СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа изобразительное искусство

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

6 класс

Базовый уровень II ступень обучения

Составлена на основе ФГОС ООО и программы: «Изобразительное   искусство» 5-7кл. Б.М. Неменского

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа изобразительное искусство»

Управление образования МР «Печора»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п. Каджером






«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ОУ

____________ Л.В.Годун

«______» сентября 2016г.








.












РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

6 класс

Базовый уровень II ступень обучения

Составлена на основе ФГОС ООО и программы: «Изобразительное искусство» 5-7кл. Б.М. Неменского

















Каджером, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


 Рабочая   программа  создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго   поколения ( ФГОС ).  

Рабочая   программа  по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерных  программ   по   ИЗО  «Просвещение» 2011 г.,  программы  «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руково­дством Б. М.  Неменского  (  5 -9  классы ), пособия для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М.  Неменский , Л.А.  Неменская , Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011.  Рабочая   программа  составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности, в единую образовательную струк­туру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные, художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни че­ловека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изобра­жения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного язы­ка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной из­менчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в слож­ные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Тема 8 класса«Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных ви­дов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструк­тивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирает­ся на уже сформированный за предыдущий период уровень художест­венной культуры учащихся.

В рамках уроков 8 класса предусмотрена реализация регионального компонента. На него отводится 10 учебных часов (не менее), что отражено в тематическом планировании. Данный компонент призван способствовать сохранению народных традиций, повышению уровня национального самосознания и формированию уважения к истории и культуре нашей страны, своей малой родины.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопережи­вать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, тре­бующая и знаний, и умений.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возмож­ности для педагогического творчества, проявления индивидуальнос­ти учителя, учета особенностей конкретного региона России. Одна­ко нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обес­печивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основно­го общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Рабочая программа предусматривает возможность изучения кур­са «Изобразительное искусство» в объеме 34 часа в год (1 учебный час в неделю) + 1 час резерв на 35 неделю.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние — это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру,

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме ху­дожественных действий. Для этого необходимо освоение худо­жественно-образного языка, средств художественной выразительнос­ти. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искус­ства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собствен­ный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценно­стных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающи­мися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценност­ные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального госуда­рственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися лично­стных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения изобразительного ис­кусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие ви­зуальных образов реальности и произведений искусства;

  • понимание эмоционального смысла визуально-пространственной формы;

  • освоение художественной культуры как сферы материально­го выражения духовных ценностей, представленных в про­странственных формах;

  • воспитание художественного вкуса как способности эсте­тически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;


в трудовой сфере:

  • овладение основами культуры практической творческой ра­боты различными художественными материалами и инст­рументами;

в познавательной сфере:

  • овладение средствами художественного изображения;

  • развитие способности наблюдать реальный мир, способ­ности воспринимать, анализировать и структурировать ви­зуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной афере:

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и про­странственной среды и понимании красоты человека;

  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точ­ке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирую­щего способность к самостоятельным действиям в ситуа­ции неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • умение эстетически подходить к любому виду деятель­ности;

в познавательной сфере:

  • развитие художественно-образного мышления как неотъем­лемой части целостного мышления человека;

  • формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной па­мяти;

  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навы­ков коммуникации.

Предметные результаты освоения изобразительного ис­кусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жиз­ни, осознание и принятие системы общечеловеческих цен­ностей;

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстети­ческих позиций;

  • активное отношение к традициям культуры как к смысло­вой, эстетической и личностно значимой ценности;


в познавательной сфере:

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

  • понимание основ изобразительной грамоты, умение ис­пользовать специфику образного языка и средств художе­ственной выразительности, особенности различных худо­жественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художествен­ных образов;

  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необ­ходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных инфор­мационных ресурсах;

  • диалогический подход к освоению произведений искус­ства;

  • понимание разницы между элитарным и массовым искус­ством, оценка с эстетических позиций достоинств и недо­статков произведений искусства;

в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно­-прикладного искусства и т. д.).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

• различать произведения разных эпох, художественных стилей;

• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).


Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

•  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Критерии оценки устной формы ответов учащихся

  1. Активность участия.

  2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  3. Самостоятельность.

  4. Оригинальность суждений.

Критерии оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:

  1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Виды изобразительного искусства

и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж — большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Пропорции и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Поэзия повседневности

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в быто­вом жанре).

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздни­ка в бытовом жанре).

Великие темы жизни

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века.

Реальность жизни и художественный образ

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Художественно-творческие проекты.







ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Прямые линии и организация пространства

Цвет — элемент композиционного творчества.

Буква — строка— текст. Искусство шрифта

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

Искусство Муромского края.


Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

Объект и пространство.

Архитектура — композиционная организация пространства.

Архитектура Торжка и окрестностей.

Конструкция: часть и целое. Важнейшие архитектурные элементы здания

Вещь: красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов.

Материал и форма.


Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архи­тектуры прошлого

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Дизайн — средство создания прост­ранственно-вещной среды интерьера.

Интерьер и вещь в доме.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафт­ного пространства

Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный за­мысел и его осуществление


Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Мой дом — мой образ жизни.

Мода, культура и ты. Дизайн современной одежды.

Русский народный костюм.

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна

Моделируя себя — моделируешь мир



В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки- творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ре­бенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, мате­риалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


Данная  программа  обеспечена учебно-методическими комплектами для

каждого  класса  общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие

издания под редакцией Б. М.  Неменского:


ПОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  • Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская.  Рабочая  тетрадь.  5   класс » под редакцией Б. М.  Неменского .

  • Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.  5   класс : учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М.  Неменского .

  • А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7- 8  классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М.  Неменского .

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

  • Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие.  5   класс » под редакцией Б. М.  Неменского ;

  • М.А. Порохневская. Поурочные разработки по изобразительному искусству:  5   класс . – М.: ВАКО, 2012

  • Т.В. Оромсова. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7 класс. – М.: ВАКО, 2012

  • Г. Е. Гуров, А. С.Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7—8  классы » под редакцией Б.М.  Неменского .

  • Изобразительное искусство.  5 -8  классы : проверочные и контрольные тесты / авт.-сост. О.В. Свиридова, - Волгоград: Учитель, 2008.

  • Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост.

  • Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8  классы  : методическое пособие / Г. Е. Гуров,

А. С. Питерских; под ред. Б. М.  Неменского.

















Учебно-тематическое планирование

по предмету «Изобразительное искусство». 6 класс.


Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека» (35ч.)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия


Тема I ч.: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов)


1


Изобрази-тельное искусство. Семья пространс-твенных искусств. Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы: изобразитель-ные, конструктив-ные и декоративные.


ОНЗ

Называть пространственные и вре­менные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы про­странственных искусств: изобразитель­ные, конструктивные и декоративные,объяснять их различное назначение в жизни людей.

Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни челове­ка, в организации общения людей, в создании среды материального окруже­ния, в развитии культуры и представ­лений человека о самом себе.

Формирование основ художествен-

ной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания 

жизни и средства организации общения.


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.


2


Художественные материалы.Выполнение композиции с целью исследования художествен-ных возможностей красок (гуашь, акварель) и графических материа­лов (карандаш, тушь, пас­тель).


ППУ

Иметь представление и высказы­ваться о роли художественного мате­риала в построении художественного образа.

Характеризовать выразительные особенности различных художествен­ных материалов при создании художе­ственного образа.

Называть и давать характеристи­ки основным графическим и живопис­ным материалам.

Приобретать навыки работы гра­фическими и живописными материала­ми в процессе создания творческой ра­боты.


Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдатель-ности, 

способности к сопережив-нию, зрительной памяти,

художествен-ного вкуса и творческого воображения.


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.


3


Рисунок — основа

изобрази-тельного

творчества. Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений, травинок, веточек, соцветий.

ФПУ

Участвовать в обсуждении вырази­тельности и художественности различ­ных видов рисунков мастеров.

Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.

Учиться рассматривать, сравни­вать и обобщатьпространственные формы.

Овладевать навыками размещения рисунка в листе.

Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

Развитие 

визуально-пространст-венного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыраже-ния и ориентации в художествен-ном и нравственном пространстве культуры.


Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

4


Линия и ее вырази­тельные возмож-ности.

Ритм линий. Упражнение «Под дуновением ветра травы никнут к земле» или «Водоросли вторят движению воды».

ППУ

Приобретать представления о вы­разительных возможностях линии, о ли­нии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника.

Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.

Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников.

Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.


Развитие визуально-пространст-венного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.


5


Пятно как средство выражения. Ритм пя­тен. Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, ту­чи, дождь, туман; яркое солнце и тени).


ФПУ

Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения.

Приобретать навыки обобщенного, целостного видения формы.

Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее).

Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен.

Формирование основ художествен-ной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения.


Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

6


Цвет. Основы цветове-дения. Выполнение упражне­ний на взаимодейст-вие цветовых пятен. Создание фантазийных изображений сказочных царств с использова-нием ог­раниченной палитры («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодос­ти», «Страна золотого солнца»).

ФПУ

Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет.

Получать представление о физи­ческой природе света и восприятии цвета человеком.

Получать представление о воздей­ствии цвета на человека.

Сравнивать особенности символи­ческого понимания цвета в различных культурах.

Объяснять значение понятий: цве­товой круг, цветотональная шкала, на­сыщенность цвета.

Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, полу­чения различных оттенков цвета.

Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции.


Приобретение опыта работы различными художествен-ными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространст-венных искусств, в специфичес-ких формах художествен-ной деятельности.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

7


Цвет в произведе-ниях живописи. Изображение осеннего букета с разным колористическим со­стоянием (яркий, радостный букет зо­лотой осени, времени урожаев и груст­ный, серебристый, тихий букет поздней осени).

ППУ

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произ­ведениях.

Объяснять понятия: цветовые от­ношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.

Различать и называть теплые и хо­лодные оттенки цвета.

Объяснять понятие «колорит».

Развивать навык колористического восприятия художественных произведе­ний, умение любоваться красотой цве­та в произведениях искусства и в ре­альной жизни.

Приобретать творческий опыт в процессе создания

красками цветовых образов.

Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие наб-людательности, способности к сопережива-нию, зрительной памяти, ассоциатив-ного мышле-ния, художествен-ного вкуса и творческого воображения.



Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.















8


Объемные изображе-ния в скульптуре.

Создание объемных изоб­ражений животных.

Основы языка изобра­жения (обобщение те­мы).

ОС

Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначе­ние в жизни людей.

Характеризовать основные скульп­турные материалы и условия их при­менения в объемных изображениях.

Рассуждать о средствах художест­венной выразительности в скульптурном образе.

Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных.

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.

Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение.

Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Участвовать в выставке творческих работ.

Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие наб-людательности, способности к сопережива-нию, зрительной памяти, ассоциатив-ного мышле-ния, художествен-ного вкуса и творческого воображения.





Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.








№ п/п

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия


Тема II ч.: « Мир наших вещей. Натюрморт » (8 часов)


9


Реальность и фантазия в творчестве художника. Участие в диалоге об осо­бенностях реальности и фантазии в творчестве художников.


ОНЗ

Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека.

Уяснять, что воображение и фанта­зия нужны человеку не только для то­го, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и по­нимать окружающую реальность.

Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчи­вость в ходе истории человечества.


Формирование основ художествен-ной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания

 жизни и средства организации общения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

10


Изображе-ние предмет­ного мира- натюр­морт Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с решением задачи их композицион-ного, ритмического размещения на листе (в технике аппликации).

ФПУ

Формировать представления о раз­личных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).



Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных изобразитель-ных искусств (живопись, графика, скульптура).

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

11


Понятие формы. Многооб-разие форм окружаю-щего мира. Изображение с натуры силуэтов двух-трех кувшинов как соот­ношения нескольких геометрических фигур.

ФПУ

Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.

Называть основные геометриче­ские фигуры и геометрические объем­ные тела.

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометри­ческих фигур.

Изображать сложную форму пред­мета (силуэт) как соотношение прос­тых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдатель-ности, 

зрительной памяти, художествен-ного вкуса и творческого воображения.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

12


Изображе-ние объема на плоскости и линейная перспек-тива. Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел.


ФПУ

Приобретать представление о раз­ных способах и задачах изображения в различные эпохи.

Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художествен­ного познания и изображения явлений реального мира.

Строить изображения простых предметов по правилам линейной перс­пективы.

Определять понятия: линия гори­зонта; точка зрения; точка схода вспо­могательных линий; взгляд сверху, сни­зу и сбоку

Развитие

 визуально-пространст-венного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыраже-ния и ориентации в художествен-ном и нравственном пространстве культуры.


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

13



Освещение Свет и тень. Изображение драмати­ческого по содержанию натюрморта, построенного на контрастах светлого и темного.


ФПУ

Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как сред­ство построения объема предметов и глубины пространства.

Углублять представления об изоб­ражении борьбы света и тени как сред­стве драматизации содержания

произ­ведения и организации композиции картины.


Развитие

 визуально-пространст-венного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыраже-ния и ориентации в художествен-ном и нравственном пространстве культуры.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

14


Натюрморт в графике. Создание гравюры на картоне.


ОНЗ

Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению.

Получать представления о различных графических техниках.

Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды.

Приобретать опыт восприятия графических произведений,

Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдатель-ности, 

зрительной памяти.


Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

15


Цвет в натюрмор-те. Выполнение натюрморта в техни­ке монотипии.


ППУ

Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.

Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.

Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.

Приобретение опыта создания художествен-ного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

16


Вырази-тельные возмож-ности натюрмор-та (обобщение темы). Создание натюрморта, ко­торый можно было бы назвать «натюр­морт-автопортрет» («натюрморт как рассказ о себе»).


ОС

Узнавать историю развития жанра натюрморта.

Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художе­ственной культуре.

Выбирать и использовать различ­ные художественные материалы для пе­редачи собственного художественного замысла при создании натюрморта.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предмет­ный мир.

Развитие потребности в общении с произведении-ями изобразитель-ного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.








п/п

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия


Тема III четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет » (10часов)


17


Образ человека — главная тема искусства. Участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно­ выразитель-ных средств портрета в жи­вописи, графике, скульптуре.

ОНЗ

Знакомиться с великими произве­дениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного обра­за человека в искусстве.

Получать представление об из­менчивости образа человека в истории.

Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.


Освоение художествен-ной культуры во всем многообразии ее видов,  жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

18


Конструкция головы человека

и ее основные пропорции. Выполнение портрета в тех­нике аппликации.

ФПУ

Приобретать представления о кон­струкции, пластическом строении голо­вы человека и пропорциях лица.

Понимать и объяснять роль про­порций в выражении характера модели и отражении замысла художника.

Овладевать первичными навыками изображения головы человека в про­цессе творческой работы.


Формирование основ художествен-ной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания 

жизни и средства организации общения.

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения.

19


Изображе-ние головы человека в простран­стве. Зарисовки объемной кон­струкции головы, движения головы от­носительно шеи.

ОНЗ

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.


Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие  художествен-ного вкуса и творческого воображения.


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.

20


Портрет в скульптуре Создание скульптур-ного портрета выбранного литератур-ного ге­роя с ярко выраженным характером.


ФПУ

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.

Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.

Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.

Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.


Развитие 

визуально-пространст-венного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыраже-ния и ориентации в художествен-ном и нравственном пространстве культуры.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

21


Графичес-кий портрет-ный рисунок. Создание рисунка (наброс­ка) лица своего друга или одноклассни­ка (с натуры).



ФПУ

Приобретать интерес к изображе­ниям человека как способу нового по­нимания и видения человека,

окружа­ющих людей.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.

Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.

Развитие потребности в общении с произведении-ями изобразитель-ного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия и оценки произведений искусства.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие мира.


22


Сатири-ческие образы человека.

Создание сатирических об­разов литературных героев или друже­ских шаржей.

ФПУ

Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах.

Рассуждать о задачах художествен­ного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении.

Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изоб­ражения.


Развитие потребности в общении с произведении-ями изобразитель-ного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

23


Образные возмож-ности освещения в портрете. Наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с по­мощью монотипии) голо­вы в различном освещении.



Узнавать о выразительных возмож­ностях освещения при создании худо­жественного образа.

Учиться видеть и характеризо­вать различное эмоциональное звуча­ние образа при разном источнике и ха­рактере освещения.

Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет.

Характеризовать освещение в про­изведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя.

Формирование основ художествен-ной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания 

жизни и средства организации общения.



Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

24


Роль цвета в портрете.

Создание портрета знако­мого человека или литератур-ного героя.


ФПУ

Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия.

Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа.

Рассказывать о своих впечатлени­ях от нескольких (по выбору) портре­тов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения.

Получать навыки создания различ­ными материалами портрета в цвете.

Формирование основ художествен-ной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания 

жизни и средства организации общения.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

25


Великие портре-тисты прошлого. Создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга).


ОНЗ

Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейс­кого и русского искусства.

Понимать значение великих порт­ретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей.

Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности из­менений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи.

Рассуждать о соотношении лич­ности портретируемого и авторской по­зиции художника в портрете.


Развитие потребности в общении с произведении-ями изобразитель-ного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

26


Портрет в изобрази-тельном искусстве XX века. Участие в выставке лучших работ класса; посещение художествен­ного музея, выставки.

.

УЭ

Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.

Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в

отечественном искусстве XX века.

Приводить примеры известных портретов отечественных художников.

Рассказывать о содержании и ком­позиционных средствах его выражения в портрете.

Интересоваться, будучи художни­ком, личностью человека и его судь­бой.


Освоение художествен-ной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространст-венных формах.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.




№ п/п

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия


Тема IV четверти: «Человек и пространство. Пейзаж » (8 часов)


27






Жанры в

изобрази-тельном искусстве. Участие в беседе на тему жанров в изобразитель-ном искусстве, особенностей образно – выразитель-ных средств жанра пейзажа.

ОНЗ

Знать и называть жанры в изобразительном искусстве.

Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения.

Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира.

Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт.

Активно участвовать в беседе по теме.

Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдатель-ности, 

зрительной памяти, ассоциатив-ного 

мышления, художествен

ного вкуса и творческого воображения.


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

28


Изображе-ние пространс-тва. Исследование правил перспек­тивы в помещении и на улице; созда­ние простых зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспектив-ных сокращений.

ОНЗ

Различать в произведениях искус­ства различные способы изображения пространства.

Получать представление о миро­воззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира.

Наблюдать пространственные

сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов.


Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдатель-ности,  зрительной памяти,

художествен-ного вкуса и творческого воображения.


Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах.

29

Правила построения перспек-тивы. Воздушная перспектива. Изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воз­душной перспективы.

ФПУ

Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия го­ризонта», «точка схода», «вспомогатель­ные линии».

Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях

изо­бразительного искусства.

Объяснять правила воздушной пер­спективы.

Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, приме­няя правила линейной и воздушной перспективы.

Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдатель-ности,  зрительной памяти, художествен-ного вкуса и творческого воображения.





Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

30


Пейзаж – большой мир.


Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки»

УКПЗ

Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.

Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях

живо­писи и графики.


Освоение художествен-ной культуры во всем многообразии видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

31

Пейзаж настроенияПрирода и художник. Создание пейзажа наст­роения - с выбором яркого личного впечатления от состоя­ния в природе (утро или ве­чернее солнце, впечатления наступаю­щей весны.

УКПЗ

Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства

выразительности в живописи XIX в.

Характеризовать направления имп­рессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства.

Учиться видеть, наблюдать и эс­тетически переживатьизменчивость цветового состояния и настроения в природе.

Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.



Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира,

художествен-ного вкуса и творческого воображения.


Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах.

32


Пейзаж в русской живописи.

Разработка жи­вописного пейзажа на основе выбранного литератур-ного образа природы в творчестве А.С.Пуш­кина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина.

УКПЗ

Получать представление об исто­рии развития художественного образа природы в русской культуре.

Называть имена великих русских живописцев и узнаватьизвестные картины А. Венецианова,

А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.

Характеризовать особенности по­нимания красоты природы в творчест­ве И. Шишкина, И. Левитана


Освоение художествен-ной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей.

Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

33

Пейзаж в графике.

Создание графической ра­боты на тему «Весенний пейзаж».

УКПЗ

Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве.

Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях.



Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произве­дениях пейзажной графики, о разнооб­разии образных возможностей различ­ных графических техник.


Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдатель-ности,  зрительной памяти, художествен-ного вкуса и творческого воображения.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

34


Городской пейзаж. Создание городского пей­зажа «Наш город», «Улица мое­го детства» из силуэтов разного тона в технике коллажа. Вырази-тельные возможнос-ти изобрази-тельного искусства. (обоб­щение темы).



Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.

Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.

Приобретать навыки эстетического переживания образа городского

пространства и образа в архитектуре.

Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт- Петербурга, родного города.


Освоение художествен-ной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространст-венных формах.


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


35

Итоговый урок







Условные обозначения:


ОНЗ


- урок «открытия» новых знаний

ОС

- урок обобщения и систематизации

ФПУ


- формирование предметных умений

КЗ

- контроль знаний

ППУ


- применение предметных умений

УЭ

- учебная экскурсия

ППМ


-повторение пройденного материала

Проект

- решение практических проектных задач

КУ


- комбинированный урок

УКПЗ

- урок комплексного применения знаний




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!