СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила оформления конспекта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 10 классе столкнулась с тем, что учащиеся не умеют работать с конспектом. Возникла необходимость провести занятие по теме "Конспект".

Просмотр содержимого документа
«Правила оформления конспекта»

КАК ПИСАТЬ КОНСПЕКТ

КАК ПИСАТЬ КОНСПЕКТ

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ?

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ?

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ Познакомить учащихся с основными приемами переработки первичной информации. Обучить методике составления конспектов. Воспитывать у учащихся культуру чтения и ведения информационных записей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ

  • Познакомить учащихся с основными приемами переработки первичной информации.
  • Обучить методике составления конспектов.
  • Воспитывать у учащихся культуру чтения и ведения информационных записей.
Рассматриваемые вопросы Конспекты, основные требования и характеристики. Виды конспектов и их характеристики. План – конспект. Тематический конспект Цитатный (текстуальный) конспект. Свободный конспект. Схематический конспект.

Рассматриваемые вопросы

  • Конспекты, основные требования и характеристики.
  • Виды конспектов и их характеристики.
  • План – конспект.
  • Тематический конспект
  • Цитатный (текстуальный) конспект.
  • Свободный конспект.
  • Схематический конспект.

Что такое конспект ? Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.  Конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов или любых двух этих форм.

Что такое конспект ?

  • Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.
  • Конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов или любых двух этих форм.

Основные требования:   Системность Логичность Краткость Убедительность Доказательность

Основные требования:

  • Системность
  • Логичность
  • Краткость
  • Убедительность
  • Доказательность
ПРАВИЛА ЗАПИСИ ТЕКСТА Запись должна быть  краткой , убористой .   При записи текста необходимо  пользоваться  сокращениями. Необходимо применять  выделения и разграничения:

ПРАВИЛА ЗАПИСИ ТЕКСТА

  • Запись должна быть краткой , убористой .
  • При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
  • Необходимо применять выделения и разграничения:

Выделения и разграничения  Подчеркивание и отчеркивание Отступы Пробельные строки Нумерация Рамки Цветовые выделения

Выделения и разграничения

  • Подчеркивание и отчеркивание
  • Отступы
  • Пробельные строки
  • Нумерация
  • Рамки
  • Цветовые выделения

Подчеркивание и отчеркивание  для выделения: - заголовков, - подзаголовков,  - выводов,  - тем. .

Подчеркивание и отчеркивание

  • для выделения: - заголовков, - подзаголовков,

- выводов,

- тем.

.

Отступы Необходимы для обозначения абзацев и пунктов плана. Они обозначают переход к новой микро теме. Обозначаются в виде красной строки.

Отступы

  • Необходимы для обозначения абзацев и пунктов плана.
  • Они обозначают переход к новой микро теме.
  • Обозначаются в виде красной строки.
Пробельные строки

Пробельные строки

Нумерация

Нумерация

Рамки Обычно в рамки заключают:  - определения  - формулы  - правила  - законы

Рамки

  • Обычно в рамки заключают:

- определения

- формулы

- правила

- законы

Цветовые выделения должны быть системными, при этом не следует превращать текст в пестрые картинки.

Цветовые выделения

  • должны быть системными, при этом не следует превращать текст в пестрые картинки.
ВИДЫ КОНСПЕКТОВ. ПЛАН - КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИТАТНЫЙ (ТЕКСТУАЛЬНЫЙ ) СХЕМАТИЧЕСКИЙ СВОБОДНЫЙ

ВИДЫ КОНСПЕКТОВ.

ПЛАН - КОНСПЕКТ

  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ЦИТАТНЫЙ (ТЕКСТУАЛЬНЫЙ )

СХЕМАТИЧЕСКИЙ

СВОБОДНЫЙ

 ЦЕЛИ УРОКА Научить правильно работать с учебной и научной литературой. Развивать необходимые умения и навыки учебной деятельности. Помочь в успешном овладении знаниями Научить с помощью конспектирования проводить основные мыслительные операции:  - синтез,  - анализ,  - сравнение. Повысить культуру чтения и интерес к процессу творческого познания.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Научить правильно работать с учебной и научной литературой.
  • Развивать необходимые умения и навыки учебной деятельности.
  • Помочь в успешном овладении знаниями
  • Научить с помощью конспектирования проводить основные мыслительные операции:

- синтез,

- анализ,

- сравнение.

  • Повысить культуру чтения и интерес к процессу творческого познания.
Это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. Характеристика:  - краток  - прост  - быстро составляется  - учит выбирать главное  - помогает четко и логично излагать мысли  - дает возможность усвоить материал в процессе изучения.
  • Это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
  • Характеристика:

- краток

- прост

- быстро составляется

- учит выбирать главное

- помогает четко и логично излагать мысли

- дает возможность усвоить материал в процессе изучения.

ЭТАПЫ РАБОТЫ Составить план прочитанного текста или воспользоваться готовым. Простой план состоит только из одинаковых обозначений. Например:  Нумерованный:1.  2.  3.  Маркированный: -  -  -

ЭТАПЫ РАБОТЫ

  • Составить план прочитанного текста или воспользоваться готовым.
  • Простой план состоит только из одинаковых обозначений. Например:

Нумерованный:1.

2.

3.

Маркированный: -

  • -
  • -
Сложный план Требуется для краткого разъяснения и доказательства каждого пункта плана.  Выбирается более сложная и эффективная форма записи – многоуровневая: используются римские, арабские, буквенные и др. обозначения    1.  а.  б.  в.  2. Обязательно формулируется и записывается вывод.

Сложный план

  • Требуется для краткого разъяснения и доказательства каждого пункта плана.
  • Выбирается более сложная и эффективная форма записи – многоуровневая: используются римские, арабские, буквенные и др. обозначения

1.

а.

б.

в.

2.

  • Обязательно формулируется и записывается вывод.
ВЫВОД План - конспект незаменим при быстрой подготовке доклада, сообщения, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

ВЫВОД

  • План - конспект незаменим при быстрой подготовке доклада, сообщения, выступления.
  • Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы. Характеристика:  - может быть обзорным и хронологическим.  - учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.  - привлекать имеющиеся знания и личный опыт.  - используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом .
  • Конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.
  • Характеристика:

- может быть обзорным и хронологическим.

- учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

- привлекать имеющиеся знания и личный опыт.

- используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом .

СПЕЦИФИКА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНСПЕКТА Заключается в том, что разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых документов, т.е. из каждой книги берется только определенная глава. Обзорный тематический конспект – это тематический обзор с использованием одного или чаще нескольких источников.

СПЕЦИФИКА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНСПЕКТА

  • Заключается в том, что разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых документов, т.е. из каждой книги берется только определенная глава.
  • Обзорный тематический конспект – это тематический обзор с использованием одного или чаще нескольких источников.
ЭТАПЫ РАБОТЫ Изучи несколько источников по теме.  Сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии. Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана. Пользуясь этим планом, коротко своими  словами изложи осознанный материал.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

  • Изучи несколько источников по теме.
  • Сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии.
  • Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
  • Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложи осознанный материал.
Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат. Характеристика:  - строится из высказываний автора.  - используется для работы с первоисточником.  - к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной деятельности. Служит как правило иллюстрацией к изучаемой теме.
  • Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат.
  • Характеристика:

- строится из высказываний автора.

- используется для работы с первоисточником.

- к нему можно обращаться неоднократно.

  • Однако он не способствует активной мыслительной деятельности.
  • Служит как правило иллюстрацией к изучаемой теме.
ЭТАПЫ РАБОТЫ Прочитай текст. Отметь в нем основное содержание, главные мысли. Выдели те цитаты, которые войдут в конспект. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной. Обычно по простому или сложному плану. Обязательно выделить:  - основные вопросы  - доказательства (цитаты)  - выводы. Прочти написанное, сверь его с оригиналом.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

  • Прочитай текст.
  • Отметь в нем основное содержание, главные мысли.
  • Выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
  • Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь.
  • Форма записи может быть разной.
  • Обычно по простому или сложному плану.
  • Обязательно выделить:

- основные вопросы

- доказательства (цитаты)

- выводы.

  • Прочти написанное, сверь его с оригиналом.
Это  сочетание  выписок, цитат, тезисов. Характеристика:  - он требует серьезных усилий при составлении.  - в высшей степени способствует усвоению материала.  - требует умения активного использования всех типов записей, планов, тезисов, выписок.
  • Это сочетание выписок, цитат, тезисов.
  • Характеристика:

- он требует серьезных усилий при составлении.

- в высшей степени способствует усвоению материала.

- требует умения активного использования всех типов записей, планов, тезисов, выписок.

ЭТАПЫ РАБОТЫ Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме. Изучи его и глубоко осмысли. Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат. Составь тезисы. Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

  • Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме.
  • Изучи его и глубоко осмысли.
  • Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат.
  • Составь тезисы.
  • Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.
Выписка – то, что выписано из какого - либо  текста, документа. Вчитайся в название статьи, осмысли его. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли. Стремись к краткости записи . Отделяй одну мысль от другой красной строкой. Закончив работу, выпиши все данные из источника.
  • Выписка – то, что выписано из какого - либо

текста, документа.

  • Вчитайся в название статьи, осмысли его.
  • Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
  • Стремись к краткости записи .
  • Отделяй одну мысль от другой красной строкой.
  • Закончив работу, выпиши все данные из источника.
ТЕЗИС – положение, кратко излагающее какую- либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения .
  • ТЕЗИСположение, кратко излагающее какую- либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения .
Познакомься с содержанием материала. Обрати внимание на шрифтовые  выделения, эта подсказка поможет тебе в работе. Разбей текст на смысловые блоки .(с помощью плана или отчеркиванием). Определи главную мысль каждой части. Осмысли суть выделенного. Сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте. Отделяй пробельной и красной строкой один  тезис от другого . Это облегчит последующую работу с ним.
  • Познакомься с содержанием материала.
  • Обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка поможет тебе в работе.
  • Разбей текст на смысловые блоки .(с помощью плана или отчеркиванием).
  • Определи главную мысль каждой части.
  • Осмысли суть выделенного.
  • Сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
  • Отделяй пробельной и красной строкой один тезис от другого . Это облегчит последующую работу с ним.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Правильно составленные тезисы вытекают один из другого. Располагаются в четкой последовательности. Полезно связывать тезисы с текстом источника с помощью указания ссылочных страниц. Можно предварительно составить план, который окажет существенную помощь в подготовке тезисов. Не забудьте пронумеровать тезисы по порядку.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

  • Правильно составленные тезисы вытекают один из другого.
  • Располагаются в четкой последовательности.
  • Полезно связывать тезисы с текстом источника с помощью указания ссылочных страниц.
  • Можно предварительно составить план, который окажет существенную помощь в подготовке тезисов.
  • Не забудьте пронумеровать тезисы по порядку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!