СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей. Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста."»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад»








Проект в средней группе

Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
















Воспитатели: Волокитина Л. К.

Курочкина М.Л.





Вид проекта. Творческий, познавательный.
Продолжительность проекта. 1 месяц.
Участники проекта. Дети средней группы, воспитатели , музыкальный руководитель, сотрудник музея, родители воспитанников.

Актуальность . Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял, светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей. Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Цель. Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство с народной культурой: праздниками, народными художественными промыслами, русским фольклором.

Задачи. Знакомство с предметами русской старины, воспитывающие в детях чувство красоты, любознательность. Это поможет детям понять, что они часть великого русского народа. Знакомство детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) Приобщение детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность Расширение словаря детей, использование в речи названий предметов русского быта, одежды, обуви, Знакомство детей с народными играми, хороводами, народными песнями. Ознакомление с народной декоративной росписью. Развивать и совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей. Развивать творческую самостоятельность. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Ожидаемый результат:

Дети познакомятся с устным народным творчеством и традициями соответственно возрасту. Проект позволит расширить знания о культуре русского народа.

Дети научатся видеть красоту русского языка через устное народное творчество.

Научатся играть в народные подвижные игры: «Горелки», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси-гуси».

1 этап: подготовительный.

Подбор литературы, для чтения, заучивания.

-Подбор иллюстраций по потешкам, сказкам, для рассматривания.

-Работа с методической литературой.

- Подбор костюмов, масок для инсценировки.

- Подбор иллюстраций предметов русского быта, одежды, обуви.









2 этап. Основной.

Форма работы

Задачи

Дата

Ответственные

Беседа « Фольклор детям»


Закрепить знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок. Инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты.

Прививать любовь и уважение к народному творчеству.


09.03.17.


Волокитина Л.К.

НОД «Наш фольклор»


Продолжать знакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скороговорку, потешку, песенку как составные части фольклора. Развивать внимание, воображение речь.


13.03.17.


Курочкина М.Л.

Беседа: "Знакомство с самоваром"


Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство)


16.03.17.


Волокитина Л.К.

НОД «Народная игрушка Матрешка»

Продолжать знакомить с народной игрушкой матрешкой, формировать понятие из чего она сделана, как украшена, развивать интерес к народной игрушке.

15.03.17.

Курочкина М.Л.

НОД «Матрешки любят разные одежки»


Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.


22.03.17.


Волокитина Л.К.

НОД рисование «Украсим рукавичку- домик».


Учить рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Учить проводить ватной палочкой прямые линии и точки, создавая орнамент.

24.03.17.


Курочкина М.Л.

Занятие «Приди, весна, с радостью» .

Продолжать знакомить с временем года весна, ее особенностями, используя заклички, потешки, развивать интерес к народному творчеству.

27.03.17.

Волокитина Л.К.

Занятие «Народные  художественные  промыслы».

Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.

Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память,  чувство света, эстетическое восприятие.

Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.


28.03.17.

Курочкина М.Л.

Дидактические игры. « Узнай по описанию». « Раз матрешка, два матрешка».

« Подбери узор к платью барыни».


Закрепить знания детей о народных игрушках, формировать умение детей красиво выкладывать  узор, передовая особенности дымковской росписи.


09.03.17.

30.03.17.


Курочкина М.Л

Волокитина Л.К.

Рассматривание иллюстраций, старинных изделий.

Формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта (цвете, форме, величине, материале, назначении)

09.03.17.

30.03.17.


Курочкина М.Л

Волокитина Л.К.

Чтение сказок «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Гуси лебеди», «Звери в яме», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью».

«Царевна-лягушка». «Пузырь, соломинка и лапоть».

«Мужик и медведь»


Познакомить детей со сказкой, прививать любовь к слушанию сказки, развивать память , мышление, речь, воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки.

09.03.17.

30.03.17.


Курочкина М.Л.


Волокитина Л.К.

Подвижные игры Горелки», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Золотые ворота»,


Развивать умение действовать по сигналу, развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь, четко проговаривать слова текста. 

09.03.17.

30.03.17.


Курочкина М.Л

Волокитина Л.К.

Знакомство  с произведениями        малых форм народного фольклора ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) Заучивание наизусть понравившихся

Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение

09.03.17.

30.03.17.


Курочкина М.Л

Волокитина Л.К

Экскурсия в музей.

Знакомство с сотрудником музея, самим музеем и его реквизитами.

23.03.17


Курочкина М.Л

Волокитина Л.К.



Сотрудничество с родителями. Консультации:

«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

«Роль фольклора в развитии детей»

«Картотека русских народных подвижных игр».

Приготовление костюмов к развлечению.

3 этап: Итоговое мероприятие выставка рисунков «Веселая матрешка»




































Приложение.

Беседа: "Знакомство с самоваром"

Задачи: Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство)

Ход занятия:

У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все: и взрослые, и дети. Одним из таких обычаев является чаепитие. Такой обычай есть у всех народов, был он и на Руси. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чём речь.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.

Что же это за толстячок, вы догадались, о чем идет речь?

Ответы детей.

Вы правы, это самовар.
Давно на белом свете.

Живет годами стар,
Поэтами воспетый

Пузатый самовар.
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем
Он сердце согревает

Особенным теплом.

А для чего же служит самовар?

Ответы детей (для приготовления чая)

Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло.

Только на Руси пили чай из самовара.

Самовар кипит, уходить не велит.

С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.

Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые, сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

Со временем самовары стали делать разной формы

Раньше лакомством был сахар и баранки, которые стряпали хозяйки сами. Готовые баранки нанизывали на верёвку и когда садились пить чай на самовар вешали баранки.

Как вы думаете, что сейчас заменяет самовар?

Ответы детей (Чайник)

Да, прошло много лет. Но, тем не менее, ребята, самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой...

Беседа « Фольклор детям»

Задачи: Закрепить знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок.

Инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты. Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

 Предварительная работа:

Педагог использует устное народное творчество в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассматривание иллюстраций, книг с русскими народными сказками.

Материал к занятию: Люлька с куклой-младенцем. Книги русских народных сказок. Шапочки-маски: деда, бабки, лисы, волка, зайца, козла, кошки, собаки.

 Ход занятия

 Воспитатель: Детушки – малолетушки мои, проходите, присядьте рядком, поговорим ладком.

Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить. Послушайте ещё одну потешку:

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти коса – не путайся,

Маму дочка слушайся.

Эта потешка говорит о том, чтобы у дочки волосы росли длинные, заплетались в косы, очень ласково говорится в потешке: «волосоньки», «косоньки». После таких слов дочка обязательно должна слушаться свою маму. Давайте в потешку поиграем.

 Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».

Все водят хоровод, приплясывают и поют:

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялись весь день.

Лиса: Похвалялась лиса

Всему лесу я краса,

И пушиста и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Козёл: Похвалялся козёл:

Огород я обошел,

Всем я грядки прополол,

Да и по воду пошёл.

Жучка: Похвалялась Жучка –

Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Дымчатая шкурка.

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

У меня скотины двор:

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

И гуляли мы весь день.

Воспитатель: Люди сочиняли не только весёлые и смешные потешки, но и мудрые пословицы: «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь», а вот как её объяснить – послушайте.

Рыл яму злодей на дороге лесной

Чтобы ночью свалился прохожий.

Вот яма готова. Он вылез.

«Постой! Прохожий ведь вылезет тоже!»

Ещё два дня разбойник потел

Летела из ямы землица.

Попробовал вылезти, но не сумел.

Тогда усмехнулся: «Годится!»

Какие пословицы вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: А ещё есть поучительные поговорки, они точно подмечают наши действия: «Какова пряха, такова и рубаха», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка».

Какие знаете вы поговорки? (ответ детей).

Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.

А какие дразнилки известны вам? (ответ детей).

Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:

«Тары – бары, растабары!

У Варвары куры стары!»

Какие считалки знаете вы? (ответ детей).

Воспитатель: Мы с вами тоже знаем такие игры, давайте сейчас в одну из них и поиграем. Русская народная игра «Пень».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на моё платье, оно вам нравится? Такие красивые и нарядные платья шили в старые времена русские красавицы. Платье длинное – до пят (описать своё платье, покрасоваться). В таких нарядах девушки ходили на посиделки, где они пели, веселились и выбирали себе дружков, зазывая их русскими народными песнями и закличками.

На посиделках не только пели песни, частушки, но и загадывали загадки. Кто загадает нам загадку? (дети загадывают и отгадывают загадки).

Воспитатель: (подойти вместе с детьми к книжному уголку). Посмотрите на эти книжки, они вам знакомы? Кто их написал? (ответ детей). Отгадайте, из какой сказки отрывок? (зачитать отрывки из 2-х, 3-х книжек).

А вот в этой книжке есть русские народные потешки и колыбельные песни. Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни. Прошу одну из девочек взять куколку и спеть ей колыбельную «Баю, баюшки, баю…». Пусть Аринка спит, мы не будем ей мешать

 Итог занятия: Похвалить детей за хорошие знания пословиц, поговорок, загадок и т.д.

НОД «Наш фольклор»

Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скороговорку, потешку, песенку как составные части фольклора. Развивать внимание, воображение речь.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на картинки и скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

- О чём мы будем беседовать? (о сказках).

- Верно, о русских народных сказках.

- Кто автор этих сказок? (народ)

- Верно, русский народ, так как есть и французские, английские, армянские, китайские сказки и сказки других народов.

- Какие вы знаете русские народные сказки? Назовите их.

- А кто написал загадки, пословицы, прибаутки, потешки, русские народные песенки?

- Верно, тоже русский народ.

- Хотите узнать, как все это народное творчество называют одним словом? Это слово – фольклор.

Фольклор – это народная мудрость.

Закрепите понятие с детьми. А теперь определите среди фольклора загадку, пословицу, поговорку и т. д.

1. Учись доброму, худое на ум не прейдет. (Пословица)

А какие пословицы вы знаете?

2. Раз. два, три, четыре, пять, будем в пятерки играть.

Звезды, месяц, луг, цветы – поводи пойди-ка ты. (Считалки)

А какие считалки вы знаете?

3. Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Загадка)

А какие загадки вы знаете?

4. Люли, люли, люленьки – летят сизы гуленьки.

Летят гули вон-вон, несут Маше сон-сон.

Стали гули ворковать, стала Маша засыпать. (Песенка)

А какие песенки вы знаете?

5. Трах, трах, тарарах,

Едут мышки на ежах.

- Подожди колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж.

Очень колешься ты ёж. (Прибаутка)

А какие прибаутки вы знаете?

6. Сшила Саша Саньке шапку! (скороговорка)

А какие скороговорки вы знаете?

Игра: «Кто придумает конец, тот и будет молодец! ».

Очень вкусный пирог!

Я хотел устроить бал и гостей к себе … (позвал)

Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый … (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не … (идут)

Я ждал пока хватило сил, потом кусочек … (откусил)

Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту … (съел)

Когда же гости подошли, то даже крошек не нашли.

Почему сказки, фольклор, сложенные народом живут до сих пор?

Игра: «Кто лучше»

Показать картинку – иллюстрацию из сказки, предложить узнать сказку и составить свое продолжение по картинке.

Задание .Придумать свою сказку и нарисовать главных героев.

Конспект НОД в средней группе «Матрешки любят разные одежки»

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования; познакомить с внешним обликом и особенностями росписи полхов-майданской матрешки.

Учить расписывать заготовку матрешки в стиле полхов- майданской росписи.

Развивать эстетическое восприятие и воображение.

Формировать творческие и креативные способности детей.

Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Материал и оборудование: Игрушка матрешка, мольберт, заготовки матрешек, гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов, салфетки влажные, кисточки.

Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-музей в группе, чтение художественного слова о промыслах России, изготовление заготовки матрешки.

Ход :

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое? (загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша…. ( русская матрешка)

Конечно, это Матрешка! Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них.

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Скажите, из какого материала сделана матрешка? ( ответы детей)

Взгляните:

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок — глаз.

Эта гостья из города Семенова. Семеновские матрешки очень любят цветы. Цветы всегда украшают их одежду — это может быть большой букет или всего один цветок. Посмотрите и скажите какими цветами украшена семеновская матрешка? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Их мужья- семеновские кавалеры- любят дарить им цветы, а еще- любят играть на музыкальных инструментах, хотя они не только отдыхать умеют- могут и топор в руки взять и дом построить. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение:

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

Теперь посмотрите на эту гостью. Это Сергиево- посадская (загорская) матрешка. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды яркий. Их отличительный признак- занятые руки. Эти матрешки постоянно заняты делом: то идут в лес по грибы, по ягоды-корзинку несут, то они в поле с серпом, то хлопочут по хозяйству- самовар ставят, хлеб пекут. Их мужья- богатыри-всегда с оружием, они воины.

А эта красавица приехала к нам из города Полхов -Майдана. Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. По форме она удлиненная, с небольшой головой. Волосы у матрешек вьются колечками. На голове- яркие платочки-полушалки с цветами. Посмотрите, каким узором украшают матрешек художники Полхов- Майдана? ( цветы, листочки, ягоды, бусины).

Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

Есть у мастеров Полхов- Майдана секрет- сначала они рисуют контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по матрешке: в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать яркими красками.

Какие основные цвета в росписи используют художники? ( Красный, синий, зеленый, желтый).

Сегодня вы сами станете мастерами-художниками, но сначала давайте отдохнем….

Физминутка.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Воспитатель: А сейчас давайте тихонько сядем за столы. ( Показываю прием рисования полхов- майданских цветов, напоминаю, что сначала нужно нарисовать все детали карандашом, а затем красками сделать матрешек яркими и нарядными).

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.


НОД «Украсим рукавичку - домик».

Цель: Формировать умение украшать предмет нетрадиционным способом.

Задачи: Учить рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Учить проводить ватной палочкой прямые линии и точки, создавая орнамент. Закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов. Развивать умение работать с красками, любоваться своей работой. Воспитывать чувство сострадания.

Материалы и оборудование: мольберт, варежки красного и жёлтого цветов или с полосками такого цвета, корзинка, образец рисунка, краски, ватные палочки, салфетки, стаканы с водой, листы бумаги, вырезанные в виде рукавички.
 Ход занятия:
Воспитатель незаметно кладёт рукавичку в таком месте, где ребята могут её увидеть.
- Ребята, чья рукавичка? Ничья?
Наша варежка осталась
Без хозяйки. Вот беда!
Заблудилась, потерялась,
А вокруг неё зима.
Что же делать рукавице?
Нету ручки той родной,
Что согреет всю трятицу
Своим маленьким теплом.
Плачет наша рукавичка,
Мёрзнет, лёжа на снегу,
И мечтает, что хозяйка
Прибежит за ней в пургу. (Е. Александрова - Снежная)
Детки а как вы думаетк чья это рукавичка?- Может быть это рукавичка дедушки из сказки? Помните, потерял дед свою рукавичку, а когда нашёл, то в ней жили уже зверята. Назовите их. (Ответы детей). В рукавичке поселились мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, кабан, медведь.

Комплекс упражнений.
Воспитатель: Давайте вспомним, как герои сказки рукавичку находили. (Кладёт в середину группы рукавичку).
Первой прибежала мышка - поскрубушка. (с проговариванием звуков "пи-пи-пи").
Потом прискакала лягушка - попрыгушка. ( приговаривая: "Ква-ква-ква").
Затем прибежал зайчик-  побегайчик. (Построение в круг. Дети прыгают на двух ногах к центру круга).
А вот лисичка - сестричка бежит. (Хвостиком машет).
А вот и медведюшка - батюшка идёт. (Дети имитируют ходьбу медведя).
Вот как много зверей поместилось в рукавичке! (Широко разводят руки).
 Забрал дедушка свою рукавичку, и звери остались в зимнюю пору без тёплого дома. Расстроились животные, как же им зиму перезимовать?  Мы с вами можем помочь бедным животным? Давайте вернём зверятам их тёплый домик. Присаживайтесь за столы, но прежде чем приступить к работе  мы должны с вами размять пальчики.
Воспитатель: Есть у меня одна рукавичка. (Показывает рукавичку, вырезанную из бумаги белого цвета). Какого она цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Рукавичка какая-то бледная не красивая. Да, рукавичка не украшена. Что мы можем сделать с рукавичкой? Но у меня есть краски и ватные палочки, поэтому мы можем её украсить. Скажите, какого цвета краска ?
Дети: Красного и жёлтого.
Воспитатель: Прежде чем нам с вами приступить к работе, нам с вами нужно подготовить наши пальчики.

Физ.минутка

На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
- Покрутили,
- Потянули
- И открыли!

Я нарисую на ней разноцветные полосы.
Воспитатель рисует орнамент на рукавичке белого цвета и предлагает детям украсить другие рукавички.
Рисунки детей выставляются на стенде.
Воспитатель: Вот сколько разных рукавичек, украшенных полосатым узором, мы сделали для зверят. Теперь у каждого из них будет тёплый домик.

НОД с использованием малых форм фольклора «Путешествие в сказку»

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура.

Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством: познакомить детей со сказкой «Жихарка».

Задачи. Образовательная: учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки. Расширять знания о декоративно-прикладном искусстве – росписи деревянной посуды. Оценивать поступки героев сказки. Объяснить смысл народной мудрости «Мал, да удал», «Мал золотник, да дорог».

Развивающая: развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.

Воспитательная: воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, любоваться  красотой расписной деревянной посуды; воспитывать  у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.

Материалы: иллюстрации с изображением лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, шапочка-«кот», аудиозапись русской народной мелодии.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель собирает детей вокруг себя

Цель:  сплотить детей, создать атмосферу группового доверия.

Воспитатель.  Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, вы любите сказки?

Дети.

Воспитатель. А хотите отправиться в сказочное путешествие?

Дети.

Воспитатель (Играет тихая русская народная музыка. Воспитатель накидывает платок на плечи, дети крутятся вокруг себя три раза).

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

— Ребята, посмотрите внимательно, что интересное и необычное вы видите в нашей группе?

Дети.

Воспитатель. Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек. Как он мог здесь появиться?

Дети.

Воспитатель. Как вы думаете, он пустой или нет?

Дети.

Воспитатель. Как нам это узнать?

Дети.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.

Дети. Петушок.

Воспитатель.  Правильно, ребята, это петушок. Откуда он мог здесь появиться?

Дети.

Воспитатель. Петушок пришел к нам из сказки. Как вы думаете, из какой сказки?

Дети.

Воспитатель. Правильно вы назвали сказки. Ребята, петушок хочет с нами поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Петушок»

Цель: способствовать развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук, развивать речь детей.

Петушок наш вдруг проснулся,          Ладонь вверх, указательный     палец    опирается на большой, остальные расставлены вверх.

Прямо к солнцу повернулся.   Повертеть кистью руки в разные стороны.

Кукарекнул раз, два, три!  Разводить и сводить указательный и     большой палец.

Ты сегодня не проспи.

Петушок стоит весь яркий,   Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.

Гребешок он чистит лапкой.   Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Как чудесно мы играли,

И в игре тренировали,

Наши пальчики, ладошки,

Ну, и кулачки немножко.

Ребята, петушок принес нам загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь, потом говорим отгадку.

Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Дети.

Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10).

Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?

Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и дикого животного.

Дети.

Воспитатель. Петух – птица, а лиса?

Дети.

Воспитатель. Петух – домашняя птица, а лиса?

Дети.

Воспитатель. У петуха тело покрыто перьями, а у лисы?

Дети.

Воспитатель. У петуха две ноги, а у лисы?

Дети.

Воспитатель. У петуха есть крылья, а у лисы?

Дети.

Воспитатель. Вот следующая загадка от петушка.

Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это —

Дети.

Воспитатель. Чем вам нравится кот? Он какой?

Цель: учить описывать внешний вид домашних животных.

Дети.

Воспитатель. Какие клички бывают у кота?

Дети.

Воспитатель. Для чего коту усы?

Дети.

Воспитатель. Ребята, усы коту помогают ощущать запахи — нюхать.

Для чего коту усы?

Ну конечно, для красы!

Для чего котишке уши?

Шевелить ими и слушать.

Для чего котенку нос?

Нюхать, где же пес Барбос.

Для чего глаза коту?

Видеть днем и в темноту.

Голова коту для чего?

Думать обо всем и про все.

Вот так голова у кота:

Поважнее ног и хвоста!

(Т. Хитрова)

Воспитатель. Хотите поиграть с котом?

Проводится русская народная игра «Кот и мыши». Дети стоят в кругу. «Кот» — в центре круга. Дети имитируют движения в соответствии с текстом – поднимают и опускают плечи, «моют посуду», качают головой – «не дружат». Вытягивают правую, затем левую руку вперед, ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота».

Цель:  развивать внимание, умение действовать по сигналу, имитировать движения в соответствии с текстом (координация речи с движением).

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки мыли,

Но с котами не дружили.

Раз, два, три!

Раз, два, три!

Нас попробуй, догони!

Воспитатель. Конечно, весело играть.

Пора загадку отгадать!

Сама точеная,

А ручка золоченая.

Дети.

Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.

Ложки деревянные по количеству детей.

Воспитатель. Посмотрите, какие ложки?

Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором.

Цель: воспитывать желание любоваться  красотой расписной деревянной посуды.

Воспитатель. Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Дети.

Воспитатель. Все ложки одинаковые или нет? Чем отличаются?

Дети.

Воспитатель. Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?

Дети.

Звучит русская народная песня, дети играют на ложках.

Воспитатель. Ребята,  не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?

Дети.

Воспитатель. Тогда я вам расскажу: это ложка одного маленького мальчика. Зовут его Жихарка. Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. Вы хотите узнать, кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?

Дети.

Воспитатель. Слушайте сказку внимательно, да запоминайте.

Рассказ русской народной сказки «Жихарка» с показам слайд-шоу.

Воспитатель. О чем эта сказка?

Дети.

Воспитатель. Давайте попробуем  описать героев сказки «Жихарка», какими они были.

Цель: учить  различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; активизировать в речи детей прилагательные.

Дети.

Психогимнастические упражнения.

Цель: учить детей изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера.

Воспитатель.  Сейчас  я попрошу вас  показать, изобразить эмоции, движения  героев сказки, как настоящие артисты.

Воспитатель. Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.

Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.

Вот коварная лиса собирается  поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут.   Как про это сказано в сказке?

Дети.

Воспитатель.  Какое у них было настроение?

Дети.

Воспитатель.  В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает Зло!

Ребята, у нас остались картинки к сказке «Жихарка». Их надо разложить по порядку.

Воспитатель (Воспитатель снимает платок, дети закрывают глаза, включается тихая русская народная мелодия).

Ну, а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять

Будет в гости завтра ждать.

Ребята, наши отгадки превратились в …(шоколадки).

Картотека подвижных игр

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают  их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к  ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг  друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Мы веселые ребята»

Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас поймать. Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!». С окончанием текста ловишка догоняет детей.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Игра с платочком.

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Игра «Ловишка»

Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика).

Козлик серенький,

Хвостик беленький,

Мы тебя напоим,

Мы тебя накормим,

Ты нас не бодай,

А в «Ловишку» поиграй.

После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.

Игра с «петушком».

Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беит!

- Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во боу

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

В процессе игры могут быть использованы и такие слова:

У медведя во бору

Грибы-ягоды я рву.

А медведь не спит,

Все на нас глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит!

А мы ягоды берем

И медведю не даем,

Идем в бор с дубинкой,

Бить медведю в спинку!

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С вьюном я хожу,

С зеленым я хожу.

Я не знаю, куда

Вьюн положить

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо.

На третий куплет движения повторяются.

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

«Золотые ворота»

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Вариант игы: дети, изображающие «ворота», говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

 «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят»  того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой

 ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Картотека дидактических игр по народному творчеству.

« Узнай по описанию».

Цель: Закрепить знания детей о народных игрушках. Формировать   умение детей узнавать ту или иную народную игрушку по описанию или по тексту стихотворения.

Количество играющих 1 – 3 ребенка.

Описание: Дети выбирают картинки с изображением народной          

                    Игрушки, которую описывает воспитатель или которую

                    Воспитатель рассказывает стихотворением.

Варианты усложнения: Ребенок может сам пытаться описать  

                     игрушку, а воспитатель или другой ребенок должен

                     узнать какую игрушку описывает ребенок.

« Раз матрешка, два матрешка».

Цель. Закрепить знания детей о матрешках. Развивать умение детей выкладывать на шаблоне матрешки платье, платок, украшения, самостоятельно подбирая цвета и размеры деталей.

Количество играющих 4 – 8 человек.

Описание: Детям предлагается на шаблонах матрешек разного

                   размера выложить наряд, подобрав правильно размер

                   деталей и цвет. Можно предложить детям выложить

                   семеновскую матрешку или выложить матрешку по

                   образцу воспитателя.

 

« Дымковская роспись».

Цель: Закрепить знания детей о дымковской народной игрушке:   её героях, деталях и цвете росписи.

Формировать умение красиво выкладывать узор, передовая особенности дымковской росписи.

Количество играющих 4 -  5 человек.

Описание: На шаблонах дымковских игрушек детям

                    предлагается выложить узор, используя

                    полосочки зеленого, красного, черного ,желтого цветов.

   



« Подбери узор к платью барыни».

Цель: Закрепить знания детей о глиняной народной игрушке: дымковской, филимоновской, каргопольской.

Совершенствовать умение детей выкладывать узор на платье барыни, передавая характерные особенности той или иной народной росписи.

Количество играющих 4 – 5 человек.

Описание: На шаблонах барыней детям предлагается выложить

                     узор, используя детали для того или иного вида

                     росписи.

« Укрась дымковскую игрушку».

Цель: Закрепить знания детей о дымковской народной игрушке - её героях, деталях и цвете росписи. Формировать умение детей красиво выкладывать  узор, передовая особенности дымковской росписи.

Количество играющих 4 – 5 человек.

Описание: На шаблонах дымковских игрушек детям предлагается

                     выложить узор, используя кружочки синего, красного,

                     желтого цветов.

Варианты усложнения: Добавить к имеющим деталям узора кружочки разного размера.


Папка передвижка.

Роль фольклора в развитии детей


Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения - мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.
Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.
Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.





























Фото отчет

НОД «Матрешки любят разные одежки»















Экскурсия в музей

Рассказывание сказок с помощью театральных игрушек, дидактические и подвижные игры

Итоговое мероприятие выставка «Предметы русской старины»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!