СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Портфолио»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  внеурочной деятельности для  8 класса  «Портфолио» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся общеобразовательных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» от 06.10.2009 № 373 с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения учащихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Портфолио»»









ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОРТФОЛИО»

8 КЛАСС

























«Портфолио» 8 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса «Портфолио» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся общеобразовательных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» от 06.10.2009 № 373 с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения учащихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют «портфолио достижений ученика».

В рамках осуществления модернизации российского образования на средней ступени общего среднего образования технология составления портфолио является наиболее актуальной в связи с тем, что портфолио является тем документом, который наиболее полно отражает достижения обучающегося.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставит цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.







Цели и задачи обучения

Цель:

Создать образовательное пространство, способствующее личностному самоопределению учащихся, оказать им помощь в снятии комплексов низкой самооценки, научить их презентовать свои достижения.


Задачи:

  1. Формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать и анализировать собственную учебную деятельность;

  2. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;

  3. Развивать умения демонстрации собственных достижений и самопрезентации

  4. Создавать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

  5. Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения

  6. Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой


Общая характеристика занятий (внеурочная деятельность).

Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют "портфолио достижений ученика".

Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.

Портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами контрольных, диагностических работ и экзаменов является определяющей образовательного рейтинга ученика (а в дальнейшем выпускника) школы.

Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов достижений определяется следующим образом. Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, классном собрании, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку. На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ.

Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика.

Портфолио ученика в первую очередь это механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Портфолио должно помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать подход и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка средней школы. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего ученика можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.



Планируемые результаты

Личностные результаты обучения

  • уметь самостоятельно мотивировать внеклассную деятельность;

  • сознательно планировать, организовывать и анализировать свою деятельность

  • быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке результатов;

  • работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

  • быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;

  • понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.


Метапредметные результаты:

  • работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы.);

  • общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;

  • владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты, формулировать проблемные вопросы, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

  • решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных;

  • быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;


Предметные результаты:

  • совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности

  • уметь работать с анкетами, тестами, опросниками и т.д.

  • уметь анализировать собственные результаты, находить пути усовершенствования своих пробелов

  • уметь систематизировать информацию и раскладывать документы (творч. работы, грамоты и т.д.) в нужные разделы папки «Портфолио»


Функции портфолио:

  • Целеполагание.

  • Поддерживает образовательные цели, сформулированные ФГОС второго поколения

  • Диагностическая функция.

  • Позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться.

  • Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми.

  • Мотивационная функция

  • Поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.

  • Контролирующая и оценивающая функция. Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт. Задуматься над результатами своего труда.

  • Воспитательная функция. Важно направить сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных ориентациях.

  • Кроме того, заполняя эти страницы, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности, узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребёнок делится своим социальным опытом.

  • Развивающая функция. Обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

  • Рейтинговая функция.

  • Показывает диапазон и уровень навыков и умений.


 Виды контроля:

Педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области:

  1. результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся),

  2. анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников,

  3. для изучения личностных особенностей используют анализ творческих работ учеников (сочинения, рисунки), тесты. Тесты позволяют судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний, они не измеряют собственно качества личности в каких-то условных единицах, уровнях, они обнаруживают понимание учеником определенных ситуаций, отношения, оценку школы, себя, окружения, его моральные позиции.

Итоговый и промежуточный контроль включает:

  • выполнение домашних творческих заданий к занятиям;

  • проведение самоисследования и самооценки;

  • публичная защита подготовленного доклада в классе.

Формы контроля и оценки результатов:

  • выполнение творческих заданий;

  • создание «Портфолио» в целом и его разделов;

  • проведение мини-исследований, мини-проектов исследовательского характера;

  • .


Формы организации образовательного процесса:


Данная внеурочная деятельность имеет четкую направленность. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, тренинги,самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы: индивидуальные занятия;занятия в группах, встречи со школьным психологом и социальным педагогом; практическая работа (заполнение папки»Портфолио»), участие в конкурсах.

Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время.

К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель, он

  • является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;

  • координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;

  • способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;

  • отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;

  • является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;

  • подтверждает достоверность учебных достижений учащегося (визирует итоговые аттестационные ведомости).

Родители:

  • помогают в заполнении портфолио;

  • осуществляют контроль за исполнением портфолио.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Основные формы деятельности:

  • портфолио органически интегрирует три составляющие процесса обучения: преподавание, учение и оценивание;

  • позволяет объединить количественную и качественную оценку способности учащегося по средствам анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;

  • поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, самоанализ и самоконтроль учащихся;

  • сотрудничество учащихся и учителя, с целью оценки достижений в обучении;

  • форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которое смещает акценты от традиционной оценки к альтернативной.

  • недостаточное понимание проблемы работы над портфолио со стороны родителей;

  • организованность родителей на должном уровне;

  • не у всех участников возникает потребность в работе над портфолио;

  • работа будет проводиться не систематически.

Портфолио семиклассника позволяет акцентировать внимание обучающихся на таких важных моментах, как целеполагание и планирование собственной учебной деятельности, дальнейшее совершенствование навыков самооценки учебной и внеучебной деятельности, сосредоточение усилий в овладении технологиями проектной деятельности и экспериментальной работы. В этот период важными приоритетами становятся идеи индивидуального проекта и социальных практик в области экологии и сотрудничества. Важно приучать детей к систематической работе с таблицами самооценок, представленными в брошюре, и поддерживать желание участвовать во внеучебных мероприятиях. Поскольку период адаптации завершился, важно сделать регулярной фиксацию значимой для портфолио деятельности обучающихся с помощью фотосъёмки, аудио- и видеозаписи.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

В результате изучения курса ученик должен

знать:

  • собственные индивидуально-психологические особенности

уметь:

  • уметь проводить самоанализ;

  • искать информацию в различных источниках и грамотно их оформлять;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;

  • определять и ранжировать цели обучения;

  • развивать навыки самоконтроля и самооценки; самостоятельности и ответственности;

  • выявлять потребности в умениях по предметам;

  • оценить своё понимание целей обучения и его планируемых результатов;

  • наметить цели своей конкретной работы по улучшению обучения.


Содержание учебного предмета.

Портфолио как способ саморазвития ученика

Виды портфолио. Структура портфолио. Назначение портфолио.


Кто я? Какой я?

Мой портрет. Осознание себя как личности. Я- часть класса, школы.


Жизненные ценности человека

Цель в жизни. Моё будущее. Самоанализ собственных планов и интересов


Саморазвитие человека

Саморазвитие. Самостоятельность. Ответственность. Самооценка. Как влияет характер человека на его саморазвитие. Как сформировать характер


Учебная деятельность

Учёба – моя работа. Я и школа. Почему на уроках бывает скучно. Как я готовлю домашнее задание


Внеурочная деятельность

Что такое внеурочная деятельность. Хобби. Как управлять своими интересами. Активная деятельность и активный отдых. Здоровый образ жизни. Режим дня. Негативная роль вредных привычек


Публичное выступление

Как подготовить публичное выступление. Презентация портфолио.


Тематическое планирование

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся



1

Раздел1

Портфолио как способ саморазвития ученика

3

Слушание информации, участие в обсуждении, оформление папки «Портфолио»

2

Раздел 2.

Кто я? Какой я?

6

Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, заполнение соотв.разделов в папке «Портфолио», выполнение творческой работы

3

Раздел 3.

Жизненные цели человека

3

Слушание информации, участие в диалоге, заполнение соотв. Разделов в папке «Портфолоио», самоанализ собственных планов и интересов

4

Раздел 4.

Саморазвитие человека

7

Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, слушание информации

5

Раздел 5

Учебная деятельность подростка

4

Слушание информации, участие в обсуждении, составление памятки «Как правильно подготовить домашнее задание

6

Раздел 6

Внеурочная деятельность

7

Слушание информации, практическая работа, презентация портфолио

7

Раздел 7

Публичное выступление

4

Слушание информации, практическая работа, презентация портфолио











Календарно-тематическое планирование уроков

Дата

Тема урока, раздела

Кол-во часов

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Планируемые результаты


Оборудование

по плану

фактически

Теория

Практика


предметные

метапредметные

личностные


1



Что такое портфолио? Виды портфолио

1


Слушание информации, участие в обсуждении, оформление папки «Портфолио»

Презентация.

Знать:что такое портфолио, виды портфолио

Уметь: структурировать портфолио, создавать необходимые разделы в папке

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу;

Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в обсуждениит, извлекая нужную информацию

Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания


Компьютер, папки

файлы, ножницы,

цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

2



Структура портфолио

1







3



Оформление, создание разделов папки «Портфолио».


1






4



Мой портрет. Заполнение 1-ой странички портфолио.


1

Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, заполнение соотв.разделов в папке «Портфолио», выполнение творческой работы

Знать:.свои положительные и отрицательные стороны личности, понимать своё место в обществе


Уметь: заполнять соотв. странички в папке «Портфолио», осознавать себя как часть общества

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в полилоге, извлекая нужную информацию,

Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания


Компьютер, папки

файлы, ножницы,

цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

5



Кто я? Какой я? (Тест)


1






6



Я в обществе. Осознание себя как личности.


1






7



Я – часть моего класса.


1






8



Я – часть моей школы.


1






9



Я и моя семья.


1






10



Зачем нужна(ы) цель(и) в жизни? Что нужно человеку, чтобы достичь своей(их) цели(ей) в жизни?

1


Слушание информации, участие в диалоге, заполнение соотв. Разделов в папке «Портфолоио», самоанализ собственных планов и интересов

Знать:. зачем человеку в жизни нужна цель

Уметь: формулировать собственные планы и интересы, анализировать их

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в диалоге, извлекая нужную информацию,

Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания


Компьютер, папки

файлы, ножницы,

цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

11



Я и моё будущее. Каким я его вижу


1






12



К чему я стремлюсь сегодня (Самоанализ собственных планов и интересов)


1






13



Что такое саморазвитие человека?

1


Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, слушание информации

Знать:. что такое саморазвитие, самостоятельность и ответственность человека

Уметь: понимать, как характер человека влияет на его саморазвитие и как правильно сформировать свой характер

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в полилоге, извлекая нужную информацию,

Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания


Компьютер, папки

файлы, ножницы,

цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

14



Что такое самостоятельность? Тест «Насколько я самостоятелен»


1






15



Что такое ответственность? Тест «Ответственный ли я человек»


1






16



Что такое самооценка?

1







17











18



Что такое самоанализ?

1







19



Как влияет характер человека на его саморазвитие.


1






20



Как сформировать свой характер?


1






21



Учёба – моя работа.


1

Слушание информации, участие в обсуждении, составление памятки «Как правильно подготовить домашнее задание

Знать:. что учёба – основная деятельность школьника, почему на уроках бывает скучно

Уметь: правильно готовить домашнее задание, как работать на уроках, как сделать так, чтобы тебе в школе было интересно

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные: осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию,

Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания


Компьютер, папки

файлы, ножницы,

цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

22



Я и школа


1






23



Почему на уроках бывает скучно?


1






24



Как я готовлю домашнее задание


1






25



Что такое внеурочная деятельность?

1


Слушание информации, участие в полилоге, выполнение тестовой работы, творческая работа «Мой режим дня», просмотр м/м презентации «Вредные привычки

Знать:. что такое внеурочная деятельность, как управлять своими интересами

Уметь: составлять режим дня и соблюдать его; понимать, что за активной деятельностью обязательно должен следовать активный отдых

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в полилоге, читает и слушает, извлекая нужную информацию,

Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы,слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания


Компьютер, папки

файлы, ножницы,

цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

26



Моё хобби


1






27



Как управлять своими интересами

1







28



Активная деятельность и активный отдых


1






29



Здоровый образ жизни. Тест «Моё здоровье»


1






30



Режим дня


1






31



Негативная роль вредных привычек


1






32



Как подготовить публичное выступление

1


Слушание информации, практическая работа, презентация портфолио

Знать: как подготовить публичное выступление. чтобы было интересно слушать

Уметь: представлять свои достижения (презентовать портфолио)

Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы

Познавательные: осознает познавательную задачу; планирует собственную деятельность, ориентируясь на решение учебно-практической задачи

Комммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные: желание участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом


Компьютер, папки

файлы, ножницы,

цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

33



Презентация своего протфолио


1






34



Итоговое занятие.


1


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!