СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Язык в речевом общении».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель курса: создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся для формирования культуры речевого общения.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Язык в речевом общении».»

Программа элективного курса «Язык в речевом общении»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа ориентирована на «Программу по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы», авт.-сост. С.И. Львова. — 3-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2012 и Федеральный компонент стандарта основного (общего) образования.


Цель курса: создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся для формирования культуры речевого общения.

Общая характеристика курса: программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.

От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний учащихся.

Коммуникативный подход подразумевает внимание к формированию навыков выразительной речи, наблюдению за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.

Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета.




Место элективного курса «Язык в речевом общении» в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. По учебному плану на элективный курс отведен 1 час в неделю.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета


Личностными результатами освоения элективного курса являются:


1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы элективного курса являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

•овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение

вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,

полученной в результате чтения или аудирования;

•умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам

и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога.

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современно

о русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии

и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе

речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового

оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные

тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях

актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка.

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

5) понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

6) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание программы

Язык как средство общения (2ч).

Язык, его основные единицы. Гипотезы происхождения языка. Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, коды, символы и т. п.).

Речевое общение (5ч).

Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная). Ситуация речевого общения. Условия речевого общения: наличие мотива и цели общения, предмета речи, участников общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Речевой этикет (3ч).

Речевой этикет как правила речевого общения. Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др. Жесты и мимика; использование их в общении.

Роль орфоэпии и интонации в устном общении (24 ч).

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое восприятие речи. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.

Основные требования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.

Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств.

Ударение; его смыслоразличительная роль. Нормы словесного ударения в современном русском языке. Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.

Отклонения от произносительных норм и их причины. Допустимые варианты произношения и ударения в современном русском литературном языке.

Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Этикетная функция интонации в речевом общении.

Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. Интонация и орфография.


Планируемые результаты курса:

учащиеся, успешно окончившие курс, смогут

  1. - свободно вступать в речевой контакт в различных сферах общения, преодолевая внутренние психологические барьеры;

  2. - ориентироваться в речевой ситуации, определять тактику речевого общения;

  3. - стремиться к приобретению навыков культурного общения, умелого владения не только речью, но и мимикой, жестами.

Критерием успешности планируемого курса послужит интерес учащихся к наблюдению и постоянному анализу окружающего речевого пространства, саморефлексия и повышенная ответственность за свою речь.



Учебно-методический комплекс

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

1.Программа элективных курсов по русскому языку М.:Мнемозина, 2012 г., реко­мендованной Департаментом общего среднего образова­ния Министерства образования РФ. Автор раздела Львова С.И.

2. Язык в речевом общении. Львова С.И.: книга для учащихся – М., 2012 г.

учителя

ученика

Львова С.И. «Язык и речь» - М., 2012 г

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. — М., 2010.

Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5—9 классы. — М., 2014.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2010.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. — М., 2010.

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2014.

С.И.Львова. «Язык в речевом общении». Учебное пособие для 8—9 клас­сов. М.: Просвещение, 2012



ЯЗЫК В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ. 8 класс. Тематическое планирование


Тема



Язык как средство общения 2 ч.

1.

Язык, его основные единицы. Гипотезы происхождения языка. Вопрос об искусственных языках.

1 ч.


2.

Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, коды, символы и т.д.)

1 ч.


Речевое общение 5 ч.

3.

Речевое общение, единство двух его сторон. Формы общения.

1 ч.


4.

Ситуация речевого общения, его основные компоненты: участники, обстоятельства речевого общения.

1 ч.


5.

Владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения.

1 ч.


6.

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижения прогнозируемого результата.

1 ч.


7.

Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

1 ч.


Речевой этикет 3 ч.

8.

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

1 ч.


9.

Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения, поздравления, приглашения и др.

1 ч.


10.

Жесты и мимика; использование их в общении.

1 ч.


Роль орфоэпии и интонации в устном общении 24 ч.

11.

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи.

1 ч.


12.

Диалог и монолог как разновидности устной речи.

1 ч.


13.

Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения.

1 ч.


14.

Основные требования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания.

1 ч.


15.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.

1 ч.


16.

Роль орфоэпии в устном общении между людьми.

1 ч.


17.

Основные нормы современного литературного произношения.

1 ч.


18.

Основные нормы современного литературного произношения

1 ч.


19.

Произношение некоторых грамматических форм.

1 ч.


20.

Особенности произношения иноязычных слов , а также русских имён и отчеств.

1 ч.


21.

Ударение, его смыслоразличительная роль.

1 ч.


22.

Нормы словесного ударения в современном русском языке.

1 ч.


23.

Нормы словесного ударения в современном русском языке

1 ч.


24.

Отклонения от произносительных норм и их причины

1 ч.


25.

Допустимые варианты произношения и ударения в современном русском языке.

1 ч.


26.

Исторические изменения в произношении и ударении.

1 ч.


27.

Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.

1 ч.


28.

Орфоэпические словари и справочники; работа с ними

1 ч.


29.

Орфоэпические словари и справочники; работа с ними

1 ч.


30.

Орфоэпические словари и справочники; работа с ними

1 ч.


31.

Интонация, её основные элементы (логическое ударение, мелодика, темп и тон речи).

1 ч.


32.

Этикетная функция интонации в речевом общении.

1 ч.


33.

Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи.

1 ч.


34.

Интонация и орфография.

1 ч.

















































ЯЗЫК В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ 9 класс. Тематическое планирование


Тема



1.

Устное и письменное общение между людьми.

1 ч.


2.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

1 ч.


3.

Особенности письменной речи.

1 ч.


4.

Использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел).

1 ч.


5.

Ориентация на зрительное восприятие текста.

1 ч.


6.

Возможность возвращения к написанному, совершенствования текста.

1 ч.


7.

Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания.

1 ч.


8.

Речевой этикет при письменном дистанционном общении.

1 ч.


9.

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, на тематических чатах Интернета.

1 ч.


10.

Роль орфографии в письменном общении.

1 ч.


11.

Возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи.

1 ч.


12.

Разделы русской орфографии и принципы написания.

1 ч.


13.

Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания.

1 ч.


14.

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания.

1 ч.


15.

Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы.

1 ч.


16.

Основные правила графического сокращения слов.

1 ч.


17.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации.

1 ч.


18.

Основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения её понимания.

1 ч.


19.

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

1 ч.


20.

Смысловая роль знаков препинания.

1 ч.


21.

Структура предложения и пунктуация.

1 ч.


22.

Интонация и пунктуация.

1 ч.


23.

Основные функции пунктуационных знаков.

1 ч.


24.

Разделительные, выделительные знаки препинания и знаки завершения.

1 ч.


25.

Разделы русской пунктуации.

1 ч.


26.

Знаки препинания в конце предложения.

1 ч.


27.

Знаки препинания внутри простого предложения.

1 ч.


28.

Знаки препинания между частями сложного предложения.

1 ч.


29.

Знаки препинания при передаче чужой речи.

1 ч.


30.

Знаки препинания в связном тексте.

1 ч.


31.

Способы оформления на письме прямой речи.

1 ч.


32.

Цитирование.

1 ч.


33.

Справочники по русскому правописанию и работа с ними.

1 ч.


34.

Справочники по русскому правописанию и работа с ними.

1 ч.







Литература.

  1. Львова С. И., Рыбченкова Л. М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. — М., 2017.

  2. Л.Т.Григорян. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1998.

  3. В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1997.

  4. Д.Э.Розенталь. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.: Айрис-Пресс, 2005

  5. Ветвицкий В. Г. и др. Современное русское письмо. Факуль­тативный курс. — М., 1974.

  6. Голуб И. Б., Розенталъ Д. Э. Занимательная стилистика. -— М., 1989.

  7. Голъдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.

  8. Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.

  9. Горелов И. Н., Житников В. Ф.Умеете ли вы общаться? — М., 1991.

  10. Гранин Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. — М 1986.

  11. Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.

  12. Донских О. А. К истокам языка. — Новосибирск, 1988.

  13. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.

  14. Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.

  15. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

  16. Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.

  17. Моисеев А. И. Звуки и буквы, буквы и цифры. — М., 1986.

  18. Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.

  19. Панов М. В. А все-таки она хорошая: Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.

  20. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.

  21. Розенталъ Д. Э. А как сказать лучше? — М., 1988.

  22. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М- 1983.

  23. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. —

  24. Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка.

  25. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.

  26. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982

  27. Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 2016.

    Словари

1. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический сло­варь русского языка. — 3-е изд. — М., 2010. 2. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 2010. 3. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2014. 4. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2014.
5. Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь-справоч­ник. — М., 2013.
6. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 7.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 2004.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!