СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:
Цель программы
Приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.
Задачи программы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Содержание учебного курса
Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места: как человек получает информацию (информация, органы чувств человека и мир информации); виды информации по форме представления (числовая информация, текстовая информация, графическая информация, звуковая информация и видеоинформация); действия с информацией (получение информации, хранение информации, обработка информации и передача информации). (1 ч.).
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией: что умеет компьютер? (универсальный объект, компьютер, что делает наука «информатика»?, отличие данных от программ); как устроен компьютер? (аппаратное обеспечение: системный блок и его составляющие, клавиатура, монитор, мышь, и другие дополнительные устройства компьютера); техника безопасности и организация рабочего места. (1 ч.).
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура: устройства ввода информации (сканер, видеокамера, микрофон и др.); клавиатура (пять групп клавиш на клавиатуре: функциональные клавиши, символьные или алфавитно-цифровые клавиши, клавиши управления курсором, специальные клавиши и клавиши дополнительной клавиатуры); основная позиция пальцев на клавиатуре (слепая десятипальцевая печать, основная позиция пальцев на клавиатуре). (1 ч.).
Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру». (1 ч.).
Управление компьютером. Главное меню: программы и документы (программное обеспечение (ПО), операционная система (ОС), прикладные программы (приложения), документы); рабочий стол (рабочий стол и его основные элементы); управление компьютером с помощью мыши (мышь, основные указатели мыши, основные действия с мышью); главное меню и запуск программ (главное меню, основные программы главного меню, окно программы «Блокнот» и его основные элементы); что можно выбрать в компьютерном меню (раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, основные элементы диалогового окна). (1 ч.).
Практическая работа №2: «Вспоминаем приемы управления компьютером». (1 ч.).
Хранение информации. Файлы и папки: память человека и память человечества (память отдельного человека и человечества); оперативная и долговременная память (внутренняя память, внешняя память, носитель информации, свойства бумаги как носителя информации); файлы и папки (файл, папка, имя файла, расширение файла, система хранения файлов). (1 ч.).
Практическая работа №3: «Создаем и сохраняем файлы». (1 ч.).
Передача информации. Электронная почта: схема передачи информации (источник информации, приемник информации, информационный канал); электронная почта (письмо и электронное письмо, адрес электронной почты). (1 ч.).
Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой». (1 ч.).
Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас». (1 ч.).
Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат: в мире кодов (код, кодирование; азбука Брайля); способы кодирования информации (графический, числовой, символьный способы кодирования информации, декодирование); метод координат (прямоугольная система координат, начало координат, координаты точек, решение задач). (1 ч.).
Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста: текст как форма представления информации (текст, текстовая информация); текстовые документы (документ, гипертекст, символ, слово, строка, абзац, фрагмент); компьютер – основной инструмент подготовки текстов (текстовые редакторы и текстовые процессоры, окно программы «WordPad» и его основные элементы); ввод текста (правила ввода текста); редактирование текста (комбинации клавиш для перемещения по всему документу, буфер обмена); форматирование текста (шрифт, размер шрифта, начертание шрифта, стиль шрифта, выравнивание текста, принтер). (1 ч.).
Практическая работа №5: «Вводим текст». (1 ч.).
Практическая работа №6: «Редактируем текст». (1 ч.).
Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста». (1 ч.).
Практическая работа №8: «Форматируем текст». (1 ч.).
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы: структура таблицы (название таблицы, строка, столбец, ячейка, головка, прографка, боковик); табличный способ решения логических задач (решение задач с помощью таблиц). (1 ч.).
Практическая работа №9: «Создаем простые таблицы». (1 ч.).
Наглядные формы представления информации: рисунок, штрих-код, схемы; от текста к рисунку от рисунка к схеме (решение задач с помощью наглядных форм); диаграммы (линейная, столбчатая, круговая, решение задач с помощью диаграмм). (1 ч.).
Практическая работа №10: «Строим диаграммы». (1 ч.).
Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии». (1 ч.).
Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн: компьютерная графика; графический редактор (графический редактор, окно программы «Paint» и его основные элементы, рабочая область, выбор цвета, инструменты художника, инструменты чертежника, редактирование рисунка, графический фрагмент, исправление ошибок); устройства ввода графической информации (клавиатура, мышь, сканер, графический планшет). (1 ч.).
Практическая работа №11: «Изучаем инструменты графического редактора». (1 ч.).
Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции». (1 ч.).
Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360». (1 ч.).
Обработка информации. Изменение формы представления информации: разнообразие задач обработки информации (обработка информации, исполнитель, входная информация, выходная информация, форма исходных данных); систематизация информации (систематизация информации, сортировка информации, виды сортировки информации); поиск информации (поиск информации, систематизированная информация); изменение формы представления информации (форма представления информации, изменение формы представления информации). (1 ч.).
Практическая работа №14: «Создаем списки». (1 ч.).
Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет». (1 ч.).
Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование». (1 ч.).
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16: «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»: преобразование информации по заданным правилам (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную); преобразование информации путем рассуждений (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную с помощью логических рассуждений); разработка плана действий и его запись (решение задач, в которых разрабатывается план действий, обеспечивающий нужный результат); создание движущихся изображений (анимация). (1 ч.).
Практическая работа №17: «Создаем анимацию». (1 ч.).
Практическая работа №18: «Создаем слайд-шоу». (1 ч.).
Итоговое повторение. (1 ч.).
Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 34 учебные недели.
Тематическое планирование
№ главы |
Название главы |
Примерные сроки |
||||
Место проведения |
Количество часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
Примерные сроки |
||
1. |
«Информация вокруг нас» |
Центр «Точка роста» |
11 |
4 |
1 |
1-11 неделя |
2. |
«Информационные технологии» |
Центр «Точка роста» |
11 |
6 |
1 |
12-22 неделя |
3. |
«Информационное моделирование» |
Центр «Точка роста» |
8 |
5 |
1 |
23-30 неделя |
4. |
«Элементы алгоритмизации» |
Центр «Точка роста» |
3 |
3 |
- |
31-33 неделя |
Итоговое повторение |
Центр «Точка роста» |
1 |
- |
- |
34 неделя |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Количество часов |
|||
Глава 1: «Информация вокруг нас». |
11 |
|||||
1. |
|
Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места. |
1 |
|||
2. |
|
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. |
1 |
|||
3. |
|
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. |
1 |
|||
4. |
|
Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру». |
1 |
|||
5. |
|
Управление компьютером. Главное меню. |
1 |
|||
6. |
|
Практическая работа №2: «Вспоминаем приёмы управления компьютером». |
1 |
|||
7. |
|
Хранение информации. Файлы и папки. |
1 |
|||
8. |
|
Практическая работа №3: «Создаём и сохраняем файлы». |
1 |
|||
9. |
|
Передача информации. Электронная почта. |
1 |
|||
10. |
|
Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой». |
1 |
|||
11. |
|
Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас». |
1 |
|||
Глава 2: «Информационные технологии». |
11 |
|||||
12. |
|
Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат. |
1 |
|||
13. |
|
Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста. |
1 |
|||
14. |
|
Практическая работа №5: «Вводим текст». |
1 |
|||
15. |
|
Практическая работа №6: «Редактируем текст». |
1 |
|||
16. |
|
Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста». |
1 |
|||
17. |
|
Практическая работа №8: «Форматируем текст». |
1 |
|||
18. |
|
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. |
1 |
|||
19. |
|
Практическая работа №9: «Создаём простые таблицы». |
1 |
|||
20. |
|
Наглядные формы представления информации. |
1 |
|||
21. |
|
Практическая работа №10: «Строим диаграммы». |
1 |
|||
22. |
|
Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии». |
1 |
|||
Глава 3: «Информационное моделирование». |
8 |
|||||
23. |
|
Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн. |
1 |
|||
24. |
|
Практическая работа №11: «Изучаем инструменты графического редактора». |
1 |
|||
25. |
|
Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции». |
1 |
|||
26. |
|
Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360». |
1 |
|||
27. |
|
Обработка информации. Изменение формы представления информации. |
1 |
|||
28. |
|
Практическая работа №14: «Создаём списки». |
1 |
|||
29. |
|
Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет». |
1 |
|||
30. |
|
Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование». |
1 |
«Согласовано» Руководитель МО /Зеткина Г. Н./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /Зеткина Г. Н./ | «Утверждаю» Директор МОУ Хмельниковская СОШ /Мироненко Т. В./ |
(подпись) Протокол № от « » августа 2021 г. | (подпись) « » сентября 2021 г. | (подпись) Приказ по школе № от « » сентября 2021 г. |
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5 класса
основного общего образования
Составил учитель информатики
Строителев С.Н.
2021-2022 уч. год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021 г.).
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020 г.).
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».
Примерная образовательная программа учебного предмета «Информатика» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования от 04.02 2020 г. № 1/20.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета Информатика и ИКТ в 2021-2022 учебном году в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год.
Авторская программа курса информатики для 5-9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6, 7-9 классы». Босовой Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.
Цель программы
Приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.
Задачи программы
Показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире.
Показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека.
Включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.
Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов.
Организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
Создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ
Информация вокруг нас.
Выпускник научится:
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице.
Выпускник получит возможность:
узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Информационные технологии.
Выпускник научится:
базовым навыкам работы с компьютером;
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии).
Выпускник получит возможность:
познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.
Информационное моделирование.
Выпускник научится:
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).
Содержание учебного курса
Информация вокруг нас. (11 ч.).
Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места: как человек получает информацию (информация, органы чувств человека и мир информации); виды информации по форме представления (числовая информация, текстовая информация, графическая информация, звуковая информация и видеоинформация); действия с информацией (получение информации, хранение информации, обработка информации и передача информации). (1 ч.).
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией: что умеет компьютер? (универсальный объект, компьютер, что делает наука «информатика»?, отличие данных от программ); как устроен компьютер? (аппаратное обеспечение: системный блок и его составляющие, клавиатура, монитор, мышь, и другие дополнительные устройства компьютера); техника безопасности и организация рабочего места. (1 ч.).
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура: устройства ввода информации (сканер, видеокамера, микрофон и др.); клавиатура (пять групп клавиш на клавиатуре: функциональные клавиши, символьные или алфавитно-цифровые клавиши, клавиши управления курсором, специальные клавиши и клавиши дополнительной клавиатуры); основная позиция пальцев на клавиатуре (слепая десятипальцевая печать, основная позиция пальцев на клавиатуре). (1 ч.).
Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру». (1 ч.).
Управление компьютером. Главное меню: программы и документы (программное обеспечение (ПО), операционная система (ОС), прикладные программы (приложения), документы); рабочий стол (рабочий стол и его основные элементы); управление компьютером с помощью мыши (мышь, основные указатели мыши, основные действия с мышью); главное меню и запуск программ (главное меню, основные программы главного меню, окно программы «Блокнот» и его основные элементы); что можно выбрать в компьютерном меню (раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, основные элементы диалогового окна). (1 ч.).
Практическая работа №2: «Вспоминаем приемы управления компьютером». (1 ч.).
Хранение информации. Файлы и папки: память человека и память человечества (память отдельного человека и человечества); оперативная и долговременная память (внутренняя память, внешняя память, носитель информации, свойства бумаги как носителя информации); файлы и папки (файл, папка, имя файла, расширение файла, система хранения файлов). (1 ч.).
Практическая работа №3: «Создаем и сохраняем файлы». (1 ч.).
Передача информации. Электронная почта: схема передачи информации (источник информации, приемник информации, информационный канал); электронная почта (письмо и электронное письмо, адрес электронной почты). (1 ч.).
Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой». (1 ч.).
Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас». (1 ч.).
Информационные технологии. (11 ч.).
Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат: в мире кодов (код, кодирование; азбука Брайля); способы кодирования информации (графический, числовой, символьный способы кодирования информации, декодирование); метод координат (прямоугольная система координат, начало координат, координаты точек, решение задач). (1 ч.).
Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста: текст как форма представления информации (текст, текстовая информация); текстовые документы (документ, гипертекст, символ, слово, строка, абзац, фрагмент); компьютер – основной инструмент подготовки текстов (текстовые редакторы и текстовые процессоры, окно программы «WordPad» и его основные элементы); ввод текста (правила ввода текста); редактирование текста (комбинации клавиш для перемещения по всему документу, буфер обмена); форматирование текста (шрифт, размер шрифта, начертание шрифта, стиль шрифта, выравнивание текста, принтер). (1 ч.).
Практическая работа №5: «Вводим текст». (1 ч.).
Практическая работа №6: «Редактируем текст». (1 ч.).
Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста». (1 ч.).
Практическая работа №8: «Форматируем текст». (1 ч.).
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы: структура таблицы (название таблицы, строка, столбец, ячейка, головка, прографка, боковик); табличный способ решения логических задач (решение задач с помощью таблиц). (1 ч.).
Практическая работа №9: «Создаем простые таблицы». (1 ч.).
Наглядные формы представления информации: рисунок, штрих-код, схемы; от текста к рисунку от рисунка к схеме (решение задач с помощью наглядных форм); диаграммы (линейная, столбчатая, круговая, решение задач с помощью диаграмм). (1 ч.).
Практическая работа №10: «Строим диаграммы». (1 ч.).
Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии». (1 ч.).
Информационное моделирование. (8 ч.).
Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн (точка роста): компьютерная графика; графический редактор (графический редактор, окно программы «Paint» и его основные элементы, рабочая область, выбор цвета, инструменты художника, инструменты чертежника, редактирование рисунка, графический фрагмент, исправление ошибок); устройства ввода графической информации (клавиатура, мышь, сканер, графический планшет). (1 ч.).
Практическая работа №11: «Изучаем инструменты графического редактора». (1 ч.).
Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции» (точка роста). (1 ч.).
Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360» (точка роста)». (1 ч.).
Обработка информации. Изменение формы представления информации: разнообразие задач обработки информации (обработка информации, исполнитель, входная информация, выходная информация, форма исходных данных); систематизация информации (систематизация информации, сортировка информации, виды сортировки информации); поиск информации (поиск информации, систематизированная информация); изменение формы представления информации (форма представления информации, изменение формы представления информации). (1 ч.).
Практическая работа №14: «Создаем списки». (1 ч.).
Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет». (1 ч.).
Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование». (1 ч.).
Элементы алгоритмизации. (3 ч.).
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16: «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»: преобразование информации по заданным правилам (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную); преобразование информации путем рассуждений (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную с помощью логических рассуждений); разработка плана действий и его запись (решение задач, в которых разрабатывается план действий, обеспечивающий нужный результат); создание движущихся изображений (анимация). (1 ч.).
Практическая работа №17: «Создаем анимацию». (1 ч.).
Практическая работа №18: «Создаем слайд-шоу». (1 ч.).
Итоговое повторение. (1 ч.).
Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 34 учебные недели.
Тематическое планирование
№ главы | Название главы | Примерные сроки | ||||
Место проведения | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы | Примерные сроки | ||
1. | «Информация вокруг нас» | Центр «Точка роста» | 11 | 4 | 1 | 1-11 неделя |
2. | «Информационные технологии» | Центр «Точка роста» | 11 | 6 | 1 | 12-22 неделя |
3. | «Информационное моделирование» | Центр «Точка роста» | 8 | 5 | 1 | 23-30 неделя |
4. | «Элементы алгоритмизации» | Центр «Точка роста» | 3 | 3 | - | 31-33 неделя |
Итоговое повторение | Центр «Точка роста» | 1 | - | - | 34 неделя |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | |
Глава 1: «Информация вокруг нас». | 11 | |||
1. |
| Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места. | 1 | |
2. |
| Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. | 1 | |
3. |
| Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. | 1 | |
4. |
| Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру». | 1 | |
5. |
| Управление компьютером. Главное меню. | 1 | |
6. |
| Практическая работа №2: «Вспоминаем приёмы управления компьютером». | 1 | |
7. |
| Хранение информации. Файлы и папки. | 1 | |
8. |
| Практическая работа №3: «Создаём и сохраняем файлы». | 1 | |
9. |
| Передача информации. Электронная почта. | 1 | |
10. |
| Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой». | 1 | |
11. |
| Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас». | 1 | |
Глава 2: «Информационные технологии». | 11 | |||
12. |
| Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат. | 1 | |
13. |
| Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста. | 1 | |
14. |
| Практическая работа №5: «Вводим текст». | 1 | |
15. |
| Практическая работа №6: «Редактируем текст». | 1 | |
16. |
| Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста». | 1 | |
17. |
| Практическая работа №8: «Форматируем текст». | 1 | |
18. |
| Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. | 1 | |
19. |
| Практическая работа №9: «Создаём простые таблицы». | 1 | |
20. |
| Наглядные формы представления информации. | 1 | |
21. |
| Практическая работа №10: «Строим диаграммы». | 1 | |
22. |
| Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии». | 1 | |
Глава 3: «Информационное моделирование». | 8 | |||
23. |
| Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн (точка роста). | 1 | |
24. |
| Практическая работа №11: «Изучаем инструменты графического редактора». | 1 | |
25. |
| Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции» (точка роста). | 1 | |
26. |
| Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360» (точка роста). | 1 | |
27. |
| Обработка информации. Изменение формы представления информации. | 1 | |
28. |
| Практическая работа №14: «Создаём списки». | 1 | |
29. |
| Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет». | 1 | |
30. |
| Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование». | 1 | |
Глава 4: «Элементы алгоритмизации». | 3 | |||
31. |
| Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16: «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор». | 1 | |
32. |
| Практическая работа №17: «Создаём анимацию». | 1 | |
33. |
| Практическая работа №18: «Создаем слайд-шоу». | 1 | |
Итоговое повторение. | 1 | |||
34. |
| Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. | 1 |
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и компьютерная мышь (разнообразные устройства аналогичного назначения).
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).
Программные средства:
Операционная система (Widows 7).
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа (Dr. Web).
Клавиатурный тренажер (Baby Type).
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый процессор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, электронные таблицы, базы данных (LibreOffice, Microsoft Office).
Браузеры (Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex).
Программа для распознавания текстов (ABBYY FineReader).
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Учебно-методическое обеспечение:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.): https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика»: http://window.edu.ru/
Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках: http://www.klyaksa.net/
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/19/
© 2023, Строителев Сергей Николаевич 272 0