня (высотой 120-125 см) способом ноги врозь (юноши); углом (высотой 110-115 см, девушки).

Висы и упоры: подъем силой, переворотом, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад (юноши). Равновесие на нижней, упор присев на одной ноге, махом соскок (девушки).

Выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов: длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойка на голове и руках силой, стойка на кистях с (помощью), кувырок назад через стойку на кистях, переворот боком (юноши); кувырок вперед, назад слитно, кувырок назад в полушпагат, «мост» с поворотом на одно колено, сед углом на полу, перекатом стойка на лопатках, из стойки на лопатках переворот назад в полушпагат (девушки).

Ритмическая гимнастика – простейшие элементы аэробики (девушки).

Атлетические единоборства (юноши): основные средства защиты и самообороны: захваты, броски, упреждающие удары руками и ногами, действия против ударов, захватов и обхватов. Упражнения в страховке и самостраховке при падении.

Атлетическая гимнастика (юноши).

Лазание по одному, двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); лазание по канату в два, три приема (девушки).

Спортивные игры:

баскетбол – различные передачи в движении, ловля мяча после отскока от щита, ведение с изменением высоты отскока и скорости, броски по кольцу с разных точек, зонная защита – тактические действия игроков, тактические действия в нападении, прессинг, учебно-тренировочная игра;

волейбол – прием мяча сверху и снизу, прием мяча снизу и сверху после подачи, разновидности подач: верхняя прямая, верхняя боковая, нижняя прямая, нижняя боковая, передачи из зон 1,6, 5в зону 3-2 или 3- 4, первая передача в зоны 3-2, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом и спиной к цели, техника нападающего удара, блокирование, учебно-тренировочная игра с заданиями;

футбол (юноши) - выполнять специальные упражнения и тактические действия без мяча и с мячом; удар по летящему мячу средней частью стопы, головой; отбор мяча у соперника; остановка мяча грудью, обманные движения; отбор мяча у соперника подкатом; обводка соперника; зонная и персональная защита; учебно-тренировочная игра.

Лыжные гонки: совершенствовать технику одновременных и попеременных лыжных ходов, изученных по программе основной школы, попеременный четырехшажный ход, коньковый ход, полуконьковый; элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование; переход с одновременных ходов на попеременные, переход с попеременных ходов на одновременные; спуски с поворотами и торможение, лыжные походы.

Плавание: совершенствование одного из способов плавания (кроль на груди и спине, брасс). Прикладные способы плавания: плавание на боку; спасение утопающего (подплывание к тонущему, освобождение рук от захватов тонущего, транспортировка тонущего); ныряние в длину; прыжок в воду способом «ногами вниз» (3 м).

Национальные виды спорта: совершенствование техники соревновательных упражнений (прыжки через нарты, набрасывание аркана на стойку, тройной национальный прыжок).

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже среднего уровня развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.



Список литературы:

  1. В.И. Лях. Пособие для учителя. Физическое воспитание учащихся 10-11 классов. М.: «Просвещение», 2008г. – 125с.

  2. Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский, В.И. Лях. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение», 2008г. - 158с.

  3. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. Сборник нормативных документов (физическая культура). – М.: «Дрофа», 2007 г.

  4. Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. Методическое пособие «Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе 1-11 классы». – М.: «Дрофа», 2008 г.

  5. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. М.: «Просвещение» 2008 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!