Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Принято Педагогическим Советом. Протокол от | Утверждаю. Директор МБОУ Сосновской СОШ №1 А. В. Андриенко Приказ от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
на 2015-2016 учебный год
5 а класс
составитель:
Кувшинов Эдуард Александрович, учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
п. Сосновское
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. -129 с.
Цель курса — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• обеспечение условий понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей;
• развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
• формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной пространственной среды, в понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения;
• овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные, художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Тема 8 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Межпредметные связи:
ИЗО – математика (глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка);
ИЗО – литература (художественный образ, сюжетная линия рисунка);
ИЗО – трудовое обучение (выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца);
ИЗО – история (история древних славян, народного промысла, мифов и эпосов, история древних государств, цивилизации)
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», определяется учебным планом ОУ, для освоения содержания и достижения планируемых результатов на изучение изобразительного искусства выделяется по 1 учебному часу в неделю с 5 по 8 классы. (140 часов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
В соответствии с принципиально новыми положениями и требованиями к результатам общего образования изучение содержания курса «Изобразительное искусство» направлено на освоение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-ценностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса ИЗО:
• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённости в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);
• формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами изобразительного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного изобразительного искусства;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные) учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве изобразительного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
• умение самостоятельно планировать пути достижение цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел - вариативный поиск образа в эскизах - выбор материала, техники исполнения - выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
• умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);
• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
• умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
• умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, выбор наиболее эффективных способов осуществления творческой работы в материале);
• умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать произведения классического и современного искусства по художественно-стилистическим признакам;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой творческой работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение.
Предметным результаты отражают, освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Содержание учебного предмета, курса
№ | Название темы | Содержание темы | Требования к уровню подготовки обучающихся по теме | Кол-во часов |
| 1.Древние корни народного искусства | 8 |
1. | Древние образы в народном искусстве | Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства | 1 |
2. | Орнамент как основа декоративного украшения | Орнамент как основа декоративного украшения. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций ( линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая). | Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе | 1 |
3. | Декор русской избы | Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы | Уметь использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. | 1 |
4. | Внутренний мир русской избы | Единство пользы и красоты в организации пространства дома. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища. | Принимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе | 1 |
5. | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов | Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | 1 |
6. | Русская народная вышивка | Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. | Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента | 1 |
7. | Народный праздничный костюм | Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Крестьянский костюм – образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме. | Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа | 1 |
8. | Народные праздничные обряды. | Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев,«Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка» | Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского на рода | 1 |
| 2. Связь времен в народном искусстве | 8 |
9. | Древние образы в современных народных игрушках | Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимо- новской, дымковской, каргопольской игрушек). | Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета | 1 |
10. | Искусство Гжели. | История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи | Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета | 1 |
11. | Городецкая роспись. | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи | Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | 1 |
12. | Хохлома. | История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи | Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета | 1 |
13. | Жостово. Роспись по металлу. | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма | Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | 1 |
14. | Щепа. Роспись по лубу. | Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве | Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой | 1 |
15. | Тиснение и резьба по бересте. | Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве | Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции | 1 |
16. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Связь времён в народном искусстве. Приёмы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновские игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного | Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального | 1 |
| 3. Декор – человек, общество, время | 11 |
17. | Зачем людям украшения | Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | 1 |
18-19. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта | Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом | 2 |
20-22. | Одежда «говорит» о человеке | Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декора - выявить социальный статус людей | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ | 3 |
23-24. | О чем рассказывают гербы и эмблемы | История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба. | Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиция | 2 |
25. | Символы и эмблемы в современном обществе. | Значение геральдического искусства в жизни современного общества | Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом | 1 |
26-27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. | Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина. Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. | 2 |
| 4. Декоративное искусство в современном мире | 7 |
28-29 | Современное выставочное искусство | Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ | Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ | 2 |
30-32. | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. | Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в | 3 |
33-34. | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. | Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире | Знать виды ДПИ, особенности языка. | 2 |
| Итого: | | | 34 |
Календарно-тематического планирования по предмету
Раздел программы 34 ч. | № урока в теме | Дата | Тема учебного занятия (урока) | Планируемые результаты | Корректировка дат уроков |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1.Древние корни народного искусства 8 часов | 1.1 | | Древние образы в народном искусстве | формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям; | умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | Осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; | |
1.2 | | Орнамент как основа декоративного украшения | |
1.3 | | Декор русской избы | |
1.4 | | Внутренний мир русской избы | |
1.5 | | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | |
1.6 | | Русская народная вышивка | |
1.7 | | Народный праздничный костюм | |
1.8 | | Народные праздничные обряды. | |
2. Связь времен в народном искусстве 8 часов | 2.1 | | Древние образы в современных народных игрушках | формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённости в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач); | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве изобразительного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца; умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, выбор наиболее эффективных способов осуществления творческой работы в материале); | умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России | |
2.2 | | Искусство Гжели. | |
2.3 | | Городецкая роспись. | |
2.4 | | Хохлома. | |
2.5 | | Жостово. Роспись по металлу. | |
2.6 | | Щепа. Роспись по лубу. | |
2.7 | | Тиснение и резьба по бересте. | |
2.8 | | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | |
| |
3. Декор – человек, общество, время 11 часов | 3.1 | | Зачем людям украшения | формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами изобразительного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного изобразительного искусства; | умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ); умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников; | использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений. рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран. Выполнение эскиза украшения | |
3.2 3.3 | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | |
3.4 3.5 3.6 | | Одежда «говорит» о человеке | |
3.7 3.8 | | О чем рассказывают гербы и эмблемы | |
3.9 | | Символы и эмблемы в современном обществе. | |
3.10 3.11 | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | |
4. Декоративное искусство в современном мире 6 часов | 4.1 4.2 | | Современное выставочное искусство | формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённости в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач); | • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой творческой работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение. | передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений. восприятие (рассматривание различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа | |
4.3 4.4 | | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | |
4.5 4.6 | | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. | |
V. Учебно-методическое обеспечение предмета «Изобразительное искусство»
1.1. Перечень учебников, которые могут быть использованы в
образовательном процессе по изобразительному искусству. 5 класс
Под ред. Неменского Б.М.
«Изобразительное искусство. 5 класс»
ОАО "Издательство" Просвещение" 2012
«Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс» (в 2 частях).
ООО "ДРОФА" 2012
«Изобразительное искусство. 5 класс»
ОАО "Издательство" Просвещение" 2012
Под ред. Л.Г. Савенковой
«Изобразительное искусство. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций
ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ" 2012
«Изобразительное искусство. 5-6 класс»
ООО "Русское слово-учебник" 2012
1.2. Перечень учебных и учебно-методических пособий, которые могут быть использованы в образовательном процессе, по изобразительному искусству. 5 класс
Программа общеобразовательных учреждений, учебное издание / под руководством Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2011.
Программа общеобразовательных учреждений, учебное издание / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И. Колякина и др. М.: Просвещение, 2011.
Программа общеобразовательных учреждений, учебное издание / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2012.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.).
Программа составлена на основании авторской программы: Программы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9классы. Под руководством Б.М.Неменского – М. «Просвещение», 2011 г., с.129 c.
Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 5-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 175 учебных часов. Одна из главных целей преподавания искусства – развитие интереса к внутреннему миру человека, истории культуры, а также освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» за 5 класс
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Хохлома, Жостово и др.)
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов;
передавать единство формы и декора в рисунке;
владеть навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, пространства.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1. Учебник: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под.ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.: ил.
2. Методические пособия:
1. Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.сост. Е.С. Туманова, Л.Ю. Романова, Т.В. Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 222 с.
2. Верделли А. Искусство рисунка / Пер. Г. Сахацкого. – М.: Эксмо, 2010. – 160 с., ил.- (Классическая библиотека художника).
3. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с.
4. Медиаресурсы: презентации уроков и картин.