СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Портфолио".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной программы состоит в том,  что это эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода в образовании. Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.

       Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Портфолио".»

10


Аннотация

Программа составлена на основе Портфолио ученика средней школы / авторы Е.А.Андреева, Н.В.Разваляева. – Москва: «Планета», 2011.

Данная программа модифицирована по часам и предполагает изучение следующих тем:

  1. Чему учат в школе

  2. Законы школьной жизни

  3. Я и мои друзья

  4. Что я могу рассказать о себе

  5. Моя маленькая Родина

Актуальность данной программы состоит в том, что это эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода в образовании. Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических целей и задач.

Цели:

- Формирование у пятиклассника навыков самооценки.

- Приобретение навыков само рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

- Развитие мотивации творческого роста, самостоятельной организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Задачи:

- Своевременно отмечать успехи ученика.

- Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения.

- Через создание ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях.

- Через создание условий для самореализации и само актуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, развивать познавательные интересы учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

- Формировать положительные моральные и нравственные качеств личности.

Функции портфолио:

- Целеполагание.

- Поддерживает образовательные цели, сформулированные ФГОС второго поколения

-Диагностическая функция.

- Позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться.

- Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми.

- Мотивационная функция

- Поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.

- Контролирующая и оценивающая функция. Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт. Задуматься над результатами своего труда.

- Воспитательная функция. Важно направить сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных ориентациях.

- Кроме того, заполняя эти страницы, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности, узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребёнок делится своим социальным опытом.

- Развивающая функция. Обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

- Рейтинговая функция.

- Показывает диапазон и уровень навыков и умений.

Сроки реализации – 1 год. Программа рассчитана на проведение занятий в течение учебного года – 35 недель ( 1 час в неделю). Продолжительность занятий – 40 минут.



































Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализацию ребёнка. Оно даёт проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок: его отношение к обучению, степень овладения ЗУН, как постепенно меняется и обогащается мир ребёнка, как складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.

В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонамисоциального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).

Что даёт портфолио учителю.

Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах. Предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.

Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.

Что даёт портфолио родителям.

Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движение ребёнка в овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.

Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку «Мои шедевры» свои работы.

С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать его кому- либо можно только с разрешения ребёнка.

Собранные листы наблюдений отражают динамику следующих показателей:

- формированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как:

- приобретение знаний,

- понимание,

- применение,

- анализ,

- синтез,

- оценка,

- диалектичность мышления,

- метазнания

- сформированной и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:

- способность принимать ответственность;

- способность уважать других;

- умение сотрудничать;

- умение участвовать в выработке общего решения;

-способность разрешать конфликты;

- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе

- сформированной и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:

- слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);

- говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);

- чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);

- письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).



































Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации

учебных занятий и основных видов учебной деятельности.


Название разделов

Название тем


Практическая работа

1


Чему учат в школе

Чему учат в школе.

Законы школьной жизни.

Права и обязанности ребёнка.

Распорядок дня.

Правила безопасности.

Безопасный маршрут «Дом – школа».

Беседа, практическая работа, игра, творческая работа

2


Я и мои друзья


Как я отношусь к людям.

Мой портрет.

Мои друзья.

Я о себе.

Мои добрые дела.

Это я!

Я познаю мир.

Беседа, практическая работа, игра, дискуссия, творческая работа

3


Мой класс.



Мой класс.

Моя школьная жизнь.

Традиции класса.

Беседа, практическая работа, игра, дискуссия

4


Что я могу рассказать о себе


Я учусь писать.

Учимся ставить цели.

Моё созвездие успеха.

Мои цели: 5 класс.

Математическая копилка.

Портфель читателя.

Оцени свои знания по ИЗО.

Оцени свои знания по музыке.

Оцени свои знания по технологии.

Оцени свои знания по окружающему миру.

Оцени свои знания по литературному чтению.

Оцени свои знания по математике.

Оцени свои знания по русскому языку.

Беседа, практическая работа, игра, практическая работа, дискуссия, творческая работа

5

Моя малая Родина

Моя семья.

Мой город.

Страна, в которой я живу.

Экскурсия, Беседа, практическая работа, игра, дискуссия


В ходе всего обучения на занятиях доминирует познавательная и практическая деятельность. Основными формами обучения являются: беседы, игры, практические работы.

Особое место и значение отводится на каждом занятии игре:

Это ведущий вид деятельности этого возраста (12 лет). Через игру ребёнок вступает во взрослый мир. Через игру формируется чувство товарищества и дружбы между детьми, гуманистическая атмосфера в группе.

Формы подведения итогов работы: беседа, заполнение и оформление страницы портфолио.

Методические рекомендации

1) Рекомендации по оформлению портфолио ученика средней школы
Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа. К созданию его следует отнестись внимательно и серьезно – ведь это лицо вашего ребенка. Для начала приобретите в канцелярском магазине самую красивую папку, с большим количеством пустых файлов (не менее 90 листов), пусть ее выберет сам ребенок. Папка покупается на многие годы, она должна быть прочной. Вам понадобятся фломастеры, карандаши, клей, линейка и т.д.).
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс; период, за который представлены документы и материалы), контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта) и фото ученика.
РАЗДЕЛ «ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ»
Здесь помещают все имеющиеся у школьника сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности. Сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, олимпиад, соревнований, свидетельство об участии в конкурсах в, удостоверение о наличии спортивного разряда. В данном разделе допускается представление копий официальных документов.
РАЗДЕЛ «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА»
Раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также описание основных форм и направлений социальной и творческой активности, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, образовательных лагерях. Так же представляются проектные, исследовательские работы, техническое творчество и другие формы творческой активности: результаты социальных практик (языковых, трудовых) - указывается вид практики, место, где она проводилась, ее продолжительность, результат.
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ»
Предлагает предоставить отзывы на творческие работы, исследовательские проекты, социальные практики, участие в конференциях, в самых разных сферах. Бывает, что ребенок представляет в портфолио результаты по каким либо предметам, образовательным областям, конкурсам, а выполняет работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься в профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребенку "найти себя", грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио. Здесь будет представлена само рефлексия ребенка на разнообразную деятельность, выполняемую им, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.

РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ»
Содержит информацию о школьнике.
1. Резюме. Составляется по заданной схеме, заполнение официального бланка в соответствии с инструкцией. Это, в основном, деловая информация, которая позволяет представить возможности и имеющийся деловой опыт.
2. Автобиография. В свободной форме школьник пишет краткую автобиографию, описывая основные события своей жизни, своё отношение к ним и те выводы, которые сумел сделать из этих событий.
3. Мои жизненные планы. Данный документ представляет собой итог серьезных размышлений и требует определенного времени для его составления. Документ должен помочь ребенку определиться с планами на ближайшее будущее и более жизненную длительную перспективу. Планы должны быть конкретными. Они должны иметь точные сроки исполнения. Главное - не забывать давать ответ на вопрос: "Что я собираюсь для этого сделать?", анализируя очередной пункт жизненных планов.
1 подраздел : «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами.
2 подраздел: «Мои лучшие работы» заполняется только работами, выполненными на отличную отметку, а также красивыми рисунками, докладами.
3 подраздел: «Мое творчество» заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами и т.д.
4 подраздел: «Мои достижения» собирается из таблиц, графиков, показывающих динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета, также туда включается все грамоты, дипломы и благодарности.
5 подраздел: «Наши праздники и мероприятия» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие.
6 подраздел: «Моя общественная работа» включает всю деятельность ученика, кроме учебной (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.).
7 подраздел: «Литературное чтение», где ребенок пишет названия книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного.
8 подраздел: «Отзывы и пожелания». В конце учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил.































Календарно-тематическое планирование



Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Чему учат в школе

5

1

4

2

Я и мои друзья

5

1

4

3

Мой класс

7

2

5

4

Что я могу рассказать о себе

10

3

7

5

Моя малая Родина

8

3

5




















































Список литературы


  1. «Портфолио ученика начальной школы» Андреева Е.А., Разваляв Н.В. – Москва, «Планета», 2011.

  2. «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников» - электронное пособие – Волгоград, «Учитель», 2009.

  3. Голуб Г.Б., Чупракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2005. – № 3 – С.56-81


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!