СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса " Язык в речевом общении". 8 класс (ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса рассчитана для учащихся 8 класса(ФГОС). В данной программе содержится пояснительная записка, содержание учебного курса, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса " Язык в речевом общении". 8 класс (ФГОС)»

Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса «Язык в речевом общении» для 8 класса составлена на основе:

  • Федерального Закона №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644), с изменениями от 29.12.2014г. №1644;

  • Основной образовательной программы основного общего образования, утверждённой директором МОУ Ундоровского лицея от 25.08.2016г., приказ №435;

  • Авторской Программы факультативных, элективных курсов по русскому языку/ Под редакцией С.И. Львовой. В кн. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М.: Эксмо, 2007;

  • Устава МОУ Ундоровского лицея.


Цели и задачи:

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;


- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета.



Описание места учебного курса


Рабочая программа рассчитана на 17,5 часов (1 час в 2 недели).



Общая характеристика учебного курса

Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.

От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).

Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.

Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс (для уроков с использованием ИКТ).


Для учителя:


1.Поурочные разработки по русскому языку для 8 класса/ сост. Беляева О.В., Доценко О.А. М., Вако, 2009.

2.Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ сост. Колчанова С.С. Волгоград,Учитель, 2009.

3. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 8 класс/ сост. Егорова Н.В. М., Вако, 2010.

4.Русский язык. 8 класс. Тематические тесты по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / сост. Мальцева Л.И. Ростов-на-Дону, 2012.

5.Тематические зачеты по русскому языку. 8 класс./ Малюшкин А.Б., Рогачева Е.Ю. М., Сфера, 2009.

6.Уроки русского языка с применением информационных технологий.5-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.,Глобус, 2010.

Для учащихся:


1.Русский язык. Дидактические материалы.8 класс/ сост. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. М.,Экзамен, 2013.

2.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. /сост. Богданова Г.А. М., Просвещение,2010.

3. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык. 8 класс. Москва «Интеллект-Центр», 2013г.


Образовательные электронные ресурсы:

  • http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  • http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

  • http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  • http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

  • Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

  • Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

  • Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

  • Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/




Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основ­ных национально-культурных ценностей русского на­рода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и мораль­ных качеств личности; его значения в процессе полу­чения школьного Образования;

2) осознание эстетической ценности русского язы­ка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к ре­чевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усво­енных грамматических средств для свободного выра­жения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой инфор­мации, компакт-диски учебного назначения, ре­сурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые вы­сказывания с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей учеб­ной деятельности (индивидуальной и коллек­тивной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или про­читанный текст с разной степенью свернутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения ос­новных орфоэпических, лексических, грамма­тических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение ос­новных правил орфографии и пунктуации в про­цессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, не­дочеты, исправлять их; умение совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность исполь­зовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодейст­вие с окружающими людьми в процессе речевого об­щения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение националь­но-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального меж­личностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка рус­ского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о свя­зи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гума­нитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: линг­вистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-дело­вой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысло­вые типы речи (повествование, описание, рассужде­ние); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурса­ми лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпиче­скими, лексическими, грамматическими, орфографи­ческими, пунктуационными), нормами речевого эти­кета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб­ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фо­нетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект­ного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ­циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических воз­можностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речево­го высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание учебного курса

О родном языке. Русский язык среди других языков мира. (1ч) Звуковые образные средства языка. Звукопись (1 час) Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная) (1 час) Ситуация речевого общения и её основные компоненты (1 час) Речевой этикет как правила речевого общения (1 час) Культура поведения, культура речи и речевой этикет (1 час) Жесты и мимика; использование их в общении (1 час) Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (1 час) Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания (1 час) Диалог и монолог как разновидности устной речи (1 час) Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения (2 час) Роль орфоэпии в устном общении между людьми (1 час) Основные нормы современного литературного произноше­ния. Ударение; его смыслоразличительная роль (1 час) Отклонения от произносительных норм и их причина (1 час) Орфоэпические словари и справочники; работа с ними (1 час) Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Этикетная функция интонации в ре­чевом общении (1,5час)

Тематическое планирование учебного курса


п/п

Тема

Дата

По плану

По факту

1

О родном языке. Русский язык среди других языков мира



2

Звуковые образные средства языка. Звукопись



3

Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла).

Формы общения (устная и письменная)



4

Ситуация речевого общения и её основные компоненты



5

Речевой этикет как правила речевого общения



6

Культура поведения, культура речи и речевой этикет



7

Жесты и мимика; использование их в общении



8

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи



9

Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания



10

Диалог и монолог как разновидности устной речи



11

Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения



12

Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения



13

Роль орфоэпии в устном общении между людьми



14

Основные нормы современного литературного произноше­ния. Ударение; его смыслоразличительная роль



15

Отклонения от произносительных норм и их причина



16

Орфоэпические словари и справочники; работа с ними



17,5

Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Этикетная функция интонации в ре­чевом общении





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!