Презентация опыта работы «У меня это хорошо получается»
Что представляет большинство людей, когда думают о профессии учителя-логопеда? Верно, гимнастика для языка, чистоговорки и скороговорки. Но логопедическая помощь — это не только это. Это огромный пласт, с которым приходится работать.
Чтобы правильно разговаривать - мало развивать только одну из сторон речи. Для четкой и грамотной речи должны в совокупности работать все компоненты речи: лексическая сторона, грамматический строй, устная и письменная речь, связная речь и произносительная сторона речи.
Что для этого нужно и как это работает?
На сегодняшний день в педагогике и методике большое внимание в обучении уделяется функциональной грамотности. Казалось бы, …. Логопед и функциональная грамотность…Как они связаны?
Но если внимательно посмотреть на определение Функциональной грамотности и их направления – большая работа проводится в школах по развитию читательской грамотности.
Что такое читательская грамотность? Умение работать с текстом, читать, отвечать на вопросы, строить монологическую и диалогическую речь. И вот здесь начинается моя работа с детьми, а также помощь учителям начальных классов, русского языка и литературы, и других предметов.
Другими словами, формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у учащегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.
Функциональную грамотность можно сравнить с ладошками ребенка, которые необходимо тренировать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.
Мы прекрасно знаем, что речь неразрывно связана с мелко моторикой. Если ребенок хорошо работает руками, у него развита устная речь и ее произносительная сторона. Если ребенок четко проговаривает слова, он может беспрепятственно читать и понимать текст.
Когда ребенок ориентируется в тексте, может назвать главную мысль текста – у него не будет возникать трудностей и с другими предметами в школе.
Как же помочь ребенку натренировать эти мышцы?
Давайте представим, руку ребенка. С чего мы начинаем работу для правильной и грамотной речи? На кончиках пальцев располагаются биологически активные точки, которые отвечают за развитие речи.
В своей работе на ранних этапах я использую различные виды логопедического воздействия. В моей практике это массаж.
Существует несколько видов массажа:
самомассаж (логоритмика и пальчиковая гимнастика), зондовый массаж и массаж с использованием массажных мячиков.
Давайте мы с вами попробуем на себе некоторые элементы массажа, а именно пальчиковую гимнастику.
Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Веселые, дружные, все такие нужные!
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу, («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Вот таким нехитрым способом мы неплохо размяли наши пальчики и ладошки и вспомнили, что самое главное это быть едиными и поддерживать друг друга.
Скажите, вы почувствовали тепло на кончиках пальцев? Значит вы только что немного, но стали здоровее, умнее и активнее.
Что происходит в результате массажа:
нормализуется речевое дыхание
улучшается состояние голосовых связок
нормализуется тонус мышц
улучшается звукопроизношение
снижается нервное напряжение
улучшается психоэмоциональное состояние
Японская пословица гласит: Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – я пойму!» Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев. Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Так он познает мир.
Также я применяю в работе, и детям очень нравятся, игры с массажными мячиками.
Их можно использовать и как массажеры:
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
А потом сожму немножко
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук!
И здесь можно дать ребенку выбор: перебрасывать мяч у себя в руках или поиграть с соседом по парте или с логопедом.
Также можно использовать массажные мячики, как элемент дидактической игры. Например, «Игра с мячиком на автоматизацию звуков». Ребенку предлагается назвать слова с определенным звуком - при этом нужно бросать мяч логопеду и ловить его обратно.
Это так же развивает ловкость, координацию и внимание.
Приобретая все эти знания и навыки, мы видим ребенка, который увлеченно читает, прекрасно декламирует стихи, продолжает развивать связную речь, воображение, сам пишет стихотворения. И в самом начале этого пути стоит учитель-логопед, только от меня зависит, насколько хорошо и как усердно он будет изучать и понимать другие предметы, насколько хорошо он сдаст экзамены, напишет сочинение или контрольную работу, пройдет итоговое собеседование и добьётся успеха в будущем.
У меня хорошо это получается!
Спасибо за внимание!