Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по физической культуре и авторской программы В.И. Лях. «Физическая культура» : ( Сборник рабочих программ 1-4 классы. М.: «Просвещение»), 2011г.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю).
Реализация учебной программы обеспечивается учебником: Физическая культура. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 1 части. Автор: В.И. Лях., М.: «Просвещение», 2012 год.
Цели обучения:
Задачи обучения:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, сазаньи, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательной . действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями
режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности ;
• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс 102 часа
Знания о физической культуре 3 часа
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности 3 часа
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование 72 часа
Гимнастика с основами акробатики 18 часов
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика18 часов
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Кроссовая подготовка, мини-футбол 18 часов
1. Бег по слабопересеченной местности до 1 км.
2. Равномерный медленный бег до 5 мин.
3. Кросс до 800 м. (мал.) до 500 м. (дев.)
4. Спортивная игра мини-футбол: а) удары по мячу ногой.
б) остановка мяча ногой, отбор мяча.
в) тактические действия в защите и нападении
г) отбор мяча.
5. Бег по пересеченной местности.
6. Равномерный бег до 6 мин.
7. Кросс до 1 км.
8.Бег с преодолением препятствий.
9.Бег по пересеченной местности.
Подвижные игры 18 часов
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол 12 часов
специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол 12 часов
подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Основы знаний (9часов) |
1 | Инструктаж по технике безопасности | 1 | |
Легкая атлетика (24часа) |
2 | Развитие силовых способностей и прыгучести. Прыжки. | 1 | |
3 | Высокий старт, прыжок в длину с места и разбега | 1 | |
4 | Развитие координационных способностей. Эстафеты. | 1 | |
5 | Развитие скоростной выносливости. Игра: « День и ночь». | 1 | |
6 | Медленный бег с изменением направления по сигналу. Игра: «День и ночь». | 1 | |
7 | Развитие скоростно – силовых, способностей, метание. Игра: «Делай наоборот». | 1 | |
8 | Развитие координационных способностей. | 1 | |
9 | Развитие силовой выносливости | 1 | |
10 | Прыжки на двух ногах. Игра: «Салки – догонялки» | 1 | |
11 | ОРУ с теннисным мячом. Игра: «Делай наоборот». | 1 | |
12 | Специальные беговые упражнения. Челночный бег. | 1 | |
13 | Кроссовая подготовка. Бег 1000м. | 1 | |
Основы знаний (9часов) |
14 | Инструктаж по подвижным играм. Знания о физической культуре. | 1 | |
15 | Мозг и нервная система. | 1 | |
Подвижные игры (30 часов) |
16 | Развитие координационных способностей при передаче мяча | 1 | |
17 | Обучение броску баскетбольного мяча. Игра: «Передай мяч». | 1 | |
18 | Закрепление и совершенствование навыков в прыжках. Игра: «Лисы и куры». | 1 | |
19 | ОРУ с малыми теннисными мячами. Игра: «Зайцы в огороде». | 1 | |
20 | Развитие ориентирования в пространстве. Игра: «Платочек» | 1 | |
21 | ОРУ в движении. Построение в круг и колонны по одному. | 1 | |
22 | ОРУ на внимание и координацию. Метание мяча. Игра: «Точный расчет» | 1 | |
23 | Метание мяча в парах по неподвижной мишени. Игра: «Эхо» | 1 | |
24 | ОРУ с гимнастической стенкой. Игра: «Удочка». | 1 | |
25 | Перестроение в круг из шеренги. Игра: «Платочек». | 1 | |
26 | ОРУ с гимнастической скамьей. Эстафеты с передачей малого мяча. | 1 | |
27 | Эстафеты с передачей малого мяча. | 1 | |
28 | Перебрасывание мяча через сетку в парах. Игра: « Перелет птиц». | 1 | |
29 | Перебрасывание мяча через сетку в парах. Игра: « Два мяча». | 1 | |
30 | Овладение элементарными умениями при прыжках через скалку. | 1 | |
31 | Комплексное развитие координационных способностей. | 1 | |
32 | Повторение элементов метания малого мяча. Игра: «Съедобное и несъедобное» | 1 | |
33 | Прыжки через короткую скакалку. Игры в движении. | 1 | |
34 | Ведение мяча. Игра: «Играй, играй мяч!» | 1 | |
35 | Ловля и передача мяча. Игра: « Волк во рву» | 1 | |
36 | Реакция на летящий мяч. Игра: « Мяч водящему « | 1 | |
37 | Реакция на летящий мяч. Игра: «Мяч в обруч» | 1 | |
38 | ОРУ с элементами знакомых танцевальных шагов. Игра: «Фигуры» | 1 | |
39 | Танцевальные шаги: V-степ, двойной шаг, поворот прыжком. Игра: «Фигуры» | 1 | |
40 | Развитие ловкости при броске мяча в корзину. Игра: «Угадай чей голосок» | 1 | |
41 | Ходьба и бег по кругу. Игра: «Ноги от земли» | 1 | |
42 | Игровые задания. Игра: «Деревья и люди» | 1 | |
43 | Ведение мяча в движении. Игра: «Охотники и утки» | 1 | |
44 | Ловля мяча. Игра: «Веселая эстафета» | 1 | |
45 | Передача и ведение мяча. Игры с мячом | 1 | |
Основы знаний(9часов) |
46 | Пища и питательные вещества | 1 | |
47 | Знания о физической культуре | 1 | |
Лыжные гонки (21час) |
48 | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки | 1 | |
49 | Освоение навыков хождения на лыжах | 1 | |
50 | Тренировка в построении с лыжами в руках. Игра: « По местам» | 1 | |
51 | Освоение навыков хождения на лыжах. Ходьба и повороты приставными шагами. | 1 | |
52 | Продвижение скользящим шагом. Игра: «День и ночь» | 1 | |
53 | Развитие координационных способностей при ходьбе на лыжах. Игра: «День и ночь» | 1 | |
54 | Совершенствование умения передвижения скользящим шагом. Игра: «Охотники и олени» | 1 | |
55 | Совершенствование умения передвижения скользящим шагом. Игра: «Охотники и олени» | 1 | |
56 | Развитие координационных способностей при спуске | 1 | |
57 | Обучение спуску в основной стойке. Прохождение дистанции до 1000м скользящим шагом. | 1 | |
58 | Развитие скоростно-силовых способностей. Игра: «Кто дольше прокатится» | 1 | |
59 | Движение скользящим шагом по учебной лыжне. Игра: «Кто дольше прокатится» | 1 | |
60 | Развитие ловкости. Освоение техники лыжных ходов | 1 | |
61 | Попеременный двухшажный ход без палок и с палками | 1 | |
62 | Развитие координационных способностей при спуске | 1 | |
63 | Обучение спуску в основной стойке, торможение падением. | 1 | |
64 | Развитие координационных способностей при ходьбе на лыжах. Игра: «День и ночь» | 1 | |
65 | Повороты на месте, переступания вокруг носков и пяток | 1 | |
66 | Совершенствование умения скользящим шагом. Игра: «Охотники и олени» | 1 | |
67 | Совершенствование умения скользящим шагом. Игра: «Охотники и олени» | 1 | |
68 | Подведение итогов лыжной подготовки | 1 | |
Основы знаний (9часов) |
69 | Вода и питьевой режим | 1 | |
70 | Режим дня и личная гигиена | 1 | |
Гимнастика с элементами акробатики (30часов) |
71 | Техника безопасности на уроках гимнастики с элементами акробатики | 1 | |
72 | Техника безопасности, личная гигиена. Требования к одежде и обуви | 1 | |
73 | Освоение навыков акробатических упражнений. Игра: «У медведя во бору» | 1 | |
74 | ОРУ на месте. Организующие команды и приемы. Перекат вперед в упор присев, кувырок в сторону. | 1 | |
75 | Развитие координационных способностей при лазании, перелезании и переползании. Игра: «Раки» | 1 | |
76 | ОРУ с малым мячом. Ползание по пластунски и лазанье по гимнастической стенке. Игра: «Альпинисты» | 1 | |
77 | Освоение весов и упоров. Игра: «Тише едешь, дальше будешь» | 1 | |
78 | ОРУ в кругу. Организующие команды. Группировка. Перекат вперед в упор присев. | 1 | |
79 | Освоение строевых упражнений. Игра: «Запрещенное движение» | 1 | |
80 | Освоение навыка равновесие. Игра: «Большая кошка» | 1 | |
81 | ОРУ в парах. Упражнение в упоре лежа и стоя на коленях, и в упоре на коне. Игра: «Большая кошка» | 1 | |
82 | Освоение танцевальных элементов. Игра: «Самый ловкий» | 1 | |
83 | Освоение танцевальных элементов, прыжки на скакалке. Игра: «Совушка» | 1 | |
84 | Развитие силы и гибкости. Акробатические упражнения: стойка на лопатках, кувырок вперед. Игра: «Ловишки» | 1 | |
85 | ОРУ в кругу. Наклон вперед из положения сидя. Игра: «Ловишки» | 1 | |
86 | Развитие координационных способностей. Упражнения на осанку. Перелезание через гимнастического козла. Игра: «Море волнуется» | 1 | |
87 | Развитие силы и ловкости. Лазание по канату, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях. Игра: «пройди бесшумно» | 1 | |
88 | Заключительный урок по гимнастике. Игра: « Салки-догонялки» | 1 | |
Основы знаний (9часов) |
89 | История спортивных игр | 1 | |
Легкая атлетика (102) |
90 | Техника безопасности на уроках легкой атлетики | 1 | |
91 | Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей. Игра: «Смена мест» | 1 | |
92 | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Игра: «По местам» | 1 | |
93 | ОРУ в движении. Скоростной бег до 30м. прыжок в длину с места и разбега. Игра: «Вызов номеров» | 1 | |
94 | Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Многоскоки. Игра: «Салки – присядалки» | 1 | |
95 | Совершенствование скоростно-силовых способностей, метание. Игра: «Салки-догонялки» | 1 | |
96 | Развитие координационных способностей. Метание теннисного мяча с места, из положения, стоя боком в направлении метания на точность. | 1 | |
97 | Развитие силовой выносливости. Преодоление полосы препятствий с использованием ходьбы, бега, прыжка | 1 | |
98 | Кроссовая подготовка. Игра: «Третий лишний» | 1 | |
99 | Развитие координационных способностей а прыжках. Эстафеты. Игра: «Воробьи и вороны» | 1 | |
100 | Метание малого мяча из за головы вдаль. Игра: «Живая мишень» | 1 | |
101 | Кроссовая подготовка. Чередование ходьбы, бега. Игра: «Пятнашки» | 1 | |
Основы знаний (9часов) |
102 | Режим дня. Безопасные подвижные игры на улице. Подведение итогов года | 1 | |
10