СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 5 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021 г.).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020 г.).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  4. СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».
  5. Примерная образовательная программа учебного предмета «Информатика» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования от 04.02 2020 г. № 1/20.
  6. Методическое письмо «О преподавании  учебного предмета Информатика и ИКТ в 2021-2022 учебном году в общеобразовательных учреждениях».
  7. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год.
  8. Авторская программа курса информатики для 5-9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6, 7-9 классы». Босовой Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.

 

Цель программы

Приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.

 

 

Задачи программы

  • Показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире.
  • Показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека.
  • Включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.
  • Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов.
  • Организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
  • Создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
  • Воспитать ответственное и избирательное отношение к информации.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

 

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
  • умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
  • создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
  • создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

 

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
  •  развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ

 

  1. Информация вокруг нас.

 

Выпускник научится:

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; 
  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице.

 

Выпускник получит возможность:

  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
  • познакомиться с двоичной системой счисления;
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

 

  1. Информационные технологии.

 

Выпускник научится:

  • базовым навыкам работы с компьютером;
  • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии).

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.

 

  1. Информационное моделирование.

 

Выпускник научится:

  • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
  • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
  • основам соблюдения норм информационной этики и права.

 

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).

 

Содержание учебного курса

 

    1. Информация вокруг нас. (11 ч.).

 

Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места: как человек получает информацию (информация, органы чувств человека и мир информации); виды информации по форме представления (числовая информация, текстовая информация, графическая информация, звуковая информация и видеоинформация); действия с информацией (получение информации, хранение информации, обработка информации и передача информации). (1 ч.).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией: что умеет компьютер? (универсальный объект, компьютер, что делает наука «информатика»?, отличие данных от программ); как устроен компьютер? (аппаратное обеспечение: системный блок и его составляющие, клавиатура, монитор, мышь, и другие дополнительные устройства компьютера); техника безопасности и организация рабочего места.  (1 ч.).

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура: устройства ввода информации (сканер, видеокамера, микрофон и др.); клавиатура (пять групп клавиш на клавиатуре: функциональные клавиши, символьные или алфавитно-цифровые клавиши, клавиши управления курсором, специальные клавиши и клавиши дополнительной клавиатуры); основная позиция пальцев на клавиатуре (слепая десятипальцевая печать, основная позиция пальцев на клавиатуре). (1 ч.).

Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру». (1 ч.).

Управление компьютером. Главное меню: программы и документы (программное обеспечение (ПО), операционная система (ОС), прикладные программы (приложения), документы); рабочий стол (рабочий стол и его основные элементы); управление компьютером с помощью мыши (мышь, основные указатели мыши, основные действия с мышью); главное меню и запуск программ (главное меню, основные программы главного меню, окно программы «Блокнот» и его основные элементы); что можно выбрать в компьютерном меню (раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, основные элементы диалогового окна). (1 ч.).

Практическая работа №2: «Вспоминаем приемы управления компьютером». (1 ч.).

Хранение информации. Файлы и папки: память человека и память человечества (память отдельного человека и человечества); оперативная и долговременная память (внутренняя память, внешняя память, носитель информации, свойства бумаги как носителя информации); файлы и папки (файл, папка, имя файла, расширение файла, система хранения файлов). (1 ч.).

Практическая работа №3: «Создаем и сохраняем файлы». (1 ч.).

Передача информации. Электронная почта: схема передачи информации (источник информации, приемник информации, информационный канал); электронная почта (письмо и электронное письмо, адрес электронной почты). (1 ч.).

Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой». (1 ч.).

Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас». (1 ч.).

 

    1. Информационные технологии. (11 ч.).

 

Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат: в мире кодов (код, кодирование; азбука Брайля); способы кодирования информации (графический, числовой, символьный способы кодирования информации, декодирование); метод координат (прямоугольная система координат, начало координат, координаты точек, решение задач). (1 ч.).

Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста: текст как форма представления информации (текст, текстовая информация); текстовые документы (документ, гипертекст, символ, слово, строка, абзац, фрагмент); компьютер – основной инструмент подготовки текстов (текстовые редакторы и текстовые процессоры, окно программы «WordPad» и его основные элементы); ввод текста (правила ввода текста); редактирование текста (комбинации клавиш для перемещения по всему документу, буфер обмена); форматирование текста (шрифт, размер шрифта, начертание шрифта, стиль шрифта, выравнивание текста, принтер). (1 ч.).

Практическая работа №5: «Вводим текст».  (1 ч.).

Практическая работа №6: «Редактируем текст». (1 ч.).

Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста». (1 ч.).

Практическая работа №8: «Форматируем текст». (1 ч.).

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы: структура таблицы (название таблицы, строка, столбец, ячейка, головка, прографка, боковик); табличный способ решения логических задач (решение задач с помощью таблиц). (1 ч.).

Практическая работа №9: «Создаем простые таблицы». (1 ч.).

Наглядные формы представления информации: рисунок, штрих-код, схемы; от текста к рисунку от рисунка к схеме (решение задач с помощью наглядных форм); диаграммы (линейная, столбчатая, круговая, решение задач с помощью диаграмм). (1 ч.).

Практическая работа №10: «Строим диаграммы». (1 ч.).

Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии». (1 ч.).

 

    1. Информационное моделирование. (8 ч.).

 

Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн: компьютерная графика; графический редактор (графический редактор, окно программы «Paint» и его основные элементы, рабочая область, выбор цвета, инструменты художника, инструменты чертежника, редактирование рисунка, графический фрагмент, исправление ошибок); устройства ввода графической информации (клавиатура, мышь, сканер, графический планшет). (1 ч.).

Практическая работа №11: «Изучаем инструменты графического редактора». (1 ч.).

Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции». (1 ч.).

Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360». (1 ч.).

Обработка информации. Изменение формы представления информации: разнообразие задач обработки информации (обработка информации, исполнитель, входная информация, выходная информация, форма исходных данных); систематизация информации (систематизация информации, сортировка информации, виды сортировки информации); поиск информации (поиск информации, систематизированная информация); изменение формы представления информации (форма представления информации, изменение формы представления информации). (1 ч.).

Практическая работа №14: «Создаем списки». (1 ч.).

Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет». (1 ч.).

Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование». (1 ч.).

 

    1. Элементы алгоритмизации. (3 ч.).

 

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16: «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»: преобразование информации по заданным правилам (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную); преобразование информации путем рассуждений (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную с помощью логических рассуждений); разработка плана действий и его запись (решение задач, в которых разрабатывается план действий, обеспечивающий нужный результат); создание движущихся изображений (анимация). (1 ч.).

Практическая работа №17: «Создаем анимацию». (1 ч.).

Практическая работа №18: «Создаем слайд-шоу». (1 ч.).

 

Итоговое повторение. (1 ч.).

 

Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).

 

Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 34 учебные недели.

 

Тематическое планирование

№ главы

Название главы

Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Примерные сроки

1.

«Информация вокруг нас»

Центр «Точка роста»

11

4

1

1-11 неделя

2.

«Информационные технологии»

Центр «Точка роста»

11

6

1

12-22 неделя

3.

«Информационное моделирование»

Центр «Точка роста»

8

5

1

23-30 неделя

4.

«Элементы алгоритмизации»

Центр «Точка роста»

3

3

-

31-33 неделя

Итоговое повторение

Центр «Точка роста»

1

-

-

34 неделя

 

Календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 5 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хмельниковская

средняя общеобразовательная школа





№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Глава 1: «Информация вокруг нас».

11

1.

 

Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места.

1

2.

 

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

1

3.

 

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

1

4.

 

Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру».

1

5.

 

Управление компьютером. Главное меню.

1

6.

 

Практическая работа №2: «Вспоминаем приёмы управления компьютером».

1

7.

 

Хранение информации. Файлы и папки.

1

8.

 

Практическая работа №3: «Создаём и сохраняем файлы».

1

9.

 

Передача информации. Электронная почта.

1

10.

 

Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой».

1

11.

 

Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас».

1

Глава 2: «Информационные технологии».

11

12.

 

Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат.

1

13.

 

Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста.

1

14.

 

Практическая работа №5: «Вводим текст».

1

15.

 

Практическая работа №6: «Редактируем текст».

1

16.

 

Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста».

1

17.

 

Практическая работа №8: «Форматируем текст».

1

18.

 

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

1

19.

 

Практическая работа №9: «Создаём простые таблицы».

1

20.

 

Наглядные формы представления информации.

1

21.

 

Практическая работа №10: «Строим диаграммы».

1

22.

 

Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии».

1

Глава 3: «Информационное моделирование».

8

23.

 

Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн.

1

24.

 

Практическая работа №11:  «Изучаем инструменты графического редактора».

1

25.

 

Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции».

1

26.

 

Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360».

1

27.

 

Обработка информации. Изменение формы представления информации.

1

28.

 

Практическая работа №14: «Создаём списки».

1

29.

 

Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет».

1

30.

 

Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование».

1

«Согласовано»

Руководитель МО

/Зеткина Г. Н./

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

/Зеткина Г. Н./

«Утверждаю»

Директор МОУ Хмельниковская СОШ

/Мироненко Т. В./

(подпись)


Протокол № от « » августа 2021 г.

(подпись)


« » сентября 2021 г.

(подпись)


Приказ по школе № от « » сентября 2021 г.






Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5 класса

основного общего образования





Составил учитель информатики

Строителев С.Н.







2021-2022 уч. год.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021 г.).

  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020 г.).

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  4. СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».

  5. Примерная образовательная программа учебного предмета «Информатика» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования от 04.02 2020 г. № 1/20.

  6. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета Информатика и ИКТ в 2021-2022 учебном году в общеобразовательных учреждениях».

  7. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год.

  8. Авторская программа курса информатики для 5-9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6, 7-9 классы». Босовой Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.


Цель программы

Приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.



Задачи программы

  • Показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире.

  • Показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека.

  • Включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.

  • Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • Организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов.

  • Организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

  • Создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

  • умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;

  • создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;

  • создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ


  1. Информация вокруг нас.


Выпускник научится:

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;

  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице.


Выпускник получит возможность:

  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;

  • познакомиться с двоичной системой счисления;

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.


  1. Информационные технологии.


Выпускник научится:

  • базовым навыкам работы с компьютером;

  • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии).


Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

  • научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.


  1. Информационное моделирование.


Выпускник научится:

  • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;

  • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

  • основам соблюдения норм информационной этики и права.


Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;

  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).


Содержание учебного курса


    1. Информация вокруг нас. (11 ч.).


Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места: как человек получает информацию (информация, органы чувств человека и мир информации); виды информации по форме представления (числовая информация, текстовая информация, графическая информация, звуковая информация и видеоинформация); действия с информацией (получение информации, хранение информации, обработка информации и передача информации). (1 ч.).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией: что умеет компьютер? (универсальный объект, компьютер, что делает наука «информатика»?, отличие данных от программ); как устроен компьютер? (аппаратное обеспечение: системный блок и его составляющие, клавиатура, монитор, мышь, и другие дополнительные устройства компьютера); техника безопасности и организация рабочего места. (1 ч.).

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура: устройства ввода информации (сканер, видеокамера, микрофон и др.); клавиатура (пять групп клавиш на клавиатуре: функциональные клавиши, символьные или алфавитно-цифровые клавиши, клавиши управления курсором, специальные клавиши и клавиши дополнительной клавиатуры); основная позиция пальцев на клавиатуре (слепая десятипальцевая печать, основная позиция пальцев на клавиатуре). (1 ч.).

Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру». (1 ч.).

Управление компьютером. Главное меню: программы и документы (программное обеспечение (ПО), операционная система (ОС), прикладные программы (приложения), документы); рабочий стол (рабочий стол и его основные элементы); управление компьютером с помощью мыши (мышь, основные указатели мыши, основные действия с мышью); главное меню и запуск программ (главное меню, основные программы главного меню, окно программы «Блокнот» и его основные элементы); что можно выбрать в компьютерном меню (раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, основные элементы диалогового окна). (1 ч.).

Практическая работа №2: «Вспоминаем приемы управления компьютером». (1 ч.).

Хранение информации. Файлы и папки: память человека и память человечества (память отдельного человека и человечества); оперативная и долговременная память (внутренняя память, внешняя память, носитель информации, свойства бумаги как носителя информации); файлы и папки (файл, папка, имя файла, расширение файла, система хранения файлов). (1 ч.).

Практическая работа №3: «Создаем и сохраняем файлы». (1 ч.).

Передача информации. Электронная почта: схема передачи информации (источник информации, приемник информации, информационный канал); электронная почта (письмо и электронное письмо, адрес электронной почты). (1 ч.).

Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой». (1 ч.).

Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас». (1 ч.).





    1. Информационные технологии. (11 ч.).


Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат: в мире кодов (код, кодирование; азбука Брайля); способы кодирования информации (графический, числовой, символьный способы кодирования информации, декодирование); метод координат (прямоугольная система координат, начало координат, координаты точек, решение задач). (1 ч.).

Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста: текст как форма представления информации (текст, текстовая информация); текстовые документы (документ, гипертекст, символ, слово, строка, абзац, фрагмент); компьютер – основной инструмент подготовки текстов (текстовые редакторы и текстовые процессоры, окно программы «WordPad» и его основные элементы); ввод текста (правила ввода текста); редактирование текста (комбинации клавиш для перемещения по всему документу, буфер обмена); форматирование текста (шрифт, размер шрифта, начертание шрифта, стиль шрифта, выравнивание текста, принтер). (1 ч.).

Практическая работа №5: «Вводим текст». (1 ч.).

Практическая работа №6: «Редактируем текст». (1 ч.).

Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста». (1 ч.).

Практическая работа №8: «Форматируем текст». (1 ч.).

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы: структура таблицы (название таблицы, строка, столбец, ячейка, головка, прографка, боковик); табличный способ решения логических задач (решение задач с помощью таблиц). (1 ч.).

Практическая работа №9: «Создаем простые таблицы». (1 ч.).

Наглядные формы представления информации: рисунок, штрих-код, схемы; от текста к рисунку от рисунка к схеме (решение задач с помощью наглядных форм); диаграммы (линейная, столбчатая, круговая, решение задач с помощью диаграмм). (1 ч.).

Практическая работа №10: «Строим диаграммы». (1 ч.).

Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии». (1 ч.).


    1. Информационное моделирование. (8 ч.).


Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн (точка роста): компьютерная графика; графический редактор (графический редактор, окно программы «Paint» и его основные элементы, рабочая область, выбор цвета, инструменты художника, инструменты чертежника, редактирование рисунка, графический фрагмент, исправление ошибок); устройства ввода графической информации (клавиатура, мышь, сканер, графический планшет). (1 ч.).

Практическая работа №11: «Изучаем инструменты графического редактора». (1 ч.).

Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции» (точка роста). (1 ч.).

Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360» (точка роста)». (1 ч.).

Обработка информации. Изменение формы представления информации: разнообразие задач обработки информации (обработка информации, исполнитель, входная информация, выходная информация, форма исходных данных); систематизация информации (систематизация информации, сортировка информации, виды сортировки информации); поиск информации (поиск информации, систематизированная информация); изменение формы представления информации (форма представления информации, изменение формы представления информации). (1 ч.).

Практическая работа №14: «Создаем списки». (1 ч.).

Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет». (1 ч.).

Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование». (1 ч.).


    1. Элементы алгоритмизации. (3 ч.).


Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16: «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»: преобразование информации по заданным правилам (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную); преобразование информации путем рассуждений (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную с помощью логических рассуждений); разработка плана действий и его запись (решение задач, в которых разрабатывается план действий, обеспечивающий нужный результат); создание движущихся изображений (анимация). (1 ч.).

Практическая работа №17: «Создаем анимацию». (1 ч.).

Практическая работа №18: «Создаем слайд-шоу». (1 ч.).


Итоговое повторение. (1 ч.).


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).


Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 34 учебные недели.


Тематическое планирование

главы

Название главы

Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Примерные сроки

1.

«Информация вокруг нас»

Центр «Точка роста»

11

4

1

1-11 неделя

2.

«Информационные технологии»

Центр «Точка роста»

11

6

1

12-22 неделя

3.

«Информационное моделирование»

Центр «Точка роста»

8

5

1

23-30 неделя

4.

«Элементы алгоритмизации»

Центр «Точка роста»

3

3

-

31-33 неделя

Итоговое повторение

Центр «Точка роста»

1

-

-

34 неделя


Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Глава 1: «Информация вокруг нас».

11

1.


Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места.

1

2.


Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

1

3.


Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

1

4.


Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру».

1

5.


Управление компьютером. Главное меню.

1

6.


Практическая работа №2: «Вспоминаем приёмы управления компьютером».

1

7.


Хранение информации. Файлы и папки.

1

8.


Практическая работа №3: «Создаём и сохраняем файлы».

1

9.


Передача информации. Электронная почта.

1

10.


Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой».

1

11.


Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас».

1

Глава 2: «Информационные технологии».

11

12.


Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат.

1

13.


Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста.

1

14.


Практическая работа №5: «Вводим текст».

1

15.


Практическая работа №6: «Редактируем текст».

1

16.


Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста».

1

17.


Практическая работа №8: «Форматируем текст».

1

18.


Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

1

19.


Практическая работа №9: «Создаём простые таблицы».

1

20.


Наглядные формы представления информации.

1

21.


Практическая работа №10: «Строим диаграммы».

1

22.


Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии».

1

Глава 3: «Информационное моделирование».

8

23.


Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн (точка роста).

1

24.


Практическая работа №11: «Изучаем инструменты графического редактора».

1

25.


Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции» (точка роста).

1

26.


Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360» (точка роста).

1

27.


Обработка информации. Изменение формы представления информации.

1

28.


Практическая работа №14: «Создаём списки».

1

29.


Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет».

1

30.


Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование».

1

Глава 4: «Элементы алгоритмизации».

3

31.


Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16: «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».

1

32.


Практическая работа №17: «Создаём анимацию».

1

33.


Практическая работа №18: «Создаем слайд-шоу».

1

Итоговое повторение.

1

34.


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса.

1


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства:

  • Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и компьютерная мышь (разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).


Программные средства:

  • Операционная система (Widows 7).

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа (Dr. Web).

  • Клавиатурный тренажер (Baby Type).

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый процессор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, электронные таблицы, базы данных (LibreOffice, Microsoft Office).

  • Браузеры (Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex).

  • Программа для распознавания текстов (ABBYY FineReader).

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).


Учебно-методическое обеспечение:

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.

  • Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.): https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

  • Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика»: http://window.edu.ru/

  • Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru

  • Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках: http://www.klyaksa.net/

  • Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/19/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!