СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС ООО.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по изобразительному искусству 5-7 классы. Неменский Б. М..

Просмотр содержимого документа
«Программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС ООО.»

  1. Пояснительная записка.

Программа по изобразительному искусству для V – VII классов разработана на основе примерной программы основного общего образования и УМК Б.М. Неменского в соответствии с ФГОС ООО.

Программа логически развивает идеи начальной школы, способствует: развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;• освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально- практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Цели программы: воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна; освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.


  1. Общая характеристика предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре

Программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В программе объединены практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности в единую образовательную струк­туру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и дости­жению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

  • Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн­ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение дисциплины «изобразительное искусство» в основной школе отводится 105 часов. В том числе: на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


  1. Содержание учебного предмета.


5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35часов

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Тема I четверти:

«Древние корни народного искусства» ( 9 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.


  1. Древние образы в народном искусстве.

  2. Декор русской избы.

  3. Внутренний мир русской избы.

  4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

  5. Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Белгородской области.

  6. Народный праздничный костюм Белгородского края.

  7. Народные праздничные обряды

Тема II четверти:

«Связь времен в народном искусстве» (7 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла.  При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

  1. Древние образы в современных народных игрушках. Старооскольская игрушка.

  2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

  3. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

  4. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

  5. Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

  6. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Тема III четверти:

«Декор – человек, общество, время» (10 ч)

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

  1. Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».

  2. Декор и положение человека в обществе.

  3. Одежда говорит о человеке.

  4. Костюмы древних цивилизаций.

  5. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».

  6. О чем рассказывают гербы и эмблемы.

  7. О чём рассказывают гербы Белгородской области.

  8. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Тема I V четверти:

«Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)

 Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).

  1. Современное выставочное искусство.

  2. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.

  3. Народные художники нашего края.

6 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов

Тема I четверти:

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)

В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника С. Косенкова. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

  1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

  2. Рисунок – основа изобразительного творчества.

  3. Линия и её выразительные возможности

  4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

  5. Цвет. Основы цветоведения.

  6. Цвет в произведениях живописи.

  7. Объемные изображения в скульптуре.

  8. Основы языка изображения.

Тема II четверти:

«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.

  1. Художественное познание: реальность и фантазия.

  2. Изображение предметного мира – натюрморт.

  3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

  4. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

  5. Освещение. Свет и тень.

  6. Натюрморт в графике.

  7. Цвет в натюрморте.

Тема III четверти:

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)

Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике ,живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

  1. Образ человека – главная тема искусства.

  2. Конструкция головы человека и ее пропорции.

  3. Изображение головы человека в пространстве.

  4. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

  5. Портрет в скульптуре.

  6. Сатирические образы человека.

  7. Образные возможности освещения в портрете.

  8. Портрет в живописи.

  9. Роль цвета в портрете.

  10. Великие портретисты. Художники – наши земляки.

Тема IV четверти:

«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)


Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».

  1. Жанры в изобразительном искусстве.

  2. Изображение пространства.

  3. Правила линейной и воздушной перспективы.

  4. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

  5. Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников белгородцев.

  6. Городской пейзаж. Мой белый город.

  7. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

8-9) Выразительные возможности натюрморта.

7 класс


«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.

1.Изображение фигуры человека и образ человека - 7 часов.

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции. Красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Аналитические зарисовки изображения фигуры человека, характерных для разных древних культур. Конструкция фигуры человека и основные пропорции.

Схема движения фигуры человека. Зарисовки схемы фигуры человека, схема движения человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры.

Пластика и выразительность фигуры человека. Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе с использованием проволочного каркаса. Набросок как вид рисунка.

Главное и второстепенное в изображении. Форма и складки одежды на фигуре человека. Наброски с натуры одетой фигуры человека.

2. Поэзия повседневности – 9 часов.

Картины мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий разных народов. Беседа. Бытовой исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри них. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Любование жизнью и сострадание человеку. Понятие сюжета¸ темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Работа над композицией с простым¸ доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Композиция на тему: «Жизнь в моей семье» Историческая тема в бытовом жанре. Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом. Тема праздника в бытовом жанре. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник это игры, танцы, песни. Карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное. Создание композиции в технике коллажа на тему праздника.

3. Великие темы жизни – 10 часов.

Появление станкового искусства. Исторические и мифологические жанры. Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Работа над созданием сюжета из мифологии. Большая тематическая картина, ее особая роль в искусстве России. Отношение к прошлому как понимание современности. Беседа о великих русских живописцах 19 столетия. Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины. Выбор темы из истории нашей родины. Подготовка к работе над картиной исторического жанра.

4. Вечные темы в искусстве – 9 часов.

Создание композиции на библейские темы. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и народного самосознания. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы. Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою. Место и роль картины в искусстве 20 века Искусства временные и пространственные.

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Выбрать литературное произведение и проиллюстрировать отдельные события из сюжета. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Изобразител ность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи, строй искусства определенной эпохи, страны. Примеры различных больших стилей. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании целей и методов своего искусства.


  1. Тематическое планирование.

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35 часов


Тема

Количество часов

Характеристика видов

деятельности учащихся

1

Древние корни народного искусства.

9

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

2

Связь времен в народном искусстве.

7

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: отношение к труду и культуре своего народа.

3

Декор - человек, общество, время.

10

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.

4

Декоративное искусство в современном мире.

9

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно­-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого ­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные:

преобразовать познавательную задачу в практическую.

ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

Всего

35







6 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов


Тема

Количество часов

Характеристика видов

деятельности учащихся

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

9

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства; отмечать их лаконичную выразительную красоты;

сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов;

Создавать выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения творческой практической работы. Понимать и объяснять целостность образного строя крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение и содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декора избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Познавательные: определять виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

7

Размышлять об истории возникновения народной игрушки. Сравнивать форму, декор игрушек разных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и её декором. Овладевать и осваивать приёмы создания выразительной формы и декорирования в опоре на традиции народных промыслов. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров. Сравнивать мотивы в природе и в произведениях. Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия.

Осваивать приёмы работы по мотивам гжельских мастеров. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Выявлять общее и различное в народных промыслах. Различать и называть произведения народных промыслов. Объяснять, что значит единство формы, декора и содержания. Участвовать в презентации выставочных работ.

Познавательные: понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традицииям.

3

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.

10

Анализировать и понимать особенности образного языка вышивки. Создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции.

Выделять декором, цветом, величиной главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные цвета. Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной формы. Понимать и анализировать образный строй народного костюма. Соотносить особенности декора с мировосприятием наших предков. Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, женских головных уборов. Характеризовать праздник как важное событие как синтез всех видов творчества (изобразительное, музыкальное, устно-поэтическое). Создавать атмосферу праздника. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, обрядовые действа. Находить общие черты в разных произведениях народного искусства, отмечать единство конструктивной, изобразительной и декоративной деятельности. Понимать и осознавать ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Познавательные: знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства .

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

9

Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве  выражения в изобразительном искусстве.

Приобретать навыки  изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства.

Уметь различать особенности эпического и романтического образа природы  в произведениях европейского и русского искусства.

Экспериментировать на основе правил перспективы в изображении большого природного пространства.

Получать представления о том, как понимали  красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19-го века.

Характеризовать направления импрессионизма, постимпрессионизма в истории ИЗО.

Учиться видеть, наблюдать, передавать изменчивое настроение природы.

Приобретать опыт колористического видения, создание живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Называть великие имена русских живописцев, узнавать известные картины. Характеризовать особенности понимания природы И. Левитана и И. Шишкина. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать опыт в создании электронных презентаций как видеоряда по теме урока.

Познавательные: знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

Всего

35




7 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.

Тема

Количество часов

Характеристика видов

деятельности учащихся

1

Изображение фигуры человека и образ человека.

7

Изображение на плоскости (с натуры, по памяти и по представлению); изучение художественного наследия; обсуждение работ товарищей, результатов индивидуальной работы на уроке.

Понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме (образ человека - выражение особенностей духовной культуры эпохи), интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач; ставят и формулируют проблему урока.

Способны актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками и самостоятельно) необходимые действия, и действовать по плану. Изображение на плоскости (по памяти и по представлению); подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; изучение художественного наследия; обсуждение работ товарищей, результатов индивидуальной работы.

Познавательные: ставят и формулируют проблему

урока: выдвигают версии (об увиденном), работают

по плану, сверяясь с целью (передают в плоскостном рисунке простые движения фигуры человека);

планируют деятельность в учебной ситуации (выполнение коллективной схемы движения людей);

самостоятельно создают алгоритм деятельности

при решении проблемы; определяют цель.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную

задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним.

2

Поэзия повседневности.

9

Изображение на плоскости (по памяти и по представлению); восприятие явлений действительности и произведений искусства; работа художественными материала обсуждение работ товарищей и результатов индивидуальной работы; художественный анализ произведений искусствами. Познавательные: учатся самостоятельно осваивать новую тему; умеют находить информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох; знакомятся с именами великих художников и их произведениями, воспринимают и анализируют произведения искусства. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке. Изображение на плоскости (по памяти и по представлению); восприятие явлений действительности и произведений искусства; работа художественными материалами; обсуждение работ товарищей.

Познавательные: получают новые знания о закономерностях; учатся творчески экспериментировать,

устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи; реализуют выразительные

возможности художественных материалов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную

задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения

на уроке.

3

Великие темы жизни.

10

Восприятие произведений КНИЖНОЙ графики; изучение художественного наследия; изображение на плоскости (по представлению); работа художественными материалами; обсуждение работ товарищей и результатов индивидуальной работы.

Познавательные: анализируют, выделяют главное

в искусстве иллюстрации; определяют термин ил-

люстрация; обобщают полученные знания, сравнивают объекты художественного творчества по заданным критериям и определяют термин иллюстрация

и ее виды; устанавливают аналогии и используют

их в решении практической задачи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную

задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры

действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные: умеют самостоятельно классифицировать материал по жанрам, самостоятельно

выбирать и использовать материал для выполнения

творческого проекта. Оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

4

Вечные темы в искусстве.

9

Познавательные: учатся сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать; определять понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота, осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента, самостоятельно искать способы завершения учебной задачи; уметь на практике усваивать понятие точка схода, изображать глубину в картине, применять на практике знание правил линейной и воздушной перспективы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

Всего

35



  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.


1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – 2-е изд. - М.Просвещение, 2011. – 176с. – (Стандарты второго поколения).

Интернет-ресурсы.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа : http://www. standart.edu.ru

Сетевое объединение методистов «СОМ». – Режим доступа : http://som.fio.ru

Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru

Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа : http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа : http://window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Музейные головоломки. – Режим доступа : http://muzeinie-golovolomki.ru

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа : http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств. – Режим доступа: http://www.museum-online.ru

Академия художеств Бибигон. – Режим доступа: http://www.bibigon.ru

Словарь терминов искусства. – Режим доступа: http://www.artdic.ru/index.htm

http://www.orientmuseum.ru/art/roerich

http://www.artsait.ru

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!