СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Школа конферанса"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характерной чертой последнего времени, на которое с тревогой обращают внимание не только филологи или педагоги, но и люди самых различных профессий, стало падение уровня речевой культуры, особенно заметное в средствах массовой информации (телевидение, радио), но всё чаще проявляющее себя и в таких видах искусства как эстрада, даже театр.

Причин у этого негативного явления много. Конечно, сказывается «наступление» массовой культуры, ориентированной на стереотипное, бездумное «потребление», при котором «живое слово» теряет свою уникальность, неповторимость и превращается в один из инструментов «продажи культурного товара».

Но не менее важную роль играет снижение контроля за речевой культурой детей и подростков в образовательных учреждениях, чему в значительной мере способствуют акцент на тестовые технологии образования, уменьшение количества устных экзаменов и недостаточное количество времени на непосредственное речевое общение преподавателя со студентами и самих подростков между собой в ходе уроков и во внеурочное время.

В результате, многие юноши и девушки сталкиваются с немалыми трудностями при попытках получить профессии, связанные с необходимостью постоянного речевого общения.

Несмотря на все достижения техники, значение публичной речи сейчас не падает, а, наоборот, возрастает. Можно сказать, что любой современный образованный человек заинтересован в том, чтобы точно, грамотно, ясно, а при необходимости, и образно, доносить свои мысли до других людей, уметь не просто читать с выражением напечатанный на бумаге текст, но и произносить его, сохраняя живой контакт с собеседниками, слушателями, публикой.

Поэтому чрезвычайно важно прививать ребёнку интерес к звучащему слову, научить его стремиться к гармонии между мыслью и словом, так развить его речевые способности, чтобы он не боялся свободно говорить в любой аудитории, умел устанавливать полноценный речевой контакт и со своими сверстниками, и с более старшими людьми, в том числе и с педагогами.

На это ориентирована и настоящая программа, но её новизна и отличие заключаются в том, что обучение искусству звучащего слова и развитие с его помощью общей речевой культуры осуществляется на основе приобщения подростков к жанру конферанса и овладения ими основами самостоятельного написания сценарных планов, литературных «подводок» к концертным номерам различных жанров, текстов ведущих к открытию и закрытию массовых мероприятий различных форматов; а также – к исполнительскому искусству конферансье.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Школа конферанса"»




Содержание программы



  1. Пояснительная записка

  2. Учебно – тематический план

  3. Календарно-тематический план

  4. Содержание изучаемого курса

  5. Oбеспечение программы

  6. Ожидаемые результаты

  7. Список литературы






























  1. Пояснительная записка


Характерной чертой последнего времени, на которое с тревогой обращают внимание не только филологи или педагоги, но и люди самых различных профессий, стало падение уровня речевой культуры, особенно заметное в средствах массовой информации (телевидение, радио), но всё чаще проявляющее себя и в таких видах искусства как эстрада, даже театр.

Причин у этого негативного явления много. Конечно, сказывается «наступление» массовой культуры, ориентированной на стереотипное, бездумное «потребление», при котором «живое слово» теряет свою уникальность, неповторимость и превращается в один из инструментов «продажи культурного товара».

Но не менее важную роль играет снижение контроля за речевой культурой детей и подростков в образовательных учреждениях, чему в значительной мере способствуют акцент на тестовые технологии образования, уменьшение количества устных экзаменов и недостаточное количество времени на непосредственное речевое общение преподавателя со студентами и самих подростков между собой в ходе уроков и во внеурочное время.

В результате, многие юноши и девушки сталкиваются с немалыми трудностями при попытках получить профессии, связанные с необходимостью постоянного речевого общения.

Несмотря на все достижения техники, значение публичной речи сейчас не падает, а, наоборот, возрастает. Можно сказать, что любой современный образованный человек заинтересован в том, чтобы точно, грамотно, ясно, а при необходимости, и образно, доносить свои мысли до других людей, уметь не просто читать с выражением напечатанный на бумаге текст, но и произносить его, сохраняя живой контакт с собеседниками, слушателями, публикой.

Поэтому чрезвычайно важно прививать ребёнку интерес к звучащему слову, научить его стремиться к гармонии между мыслью и словом, так развить его речевые способности, чтобы он не боялся свободно говорить в любой аудитории, умел устанавливать полноценный речевой контакт и со своими сверстниками, и с более старшими людьми, в том числе и с педагогами.

На это ориентирована и настоящая программа, но её новизна и отличие заключаются в том, что обучение искусству звучащего слова и развитие с его помощью общей речевой культуры осуществляется на основе приобщения подростков к жанру конферанса и овладения ими основами самостоятельного написания сценарных планов, литературных «подводок» к концертным номерам различных жанров, текстов ведущих к открытию и закрытию массовых мероприятий различных форматов; а также – к исполнительскому искусству конферансье.


Цель программы – формирование у студентов высокой речевой культуры (логически осмысленной, ясной и грамотной речи) как средства личностной самореализации в области конферанса (исполнение художественных произведений и ведение концертов и массовых мероприятий различного формата).

Задачи программы

Обучающие:

  • овладение техникой речи: речевым дыханием, чёткой артикуляцией и дикцией, грамотным произношением;

  • обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения;

  • обучение овладению содержательной, действенной и стилевой природой авторского слова;

  • освоение особенностей ведения массового мероприятия в соответствии с его форматом.

Развивающие:

  • развитие ассоциативного, образного и логического мышления;

  • формирование культуры восприятия актёрского исполнения;

  • приобретение умения управлять собственным вниманием, активизировать фантазию и воображение;

  • развитие способности фиксировать и осмысленно комментировать особенности окружающего мира, поведения людей;

  • развитие культуры речевого общения;

  • ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки произведения;

  • приобретение умения грамотно анализировать сценарий предполагаемого массового мероприятия, выявлять его основную задачу и выстраивать сценарий под её решение.

Воспитательные:

  • овладение правилами публичного поведения (на сцене, при посещении культурно-массовых мероприятий в качестве зрителя);

  • формирование самоорганизованности и трудолюбия;

  • воспитание любви к родному языку, его красоте, чистоте, поэтичности, выразительности;

  • закрепление чувства коллективизма и взаимопомощи.

Программа кружка «Школа конферанса» рассчитана на 1 год обучения, в объеме 240 часов. Количество обучающихся – 14 человек. Возраст от 15 до 18 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю: 3 часа.





























  1. Учебно – тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теорет.

Практ.


Раздел 1. Прослушивание

2

-

2

1.1

Прослушивание

2

-

2


Раздел 2. Вводное занятие

2

2


2.1

Цели и задачи кружка. Инструктаж

2

2

-


Раздел 3. Основы речевого тренинга

162

15

147

3.1

Основы речевого тренинга

15

15

-

3.2

Установочные упражнения

12

-

12

3.3

Подготовительная артикуляционная гимнастика

14

-

14

3.4

Упражнения со звуками речи

33

-

33

3.5

Звукоазбука

24

-

24

3.6

Развитие диапазона и силы голоса при отработке отдельных звуков и слогов

6

-

6

3.7

Соединение элементов тренинга в работе над техническим текстом

6

-

6

3.8

Соединение техники речи с мастерством актера

21

-

21

3.9

Диалоги в воспитании навыков сценического общения

31

-

31


Раздел 4.

48

-

48

4.1

Работа над репертуаром

48

-

48


Раздел 5.

26


26

5.1

Импровизация

26

-

26


Итого:

240

17

223

















III. Календарно-тематический план кружка «Школа конферанса»


№ п/п

Название темы

Количество часов

Календарный срок




Сентябрь

1

Прослушивание. Инструктаж по ТБ

2


2

Вводное занятие. Цели и задачи кружка

2


3

Основы речевого тренинга. Речевой аппарат

4


4

Речевой тренинг

4


5

Образные представления

4


6

Вибрационные ощущения

4


7

Мышечные ощущения

2


8

Опора звука

1



ИТОГО:

24





Октябрь

9

Установочные упражнения. Правильная осанка

4


10

Умение напрягать и расслаблять мышцы

2


11

Упражнения над смешанно-диафрагмальным дыханием. Фонационное дыхание

4


12

Упражнение «Гавайская гитара»

2


13

Подготовительная артикуляционная гимнастика

2


14

Массаж

2


15

Упражнения для языка

2


16

Упражнения для губ

2



ИТОГО:

24





Ноябрь

17

Дыхательные упражнения без звуков

4


18

Упражнения для нижней челюсти

2


19

Артикуляционная установка звуков П, Т, К, Ф, С, Ш, Х,Ч

2


20

Дыхательные упражнения со звуками речи

4


21

Свободное резонаторное звучание

4


22

Свободное резонаторное звучание

4


23

Выравнивание гласных. Артикуляционная установка сонорных М, Н, Л, Р

2


24

Артикуляционная установка сонорных М, Н, Л, Р

2



ИТОГО:

24





Декабрь

25

Артикуляционная установка Ш, Ц

3


26

Артикуляционная установка гласных

4


27

Разучивание скороговорок

4


28

Усложненные сочетания согласных

2


29

Усложненные сочетания согласных

2


30

Звукоазбука. Б-П

3


31

Дикционная отработка звуков В-Ф

3


32

Дикционная отработка Г-К-Х

3



ИТОГО:

24





Январь

33

Дикционная отработка звуков Д-Т

3


34

Дикционная отработка звуков Ж-Ш

3


35

Дикционная отработка звуков З-С

3


36

Дикционная отработка звуков Л, М, Н

3


37

Дикционная отработка звуков Р, Ц, Ч

3


38

День студентов

1


39

Развитие диапазона и силы голоса при отработке отдельных звуков и слогов

2


40

Разучивание скороговорок, пословиц, стихов

6



ИТОГО:

24





Февраль

41

Отработка текстов в трех темпах произнесения. Упражнения на воображение

3


42

Упражнение на развитие силы голоса. Монолог из двух скороговорок

3


43

Соединение техники речи с мастерством актера.

10


44

Как читать стихи.

8



ИТОГО:

24





Март

45

Главное свойство стихотворной речи.

3


46

Концерт к 8 марта

2


47

Рифма. Пауза.

3


48

Сложные скороговорки

8


49

Работа над репертуаром

8



ИТОГО:

24





Апрель

50

Репетиция и концерт «День смеха»

2


51

Диалоги в воспитании навыков сценического общения.

10


52

Работа над репертуаром

10


53

День без вредных привычек

2



ИТОГО:

24





Май

54

Импровизация

14


55

Работа над репертуаром

8


56

День открытых дверей

2



ИТОГО:

24





Июнь

57

Работа над репертуаром

22


58

Выпускной вечер

2



ИТОГО:

24



ВСЕГО:

240 часов


































IV. Содержание изучаемого курса


Раздел 1. Прослушивание

Все желающие читают отрывки из художественных произведений (поэзию и прозы), наиболее способные приглашаются в кружок.


Раздел 2. Вводное занятие. Инструктаж. Знакомство с историей театра и обрядового действа. Инструктаж по пожарной безопасности, правилах поведения во время репетиций и массовых мероприятиях.


Раздел 3. Основы речевого тренинга

Тема 3.1. Речевой аппарат

1. О работе речевого аппарата и речевом тренинге

2. Образные представления как одно из условий опосредованного воздействия на работу речевого аппарата

3. Вибрационные ощущения

4. Мышечные ощущения

5. Опора звука

Элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене речевого аппарата. Основные понятия: диапазон голоса, тембр, регистр, резонатор.

Практические занятия. Упражнения для укрепления мышц диафрагмы, брюшного пресса, межрёберных мышц – стоя, сидя, в движении. Дыхательная гимнастика в игровой форме. Освоение самостоятельного ведения элементарного дыхательного комплекса с учётом возрастных категорий.


Тема 3.2. Установочные упражнения

1. Правильная осанка

2. Умение напрягать и расслаблять рабочие мышцы

3. Упражнения над смешанно-диафрагмальным дыханием

4. Фонационное дыхание

5. Упражнение «гавайская гитара»

Практические занятия. Упражнения, снимающие напряжение с окологортанной мускулатуры, упражнения, помогающие ощутить опору звука, мимический массаж, точечный и вибрационный массаж, массаж- релакс.


Тема 3.3. Подготовительная артикуляционная гимнастика

1. Упражнение на правильную организацию работы и шейных мышц

2. массаж

3. Упражнение для губ

4. Упражнение для языка

5. Упражнение для нижней челюсти

6. Дыхательные упражнения без звуков

Практические занятия. Упражнения «от тихого к громкому», с повышением и понижением силы звука. Упражнения на координацию дыхания со звуком, укрепление и освобождение от ненужного напряжения мышц речевого аппарата. Речь «на опоре».


Тема 3.4. Дыхательные упражнения со звуками речи

1. Артикуляционная установка звуков П, Т, К, Ф, С, Ш, Х, Ч

2. Свободное резонаторное звучание. Выравнивание гласных по интенсивности и месту фокусировки. Артикуляционная установка сонорных М, Н, Л, Р

3. Артикуляционная установка гласных

4. Артикуляционная установка Щ, Ц

5. Разучивание скороговорок

6. Усложненные сочетания согласных

Практические занятия. Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и согласных. Комплекс «Активные согласные».


Тема 3.5. Звукоазбука

Дикционная отработка звуков Б-П, В-Ф, Г-К-Х, Д-Т, Ж-Ш, З-С, Л, М, Н, Р, Ц, Ч, Щ

Тема 3.6. Развитие диапазона и силы голоса при отработке отдельных звуков и слогов

1. Тренировка устойчивости звука

2. Упражнение на усиление и ослабление звука

3. Упражнение на приобретение навыка переброски ударений

Практические занятия. Подбор упражнений для устранения элементарных отклонений от норм произношения под наблюдением педагога.

Выполнение упражнений – от медленного к быстрому темпу на сочетания на основе ряда гласных с проблемными согласными рли-лри, вжи-жви, гбди-бгди и др.

Скороговорки на проблемные звуки. Обсуждение и рекомендации педагога.


Тема 3.7. Соединение элементов тренинга в работе над техническим текстом

1. Разучивание скороговорок, пословиц, стихов

2. Отработка текстов в трех темпах произнесения

3. Упражнение на воображение

4. Упражнение на развитие силы голоса

5. Монолог из двух скороговорок

6. Сложные скороговорки

Практические занятия. Комплексы речевых гимнастик для подготовки к выступлению чтеца и конферансье. Работа над скороговорками в медленном, среднем и быстром темпе с определённой сверхзадачей для развития интонационной выразительности.


Тема 3.8. Соединение техники речи с мастерством актера

1. Как читать стихи?

2. Какое главное свойство стихотворной речи?

3. Рифма

4. Пауза

Практические занятия. Упражнения по логическому разбору текста. Графическое обозначение различных видов пауз (люфтпаузы, соединительные, соединительно-разделительные паузы). Графическое обозначение главного слова, тактового и фразового ударений. Выполнение логического разбора басни и стихотворения с использованием основных знаковых обозначений различных видов пауз, выделением главных слов, обозначением речевых тактов.

Тема 3.9. Диалоги в воспитании навыков сценического общения

Разучивание диалогов с целью соединения техники речи с техникой актера

Практические занятия. Выполнение практических заданий по освоению различных видов конферанса: театрализованного, конкурсного, парного, массового.


Раздел 4. Работа над репертуаром

Практические занятия. Интерактивная беседа, выполнение актёрских этюдов для раскрытия понятий: жанр, формат массового мероприятия, форма ведения концерта, вечера, конкурса.

Участие в конкурсах и концертах.

1. День учителя

2. День первокурсников

3. День студента

4. Училище года

5. Новогоднее представление

6. День Святого Валентина

7. 8 Марта

8. День смеха

9. День без вредных привычек

10. Выпускной вечер


Раздел 5. Импровизация

1. Упражнение на усвоение психологии и техники актера-импровизатора

2. Групповые импровизации

3. Импровизация как способ репетиций

4. «Я» как импровизатор

5. Упражнения на развитие артистической смелости и непосредственности.

Практические занятия. Написание сценарных планов на заданную тему и по самостоятельно созданным темам. Выполнение самостоятельно и показ другим обучающимся с объяснением правил выполнения и полезности комплексов: «Минутка» перед выходом на сцену; «Релакс»; мимического точечного и вибрационного массажей; активного артикуляционного комплекса.

V.Обеспечение программы


1. Методический кабинет с банком методических данных.

2. Библиотека с книжным фондом 33110 экземпляров книг периодической печатью, состоящей из 50 наименований экземпляров и газет.

3. Читальный зал, оснащенный компьютерами.

4. Актовый зал.

5. Педагогические советы.

6. Сценарии концертов, фестивалей и др. мероприятий


































VI. Ожидаемые результаты


Личностные результаты:

  • имеет опыт и осознаѐт значимость правил и норм поведения в быту и социуме (овладение правилами публичного поведения), в том числе особенности культуры поведения на сцене;

  • имеет опыт уверенного поведения в различных ситуациях бытового, социального общения;

  • умеет поддержать беседу, договориться, принять правильное решение;

  • опыт правильного и самостоятельного выбора поступающей информации (значимой) из информационных ресурсов.


Метапредметные результаты:

  • имеет опыт публичного выступления;

  • умеет различить и, по возможности, исправить недостатки собственной речи;

  • умеет самостоятельно и в команде выполнить творческое задание, организовать и провести игру, конкурс, творческое дело;

  • умеет применять полученные знания по современному литературному произношению на основе специально подобранных текстов для закрепления.


Предметные результаты:

  • знает основные формы организации мероприятий и особенности их проведения;

  • в игровой форме проводит по 3-5 упражнений по дыхательной и артикуляционной гимнастике, мимический массаж;

  • делать 2-3 упражнения на развитие силы голоса с элементами гимнастики;

  • выполнять цикл из 5 основных упражнений «Минутка» для подготовки речевого аппарата чтеца перед выступлением;

  • выполнить тематическое задание «Беседуем скороговорками и пословицами»;

  • знает особенности общения с аудиторией;

  • знает особенности культуры поведения на сцене;

  • знает основные законы речевой культуры.






YII. Литература


  1. Т.Васильева. Упражнения по дикции: Учебное пособие- М.: ГИТИС, 1988г.

  2. В.Гугова и др.Сценическая речь: Учебное пособие – М.:МГИК, 1986г.

  3. В.Дюпре. Как стать актером. Ростов – на – Дону «Феникс», 2007г.

  4. Л.Петрова. Сценическая речь. Учебно – методическое пособие – М.: Искусство, 1981г.

  5. Э.Чорелли. Учитесь говорить – М., 1985г.

  6. Ващенко Е. Русский язык и культура речи. Ростов на Дону, 2007г.

  7. Солганик Г. Стилистика современного русского языка. М.: 2006г.

  8. Михайлова О. Орфоэпический словарь русского языка. М.: 2006г.

  9. Сценическая речь. Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 4-е изд., испр. и доп. – М.: ГИТИС, 2006.

10.Тихомирова И. Школа чтения. Опыт, теории, размышления.

Хрестоматия. Вып. 5-6. – М.: Школьная библиотека, 2006.

11.Теория и практика сценической речи. – Л., 1985.

12.Эстрада без парада. – М.: Искусство, 1991.


























17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!