Обществознание 6 класс
Потребности
человека
Тип урока-открытия нового знания
Цели урока:
образовательные – развитие познавательных способностей, знакомство с понятием «потребности».
развивающие – формирование представления о потребностях человека как об источнике его активности, самовыражении.
воспитательные – формирование нравственных качеств, уважительного отношения к труду.
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся: различать виды потребностей; классифицировать.
Получат возможность научиться: анализировать схему; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения; применять полученные знания и умения.
Метапредметные УУД
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятиям.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Методические приемы - создание проблемной ситуации, приемы технологии развития критического мышления (синквейн).
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, парная , коллективная, работа с учебником,анализ.
Образовательные технологии : элементы технологии развития критического мышления, игровая, поисковая.
Основные понятия : потребности, биологические потребности, материальные потребности, социальные потребности, духовные потребности.
Дидактический материал: презентация, лист с заданием по теме на взаимопроверку, рисуночный тест, игра «Да –Нет».
Актуализация проблемы
Обсудим вместе!
Живёт на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живёт и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?
Вывод обсуждения: человек не может жить ничего не делая, т.к. у него есть желания : есть, пить, спать, одеваться, общаться. Поэтому ему приходиться трудиться, что бы удовлетворить свои желания. Человеку постоянно чего-то не хватает, т.е. люди испытывают постоянно потребности в чём-то.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные
Пирамида потребностей
потребность – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности.
- Какие бывают потребности?
- Как возникают потребности?
- Бывает ли много потребностей?
- Что это значит: расширение и возвышение потребностей?
Вывод:
- Биологические потребности нужны человеку, чтобы жить.
- Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, мира получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.
- Человек не может стать счастливым, если не сможет показать свои способности, не найдет свое место в жизни. Поэтому, у него существуют Социальные потребности.
- Материальные потребности : человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах).
Ложные потребности.
Неразумные потребности
Ложные потребности – это искусственные потребности, которые ведут к нравственной деградации личности или ее физическому разрушению. Слово «искусственные» означает, что эти потребности не являются врожденными, а усваиваются человеком под влиянием окружающей среды или рекламы, принося больший или меньший вред личности. Это вредные привычки (курение, алкогольная зависимость), употребление наркотиков, зависимость от интернета, компьютерных игр и телевидения, потребительство (неуемное накопление материальных благ как смысл жизни).
Рисуночный тест. Подбери к изображениям название потребностей.
А ) социальные;
Б ) духовные;
В ) биологические
2
3
1
1
3
2
А ) социальные;
Б ) духовные;
В )биологические
1
2
3
1
2
3
Ответы на тест
1. 1 2 3
В А Б
2. 1 2 3
А Б А
3. 1 2 3
В Б В
4. 1 2 3
Б В А
Игра в парах с взаимопроверкой
Определи потребность, в чём она состоит!
5.1 “ Я лежу, болею Сам себя жалею!”
5.2 Вот уже стоит Егорка У доски с мелком в руке, Вот и первая пятерка У Егорки в дневнике…
5.3 Ест на завтрак яйца всмятку, Пять картофельных котлет, Два стакана простокваши И тарелку манной каши – Каша тоже не во вред!
5.4 В коридоре, в классе -ли Всюду стены красили, Терли краску, терли мел, Каждый делал, что умел
Примени знания!
6.1 Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержки организма и развития личности:
1) инстинкт 3) деятельность
2) потребность 4) результат
6.2 К каким потребностям относится необходимость человека в общении, труде?
1) социальные потребности
2) биологические потребности
3) духовные потребности
4) физиологические потребности
6.3 Общение с друзьями является для человека:
1) биологической потребностью
2) духовной потребностью
3) интеллектуальной потребностью
4) социальной потребностью
6.4 Вывод из нескольких логически связанных суждений:
1) умозаключение 3) высказывание
2) мысль 4) наблюдение
6.5 Высказывание, содержащее определённую мысль:
1) суждение 3) умозаключение
2) вывод 4) потребность
Сверим ответы!
5.1 – биологические /в медицине/
5.2 – духовные /в образовании/
5.3 – биологические /в пище/
5.4 – социальные /в труде/
6.1. 2
6.2. 1
6.3. 4
6.4. 1
6.5. 1
- ИГРА ДА ИЛИ НЕТ
- Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.
- Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.
- Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности
Составление Синквейн по теме:
«Потребности человека».
Алгоритм СИНКВЕЙНА
- Существительное- потребности
- Два прилагательных
- Три глагола
- Предложение. Что ты думаешь о теме?
- Вывод
Домашнее задание:
1.Параграф 4
2. Выучить термины.
3. Рабочая тетрадь П.4 задание 1