ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности для работы с портфолио второклассника создана в соответствии:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
авторской программы «Портфолио второклассника», М.С. Умнова, Из-во «Планета», 2014 г.;
основной образовательной программы НОО МБОУ Самарской СОШ № 4 Азовского района;
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
программы формирования универсальных учебных действий.
Основные цели программы:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения первоклассников;
создание условий для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности;
обеспечение условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;
развитие творческих способностей детей, готовности к самореализации и рефлексии при сохранении и укреплении физического и психического здоровья школьников.
Программа определяет ряд задач:
создание модели работы с одарёнными детьми в рамках занятий внеурочной деятельности при работе с портфолио;
принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма;
принятие социальных, семейных ценностей;
воспитание нравственных чувств и моральных норм;
воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному;
становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах.
Решение названных задач обеспечит формирование системы ценностей у второклассников:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии (системные культурологические представления о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
МЕСТО И РОЛЬ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей России. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько оптимально мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны, что повлияет на благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей, при этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Обучающиеся младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером действий ребёнка.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития, обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования.
Актуальность данной программы обусловливается мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности и заключается в том, что работать с портфолио обучающиеся должны целенаправленно и системно. Эта работа должна выстраиваться как совместная продуктивная деятельность учителя, ученика и родителей по созданию для каждого ребенка ситуации успешности. Умения, приобретённые при работе с портфолио, должны помогать ребёнку в школе, в повседневной жизни, стать основой для формирования универсальных учебных действий, в первую очередь личностных.
Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий учебной и внеурочной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение второклассниками:
личностных результатов:
– любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;
– способность к организации собственной деятельности;
– развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
метапредметных результатов:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения;
– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
воспитательных результатов:
– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень:
приобретение второклассниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень:
получение второклассниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень:
получение второклассниками начального опыта самостоятельного общественного действия, освоение социально приемлемых моделей поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности младших школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения младшими школьниками элементов опыта нравственного поведения и жизни.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Образовательной программой школы, на занятия по внеурочной деятельности «Портфолио» во 2 классе отводится 33 часа в год, 1 час в неделю.
РЕСУРСЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Литература:
Портфолио второклассника. Рабочая тетрадь для учащихся. Автор-составитель М.С. Умнова. Из-во «Планета». 2014
Портфолио второклассника. Методическое пособие с электронным приложением для учителя. Автор-составитель М.С, Умнова. Из-во «Планета». 2014
Портфолио второклассника. Программа внеурочной деятельности. М.С. Умнова. Из-во «Планета». 2014
Материально-технические средства:
Интерактивная доска
Проектор
Мультимедийный проигрыватель
Электронный ЦОР
Календарно-тематическое планирование по курсу «Портфолио»
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | 05.09.2014 | Я – второклассник. Как я провел лето. Мой портрет. | 1 | Занятие-беседа. Работа в группах. Работа с понятиями «дом, отдых, впечатления» | Дидактическая игра «Художественная мастерская». Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. | Формирование основ идентичности личности. Развитие Я-концепции и самооценки личности. Уважение к личности другого человека. |
2 | 12.09.2014 | Астрологический паспорт. Тайны моего характера. | 1 | Мини-проект «Расскажи мне о себе». Работа с понятиями «Астрология. Знаки Зодиака. Черты характера» | Игра «Встреча с астрологом». Групповая работа. Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. | Развитие Я-концепции и самооценки личности. Развитие доброжелательности. Уважение к личности другого человека. |
3 | 19.09.2014 | Моя семья. Под крышей дома моего. | 1 | Работа с понятиями «Заповеди. Счастье» Мини-проект» Моя семья» | Инсценировка «Утро в моей семье» Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. | Формирование основ идентичности личности. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности. Воспитание толерантности. |
4 | 26.09.2014 | Семейный этикет. Дом моей мечты. | 1 | Работа с понятиями «Этикет. Уважение. Общество. Правила» Словесное рисование. | Творческая работа: «Рисунок «Дом моей мечты» Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. | Формирование основ идентичности личности. Развитие Я-концепции и самооценки личности. Развитие толерантности. Формирование моральных норм и самооценки. Развитие доброжелательности. |
5 | 03.10.2014 | Я и мои друзья. Дерево дружбы. | 1 | Работа с понятиями «Дружба. Правила. Настоящий друг» Мини-проект «Правила настоящей дружбы». Выбор материала для классной стенгазеты «Мы все друзья». | Игра «Ромашка». Оформление классной стенгазеты «Мы все друзья». Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. | Формирование моральных норм и самооценки. Воспитание доброжелательности. |
6-7 | 10.10.2014 17.10.2014 | Россия – страна, в которой я живу. | 2 | Работа с понятиями «Символы. Герб. Гимн. Флаг. Карта. Достопримечательности» Виртуальная экскурсия «От Кремля начинается страна». Занятие-викторина «Символы моей родины» | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. Конкурс рисунков, фотографий, поделок | Формирование основ гражданской идентичности личности. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности. Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории. Развитие Я-концепции и самооценки личности. |
8-9 | 24.10.2014 31.10.2014 | Моя малая родина. | 2 | Работа с понятиями «Малая Родина. Край. Республика. Область. Район». Экскурсия по городу, селу, деревне. Занятие-путешествие по родному краю. Библиотечный урок «Природа родного края». | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями в форме мини-проекта «А из нашего окна…» Конкурс рисунков, фотографий, поделок. | Формирование основ идентичности личности. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности. Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории. Развитие Я-концепции и самооценки личности |
10 | 14.11.2014 | Распорядок дня. На зарядку становись. | 1 | Работа с понятиями «Зарядка. Спортивные достижения. Двигательная активность» Конкурс на лучшую зарядку. | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. Выпуск классной газеты «Что бывает, когда распорядок дня не соблюдают». | Воспитание позитивного отношения к жизни. Формирование установки на здоровый образ жизни. |
11 | 21.11.2014 | Здоровье – это здорово. | 1 | Работа с понятиями «Закаливание. Двигательная активность. Рациональное питание. Личная гигиена. Режим труда» Мини-проект «Щи да каша – пища наша». | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома «Мы за здоровый образ жизни». | Воспитание позитивного отношения к жизни. Формирование установки на здоровый образ жизни. |
12 | 28.11.2014 | Я здоровье сберегу, сам себе я помогу. | 1 | Работа с понятиями «Витамины. Рациональное питание» Занятие «Художественная мастерская». | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. | Воспитание позитивного отношения к жизни. Формирование установки на здоровый образ жизни. |
13 | 05.12.2014 | Правильно ли ты питаешься? Овощи и фрукты – лучшие продукты. | 1 | Работа с понятиями «Рациональное питание» «Как питались в старину». «Осенние дары». | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. | Воспитание позитивного отношения к жизни. Формирование установки на здоровый образ жизни. |
14 | 12.12.2014 | Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом – школа». | 1 | Работа с понятиями «Правила дорожного движения. Личная безопасность» Мини-проект «Уважай правила дорожного движения» | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома «Мой безопасный маршрут в школу» | Воспитание позитивного отношения к жизни. Формирование установки на здоровый образ жизни. |
15 | 19.12.2014 | Калейдоскоп для второклассника (что могу и что умею). | 1 | Работа с понятиями «Знания. Умения. Объективная оценка». | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. «Письмо самому себе». | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Воспитание системы ценностных ориентаций обучающегося |
16 | 26.12.2014 | Первый учебный день во втором классе. Портрет второклассника. | 1 | Работа с понятиями «Образец. Словесный портрет. Правила поведения» Словесное рисование. Обмен впечатлениями. Воспоминания. | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. Игра «Первый раз во второй класс». | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Воспитание системы ценностных ориентаций обучающегося |
17 | 16.01.2015 | Школьная мозаика. | 1 | Работа с понятиями «Мозаика.Первостепенная и второстепенная информация» Мини-проект «Школьная мозаика». | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Воспитание системы ценностных ориентаций обучающегося. Выделение нравственного содержания своих поступков |
18-19 | 23.01.2015 30.01.2015 | Мой любимый класс. Традиции моего класса. Классная жизнь. | 2 | Работа с понятиями «Коллектив.Правила коллективной жизни. Девиз. Традиции» Мини-проект «Вместе дружная семья…» | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. Игра «Вертушка». Социометрическое исследование «Сплоченность класса» | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Воспитание системы ценностных ориентаций обучающегося. Выделение нравственного содержания своих поступков |
20-21 | 06.02.2015 13.02.2015 | Законы школьной дружбы. Законы школьной жизни. | 2 | Работа с понятиями «Анкета. Закон. Хороший друг» Мини-проект «Законы жизни в классе». | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. Игра «Классная Дума. Пишем законы». | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Воспитание системы ценностных ориентаций обучающегося. Выделение нравственного содержания своих поступков |
22 | 20.02.2015 | Как я отношусь к окружающим. Мои добрые дела. Мои жизненные принципы. | 1 | Работа с понятиями «Принципы. Добро. Зло. Безразличие» «Принципы, по которым я живу». | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. «Спешите делать добрые дела». | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Воспитание системы ценностных ориентаций обучающегося. Выделение нравственного содержания своих поступков |
23 | 27.02.2015 | Кто такой лидер? | 1 | Работа с понятиями «Лидер. Черты характера. Лидерские задатки. Тренинг.Самоанализ» Тренинги «Гостиница», «Отгадай загадку» | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. Оценка своих учебных достижений | Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. |
24-29 | 06.03.2015 13.03.2015 20.03.2015 03.04.2015 10.04.2015 17.04.2015 | Путешествие по предметным страницам. | 6 | Работа с понятиями «Знаю отлично. Испытываю трудности. Очень трудно» «Птичий двор – зеркало настроения». Классный огонёк «Наши звездочки». Вечер «Парад достижений». | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. | Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. |
30-31 | 24.04.2015 08.05.2015 | Самооценочный лист. Мои результаты. Подводим итоги. | 2 | Работа с понятиями «Самооценка. Результат. Объективная оценка». | Индивидуальная работа обучающихся дома. Заполнение оценочного листа «Мои учебные достижения» | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Воспитание системы ценностных ориентаций обучающегося. Выделение нравственного содержания своих поступков |
32 | 15.05.2015 | Мои достижения в школе и вне школы. Постановка целей на лето и на третий учебный год | 1 | Работа с понятиями «Самооценка. Результат. Объективная оценка. Цели. План действий» | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. Постановка целей. Составление плана работы по достижению поставленных целей. | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Воспитание системы ценностных ориентаций обучающегося. Выделение нравственного содержания своих поступков |
33 | 22.05.2015 | Пожелания и отзывы. | 1 | Работа с понятиями «Пожелание. Отзыв. Критика. Самокритика» «Ты мой одноклассник, я тобой горжусь». | Индивидуальная работа обучающихся дома. Совместная работа с родителями дома. | Развитие Я-концепции и самооценки личности. Формирование моральной самооценки. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. |
5