СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса «Право» для учащихся 10 класса

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Право» для учащихся 10 класса разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), типовой программы по праву (базового уровня) для 10 классов общеобразовательных учреждений А.Ф. Никитина (2016 года) с использованием рабочих программ по обществознанию, экономике и праву для 10-11  классов общеобразовательных учреждений автора-составителя Т.А. Корневой (2015 года).

 

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2016) и методическое пособие для учителя (Никитин А.Ф. Программа курса права для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016).

Просмотр содержимого документа
«Программа курса «Право» для учащихся 10 класса»

Пояснительная записка.

Программа курса «Право» для учащихся 10 класса разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), типовой программы по праву (базового уровня) для 10 классов общеобразовательных учреждений А.Ф. Никитина (2016 года) с использованием рабочих программ по обществознанию, экономике и праву для 10-11 классов общеобразовательных учреждений автора-составителя Т.А. Корневой (2015 года).


Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2016) и методическое пособие для учителя (Никитин А.Ф. Программа курса права для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016).

Цели курса: развитие правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одни из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования и совершенствования отдельных людей и народов.

Изучение права на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;


  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.


В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

    • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь
    • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

    • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

    • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

    • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

    • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

    • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

    • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

    • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

    • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Календарно тематическое планирование по курсу «Право»




Тема урока

Кол- во часо в

Тип урока

Вид контроля

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь)

Элементы доп

содержания

Дата проведения

По плану

По факту


РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (6 часов)




1

Роль права в жизни человека и общества

1

Вводный урок

Фронт.

Система юридических наук. Мир юридических профессий.

Роль права в жизни человека и об- щества

понятия: юриспруденция, предмет и методы науки, адвокат, нотариус, судья, юрисконсульт; Объяснять роль права в жизни человека и общества.

Юриспруденция как наука, система юридических наук, специфика профессиональной юридической деятельности





Тема 1. Из истории государства и права (5 часов)




2 -

3

Происхождение

государства и

права

2

Урок изучения нового мате Комбинированный урок

Фронт.

Индивид.

Теории происхождени я государства и права:

теологическая, патриархальна я, договорная, теория насилия, орга- ническая, психологическ ая, расовая, материалистич еская.

понятия: норма, социальная норма, система норм, обычай, ритуал,

- происхождение государства и права.

Называть признаки государства и государственности.

Характеризовать основные положения теорий происхождения государства и права.












Государство как «третья сила».





4-5

Из истории Российского права

2

Комбиниров анные уроки

Фронт.

Индивид

Влияние на правовую мысль Руси религиозно- символическог о мышления. Российское право в Х -

XIX. Развитие правовой системы в начале XX в. Советское право 1917— 1953 гг. Советское право 1954— 1991 гг.

Начало правозащитно- го движения.

Понятия: Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно- правовые реформы Петра I. «На- каз» Екатерины II. Манифест 17 октября 1905 г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Конституции СССР 1977 г.




6

Реформа Российского права после 1991 года

1

Комбинир ованный урок

Фронт.

Индивид

Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ

Понятия: право, закон, социальное назначение права Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ





Тема 2. Вопросы теории государства и права (10 часов)







7-9

Государство, его

признаки и

формы

3

Комбиниров анные

уроки

Фронт.

Индивид

Подходы к рассмотрению сущности государства.

Признаки и

функции

государства.

Форма

правления,

форма

государственн

ого

устройства,

политический

режим*.

Понятия: государство, форма правления, форма государственного устройства, политический режим, публичная власть, государственное управление, государственный аппарат, государственный суверенитет, механизм государственной власти

-Называть признаки и функции государства, формы правления, формы государственного устройства, политического режима

-Приводить примеры форм государства




10

Право в системе

социальных

норм.

1

Комбиниров анный

урок

Фронт.

Индивид

Понятие

права. Право

в системе

социальных

норм. Система права. Отрасли и институты права.

Признаки права.

Объективное и субъективное право. Формы реализации (источники) права. Виды норм права*

Понятия: социальные нормы, виды социальных норм, право, правовая норма, источники права, отрасли права, объективное и субъективное право, санкция, диспозиция, гипотеза, законодательство.

  • Называть виды правовых норм, объяснять структуру правовой нормы

  • Объяснять взаимосвязь государства, права и общества; назначение права в обществе







11-

12

Система

российского

права.

Законодательство

2

Комбинир ованные уроки

Фронт.

Индивид

Законотворче

ский процесс

в России.

Понятия: система права, отрасль права, институт права, мате- риальное и процессуальное право, правовое регулирование, частное и публичное право, императивный и диспозитивный методы правового регулирования, система законодательства.

Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования




13–

14

Правовое

государство.

2

Комбиниров анные уроки

Фронт.

Индивид

Понятие и

признаки

правового

государства.

Верховенство

закона. Законность и правопорядок.

Разделение

властей. Гарантированн ость прав человека Развитие идей правового государства в мировой истории.

Принцип равного

Понятия: Законность и правопорядок. Верховенство закона.

- Знать признаки правового государства,

-объяснять политический смысл разделения властей.

-анализировать современную ситуацию в России с точки зрения соблюдения принципов правового государства












подчинения закону.





15

Право и другие сферы общества.

1

Повторитель но- обобщающи й урок

Фронт.

Индивид

Право и мораль. Право и религия.

Право и политика. Право и экономика. Право и культура.

Понятия: мораль, религия, политика, экономика, культура. Знать основные понятия раздела, работать с документами, выступать публично, решать познавательные задачи





РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО (17 ч)

ТЕМА 3. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (16 часов)




16

Понятие конституции.

1

Комбиниров анный

урок

Фронт.

Индивид

Понятие конституции. Способы принятия конституций. Писаные и неписаные конституции. Конституцион ное право, его принципы.

Источники конституционн ого права.

Конституцион ная система.

Конституцион ализм.

Понятия: Конституционализм Объяснять понятия: конституционное право, учение о конституции. Характеризовать особенности общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Знать, что является предметом и ме- тодами конституционного права.

Называть и характеризовать основные юридические признаки Конституции. Называть даты принятых в нашей стране конституций, характеризовать их особенности




17

Конституция РФ.

1

Урок изу-


Принятие

Понятия: субъекты








Основы конституционного строя.


чения

нового мате- риала

Фронт.

Индивид

Конституции РФ. Права и свободы человека Субъекты осуществления государственн ой власти.

Прямое действие Конституции РФ

государственной власти,

Россия — демократическое

федеративное правовое

государство с республиканской

формой правления.

-называть положения Указа «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

-




18

Федеративное

устройство

Российской

Федерации

1

Применение знаний.

Работа с констит уцией

Индивид

Национально- государственн ое устройство России как федерации.

Основы федеративного устройства России.

Субъекты РФ..

Понятия: Формы государственного устройства: федерация, конфедерация, унитарное государство, субъект Федерации, его правовой статус, виды субъектов РФ.

- объяснять сущность федерации, опасность сепаратистских тенденций.




19

Президент Российской Федерации

1

Урок обобщения и закреп- ления знаний

Индивид

Президент РФ

— глава государства. Неприкоснове нность Президента РФ. Условия отрешения Президента РФ от должности.

Понятия: президент, глава государства

  • называть полномочия Президента РФ.

  • объяснять порядок избрания и условия отрешения президента РФ,







20

Федеральное Собрание Российской Федерации.

1

Комбиниров анный

урок

Фронт.

Индивид

Федеральное Собрание.

Состав федерального Собрания Двухпалатный парламент.

Функции Совета федерации и Государственн ой думы.

Процедура принятия законов.

Понятия: Федеральное Собрание

— парламент России, Совет федерации, Государственная дума.

  • Называть состав Совета федерации и Государственной думы; Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы

  • объяснять порядок формирования Совета федерации и порядок избрания депутатов Государственной думы

  • называть и сравнивать функции палат парламента,

  • объяснять законотворческий процесс в РФ




21

Правительство Российской Федерации.

Судебная власть. Прокуратура

1

Урок - изучение нового материала

индивид

Правительство РФ — высший федеральный орган исполнительно й власти..

Полномочия Правительства РФ. Судебная система РФ. Функции Прокуратуры РФ.

Генеральный Прокурор РФ.

Понятия: правительство, суд, судебная система РФ, исполнительная власть, судебная власть, прокуратура, принципы судопроизводства. Присяжные заседатели

-объяснять порядок формирования и полномочия Правительства РФ;

-называть функции ветвей власти, приводить примеры исполнения функций

-объяснять действие принципов судопроизводства




22

Местное

1

Изучение


Местное

Понятия: самоуправление,








самоуправление


нового материала

Фронт.

Индивид

самоуправлени е. Решение вопросов местного значения.

Структура и формирование местного самоуправлени я.

муниципальная собственность

  • объяснять структуру и механизмы формирования органов местного самоуправления

  • приводить примеры действия органов самоуправления




23

Права и свободы человека и гражданина.

Международные договоры о правах человека

1

Применение и обобщение знаний

Индивид

2 глава Конституции РФ. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека.

Международн ые договоры о правах человека.

Международн

ая защита

прав

человека в

условиях

мирного и

военного времени

Понятия: Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гуманитарное международное право

-называть виды прав человека.

  • Объяснять Значение Всеобщей декларации прав человека.

  • называть международные документы и организации, защищающие права человека




24

Гражданство

Российской Федерации

1

Комбинир ованный урок

Фронт.

Индивид

Понятие

гражданства. Приобретение

Понятия: гражданство, двойное гражданство, лица без гражданства, иностранцы,












и прекращение гражданства.

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Закон о гражданстве

беженцы. Знать порядок приобретения и прекращения гражданства, называть органы, решающие вопросы о граж- данстве.




25

Гражданские права и свободы

1

Применение и обобщение знаний

Фронт.

Индивид

Гражданские права.

Равенство прав и свобод людей.

Равенство перед законом.

Понятия: гражданские права, Равенство прав и свобод, принцип презумпции невиновности.

- Знать и объяснять сущность прав человека и гражданина: Право на жизнь. Право на свободу передвижения. Запрет рабства и пыток. Право на свободу мысли, совести и религии.




26

Политические и права и свободы

1

Применение и обобщение знаний

Фронт.

Индивид

Политические права и свободы

Объяснять сущность и механизм реализации политических прав: Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.




27

Экономические, социальные и культурные права

1

Применение и обобщение знаний

Фронт.

Индивид

Экономически е, социальные и культурные

Объяснять сущность и механизм реализации прав: Право на осуществление прав в












права.

Правовые

основы

социальной

защиты и

социального обеспечения.

экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.




28

Право на

образование.

1

Изучение нового материала

Фронт.


Правила

приема в

образователь

ные

учреждения

профессионал

ьного

образования.

Порядок

оказания

дополнительн

ых платных

образователь ных услуг.

Объяснять сущность и механизм реализации прав




29

Право на

благоприятную

окружающую

среду и способы

его защиты.

1

Урок изучения нового материала

Фронт.


Право на

благоприятну

ю

окружающую

среду и

способы его

защиты.

Экологически

е

правонаруше

ния. Виды ответственност

Понятия: Экологическое право, Экологическое правонарушение. Ответственность за экологические правонарушения, Виды ответственности.

Знать и понимать основные положения темы, понятия. Уметь:

  • искать, анализировать, интерпретировать и использовать правовую информацию;

  • излагать и аргументировать












и за

экологические правонарушен ия.

собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;




30

Права ребенка

1

Комбиниров анный урок

Фронт.


Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Понятия: Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Уметь выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом, определять способы защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.




31

Обязанности

гражданина.

Воинская

обязанность и

право на

альтернативную

гражданскую службу.

2

Комбиниров анные

уроки

Фронт.

Индивид

Конституцион ные права и свободы граждан РФ. Конституцион ные обязанности граждан

Объяснять понятия: конституционный статус, права и свободы личности, конституционные обязанности, альтернативная гражданская служба. Знать конституционные права и обязанности граждан РФ




32

Избирательное

право и

избирательный

процесс.

1

Комбиниров анный урок

Фронт.

Индивид

Избирательна

я система и

избирательны

й процесс.

Основные

Объяснять понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок,












стадии избирательног о процесса.

Финансовое обеспечение выборов.

Ответственнос ть за на- рушение законодатель- ства о выборах

избирательный залог, избирательная комиссия. Называть стадии избирательного процесса, характеризовать их. Знать, как осуществляется финансирование выборов. Объяснять содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя




33

Конституционное

судопроизводство

1

Комбиниров анный урок

Фронт.

Индивид

Основные принципы и стадии конституционн ого судопроизводс тва. Право на обращение в Конституцион ный суд РФ.

Понятие конституционного судопроизводства, административного спора, административной юрисдикции. Уметь: определять стадии конституционного судопроизводства,




34

Нарушения и защита прав человека.

1

Повторитель но – обобщающи й урок

индивид

Нарушения прав человека. Защита прав человека на международно м и национальном уровне.

Понятия: Геноцид, апартеид, расизм, дискриминация национальных меньшинств.

-объяснять международный механизм в области прав человека.

-приводить примеры защиты прав человека на национальном уровне.

- решать практические познавательные задачи




Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся 10 класса.


«5» - материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны, применяются умения, необходимые для ответа, речь хорошая.

«4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения.

«3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, несистематизированное, содержит существенные ошибки, умения не проявлены, речь бедная.

«2» - главное содержание материала не раскрыто.


Критерии оценивания тестовых заданий:


Оценка «2» - 0-49 % правильных ответов Оценка «3» - 50-64 % правильных ответов Оценка «4» - 65-79 % правильных ответов Оценка «5» - 80-100 % правильных ответов


Список литературы и средств обучения: Учебники:
  • Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учреждений.

– 7-е изд. - М.: Просвещение, 2012

  • Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учреждений.

– 4-е изд. - М.: Дрофа, 2010;

  • Никитин А.Ф. Основы права Учебник для 10-11 классов - М.: Дрофа, 2012.



Дополнительные пособия:


  • Рабочая тетрадь «Основы права» 10-11 кл. А.Ф.Никитин. - М.: Дрофа, 2013;

  • методическое пособие «Основы государства и права» 10-11 кл. А.Ф.Никитин.

- М.: Дрофа, 2010.


Программно-педагогические средства обучения:
  • Учебное электронное издание по курсу «Обществознание»/ разработан компанией «Новый диск» по заказу компании «Марис», 2003;

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия/ «Кирилл и Мефодий», 2001;

  • 1С: Образование. Школа: курс «Обществознание», 2004.


Цифровые – образовательные ресурсы

Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации

http://www.gov.ru

Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru

Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация

http://www.gks.ru

Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа»

http://economicus.ru

50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru

Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/

Вопросы школьного экономического образования: международный учебно- методический журнал

http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/ Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru

Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru

Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru

Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru

Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу http://www.aup.ru/books/

Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru

Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова http://danur-w.narod.ru

Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/

Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru

Открытая экономика: информационно-аналитический сервер http://www.opec.ru

Открытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/

Права человека в России http://www.hro.org

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru

Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru

Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru

СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ

http://www.smi.ru

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт

http://ombudsman.gov.ru

Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга http://afromberg.narod.ru

Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.ru

Экономика и право на сервере Новосибирской открытой образовательной сети

http://www.websib.ru/noos/economy/ Энциклопедия маркетинга http://www.marketing.spb.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!