СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа изобразительное искусство

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс Базовый уровень II ступень обучения Составлена на основе ФГОС ООО и программы:                         «Изобразительное   искусство» 5-7кл. Б.М. Неменского

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа изобразительное искусство»

Управление образования МР «Печора»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п. Каджером






«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ОУ

____________ Л.В.Годун

«______» сентября 2016 г.




















РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

5 класс

Базовый уровень II ступень обучения

Составлена на основе ФГОС ООО и программы: «Изобразительное искусство» 5-7кл. Б.М. Неменского


















Каджером, 2016

1. Пояснительная записка.


Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено:

— на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

— на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

— на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

— на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Примерная программа «Изобразительное искусство» для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2014 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2014.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

Основные содержательные линии при изучении изобразительного искусства:

- возникновение и виды пластических искусств;

- язык и жанры изобразительного искусства;

- художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;

- связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.

Основные виды учебной деятельности учащихся:

- восприятие произведений пластических искусств;

- практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.

Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.



  1. Общая характеристика учебного предмета.


Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.

Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса ИЗО.

Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.



  1. Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Изобразительное искусство» изучается с 5-го по 8-й класс. Общее количество уроков в неделю: 5 класс -1 час в неделю; соответственно в год - 34 часа.







  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры Отечества;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства

- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.



  1. Содержание учебного предмета.


Тема: Древние корни народного искусства (9 ч.)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идея вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Древние образы в народном искусстве – 1 час.

Традиционные образы народного крестьянского искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно-важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.

Убранство русской избы – 2 часа.

Дом – мир, обжитый человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре избы (крыша, фронтон – небо, рубленная клеть – земля, подклеть – подземный мир4 знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания. ) Декоративное убранство дома: охлупень, полотенца, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Внутренний мир русской избы – 1 час.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).

Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати, др. Круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в народном жилище.

Конструкция и декор предметов народного быта. Орнамент – 2 часа.

Предметы народного быта (прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля, др.) - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом народных мастеров. Единство пользы и красоты предметов быта.

Символическое значение элементов декора. Орнамент. Виды орнамента.

Русская народная вышивка – 1 час.

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов с природой. Символика цвета (белый – женское начало, красный – мужское начало).

Народный костюм – 1 час.

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплект (в основе - сарафан0 и южнорусский (в основе панёва).рубаха – основа женского и мужского костюма. Формы и декор женских головных уборов. Защитная функция декоративных элементов костюма. Символика цвета в народной одежде.

Народные праздничные обряды – 1 час.

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (посев, созревание колоса, смена времён года). Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение.


Тема: Связь времен в народном искусстве (8 ч.)

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий, традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов.

Древние образы в современных народных игрушках – 1 час.

Магическая роль глиняной игрушки в древности. Традиционные образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя. Основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки.

Хохлома – 1 час.

Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с худ.промышленностью. Своеобразие промысла. Травный узор – главный мотив. Фоновое письмо, его особенности.

Искусство Гжели – 1 час.

Краткие сведения из истории гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях гжельских мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью.

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сине-белые тона, мазок с тенями, сочетание мазка с тонкой волнистой спиралевидной линией.

Городецкая роспись – 1 час.

Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Бутоны, купавки, розаны – основные элементы. Птица и конь – традиционные мотивы. Основные приёмы росписи.

Жостово. Роспись по металлу – 1 час.

Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Своеобразие промысла. Эффект объёмного изображения цветов. Основные приёмы: замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка, привязка.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте – 1 час.

Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи, туеса, резное узорочье берестяных изделий. Слияние промысла с художественной

промышленностью. Своеобразие промысла

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти) – 2 часа.

Тестирование по теме.


Тема: Декор - человек, общество, время (12 ч.).

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

Зачем людям украшения – 2 часа.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить вещь – значит, наполнить её смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй, композиции. Особенности украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества – 2 часа.

Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета, др.)Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях.

Одежда «говорит» о человеке – 2 часа.

Одежда, костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.

ДПИ Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия высших чиновников, одежда знатных китаянок, их украшения. ДПИ Западной Европы 17 века (эпоха БАРОККО). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Причудливость формы интерьера, мебели, др. Костюм придворной знати. Одежда буржуазии, простых горожан.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы – 2 часа.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части герба. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и т. д.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) – 1 час.

Выполнение практических заданий.




Тема: Декоративное искусство в современном мире (6 ч.)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т.д.). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с современным материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.

Современное выставочное искусство – 3 часа.

Многообразие материалов и техник. Насыщенность произведений яркой образностью, фантазией. Пластический язык материала, его роль в создании образа. Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале.

Декоративный ансамбль. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников.

Ты сам – мастер – 3 часа. Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (коллаж, роспись по дереву, декупаж др), постепенное, поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общее панно.
























  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Декоративно-прикладное искусство в жизни человека


Дата

план

Дата факт

Тема урока, тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты







Предметные

УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД


1

3.09


Введение. Декоративно-прикладное искусство и человек.

ОНЗ


ДПИ в жизни общества

Определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.


Эмоционально-нравственная отзывчивость



Тема 1. Древние корни народного искусства (9 часов).



2

8.09


Древние образы в народном искусстве.

ОНЗ

Орнамент. Выразительные средства и виды орнамента: геометрический, растительный, смешанный. Типы орнамента.

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства

Аргументировать свою позицию,

выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.


Эмоционально-нравственная отзывчивость


3

15.09


Убранство русской избы.

ОНЗ

Взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения.

Понимать народные представления о красоте

Аргументировать свою позицию,

выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Ценностное отношение к культуре своего края


4

22.09


Убранство русской избы

ФПУ

Целостность образного строя крестьянского жилища, символическое значение знаков - образов в декоративном убранстве избы.

Знать и понимать образный язык крестьянского искусства

Самостоятельный поиск материала на поставленный вопрос

Развитие эстетической потребности в обращении к народному искусству


5

29.09


Внутренний мир русской избы. ППУ

Конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, мудрость устройства традиционной жилой среды.

Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта.


Уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


6

6.10


Конструкция и декор предметов народного быта.

ОНЗ

Устройство и символика внутреннего пространства избы

Понимать народные представления об устройстве быта

Применять установленные правила в решении задачи.


Уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


7

13.10


Конструкция и декор предметов народного быта. Орнамент.

ППУ

Общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта.


Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства.


Навыки анализа и отбора учебного материала

Уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


8

20.10


Русская народная вышивка.

УКПЗ

Условность языка орнамента, его символическое значение

Понимать особенности образного языка народной вышивки. Создавать варианты орнамента вышивки с опорой на народную традицию.

Составлять план последовательности действий.


Уважительное отношение к иному мнению.



9

27.10


Народный костюм.

ОС

Общее и особенное в образах народной одежды разных регионов России.

Значение традиционного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.


Объяснять общее и особенное в образах народной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.


Сравнение и анализ

Эмоциональное отношение к теме


10

10.11


Народные праздничные обряды

ППУ

Роль ДПИ в укладе жизни русского народа

Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.


Формировать собственное мнение.

.


Уважительное отношение к труду и культуре своего народа



Тема 2. Связь времен в народном искусстве (8 ч)



11

17.11


Древние образы в современных народных игрушках.

ОНЗ

Игрушки ведущих народных худ. промыслов. Характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных худ. промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Составлять план работы по достижению планируемого результата.


Ценностное отношение к труду и культуре своего народа.



12

24.11


Искусство Гжели.

ОНЗ

История развития, слияние промысла с художественной промышленностью, разнообразие и скульптурность посуды, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.

Освоить приемы гжельского мазка – « мазка с тенями». Владеть навыками работы в конкретном материале (ак­варель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.


Задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, составлять план последовательности действий.


Уважительное отношение к народным традициям.


13

1.12


Городецкая роспись.

ОНЗ

История развития промысла, единство формы и декора. Особенности росписи.

Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе.

Задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, составлять план последовательности действий.


Уважительное отношение к народным традициям


14

8.12


Хохлома.

ОНЗ

История развития промысла, единство формы и декора. Особенности росписи. Язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб)

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»). Уметь применять худ. материалы (гуашь). Знать язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе.


Задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, составлять план последовательности действий.


Уважительное отношение к народным традициям


15

15.12


Жостово. Роспись по металлу.

ОНЗ

История развития промысла, единство формы и декора. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочной композиции (рамочная и геральдическая)

Осваивать основные приемы жостовского письма, многоцветье цветочной росписи на подносах. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства и применять его в творческой работе.

Задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, составлять план последовательности действий.


Уважительное отношение к народным традициям


16

22.12


Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

ОНЗ

характерные особенности мезенской деревянной росписи

Знать характерные особенности мезенской деревянной росписи. Уметь различать изделия из бересты по названию.

Задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, составлять план последовательности действий.


Уважительное отношение к народным традициям


17

12.01


Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). ОС

Общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Произведения ведущих центров народных художественных промыслов

Знать общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Уметь различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной ком­позиции.

Формировать собственное мнение.


Уважительное отношение к народным традициям


18

19.01


Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). ОС

Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов в современном искусстве.

Знать и объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Формировать собственное мнение.


Уважительное отношение к народным традициям


Тема 3. Декор – человек, общество, время (11 часов).



19

26.01


Зачем людям украшения.

ОНЗ

Смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Особенности украшений воинов, древних охотников, царей и т. д.

Понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Знать особенности украшений воинов, древних охотников, царей и т. д.

Формировать собственное мнение.


Самооценка на основе критериев успешной деятельности.


20

2.02


Зачем людям украшения.

Образный строй вещи.

ОНЗ

Единство материала, формы и декора.


Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.


Развитие эстетического,  эмоционально-ценностного видения окружающего мира;


Уважительное отношение к иному мнению.



21

9.02


Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

ОНЗ

Произведения декоративного искусства Древнего Египта

Давать эстетическую оценку произведениям декоративного искусства Древнего Египта. Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.

Развитие эстетического,  эмоционально-ценностного видения окружающего мира;


Развитие воображения


22

16.02


Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

УКПЗ

Особенности одежды разных сословий Древнего Египта

Характеризовать особенности одежды разных сословий Древнего Египта. Овладеть навыками выполнения творческой работы.

Развитие эстетического,  эмоционально-ценностного видения окружающего мира;


Развитие воображения


23

1.03


Одежда «говорит» о человеке.

ФПУ

Образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция).

Знать о декоре в одежде народов разных стран и разных сословий. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая и Западной Европы ХV11века. Соотносить образ одежды с положением ее владельца.

Развитие эстетического,  эмоционально-ценностного видения окружающего мира;


Уважительное отношение к иному мнению.



24

15.03


Одежда «говорит» о человеке.

ФПУ

Декор в одежде народов разных стран и разных сословий. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая и Западной Европы ХV11века.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Развитие эстетического,  эмоционально-ценностного видения окружающего мира;


Уважительное отношение к иному мнению.



25

22.03


О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

ФПУ

История геральдики. Смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Понимать символику герба

Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдатель-ности,  зрительной памяти, художествен-ного вкуса и творческого воображения.


Чувство патриотизма


26

5.04


О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

ФПУ

Связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Знать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Уметь находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдательности,  зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения.


Формирование художественного вкуса


27

12.04


Символы и эмблемы в современном обществе. ППУ

Эмблемы в жизни общества. Символика цвета и изображения в геральдике.

Уметь создать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдательности,  зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения.


Формирование художественного вкуса


28

19.04


Символы и эмблемы в современном обществе.

ОС

Значение геральдического искусства в жизни современного общества

Формирование основ художествен-ной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры.


Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдательности,  зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения.


Формирование художественного вкуса


29

26.04


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

ОС

ДПИ в повседневной жизни человека.

Формирование основ художествен-ной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры.


Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

развитие 

наблюдатель-ности,  зрительной памяти, художествен-ного вкуса и творческого воображения.


Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.



Тема 4. Декоративное искусство в современном мире (6 часов).






4

30

3.05


Современное выставочное искусство. Керамика.

ППУ

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства, по материалам, технике исполнения. Виды декора­тивно-прикладного искусства.

Участвовать в итоговой викторине по ДПИ. Понимать роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни человека.

Обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.


Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.


31

10.05


Современное выставочное искусство. Художественное стекло и художественная ковка.

УКПЗ

Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ. Особенности произведений из стекла, связь стеклянной формы с изображением.

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения. Знать виды декора­тивно-прикладного искусства.

Обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.


Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.


32

17.05


Современное выставочное искусство. Гобелен и батик.

УКПЗ

Особенности произведений декоративного искусства гобелен и батик. Техника исполнения гобелена и батика.

Знать особенности произведений из стекла, связь стеклянной формы с изображением.

Обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.


Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.


33

24.05


Ты сам - мастер.

УКПЗ

Практические навыки использования выразительных возможностей материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ.

Обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.


Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.


34

31.05


Ты сам - мастер.

УКПЗ

Язык ДПИ в процессе выполнения творческой работы.

Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ.

Обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.


Формирование художественного вкуса.


35



Ты сам - мастер.

УКПЗ

Язык ДПИ в процессе выполнения творческой работы.


Обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.







ОНЗ


- урок «открытия» новых знаний

ОС

- урок обобщения и систематизации

ФПУ


- формирование предметных умений

КЗ

- контроль знаний

ППУ


- применение предметных умений

УЭ

- учебная экскурсия

ППМ


-повторение пройденного материала

Проект

- решение практических проектных задач

КУ


- комбинированный урок

УКПЗ

- урок комплексного применения знаний





7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.


Учебно-методическое обеспечение


1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2014. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014.

3. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Баласс, 2012

4. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).


Дополнительные пособия для учителя:


1.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

2. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

3. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

4. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

5. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. 3-е изд. М., 1997.


Технические средства обучения

  • Компьютер, проектор


Методический фонд

  • Презентации к урокам

  • Репродукции картин художников.

  • Муляжи для рисования

  • Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.






8. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества:

Выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

• различать произведения разных эпох, художественных стилей;

• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.


Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

•  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

Изобразительная природа фотографии, театра, кино

Выпускник научится:

• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;

• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;

• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);

• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;

• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;

• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;

• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.



Проверка знаний учащихся

Критерии оценки устной формы ответов учащихся


  1. Активность участия.

  2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  3. Самостоятельность.

  4. Оригинальность суждений.


Критерии оценки творческой работы


Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:

  1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.


Формы контроля уровня обученности


  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ



































Тест по изобразительному искусству для 5 класса


1. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:

- печь, стол компьютер, лавка-конник, полати, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце,  расписная посуда, телевизор.


2. Перечислите графические материалы в изобразительном искусстве

________, _______, ______, _______, ___________________, _______________


3. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд: .

- кокошник, лента, пальто, кичка, сорока, рубаха, юбка, сарафан, понева, передник – запон, душегрея.


4. Выберите верное определение и подчеркните его:

А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;

Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;

В) геральдика – наука о марках.


5. Какая композиция называется симметричной.

А) изображение слева подобно изображению справа

Б) выверенное чередование

В) изучение закономерностей


6. Какие цвета являются основными

А) красный, синий, зеленый

Б) красный, желтый, синий

В) красный фиолетовый, синий


7. Натюрморт – это изображение:

А) мертвой натуры

Б) живой натуры


8. Назовите ахроматические цвета?

______________, ____________, ___________


9. Приведите пример теплой цветовой гаммы:

А) красный, оранжевый, коричневый

Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый. красный, желтый

В) зеленый, черный, серый, белый, красный


10. Что такое ритм?

А) выразительность и гармония

Б) Чередование изобразительных элементов

В) полноправный элемент композиции


11. Подчеркните правильное окончание определения:

В линейной перспективе все предметы при удалении

а) увеличиваются

б) уменьшаются

в) остаются без изменений.



В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя

  а) сходятся в одной точке

  б) остаются параллельными

  в) расходятся.


В воздушной перспективе предметы при удалении

а) четкие 

б) покрыты дымкой, расплывчаты.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!