СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Язык в речевом общении»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса по выбору «Язык в речевом общении» предлагается в рамках предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Курс опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения базового курса русского языка. Предлагаемый курс по выбору ориентирован на девятиклассников, желающих повысить свою языковую культуру. Распределение часов по темам примерное (8-9 часов). Корректируется учителем с учётом хода усвоения и достаточной отработки   материала.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Язык в речевом общении»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кезская средняя общеобразовательная школа №1»



Рассмотрено на заседании Утверждено

МО Приказ №

«….»……………..2018г «…..»…………..2018г

Принято педсоветом Директор школы:……………


Протокол №….. «….»………………..2018г








Программа элективного курса

«Язык в речевом общении»

/название курса/

для учащихся 9- х классов.











Составитель: Фёдорова Алевтина Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кезская СОШ №1»

первая категория, стаж 25 лет.









2018 г.


Пояснительная записка.


Программа курса по выбору «Язык в речевом общении» предлагается в рамках предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Курс опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения базового курса русского языка. Предлагаемый курс по выбору ориентирован на девятиклассников, желающих повысить свою языковую культуру. Распределение часов по темам примерное (8-9 часов). Корректируется учителем с учётом хода усвоения и достаточной отработки

материала.

Цель курса: помочь ученикам лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения.

Задачи: 1) развивать умения точно передавать смысловую сторону высказывания в разных ситуациях общения;

2) развивать умение использовать в речи для нужд общения различные языковые средства;

3) развивать навыки использования в речи элементов русского речевого этикета.

4) воспитывать любовь к русскому языку.

Основой для разработки курса послужило учебное пособие под ред. проф. О Я Гойхмана « Русский язык и культура речи».

В ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Актуальность программы заключается в том, что изучение курса «Язык в речевом общении» открывает широкие возможности для развития речи. Кроме того, имеет прагматическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. От того, как развита речь, зависит и усвоение других учебных предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин. В будущем это положительно отразится в общественной и профессиональной деятельности.

Общими принципами отбора содержания материала являются:

  • доступность для учащихся средней школы;

  • реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы;

  • инвариантность содержания – программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении речевого этикета, с учетом уровня знаний, умений, навыков;

  • содержание обеспечивает более полное знакомство с нормами общения, так как школьный курс базовой программы этому отводит недостаточно времени, многие дети не владеют правилами общения;

  • реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена в отведенное количество часов;

  • системность программы обеспечивается логикой развёртывания содержания знаний;

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности и предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится исследовательским занятиям, ролевым и деловым, ситуативным играм, диалоговому общению, работе в малых группах.

При оценке знаний, умений по данному курсу используется ситуативно – ролевая игра, деловое общение по телефону, перед аудиторией, тест, диалогическое общение, публичное выступление, монологический марафон, участие в семинаре, а итоговым контролем является публичное выступление учащихся.

Программа ориентирована на занятия в виде лекций, бесед. Значительное место в ней отводится исследовательским занятиям, ролевым, деловым, ситуативным играм, диалоговому общению, работе в малых группах. Итоговым контролем является творческая работа – публичное выступление.

Критерии успешности:

Ученик получает зачет при условии:

  • выполнения творческой работы, представленной в установленный срок, в предложенной учителем форме соблюдением стандартных требований к её оформлению.

Дополнительные баллы выставляются во время изучения курса за:

  • качественно выполненное задание по собственной инициативе;

  • использование Интернет – технологии;

  • инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами (смотр, публикация и т.п.)

Контроль по элективному курсу осуществляется:

текущий – на лекциях и беседах;

итоговый – выполнение творческой работы в конце курса.

Динамика курса будет фиксироваться следующим образом:

  • анкетирование на первом и последнем занятии;

  • собеседование в процессе работы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение самооценки учащихся собственных знаний по речевому этикету;

  • увеличение количества учащихся, выбирающих для профилизации предметы гуманитарного цикла;

  • возрастание познавательного интереса к языку, как речевому общению




Учебно-тематический план.


п/п

Наименование темы

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Семинарские занятия

Форма контроля

1.

Основные понятия культуры речи


1




1

Тест

2.

Культура делового общения


2


1


1


Разрешение ситуаций.

3.

Культура монологической речи


3


1


2


Анкетирование.

4.

Этико- социальные аспекты культуры речи


1



1


Редактирование..

5.

Защита творческой работы.


2



2


Публичное выступление.

6.

Итого:


9











Содержание программы.

Темы занятий

Содержание

Основные понятия культуры речи.

Язык как система. Язык и речь. Функции языка (коммуникативная, метаязыковая, эстетическая и др.). Культура речи.

Культура делового общения.

Официально- деловой стиль. Культура устной деловой речи. Условия диалогического общения. Виды диалогов. Рекомендации по культуре устной речи.

Культура монологической речи.

Особенности монологической речи( цель и содержание, построение, произнесение, типичные недостатки ораторской речи). Фигуры речи( анафора, градация, аллюзия, парадокс, гипербола, антиципация, полисиндетон, риторический вопрос, параллелизм и др.) Виды речи (приветственная, деловая, митинговая, парламентская, застольная и др.).

Этико- социальные аспекты культуры речи.

. Категория вежливости в русском языке (формы общения; роль местоимений; глагольные формы; частицы и вежливость; эвфемизмы и вежливость). Социальные аспекты культуры( стиль, пол, социальное положение, профессия, возраст).

Защита творческих работ.

Итоговый контроль. Выступление в аудитории по заданной теме.



























Литература.


Для учителя:

1. Васильева А.Н. Основа культуры речи. М.: Русский язык, 1990.

2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.

3. Калинин А.В. Культура русского слова. М., 1984.

4. Колесов В.В. Культура речи –культура поведения. Л., 1988.

5. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О. Я. Гойхман, Л. М. Гонгарова и др./ Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. М: ИНФА, 2004.

6. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.


Для учащихся.

1.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! Пособие по русскому языку. М., 2001.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. М., 1988.

3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М, 2001.

4.Культура устной и письменной речи делового человека: Практикум., 1997.

5. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь- справочник. М., 1995.


Рекомендуемые словари.


1. Словарь по культуре устной и письменной речи / М.Б. Елисеева, Б. М. Золин, Д. Б. Черепенин. СПб: Папирус, 1996






























Приложение 1.


Вопросы для обсуждения на семинаре (занятие 1).


1. Что такое языкознание?

2. Назовите и охарактеризуйте основные единицы языка. Что является основой их

выделения и противопоставления?

3. Что такое уровни языка? Перечислите их.

4. Какие разделы включает в себя наука о языке?

5. Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?

6. Что такое культура речи?

7. Дайте определение понятию «литературный язык». Какие сферы человеческой жизни он обслуживает? Перечислите основные признаки литературного языка.

8. Какие три аспекта культуры речи считаются ведущими? Охарактеризуйте их.

9. Дайте определение понятию «норма литературного языка», перечислите особенности нормы.

10. Назовите основные типы языковых норм.



Приложение 2.




Разрешение ситуаций по теме « Культура делового общения» (занятие 2).


Ситуация 1.

Вы видите, на переговорах Ваш партнёр намеренно искажает факты. Как Вы поступите в этом случае?


Ситуация 2.

На переговорах вместо того, чтобы выдвигать конкретные предложения, оппонент ссылается на Ваши прежние промахи, имевшие место несколько месяцев назад. Как Вы поступите в этом случае?


Ситуация 3.

Вы установили контакт с японской фирмой, с которой хотите заключить договор. Вас приглашают в Японию, встречают как самого дорогого гостя, предлагают обширную программу развлечений с обедом в дорогом ресторане, а когда дело доходит до переговоров, японцы просят подождать пару дней. И потом довольно продолжительное время сообщают Вам о периодически возникающих затруднениях. Как Вы поступите в этой ситуации?


Ситуация 4.


«Расшифруйте» позы и жесты Вашего партнёра: расстёгнут пиджак, руки скрещены на груди, кулаки сжаты; сидит на краешке стула, склонившись вперёд, голова слегка наклонена и опирается на руку; голова слегка наклонена набок, медленно снимает очки, тщательно протирает стёкла; прикрывает рот рукой во время своего высказывания; прикрывает рот во время слушания; старается не смотреть на Вас. Дайте им подробную характеристику.



Ситуация 5.


Вы менеджер фирмы и Вам предстоят переговоры, очень важные для Вас, представителем другой фирмы по поводу заключения договора. В начале беседы Вы видите, что Ваш партнёр настроен благожелательно и поэтому эмоционально «расписываете» ему все преимущества Вашего с ним сотрудничества, сопровождая Вашу речь энергичными жестами. Но затем Вы замечаете, что Ваш партнёр принимает « закрытую» позу – скрещивает руки на груди и, высказывая своё мнение по данному вопросу, избегает смотреть Вам в глаза.

Ваши действия?


Разрешение ситуаций помогает учащимся усвоить правила делового общения.



Первое правило – будьте пунктуальны.


Второе правило – не говорите лишнего другим.


Третье правило – не будьте эгоистом.


Четвёртое правило – одевайтесь так, как заведено в обществе.


Пятое правило – следите за чистотой речи.



Приложение 3.


Моделирование собственного речевого высказывания (занятие 3).


1. Попытайтесь образно, увлекательно рассказать о всевозможных случаях, анекдоты, короткие истории, путевые заметки и т. д.

2. Сделайте обзор дня. Расскажите в течение пяти минут о наиболее существенных итогах Вашего дня. При этом обратите внимание на спокойную, плавную манеру речи. Рассказывать следует свежо, непринуждённо и естественно.



Моделируя собственную речь, дети не должны нарушать параметры монологического высказывания:

1. Последовательность, логичность.

2. Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность.

3. Заинтересовать слушателей.

4. Расположить слушателей к себе.


Упражнения для монологической речи.

Данные упражнения направлены на то, чтобы учащиеся могли проинформировать о событиях, описываемых в тексте, своих товарищей. Это подразумевает тщательную проработку содержания текста, вырабатывает умение логически представить событие.






I тип упражнений:


1. Упражнения с целевой направленностью информировать слушающего без побуждения его к словесной реакции: сообщение фактов, описание, характеристика действий.


2.Упражнения с целевой направленностью побудить слушающего к ответным комментариям: сообщение фактов с элементами доказательства; реакция с помощью провокационных вопросов.




II тип упражнений:


1.Упражнения с целевой направленностью пробудить слушающего к принятию решения.


2.Упражнения с целевой направленностью побудить слушающего к действиям, сообщение фактов плюс личное отношение и доказательство истинности фактов.



Приложение 4.



Ролевое обыгрывание ситуаций «Этико – социальные аспекты культуры речи» (занятие 4).


Ситуативно - ролевая игра помогает учащимся усвоить правила качественной речи:


Речь- язык ( правильность, богатство, чистота).


Речь- мышление ( логичность, ясность, простота, краткость).


Речь – объективный мир ( точность ).


Речь – её обстановка, содержание, назначение ( уместность)


Речь – эстетика ( образность, выразительность, благозвучие ).

Игры:


«Продавец и покупатель»


Предлагаем всем участникам разделиться по три человека. Пожалуйста . (Гонг). Эта игра будет адресована к той части населения, которая заведует культурой взаимоотношений в сфере обслуживания, где очень часто мы можем наблюдать грехи разного рода казусы. Итак, один из участников будет учтивым и весьма профессиональным продавцом, другой- требовательным, капризным и нагловатым покупателем, третий будет арбитром. Решите между собой, как будут распределены роли. Пожалуйста . (Гонг) . Придумайте также, какого рода товары будут продаваться в вашем магазине – хлеб, овощи, одежда и т. д. А может быть это будет что- то необычное… Просим вас. (Гонг). Хорошо. А сейчас приступим к игре. Продавец пытается обслужить капризного покупателя несмотря ни на что. Переходить рамки вежливости нельзя продавцу, покупателю же нельзя применять физическую силу и неприлично выражаться. Арбитр оценивает все промахи продавца и его дипломатические находки. Бестактное поведение штрафуется снижением оценки. Если условия игры понятны, то начнём… Пожалуйста. (Гонг). Хорошо. А теперь поменяемся ролями. Продавцы становятся покупателями, а покупатели продавцами. Внимание. Начали. Гонг) Спасибо, на этом игра закончена. (Гонг).



«Дипломатия»


Давайте поупражняемся в искусстве дипломатии. Предположим, между вами завязался интересный разговор, но одному из беседующих нужно прервать беседу, так как, допустим, он опаздывает на свидание, а другому хочется продолжить интересное общение. Как быть? Попробуем разыграть эту ситуацию по ролям. Разделитесь, пожалуйста, по три человека. Просим вас. ( « Гонг/ Один в тройке – судья или супервизор- то есть беспристрастный наблюдатель. Двое других – собеседники, один из которых хочет деликатно выйти из разговора, а другой назойливо и несколько нахально хочет продолжить его и узнать для себя что- то важное. Супервизор будет оценивать искусство дипломатии первого, снижая оценку за нарушение рамок вежливости в разговоре. Итак, по первому удару гонга собеседники начинают беседу, интересную для обоих, но после второго гонга начинается поединок, который будет оцениваться третьим участником- супервизором. Итак, пожалуйста, начали разговор. (Гонг). А теперь перешли к словесному поединку. (Гонг). Хорошо. Обменяемся впечатлениями и подведём итоги первого раунда. ( Гонг). Хорошо. Пора поменяться ролями. Пусть каждый в тройке использует на себе все три роли. (Гонг). Спасибо. А теперь обсудим итоги. Пожалуйста. Спасибо, игра закончена. (Гонг).


Приложение 5.


Примерная тематика творческих работ.


1. Риторический инструментарий деловой речи.


2 .Речевой этикет в деловом общении.


3. Умозаключения и их использование в деловой разговорной практике.


4. Вербальные и невербальные средства делового общения.


5.Специфические особенности общения как особого вида взаимодействия людей.


6.Роль невербальных средств в общении людей.


7. Официально- деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.


8. Русский язык. Деловые бумаги.


9. Коллаж « Мой имидж».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!