Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа
имени академика В.А. Канайкина
Утверждено: директор Н.И. Седова Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
6 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель географии и обществознания
I квалификационной категории
Куликова Марина Юрьевна
Программа разработана на основе авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015
2017 г.
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2017-2018 учебный год;
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015, соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского, М.: Просвещение, 2013.
Изменения, внесенные в авторскую программу:
В авторскую программу внесены следующие изменения: на освоение учебного материала по программе Б.М. Неменского отводится 35 часов в 6 классе. В соответствии с учебным планом МОУ - Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А. Канайкина на изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится 34 часа, в связи с этим количество часов на изучение темы «Вглядываясь в человека. Портрет» сокращено на 1 час.
II. Содержание учебного предмета.
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов)
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве 20 века.
Человек и пространство. Пейзаж (7 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж – большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
III. Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 11 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж | 7 |
IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В результате изучения изобразительного искусства, обучающиеся должны знать и уметь:
6 класс:
учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны:
- уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
V. Учебно–методический комплекс.
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015
2. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского, М.: Просвещение, 2013.
3. Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.
4. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс/ Л.А. Неменская, И.Б. Полякова, Т.А. Мухина, Т.С. Горбачевская; под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2012
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________________________
«____»____________20 года
Рязанская область Касимовский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А. Канайкина
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по изобразительному искусству
Класс: 6
Учитель: М.Ю. Куликова
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Примечание |
п/п | в теме | по плану | по факту |
Тема 1: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов) |
1 | 1 | .09 | | Изобразительное искусство. Семья пластических искусств | |
2 | 2 | .09 | | Рисунок – основа изобразительного творчества | |
3 | 3 | .09 | | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий | |
4 | 4 | .09 | | Пятно как средство выражения. Ритм пятен | |
5 | 5 | .10 | | Цвет. Основы цветоведения. | |
6 | 6 | .10 | | Цвет в произведениях живописи | |
7 | 7 | .10 | | Объемные изображения в скульптуре | |
8 | 8 | .10 | | Основы языка изображения | |
Тема 2: «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 часов) | |
9 | 1 | .10 | | Реальность и фантазия в творчестве художника | |
10 | 2 | .11 | | Изображение предметного мира – натюрморт | |
11 | 3 | .11 | | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | |
12 | 4 | .11 | | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | |
13 | 5 | .12 | | Освещение. Свет и тень. | |
14 | 6 | .12 | | Натюрморт в графике. | |
15 | 7 | .12 | | Цвет в натюрморте | |
16 | 8 | .12 | | Выразительные возможности натюрморта. | |
Тема 3: «Вглядываясь в человека. Портрет» (11 часов) | |
17 | 1 | .01 | | Образ человека – главная тема в искусстве. | |
18 | 2 | .01 | | Конструкция головы человека и ее пропорции. | |
19 | 3 | .01 | | Изображение головы человека в пространстве. | |
20 | 4 | .02 | | Портрет в скульптуре | |
21 | 5 | .02 | | Графический портретный рисунок | |
22 | 6 | .02 | | Графический портретный рисунок | |
23 | 7 | .02 | | Сатирические образы человека | |
24 | 8 | .03 | | Образные возможности освещения в портрете. | |
25 | 9 | .03 | | Роль цвета в портрете | |
26 | 10 | .03 | | Великие портретисты прошлого | |
27 | 11 | .04 | | Портрет в изобразительном искусстве 20 века | |
Тема 4: «Человек и пространство. Пейзаж» (7 часов) | |
28 | 1 | .04 | | Жанры в изобразительном искусстве. | |
29 | 2 | .04 | | Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | |
30 | 3 | .04 | | Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. | |
31 | 4 | .05 | | Природа и художник | |
32 | 5 | .05 | | Пейзаж в русской живописи | |
33 | 6 | .05 | | Пейзаж в графике. Городской пейзаж. | |
34 | 7 | .05 | | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
от ___________ 20 года №
____________________
руководитель ШМО Т.С. Ткачёва
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Т.Л. Алькина
__________________ 20 года
7