СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Искусство слова"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи  программы направлены на обучение, воспитание и развитие детей. Они ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения:   -   развитие эстетических способностей;  развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Искусство слова"»

Пояснительная записка к рабочей программе литературного кружка «Искусство слова» в МАОУ «Королевская СОШ» на 2016-2017 учебный год

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы и игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие школьники ограничивают свое общение только компьютерами и телефонами. Всё это не способно компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Существует и другая важная проблема, это страхи, срывы, заторможенность, а у других ребят, наоборот, развязность и суетливость. В сельской местности прикоснуться к искусству бывает не всегда возможно, дети мало читают, кто не ходит в спортивные секции, сидит дома у телевизора и компьютера, а общение? Речь? Манера поведения? Даже на уроках, в привычной обстановке, - скованность, зажатость. Так и возникла идея «побороться за души детей» театром. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, обучения чувствованию и художественному воображению. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский). С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Цели и задачи программы направлены на обучение, воспитание и развитие детей. Они ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения: - развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества. Задачи: - Активизировать познавательный интерес. - Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление. Снимать зажатость и скованность. - Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми. -Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. - Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях. - Развивать интерес к сценическому искусству. - Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться). - Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. - Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

- Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. - Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. - Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление и др.) - Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. - Формировать четкую, грамотную речь. - Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов. - Знакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены, с главными творцами сценического чуда (главными создателями спектакля). - Воспитывать культуру поведения в театре.

Содержание образовательной программы направлено на: -создание условий для личностного нравственного развития, духовно- самореализации и профессионального самоопределения обучающихся, адаптация их к жизни в обществе; -формирование общей культуры обучающихся; -развитие мотивации личности к познанию и творчеству, раскрытие заложенных в ребенке возможностей; -профилактику вредных привычек и правонарушений среди несовершеннолетних через организацию содержательного досуга детей; -укрепление психического и физического здоровья. На основании цели и задач была разработана программа, состоящая из пяти разделов, строящаяся на 10 принципах.

Педагогические принципы театрального творчества

Принцип 1. «Знаешь сам - поделись с товарищем». (Нравственное и интеллектуальное взаимообогащение участников коллектива.) Принцип 2. «Обучаемся играя». (Широкое использование игровой природы ребенка, подростка, юноши в процессе обучения и развития их творческого потенциала.) Принцип 3. «Ребенок - универсальный актер». (Развитие и закрепление знаний и умений участников коллектива при помощи игры с перевоплощением, основанной на творческой сущности детей, подростков и юношества. Идти от воспитанника коллектива, от его возможностей, способностей.) Принцип 4. «Я сам». (Путем самостоятельных творческих работ вырабатывать у воспитанников коллектива умения самостоятельно ориентироваться в области театрального художественносценического творчества.) Принцип 5. «Мы в тебя верим». (Психологическая реабилитация закомплексованных детей, подростков путем выполнения ряда ответственных дел и поручений, проявление веры в творческие силы участников театра.) Принцип 6. «Самооценка». (Формирование адекватной самооценки у воспитанников коллектива.) Принцип 7. «Дал слово - держи».Воспитание высокой личной ответственности у воспитанников коллектива.) Принцип 8. «Лучшие из лучших». (Повышение результативности занятий путем адекватных взаимооценок участников коллектива с подведением общего итога занятий. Формирование здоровой конкуренции у воспитанников театра для повышения качества занятий в кружке и создания ярких актерских работ на сцене.) Принцип 9. «Все, что получил в театре, - в жизни пригодится». (Прививать любовь к коллективному творчеству, к общественно-полезному труду. Использование навыков работы в повседневной жизни, в быту.) Принцип 10. «Идем к единой цели вместе». (Вырабатывать у воспитанников коллектива стремление к достижению общей, единой цели путем коллективных творческих дел.)

Общие методические принципы

Театральные занятия проводятся с детьми 9-15 лет без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях — 10— 15 человек. Организация занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю ( среда, четверг) в 15.00-16.00 ч. Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год, т.е 60 часов (т.к занятия начинаются с октября). Формы контроля: контроль осуществляется в скрытой форме через осуществление практической работы: во время репетиций, бесед, тренировочных упражнений, а также во время показательных выступлений, конкурсов.


Предполагаемые результаты освоения содержания курса

Личностные : - Мотивировать учебную деятельность, осознавать свои потребности, интересы, ценности, свое место в обществе, перспективы развития личности в выбранном направлении; - формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, овладевать общими для всех людей правилами поведения при сотрудничестве (этические нормы), овладевать набором социальных ролей, необходимых для достижения поставленных целей; Метапредметные: Регулятивные УУД: - Научиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией; - работать по предложенному учителем плану. - отличать верно выполненное задание от неверного; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: - Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: из словесной в драматическую, составлять рассказы и ситуации. Коммуникативные УУД: - Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль приемами и средствами драматургии; - критично относиться к собственному мнению, понять другие позиции, быть готовым изменить свою точку зрения, - слушать и понимать речь других, владеть приемами монологической и диалогической речи; - читать и пересказывать текст, вести «диалог с автором»; - организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом; - совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятий и следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты УУД - описывать внутренние и внешние черты героев и предметов; - развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление; речевое дыхание и правильную артикуляцию, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление и др.), четкую, грамотную речь, дикцию. - развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и

превращаться), навыки действий с воображаемыми предметами. - развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, пользоваться разнообразными жестами -давать определения понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии, определять последовательность событий.

Предполагаемые умения и навыки Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. Уметь запоминать заданные руководителем мизансцены. На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Ожидаемые практические результаты: 1. Участие коллектива в мероприятиях школы, праздниках и праздничных концертах, проводимых на сцене в школе, в ДК с. Королево, в районных смотрах – конкурсах. 2. На занятиях кружка дети пробуют свои силы в разных ролях: актера, режиссера, певца. Конечно, наш кружок не ставит цель растить будущих актеров, художников или писателей. Но я полностью согласна с мнением психолога Л.С. Выгодского: « Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и только тогда драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!» Занятия драматическим искусством, в силу своей специфики, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания, оттачивают речь, прививают любовь к литературе, национальному искусству, повышают общую культуру. Наши дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен.

Программное обеспечение 1-й раздел - «Организационное занятие» - предполагает запись в кружок, разъяснение учащимся предмета деятельности в кружке, целей и задач. 2-й раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:  Особенности театрального искусства.  Виды театрального искусства.  Рождение спектакля.  Театр снаружи и изнутри.  Культура зрителя. 3-й раздел — «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. 4-й раздел —«Работа над спектаклем» — включает в себя следующие темы:  Знакомство с пьесой;  От этюдов к спектаклю;  Показ и анализ спектакля. 5-й раздел – «Подведение итогов, анализ деятельности и результатов занятий в драматическом кружке за учебный год»

Основное содержание занятий

Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы.) Она включает предварительный разбор пьесы, работу, непосредственно связанную с воплощением сцен, картин, эпизодов, и, наконец, беседы по теме пьесы, оформление спектакля и его показ зрителям. Программа предусматривает проведение теоретической и практической части. Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно, раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом. Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помочь им понять, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание программа уделяет умению действовать словом, т.к. прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. С этой целью проводятся игры, упражнения, учебные этюды-импровизации. Наряду с работой над пьесой, беседами об искусстве, в т.ч. и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства, запланированы совместные просмотры спектаклей, выполнение школьниками самостоятельных творческих заданий: рассказы по прочитанным книгам, отзывы о театральных просмотрах. Большую часть программы занимает практическая деятельность учащихся по освоению и закреплению способов выражения образов героев (репетиции). Репетиции с готовыми элементами оформления. Обсуждение и изготовление декораций и костюмов. Сбор необходимых вещей, материалов и деталей для изготовления декораций и костюмов. Подготовка музыки, светового оформления. Обсуждения, замечания, выявление недочетов и посильное их устранение. Обсуждение своих постановок со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом – все это составляет основное содержание занятий драматического кружка.

Содержание программы драматического кружка «Искусство слова»


Тема 1: - Организационное занятие: «Давайте устроим театр». Запись в кружок: Вводное занятие. Цели и задачи работы кружка.

Тема 2: Основы театральной культуры. «Что такое театр?» Беседа. Понятие – театр, драматургия. История театра. Основы театральной культуры Краткие сведения о театре: театр – искусство коллективное, спектакль – результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура в театре. История зарождения и развития театра. Театр Древней Греции. Народные игры, искусство скоморохов. Общественное назначение театра. Виды театров: театр драматический, театр кукол, музыкальный. Любительский театр. Школьный театр. Значение театра, его отличие от других видов искусства. Сценическое действие как основа актёрского творчества. Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. Целенаправленность, логика, последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия. Первостепенная роль актёра. Развитие наблюдательности. Упражнения, игры, помогающие развитию этих качеств.

Тема 3: Культура и техника речи.

Слово и современная сцена. а) Слово в жизни и на сцене. б) Дикция в звучащем слове. в) Дикция и артикуляционный аппарат. г) Артикуляционная гимнастика. д) Речевые игры. Упражнения и игры на артикуляцию, дикцию, интонацию. Выразительность речи.

Игры, упражнения, этюды: а) Действия с реальными предметами в предлагаемых обстоятельствах. б) Действия с воображаемыми предметами. в) Упражнения на развитие образных представлений г). Сюжетные этюды на общение без слов. д) Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика. е) Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

Упражнения на развитие воображения.

Культура зрителя.

Тема 4: Работа над спектаклем

Рождение спектакля. Многообразие выразительных средств в театре: декорация; костюм; грим; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление.

Программа предусматривает закрепление теоретических знаний учащихся в практической работе. - Чтение материала: сказок, стихов, сценок. а) Разбор, обсуждение инсценированных сценок. б) Разбор по событиям. Анализ поступков и поведения действующих лиц. - Работа над текстом. Чтение по ролям. Упражнения. Активное отношение к тексту.

- Словесное действие. Упражнения. Воздействие текстом на партнёров. - Общение. Взаимодействие. Этюды. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия: групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. - Понятие о мизансценировании. Мизансценирование сценок. - Репетиции. - Работа с оформлением. Освоение элементов оформления, реквизита. - Показ и анализ спектакля.

Подбор литературного материала для освоения программы и осуществления воспитательных целей драматического кружка

1. УНТ: мифы, легенды и сказки народов мира. А) Народные сказки. «Морозко» Б) «Мифы народов мира». 2. Современная литература А) Литературно-музыкальная композиция к юбилейным датам русских писателей и поэтов Б) Стихотворения к Дню Победы В) Юмор и сатира в нашей жизни Г) Пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Тема 5: Подведение итогов работы драматического кружка, обсуждение перспективного плана на следующий учебный год. Награждения.






















Календарно – тематическое планирование


№ п\п

Тема

Количество часов

Дата проведения

1

Организационное занятие: «Давайте устроим театр».


1


2

Основы театральной культуры. Понятие – театр, драматургия. История театра

1


3-5

Культура и техника речи. Упражнения и игры на артикуляцию, дикцию, интонацию


3


6-8


Работа над спектаклем. Народные сказки «Морозко»

3


9-10

Литературно-музыкальная композиция ко дню рождения С.Есенина.

2


11

Иллюстрации театров России


1


12-13

Пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль». Знакомство с произведением. Тема, идея произведения. Распределение ролей.

2


14-15

Выразительное чтение по ролям. Пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль».

2


16-20

Репетиции.


5


21-22

Генеральная репетиция. Выступление.


2


23-25

Многообразие выразительных средств в театре: декорация; костюм; грим; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление

3


26-29

Упражнения и этюды. Диалог актеров. Работа над словом

4


30-31

Юмористические и сатирические этюды на тему «Школьные будни». Подбор материала. Распределение ролей.

2


32-35

Репетиции


4


36-37

Генеральная репетиция. Выступление.



2


38-40

Диалог актеров. Импровизация.


3


41-42

Обсуждение сценария литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы

2


43-44

Музыкальное оформление композиции: поиск музыкальных фрагментов, запись на носители.

2


45-47

Репетиции


3


48-49

Генеральная репетиция.


2


50-51

Мифы народов мира. Чтение и обсуждение.


2


52

Просмотр презентации о театрах античности.


1


53-56

Создание декораций и костюмов


3


57

Защита костюма.


1


58-59

Создание альбома с фотографиями об участии кружка в жизни школы.

2


60

Подведение итогов работы кружка, обсуждение перспективного плана на следующий учебный год. Награждения.

1



Итого:

60 часов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!