СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 класс ФГОС

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основании Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012; Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Письма Министерства образования Нижегородской области от 17.02.2014 № 316-01-100-468/15 «О направлении методических рекомендаций по реализации ФГОС ООО в 5 классе». Рабочая программа является составной частью ООП ООО МБОУ Сосновской СОШ №1, определяющей содержание образования в данном образовательном учреждении на ступени основного общего образования. Программа составлена на основании авторской программы: «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руково¬дством Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. -129 с. и ориентирована на работу по учебнику Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с. : ил.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 класс ФГОС»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №1


Принято Педагогическим Советом.

Протокол от

Утверждаю.

Директор МБОУ Сосновской СОШ №1


А. В. Андриенко

Приказ от











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

на 2015-2016 учебный год

5 а класс


составитель:

Кувшинов Эдуард Александрович, учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории



















п. Сосновское

2015

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руково­дством Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. -129 с.



Цель курса — развитие визуально-пространственного мыш­ления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстети­ческого освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

• формирование опыта смыслового и эмоционально-цен­ностного восприятия визуального образа реальности и про­изведений искусства;

• обеспечение условий понимания эмоционального и цен­ностного смысла визуально-пространственной формы;

• освоение художественной культуры как формы матери­ального выражения духовных ценностей;

• развитие творческого опыта, предопределяющего способно­сти к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

• формирование активного отношения к традициям куль­туры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Оте­чества, выраженной в её архитектуре, изобразительном ис­кусстве, в национальных образах предметно-материальной пространственной среды, в понимании красоты человека;

• развитие способности ориентироваться в мире совре­менной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения;

• овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.


Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности, в единую образовательную струк­туру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные, художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 и 7 классов«Изобразительное искусство в жизни че­ловека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изобра­жения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного язы­ка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной из­менчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в слож­ные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопережи­вать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, тре­бующая и знаний, и умений.

Тема 8 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Межпредметные связи:

  1. ИЗО – математика (глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка);

  2. ИЗО – литература (художественный образ, сюжетная линия рисунка);

  3. ИЗО – трудовое обучение (выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца);

  4. ИЗО – история (история древних славян, народного промысла, мифов и эпосов, история древних государств, цивилизации)



Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане


Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», определяется учебным планом ОУ, для освоения содержания и достижения планируемых результатов на изучение изобразительного искусства выделяется по 1 учебному часу в неделю с 5 по 8 классы. (140 часов).



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.


В соответствии с принципиально новыми положениями и требованиями к результатам общего образования изучение содержания курса «Изобразительное искусство» направлено на ос­воение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражают индивидуальные, лич­ностные качества и потребности учащихся, нравственно-цен­ностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса ИЗО:

• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликуль­турному художественному наследию России, к художественным традициям;

• формирование ответственного отношения к учению, го­товности к самообразованию и саморазвитию на основе мо­тивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённо­сти в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);

• формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами изобразительного искусства через освоение произведений уникаль­ного народного прикладного искусства, современных ху­дожественных промыслов, классического и современного изобразительного искусства;


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (познавательные, регу­лятивные и коммуникативные) учащих­ся, проявляющихся в познавательной и художественно-твор­ческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи обуче­ния, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве изобразительного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;

• умение самостоятельно планировать пути достижение цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел - вариативный по­иск образа в эскизах - выбор материала, техники исполне­ния - выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выра­зительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, ис­пользуя для этого книги, журналы, а также электронные ре­сурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);

• умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрос­лыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы по­ликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта на­родов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);

• умение осознанно действовать в соответствии с плани­руемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель­ности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллек­тивных художественно-творческих работ);

• умение оценивать результат — вариативное художествен­ное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;

• умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, выбор наиболее эффективных спосо­бов осуществления творческой работы в материале);

• умение на основе сравнительного анализа делать итого­вые обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать произведения классического и современного искусства по художе­ственно-стилистическим признакам;

• умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой творческой работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение.

Предметным результаты отражают, освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению но­вого знания, его преобразованию и применению, а также сис­тему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Осознание древних корней, места и значения уникаль­ного народного (крестьянского) прикладного искусства в жиз­ни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения предметов быта; исполь­зовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятель­ности специфику стилистики произведений народных худо­жественных промыслов в России (с учётом местных условий).







































Содержание учебного предмета, курса


Название темы

Содержание темы

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Кол-во часов


1.Древние корни народного искусства


8

1.

Древние образы в народном искус­стве

Традиционные об­разы народного прикладного искус­ства как выражение мифопоэтических представлений че­ловека о мире, как память народа. Де­коративное изобра­жение как обозна­чение жизненно важных для челове­ка смыслов, их ус­ловно-символичес­кий характер

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства

1

2.

Орнамент как ос­нова декоратив­ного украшения


Орнамент как ос­нова декоративного украшения. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций  ( линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

1

3.

Декор русской избы

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы

Уметь использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции.

1

4.

Внутренний мир русской избы

Единство пользы и красоты в организации пространства дома.

Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища.

Принимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе

1

5.

Конструкция, де­кор предметов на­родного быта и труда


Органическое един­ство пользы и кра­соты, конструкции и декора предметов народного быта, вы­явление символиче­ского значения де­коративных элемен­тов

Уметь выстраивать декоративную ком­позицию, используя выразительные средства приклад­ного искусства: пло­скостность, обоб­щенность и лако­ничность изображе­ния, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы 

1

6.

Русская народная вышивка

Крестьянская вы­шивка - сокровищ­ница древних обра­зов и мотивов. Ус­ловность языка ор­намента, его симво­лическое значение.

Уметь использовать в практической ра­боте графические материалы и образ­ную символику (цвета и изображе­ния) народного ис­кусства, условность языка орнамента

1

7.

Народный празд­ничный костюм


Народный празд­ничный костюм - целостный художе­ственный образ. Крестьянский костюм – образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме.

Уметь работать с выбранным мате­риалом, используя выразительные воз­можности языка ДПИ: символика цвета и орнамен­тальных мотивов, целостность худо­жественного образа

1

8.

Народные праздничные обряды.

Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев,«Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»

Иметь представление  о роли  ДПИ в укладе жизни русского  на рода

1


2. Связь времен в народном искусстве


8

9.

Древние образы в современных на­родных игрушках


Живучесть древних образов в современ­ных народных игрушках.  Особенно­сти пластической формы, цветового строя  и элементов росписи глиняных игрушек (филимо-
новской, дымков­ской, каргопольской игрушек).

Уметь использовать выразительные средства художест­венных материалов в творческой дея­тельности. Уметь ритмически выстраивать деко­ративные элементы росписи по форме предмета

1

10.

Искусство Гжели.

История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи

Владеть навыками работы в конкрет­ном материале (ак­варель). Уметь пе­редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо­жественно-выра­зительных средств  с функциональностью предмета

1

11.

Городецкая роспись.

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основ­ные элементы деко­ративных компози­ций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра­жения, отточен­ность  линейного рисунка. Приемы росписи

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искус­ства (форма, про­порции, линия, ритм, цвет, мас­штаб) в творческой работе

1

12.

Хохлома.

История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи

Уметь использовать выразительные средства художест­венных материалов в творческой дея­тельности. Уметь ритмически выстраивать деко­ративные элементы росписи по форме предмета

1

13.

Жостово. Роспись по металлу.

Из истории промы­сла. Разнообразие форм подносов и вариантов построе­ния цветочных ком­позиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жос­товской росписи и приемы письма

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию опре­деленного типа, учитывая форму предмета

1

14.

Щепа. Роспись по лубу.

Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных при­емов народных про­мыслов в современ­ном искусстве

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой пред­мета, используя ритм как основу ор­наментальной ком­позиции. Владеть навыком работы с бумагой 

1

15.

Тиснение и резьба по бересте.

Использование традиционных при­емов народных про­мыслов в современ­ном искусстве

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой пред­мета, используя ритм как основу ор­наментальной ком­позиции

1

16.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Связь времён в народном искусстве. Приёмы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновские игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного 

Иметь представление  о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального

1


3. Декор – человек, общество, время

11

17.

Зачем людям украшения

Социальная роль декоративно-при­кладного искусства в жизни разных времен и народов

Уметь видеть в про­изведениях декора­тивно-прикладного искусства различ­ных эпох единство материала, формы и декора  

1

18-19.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Украшение как по­казатель социально­го статуса человека. Символика изобра­жения и цвета в ук­рашениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнамен­тальные мотивы египтян. Различение национальных осо­бенностей русского орнамента и орна­мента Египта

Понимать, что об­разный строй вещи (ритм, рисунок ор­намента, сочетание цветов, компози­ция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным мате­риалом

2

20-22.

Одежда «говорит» о человеке

Одежда как знак положения человека в обществе. Отли­чие декоративно-прикладного искус­ства Западной Ев­ропы (эпоха барок­ко) от древнееги­петского, древнеки­тайского своими формами, орнамен­тикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть де­кора  - выявить социальный статус людей


Уметь творчески работать над пред­ложенной темой, используя вырази­тельные возможно­сти художествен­ных материалов и язык ДПИ

3

23-24.

О чем рассказы­вают гербы и эмблемы

История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба.

Уметь работать в выбранном мате­риале, используя язык ДПИ: услов­ность, символич­ность, плоскост­ность изображения; учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиция

2

25.

Символы и эмб­лемы  в совре­менном общест­ве.

Значение геральдического искусства в жизни современного общества

Уметь создавать ус­ловное, символиче­ское изображение, работать с выбран­ным материалом

1

26-27

Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества

Декоративно-при­кладное искусство в повседневной жиз­ни человека.

Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина. Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора.  

2


4. Декоративное искусство в современном мире

7

28-29

Современное выставочное ис­кусство

Многообразие ма­териалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при соз­дании произведения ДПИ. Изменение соотношения поль­зы и красоты. Виды ДПИ

Знать виды декора­тивно-прикладного искусства, особен­ности его языка. Понимать роль вза­имосвязи материа­ла, формы и содер­жания при создании произведений ДПИ

2

30-32.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

Выразительное ис­пользование мате­риала. Условность, обобщенность об­раза.

Уметь использовать выразительные воз­можности материа­ла, принципы деко­ративного обобще­ния в

3

33-34.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.


Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Де­коративное искусство в современном мире 

Знать виды ДПИ, особенности языка.

2


Итого:



34





Календарно-тематического планирования по предмету



Раздел программы

34 ч.

№ урока в теме

Дата

Тема учебного занятия (урока)


Планируемые результаты


Корректировка дат уроков

Личностные

Метапредметные


Предметные

1.Древние корни народного искусства

8 часов


1.1


Древние образы в народном искус­стве


формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликуль­турному художественному наследию России, к художественным традициям;


умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрос­лыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы по­ликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта на­родов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);умение осознанно действовать в соответствии с плани­руемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель­ности в процессе достижения результата.

Осознание древних корней, места и значения уникаль­ного народного (крестьянского) прикладного искусства в жиз­ни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения предметов быта; исполь­зовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;


1.2


Орнамент как ос­нова декоратив­ного украшения



1.3


Декор русской избы



1.4


Внутренний мир русской избы



1.5


Конструкция, де­кор предметов на­родного быта и труда



1.6


Русская народная вышивка



1.7


Народный празд­ничный костюм



1.8


Народные праздничные обряды.


2. Связь времен в народном искусстве

8 часов

2.1


Древние образы в современных на­родных игрушках


формирование ответственного отношения к учению, го­товности к самообразованию и саморазвитию на основе мо­тивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённо­сти в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);

умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи обуче­ния, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве изобразительного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;

умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, выбор наиболее эффективных спосо­бов осуществления творческой работы в материале);

умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения предметов быта; исполь­зовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятель­ности специфику стилистики произведений народных худо­жественных промыслов в России








2.2


Искусство Гжели.






2.3


Городецкая роспись.







2.4


Хохлома.







2.5


Жостово. Роспись по металлу.






2.6


Щепа. Роспись по лубу.






2.7


Тиснение и резьба по бересте.







2.8


Роль народных художественных промыслов в современной жизни.




3. Декор – человек, общество, время

11 часов

3.1


Зачем людям украшения






формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами изобразительного искусства через освоение произведений уникаль­ного народного прикладного искусства, современных ху­дожественных промыслов, классического и современного изобразительного искусства;

умение осознанно действовать в соответствии с плани­руемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель­ности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллек­тивных художественно-творческих работ);

умение оценивать результат — вариативное художествен­ное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;


исполь­зовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятель­ности специфику стилистики произведений.

рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

Выполнение эскиза украшения


3.2

3.3


Роль декоративного искусства в жизни древнего общества



3.4

3.5

3.6


Одежда «говорит» о человеке





3.7

3.8


О чем рассказы­вают гербы и эмблемы





3.9


Символы и эмб­лемы  в совре­менном общест­ве.





3.10

3.11


Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества


4. Декоративное искусство в современном мире

6 часов

4.1

4.2


Современное выставочное ис­кусство

формирование ответственного отношения к учению, го­товности к самообразованию и саморазвитию на основе мо­тивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённо­сти в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);

• умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой творческой работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение.


передавать в собственной художественно-творческой деятель­ности специфику стилистики произведений.

восприятие (рассматривание различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа


4.3

4.4


Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства


4.5

4.6


Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.




V. Учебно-методическое обеспечение предмета «Изобразительное искусство»

1.1. Перечень учебников, которые могут быть использованы в

образовательном процессе по изобразительному искусству. 5 класс

  • Горяева Н.А., Островская О.В.

Под ред. Неменского Б.М.

«Изобразительное искусство. 5 класс»

ОАО "Издательство" Просвещение" 2012

  • Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.

«Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс» (в 2 частях).

ООО "ДРОФА" 2012

  • Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др.

«Изобразительное искусство. 5 класс»

ОАО "Издательство" Просвещение" 2012

  • Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова.

Под ред. Л.Г. Савенковой

«Изобразительное искусство. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций

ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ" 2012

  • Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В.

«Изобразительное искусство. 5-6 класс»

ООО "Русское слово-учебник" 2012

1.2. Перечень учебных и учебно-методических пособий, которые могут быть использованы в образовательном процессе, по изобразительному искусству. 5 класс

  • Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы:

Программа общеобразовательных учреждений, учебное издание / под руководством Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2011.

  • Изобразительное искусство 5-9 классы.

Программа общеобразовательных учреждений, учебное издание / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И. Колякина и др. М.: Просвещение, 2011.

  • Изобразительное искусство. 5-9 классы.

Программа общеобразовательных учреждений, учебное издание / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2012.

  • Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки 5 класс.





Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.).

Программа составлена на основании авторской программы: Программы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9классы. Под руководством Б.М.Неменского – М. «Просвещение», 2011 г., с.129 c.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 5-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 175 учебных часов. Одна из главных целей преподавания искусства – развитие интереса к внутреннему миру человека, истории культуры, а также освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» за 5 класс

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Хохлома, Жостово и др.)

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов;

  • передавать единство формы и декора в рисунке;

  • владеть навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, пространства.














Ресурсное обеспечение рабочей программы


1. Учебник: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под.ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.: ил.

2. Методические пособия:

1. Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.сост. Е.С. Туманова, Л.Ю. Романова, Т.В. Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 222 с.

2. Верделли А. Искусство рисунка / Пер. Г. Сахацкого. – М.: Эксмо, 2010. – 160 с., ил.- (Классическая библиотека художника).

3. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с.

4. Медиаресурсы: презентации уроков и картин.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!