СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок. Искусство сценического слова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Искусства сценического слова"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования. Кружок. Искусство сценического слова.»



































Рабочая программа кружка «Искусство сценического слова»


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программ «Искусство сценического слова» (далее - Программа) МАОУ СОШ №4 г.Черняховска (далее - Учреждение) разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» №1008 от 29.08.2013 г., положения «О дополнительных общеразвивающих программах», утвержденного И.В.Донченко, директором Учреждения, от 23.08.2016 г. № 162-ОД

Дополнительная общеразвивающая программа «Искусство сценического слова» (далее – Программа) предназначена для обучающихся 5-11 классов

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

На современном этапе образования в школе появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы не только на уроках, но и во внеурочной кружковой деятельности

Выразительное чтение может быть названо действенным средством не только обучения и воспитания, но и формирования речевой и коммуникативной культуры.

Давно известно, что голос автора на уроках словесности может быть услышан только через выразительное чтение его произведения учителем и учащимися. Ещё М. А. Рыбникова в далёкие пятидесятые годы двадцатого века говорила: «Выразительное чтение – это та первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе, которая для нас важнее всякой наглядности зрительного порядка. Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определён основной метод проникновения слова в сознание – метод его выразительного произнесения».

К. С. Станиславский называл исполнение художественного текста словесным действием. «Говорить – значит действовать», - часто повторял он. Звучащее слово только тогда приобретает силу воздействия, когда чтец превратит «чужие, навязанные ему слова» в «его собственные, нужные, необходимые».

Если учащийся заучивает текст просто для ответа, его отношение к литературному материалу остаётся пассивным, он не проникает в текст глубоко и не помышляет ни о каком творчестве. Если же перед учащимся ставится цель: сумей воздействовать художественным словом хотя бы на своих товарищей по школе, не просто произноси слова поэта, но наполни их своим отношением, своей мыслью, своим чувством, то для этого учащемуся потребуется вдумываться, вчитываться в текст, мобилизовать знания основ выразительного чтения.

Данная  программа составлена на основе: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М. Просвещение, 1981; Программы общеобразовательных учреждений. Театр: 1-11 классы. М., Просвещение, 1995.


Направленность Программы - художественная


Актуальность Программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.


Новизна Программы состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты. 

Педагогическая целесообразность Программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству. Следовательно, необходимо через дополнительное образование прививать у детей любовь к русскому литературному языку, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития.

Выразительное чтение может быть названо действенным средством не только обучения и воспитания, но и формирования речевой и коммуникативной культуры.

В связи с постоянным традиционным проведением конкурсов чтецов различного уровня, частотой мероприятий, желанием обучающихся принимать участие в данном виде конкурсных выступлений, одобрением и поддержкой со стороны родителей, кроме того, необходимостью развития навыка публичных выступлений было принято решение об организации кружка, работа которого была бы направлена на развитие умения выразительно читать прозаические и поэтические тексты.


Цели:

  1. Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей

свободно передавать свои мысли и чувства;

знакомство с основами выразительного чтения,  применение на практике полученных знаний, формирование речевой и коммуникативной культуры учащихся.

  1. Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;

  2. Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;


Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости, развитие творческого  потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство.


Поставленные цели раскрываются в следующих задачах:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами

-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения


Сроки реализации Программы - 1 учебный год (52 недели – 52 часа)


Планируемые результаты:

1. Повышение уровня языкового развития школьников.

2. Повышение речевой культуры учащихся.

3. Совершенствование навыков лингвистического анализа.

4. Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.

5. Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

6. Формирование социальной активности и коммуникабельности.

Обучающийся должен уметь:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

приобрести навык:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5. Коллективного творчества

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности перед коллективом.



Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.

Программа содержит теоретический и практический (творческий) разделы

Теоретический раздел предполагает  анализ речевых понятий и приёмов при работе с текстом для выразительного чтения.

Цель занятий-практикумов – отработка навыков выразительного произнесения текста, технологии написания «нот выразительного чтения».

Формы подведения итогов реализации Программы: участие в очных и дистанционных творческих конкурсах , индивидуальные и групповые постановки


Результативность работы кружка  

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Ребята должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.


Диагностика достижения воспитательных результатов

Основными результатами воспитательной деятельности являются:

 способность к конструктивному совместному труду

 творческая активность

 отношения учащихся к культуре

 творческие работы учащихся, их достижения в отдельных видах искусства и культуры

повышение уровня художественного восприятия произведений культуры, умение оценивать чужое творчество и давать адекватную оценку собственному

 развитие художественного вкуса

 приобретение речевых навыков





Учебно-тематический план.


Тема (блок)

Кол – во часов

В том числе

Использ.

ИКТ

Теория

Практика

1

Введение

1


1






2

Техника речи

5


1

4

Презентация



3

Правила литературного произношения

3

1

2

Аудиозапись

4

Интонация

7

1

5



5

Рассказывание

6

1

5

Аудиозапись



6

Мимика и жестикуляция

8

1

7

Просмотр фильмов


7.

Формы построения стихотворений


9


4

5



8

Средства выразительности

7


3


4





9

Работа по индивидуальным маршрутам

5


5


10

Отчет по индивидуальным маршрутам

2


2



Всего часов

52

13

39


Содержание разделов Программы.


Тема (блок)

Кол-во час.

Форма занятия

Учебный материал

1

Введение

1)Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»


1

Беседа (теория)

Лекция учителя

2

Техника речи.

2)Искусство дыхания

1

Беседа (теория)

Стихи А.С.Пушкина

3)Голос

1

Практическое

Стихи Н.А. Некрасова

4)Дикция

1

Практическое

Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся


1

Практическое

Стихи о Родине

6)Конкурс чтецов (любимые стихи)


1

Конкурс

Стихи о Родине

3

Правила литературного произношения

7)Теоретические сведения о логике чтения.


1



Беседа (теория)


Лекция учителя

8)Орфоэпическое произношение


1

Практическое

Стихи о родной природе

9)Тренировочные упражнения

1

Практическое

Стихи А.Блока

4

Интонация.

10)Темп. Ритм.

1

Беседа (теория)

Стихи В. Маяковского

11)Эмоционально-образная выразительность

1

Практическое

Стихи Сергея Есенина

12)Сопереживание.

1

Практическое

Стихи патриотической тематики

13)Паузы

1

Практическое

Любовная лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова


14) Чтение по ролям

1

Практическое

А.П. Чехов «Хамелеон»

15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

2

Конкурс

Стихи С. Есенина,

Ф. Тютчева, А. Фета и др.

16)Выразительное чтение прозы

1

Практическое

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

5

Рассказывание

17)Виды рассказывания


1

Беседа (теория)

Лекция учителя

18)Рассказ близкий к тексту

1

Практическое

Рассказ А.П. Платонова «Юшка»

19)Рассказ в сокращении

1

Практическое

И.С.Тургенев «Бирюк»

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

1

Практическое

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

21)Импровизированный рассказ

1

Практическое

А.П. Чехов «Хирургия»

22)Рассказывание в детской аудитории

1

Практическое

А. Гончарова «История енотикаЕни»

6

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте


1


Беседа (теория)


Лекция учителя

24)Особенности чтения басни.

1

Практическое

Басни И. С. Крылова.

25)Чтение оды

1

Практическое

Оды  Державина, Ломоносова

26)Баллады

2

Практическое

Баллады В. А. Жуковского

27)Конкурс чтецов

3

Конкурс

Произведения разных литературных жанров.

7

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы.



2


Беседа (теория)

Лекция учителя

А.Кольцов« Кольцо»


29) Эхо рифма

3

Практическое

В.С. Курочкин «Я не поэт…»

30) Фигурные стихи

2

Практическое

Стихи В. Брюсова

31)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Пейзажная лирика

8

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория


3


Беседа (теория)


Лекция учителя

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

2

Практическое

Патриотическая лирика

34)Подведение итогов работы. Задание по индивидуальным маршрутам

2

Практическое


35)Работа по индивидуальным маршрутам

5

Практическое


36) Отчет о работе по индивидуальным маршрутам

2

 Практическое

 Чтение наизусть проработанного отрывка по выбору



 



















Календарный учебный график


Календарные месяцы

Содержание

Цели и задачи

Методы и приёмы

Наглядность

Примеча

ние


Сентябрь

  1. Вводное. Цели и задачи кружка «Искусство сценического слова»

Техника речи. Органы дыхания. Произвольное и непроизвольное дыхание

Голос. Адаптивность. Суггестивность

Артикуляционные движения. Дикция

  1. Искусство дыхания.

  2. Голос

  3. Дикция


Рассмотреть значение языка в жизни общества. Познакомиться с именами ученых-лингвистов и значением их трудов.

Формировать умение сопоставлять звучание языков.

Воспитывать понимание ценности умения владеть речью

Рассказ, поиск информации, работа с источником, учебной литературой, фономатериалом. Информационно-рецептивный метод.

Дыхательная гимнастика

Фото актеров









Беседа по лекции

Октябрь

  1. Индивидуальная работа над дикцией учащихся

  2. Конкурс чтецов (любимые стихи)

  3. Теоретические сведения о логике чтения

  4. Орфоэпическое произношение

Формировать навыки правильного произнесения звука

Совершенствовать и обогащать устную речь учащихся.

Формировать знания и умения по подбору материала,

Поиск информации, объяснение, обобщение материала, использование Интернет-технологий,

Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров.


Ноябрь

  1. Тренировочные упражнения

Интонация.

  1. Темп. Ритм.

  2. Эмоционально-образная выразительность

  3. Подготовка к конкурсу «Рождество – время чудес


Формировать навыки правильного произнесения звука

Совершенствовать и обогащать устную речь учащихся.

Формировать знания и умения по подбору материала,

Поиск информации, объяснение, обобщение материала, использование, Интернет-технологий,



Иллюстрации с изображением различных эмоций.


Декабрь

  1. Паузы. Подготовка к конкурсу «Рождество – время чудес»

  2. Чтение по ролям

  3. Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

  4. Выразительное чтение прозы

Формировать знания и умения по подбору

Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры человечества

Совершенствовать и обогащать устную речь учащихся .

.

Поиск информации, объяснение, обобщение материала, использование, Интернет-технологий, оформление

Чтение по ролям

Иллюстрации «Рождество». Портреты исполнителей.

Аудиозаписи чтения профессионаллов

Январь


  • Рассказывание

  • 17. Виды рассказывания

  • 18. Рассказ близкий к тексту

  • 19. Рассказ в сокращении

Формировать умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.

Развивать речь, обогащая словарный запас учащихся.

Совершенствовать навыки владения вниманием слушателей.


Метод инсценизации, создание проблемной ситуации,

Плакат «Крылатые выражения», иллюстрации к басням И.А. Крылова.


февраль

20. Рассказ с изменением лица рассказчика

21. Импровизированный рассказ

22. Рассказывание в детской аудитории


Мимика и жестикуляция

23. Понятие о мимике и жесте

Подготовка инсценировки к конкурсу «Книги-юбиляры»

Формировать умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.

Развивать речь, обогащая словарный запас учащихся.

Совершенствовать навыки владения вниманием слушателей.


Метод инсценизации, создание проблемной ситуации,.

Иллюстрации к лирическим произведениям.


Март

24. Особенности чтения басни

Подготовка инсценировки к конкурсу «Книги-юбиляры»


25. Чтение оды

Подготовка инсценировки к конкурсу «Книги-юбиляры»


26-27 Баллады

Подготовка к конкурсам «Живая классика» и «Звезды Балтики»


28-29 Конкурс чтецов

Подготовка к конкурсам «Живая классика» и «Звезды Балтики


Формировать умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.

Развивать речь, обогащая словарный запас учащихся.

Совершенствовать навыки владения вниманием слушателей.


Метод инсценизации, создание проблемной ситуации,

Иллюстрации к басням.

Портреты авторов

Презентация


Апрель

Формы построения стихотворений

31-32. Что такое рифма

Подготовка к конкурсам «Живая классика» и «Звезды Балтики»

33-35. Эхо рифма

36.- 37. Фигурные стихи

38-39. Конкурс чтецов


Формирование личностных компетенций обучающихся в исследовательской деятельности. Определять вид рифмы на слух.

Развивать устную речь, обогащать словарный запас.

Совершенствовать навыки владения вниманием слушателей.


Поиск информации, объяснение, обобщение материала, оформление литературоведческого материала

Раздаточный материал виды рифм, оформление стихотворного текста



Май

Средства выразительности

40-42. Что такое метафора, олицетворение, аллегория

43-44. Конкурс чтецов ко Дню Победы


Развивать устную речь, обогащать словарный запас.

Совершенствовать навыки владения вниманием слушателей.

Формировать умения ориентироваться в теоретическом материале.

Поиск информации, объяснение, обобщение материала, оформление литературоведческого материала.

Информационно-рецептивный метод

Презентация «Художественные средства выразительности»


Июнь

45-46. Подведение итогов работы.

Задания по индивидуальным маршрутам на лето.

Формирование личностных компетенций обучающихся в поисковой деятельности.

Развивать устную речь, обогащать словарный запас.

Совершенствовать навыки владения вниманием слушателей.

Поиск текстов для исследования и заучивания для конкурсного представления


Презентации


Июль

47-50 Работа по индивидуальным маршрутам

Развивать интерес к литературе.

Формировать навыки публичной речи.

Поиск информации, обобщение,


Представление конкурсная работа

Самостоятельная деятельность по индивидуальному маршруту

Август


51-52. Отчет по индивидуальным маршрутам

Формирование личностных компетенций обучающихся в поисковой деятельности.

Развивать устную речь, обогащать словарный запас.

Совершенствовать навыки владения вниманием слушателей.


Художественное чтение прозаического и стихотворного текста

Конкурсное чтение

Самостоятельная деятельность по индивидуальному маршруту


Система оценивания результатов.

Результативность оценивается по итогам различных творческих конкурсов художественного чтения и театрализованных представлений.


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

устойчивая мотивация только в некоторой части занятия

отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений

- отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания

- иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми

- стесняется выступать перед своей группой

- допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин

- не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива

- низкая скорость решений

- кривляется и смеётся во время исполнения этюдов


положительная мотивация к занятию вообще

увлеченность при выполнении упражнений

- испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий

- неактивен в работе малых групп

- испытывает стеснение в присутствии зрителей

- пропускает занятия только по уважительной причине

- средняя скорость решений

- видит разницу между кривляньем и перевоплощением в игре


- устойчивая мотивация именно к театральному творчеству

- активность и увлеченность в выполнении заданий

- умеет конструктивно работать в малой группе любого состава

- творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определенный период обучения

- умение выполнять упражнения при зрителях-одноклассниках

- пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске

- высокая скорость решений

- всегда выполняют задания



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • компьютер;

  • проектор;

  • интерактивная доска

  • видеоплеер;

  • телевизор;

Комплекты:

  • видеофильмов, аудиокассет;

  • портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;

  • программные иллюстрации.

Программное обеспечение:

    • операционная система Windows 98/Me (2000/XP);

    • текстовый редактор MSWord;

Электронные пособия:

    • Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;

    • 1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;

    • Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Информационно-методическое обеспечение


1) А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2013 год

2) Э. Вартаньян . «Рождение слова». Изд-во «Детская литература» . М.: 2014 год

3) Алексей Югов «Думы о Русском слове». «Библиотека любителям Рос-сийской словесности». М.: 2 011 год

4) В. М. Мокиенко. «В глубь поговорки» . Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений . Изд-во «Просвещение» М.: 1975 год

5) Э. Вартаньян «Путешествие в слово». Изд-во «Советская Россия» М.: 20015 год

6) Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие. Москва 2013 год

7) В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 20010 год.

8) О.В. Кубасова «Выразительное чтение».

9) Техника сченической речи. Библиотека актера. https://www.proza.ru/2010/12/20/1670

10) Основы дикции. Сценическая речь. http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79-osnovy-diktsii-stsenicheskaya-rech

11) Упражнения по сценической речи https://chaikinavika1972.jimdo.com/%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%B8-%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%85/

12) Упражнения по сценической речи http://act-master.ru/5-scen-rech/

13) Актерское мастерство https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/rech.php













5










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!