СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру 1-й класс.Составлена 2015 год.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру


№ урока

Наименование разделов и тем

Общее

количество часов

по разделу

Количество

часов по

теме

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма проведения урока

Формы контроля

Дата проведения

Примечание


УУД

(Универсальные учебные

Действия)

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Этот удивительный мир


1

  • понимать, что такое окружающий мир.

  • понимать, что такое живая и неживая природа


Комбиниров.

текущий




  • учебно-организационные:

- организация рабочего места;

- режим дня;

- правильная осанка.

2

Давай познакомимся


1

  • рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;

  • знать название своего города, страны, столицы.

  • знать полное имя, домашний адрес;



текущий




  • учебно-организационные:

- правила поведения на уроке;

- правильно пользоваться учебными принадлежностями

3

Мы – школьники.


1

  • знать расположение помещений в школе;

  • ориентироваться в расположении помещений;

  • уважать труд работников школы;

  • оказывать посильную помощь взрослым.


Экскурсия по школе

текущий




  • учебно-коммуникативные:

- умение слушать и слышать;

- умение выражать свои мысли.

4

Правила поведения в школе


1

знать и соблюдать правила поведения в школе


тематический




  • учебно-организационные:

- правила поведения на уроке; перемене

5

Сентябрь – первый месяц осени.


1

  • знать признаки неживой и живой природы;

знать сезонные изменения в природе;


текущий




  • учебно-коммуникативные:

- умение слушать и слышать;

- умение выражать свои мысли.

6

Что нам осень подарила.


1

классифицировать по признаку «овощи-фрукты».


текущий




  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

7

Грибная пора.


1

классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы


тематический




  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

8


Семья.

О маме.


1


  • Рассказывать о своей семье;

  • Знать профессии мамы и папы;

  • Описывать привычный быт и уклад своей семьи;

  • рассказывать о своей маме;

  • знать профессию мамы;

  • оказывать маме посильную помощь;

читать потешки о маме.


текущий

текущий




  • учебно-организационные:

- уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…».

  • учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

9

Любимые занятия.

Воскресный день.


1

различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание).


текущий




  • учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

10

Как из зерна получилась булка.


1

  • выполнять правила ролевой игры;

  1. работать со схемами;

рассказывать о своей профессии.


текущий




  • учебно-организационные:

- учиться работать в заданном темпе.

11

Человек и домашние животные.


1

знать правила общения с животными;

называть домашних животных


тематический




  • учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

12

«Октябрь уж наступил…»


1

  • собрать природный материал;

наблюдать за живой и не живой природой.


текущий




  • учебно-информационные:

- осуществлять наблюдение

13

Явления природы.


1

наблюдать за живой природой.


тематический




  1. учебно-информационные:

- осуществлять наблюдение.

14

Где ты живёшь?


1

знать маршрут «Школа – Дом».


текущий




  • учебно-организационные:

- режим дня;

- правильная осанка

15

Правила поведения на дорогах.


1

  • выполнять упражнения в рабочей тетради;

  • знать, зачем нужны правила дорожного движения;

  • знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».



тематический




  • учебно-коммуникативные:

- запоминать.

16

Ты и вещи.


1

  1. рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»;

выполнять самооценку работы.


текущий




  1. учебно-коммуникативные:

- осуществлять самоконтроль

17

Кто работает ночью.


1

рассказывать о профессии не называя её.


тематический




  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.


18

Что такое здоровье


1

  • выполнять режим дня;

составлять свой режим дня.


текущий




  1. учебно-организационные:

- организация рабочего места;

- режим дня.


19

Правила гигиены.


1

  • выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора;

  • знать органы чувств, как их охранять.



текущий




  1. учебно-организационные:

- организация рабочего места.

20

О режиме дня.


1

  • выполнять режим дня;

составлять свой режим дня.


текущий




  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

21

Урок в спортивном зале.


1


Урок-практик

тематический





22

Ноябрь – зиме родной брат.


1

  • называть основные изменения в природе в ноябре;

рассказывать как дикие животные готовятся к зиме.


текущий




  • учебно–организационные: -организация рабочего места;

-режим дня.

23

Звери – млекопитающие.


1

  • иметь представление о млекопитающих животных;

знать отличительные признаки млекопитающих от других животных


текущий




учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.


24

Что мы знаем о птицах.


1

  • различать и классифицировать животных

решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»


тематический




  • учебно- интеллектуальные:

- классификация

-обобщение

25

Родной край.

Дом, в котором ты живёшь.


1


  • знать различные объекты села и города.

различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью

иметь представление о разных видах жилья человека

Экскурсия в музей тик

текущий

тематический




  • учебно-информационные:

- выполнять обобщения

  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

26

Зачем люди трудятся.


1

рассказывать о профессии не называя её.


текущий




  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.


27

«В декабре, в декабре все деревья в серебре…»



1

Определять и называть свойства воды, льда, снега.


текущий




  • учебно–коммуникативные: -умение слушать и слышать;

-умение выражать свои мысли.

28

Какой бывает вода?


1

  • работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»

умение работать коллективно


тематический




  • учебно–коммуникативные: -умение слушать и слышать;

-умение выражать свои мысли.


29


О дружбе

Идем в гости.


1


Различать основные нравственно-этические понятия.

  • знать и придерживаться правил этикета;

  • умение строить диалог

различать основные нравственно-эстетические понятия.


текущий

текущий




учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

  • учебно-организационные: -объяснять;

-оказывать помощь.


30

С наступающим Новым годом!





1

  • Знать новогодние традиции;

  • Историю Нового года;

Экскурсия в музей

тематический




  • учебно–коммуникативные:

-умение слушать и слышать;

-умение выражать свои мысли.


31

Проверочный тест за I полугодие




1


Проверка знаний

итоговый




  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение. Регулятивные

-целеполагание;

-контроль:

-коррекция:

-оценка;


32

Январь – году начало, зиме середина


1

Называть основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья.

Экскурситя в парк

текущий




Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Исследовать( на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Учебно-информационные:

- осуществлять наблюдение

33

Хвойные деревья.


1

Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели.


текущий




Практическая работа с гербарием.

  1. Учебно-логические:

- выделять главное, существенное.



34

Жизнь птиц.


1

  • Различать и классифицировать животных. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»


тематический




  1. учебно-интеллектуальные:

- классификация

-обобщение

35

Наша страна - Россия


1

  • знать свою национальность;

знать какие народы живут в России.


текущий




  • учебно-информационные:

- постановка вопроса к рассказу учителя.

36

Богата природа России.



1

  • иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений


текущий




  1. учебно-интеллектуальные:

- классификация

-обобщение

37

Мы – россияне.


1

  • составлять описательный рассказ по картине;

знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки


текущий




  1. учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.


38

Народная сказка.


1

  • называть народные промыслы;

  • узнавать предметы декоративного искусства разных народов России;

  • пересказывать сказку;

выразительно читать фольклорные произведения.

Урок-игра

тематический




  1. учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль



39

Февраль – месяц метелей и вьюг.


1

  • приметы февраля

зимующие птицы



текущий




учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.


40

Звери – млекопитающие.



1

  • иметь представление о способах передвижения и питания млекопитающих животных;



текущий




учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.


41

Звери – млекопитающие


1






42

Наш уголок природы.


1

  • различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обита-ния, способу движения);



тематический




  1. учебно-организационные:

- умения ужаживать за обитателями живого уголка

43

Мы – граждане России.


1

  • составлять описательный рассказ по картине;знать основные права и обязанности


текущий




  1. учебно-коммуникативные:

- умения из упражнения № 46.

44

О правилах поведения.


1

различать основные нравственно-этические понятия.

Урок-игра

текущий




учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

45

23 февраля – День защитника Отечества.


1

иметь представление об одном из государственных праздников


текущий




учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

46

8 – е марта – праздник всех женщин


1

иметь представление об одном из государственных праздников


тематический




учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

47

Март – капельник



1

  • называть приметы весны изменения в природе


текущий




учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.


58

Если хочешь быть здоров, закаляйся!


1

  • знать правила закаливания

  • уметь правильно закаливать организм





текущий




учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль

49

Здоровая пища.


1

  • знать основные правила здорового образа жизни;

  • понимать какие продукты приносят пользу;

  • решать логические задачи;читать-драматизировать потешку.

Урок-игра

текущий




  • учебно-коммуникативные:

- учиться слушать партнера по общению, не перебивать его;

- говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить;

- не использовать грубых, резких слов и выражений;

- общаясь к собеседнику, смотрите ему в глаза;

- для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку.

50

Какое бывает настроение.


1



тематический




Познавательные

1.Общеучебные:

-структурирование знаний;

-контроль, оценка процесса и результатов деятельности.

2. Логические:

-выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-доказательство.

-выдвижение гипотез и их обоснований.

3. Постановка и решение проблемы:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-постановка вопросов;

-планирование учебного сотрудничества;

-управление поведением партнёра

-умение полно и точно выражать свои мысли.

51

Апрель – водолей.



1

  • знать смысл понятия «животное – живое существо»;заполнять схемы


текущий




  1. учебно-информационные:

-умение намечать задвавать вопросы

52

Апрель – водолей


1






53

Весенние работы.


1

  • составлять описательный рассказ по иллюстрации;

  • иметь представление об основных видах весенних работ;



текущий




  • учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.


54

Кто работает на транспорте.


1

  • Знать основные виды транспортных средств;

Иметь представления о мире профессий


тематический




  • учебно-интеллектуальные:

- классификация

-обобщение

55

День космонавтики.


1

составлять описательный рассказ по иллюстрации.

Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов.


текущий




  • учебно-коммуникативные:

- правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»;

- не говорить одновременно с несколькими собеседниками, следует высказываться по очереди.

56

Май весну завершает, лето начинает.


1

  • различать времена года.

  • приметы весны

  • приметы лета, летние месяцы


текущий




  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.


57

Жизнь земноводных весной.


1

  • знать, кто такие земноводные;иметь представление о фазах развития земноводного


текущий




  • учебно-коммуникативные:

- запоминать, выражать свое мнение

58

Животное – живое существо.


1

  • различать животных;

знать признаки живых существ


тематический




  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

59

Животное – живое существо


1






Познавательные:

1.Логические:

-выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-доказательство.

-выдвижение гипотез и их обоснований.

60

Ты – пешеход.


1

знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».


текущий




  • учебно-коммуникативные:

- запоминать.

61

Ты – пешеход


1







Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-планирование учебного сотрудничества;

-управление поведением партнёра

-умение полно и точно выражать свои мысли.


62


Итоговый тест


1


Проверка знаний

итоговый




Регулятивные:

-целеполагание;

-контроль;

-коррекция;

-оценка;

  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

63-66

Резерв


3
























Пояснительная записка.

Программа составлена для обучающихся начальной школы средней общеобразовательной школы.

«Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии.

Изучение курса «Окружающий мир» способствует формированию целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего Я), расширяют представления о психической природе человека(познавательных процессах, отличие от высших животных и др.)

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  • принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений;

  • педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставления каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты;

  • культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудированного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию;

  • необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задач экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром;

  • принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность спешного обучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы;

  • краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей и т. п.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;

  • осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменить себя, понимает важность здорового образа жизни;

  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Учебный предмет «Окружающий мир» входит в область естественно-научных знаний.

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

В базисном учебном плане предусмотрено изучение образовательной области «Окружающий мир» по 2 часа в неделю в каждом классе.

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств.

Программа составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой и стандартов начальной школы первого поколения.

Целью изучения «Окружающего мира» является формирование социального опыта школьников, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество».

Образовательная задача – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.

Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая задача – решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств.

Сроки реализации программы – 2014-2015 учебный год. В неделю – 2 часа, в год –1 класс - 66 часов

Используемый учебно-методический комплект:

1 класс

Н.Ф. Виноградова, «Окружающий мир», Москва, «Вентана-Граф», 2013 год, рабочая тетрадь в 2-х частях, Н.Ф. Виноградова, «Окружающий мир», Москва, «Вентана-Граф», 2014 год, «Методика обучения», Н.Ф. Виноградова, Москва, «Вентана-Граф», 2014 год.


Формы уроков и контроля:

Наименование работы

Кол-во

Контрольные работы





Практические работы

1



1

Лабораторные работы





Экскурсии

1

1


1

Зачеты






В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твоё здоровье» (1 класс);

  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс);

  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа» (1 класс).

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс)

Методы и формы обучения предмета:

-продуктивные (наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды)

- тематические экскурсии;

-рассматривание пейзажей;

- использование художественной литературы и научно-познавательной книги;

- практические методы изучения окружающего мира;

- дидактические игры;

- проблемные методы.

Изучение предмета «Окружающий мир» тесно связано с изучением предметов: литературного чтения, ОБЖ, ИЗО, технологии.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

  • своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;

  • основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

  • основные правила здорового образа жизни;

  • основных представителей растительного животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);

  • основные условия благополучной жизни растений и животных;

  • профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);

  • улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

  • основные достопримечательности родного города и столицы России;

различать:

  • знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

  • основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);

  • различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.);

  • времена года;

  • животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);

  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • выполнять режим своего дня;

  • определять время по часом с точностью до часа;

  • подготавливать своё учебное место к работе;

  • оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

  • выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;

  • ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;

  • выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;

  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

Система оценки достижений учащихся.

Контроль и оценка знаний по «Окружающему миру» в первом классе имеют те же особенности, что и по другим предметам:

  • контрольные работы в первом полугодии не проводятся;

  • оценка самостоятельных работ проводится только словесно, отметки не ставятся;

  • учитель обязательно положительно оценивает любую удачу ученика, даже если она весьма незначительна;

Проводятся 2 самостоятельные работы (март, май) и она проверочная (май).

























Перечень учебно-методического обеспечения


Методические и учебные пособия

Методика обучения. «Окружающий мир», 1-2 классы, Н.Ф. Виноградова, М. «Вентана-Граф», 2013 год

Учебник «Окружающий мир» 1 класс в 2-х частях , Н.Ф.Виноградова, М.:Вентана-Граф, 2013год

Оборудование и приборы



Дидактический материал



Другое





Список литературы


Литература, использованная при подготовке программы

1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», М. «Вентана-Граф», 2013 год

2.Методика обучения «Окружающий мир», 1-2 классы, Н.Ф. Виноградова, М. «Вентана-Граф», 2013 год


Литература, рекомендованная для учащихся

.


Образовательные диски (электронные УМК)













Педагогические технологии:

  1. Технологии развивающего обучения

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

  • проблемность обучения;

  • оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);

  • индивидуализация и дифференциация обучения;

  • специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;

  • специальная организация анемической деятельности.

    Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями самих детей. Вот почему одним из важных принципов развивающего обучения является оптимальное (отвечающее целям обучения и психическим особенностям ребенка) развитие разных видов мыслительной деятельности: абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действенного, практического мышления.

Овладение приемами учебной работы служит основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки. Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

  • перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;

  • поиск новых приемов учебной работы;

  • управление своей учебной деятельности;

  • приемы обобщения.

  1. Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе.

  Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Это дает проблемное обучение. Оно предполагает наличие особого, внутренне - противоречивого, проблемного содержания; но чтобы обучение приобрело проблемный характер, этого недостаточно.

Проблемы с объективной необходимостью должны возникнуть в сознании учащихся через проблемную ситуацию.

Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока с проблемой.

Если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема.


  1. Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе.

  Наблюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью, имитирующей реальную действительность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.

  1. Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе.

  Диалогу, как известно, противостоит все еще имеющий широкое распространение учительский монолог. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект - субъектные отношения реализуются на уроке в нравственно-этической сфере. Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе.

  1. Личностно (индивидуально) - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов    Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.  

  2. Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

  • антропоцентричностью;

  • гуманистической сущностью;

  • психотерапевтической направленностью;

  • ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

  В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии;

  • технологии сотрудничества;

  • технологии свободного воспитания;

  1. Деятельностный метод

  Включение учащихся в деятельность - основной вид освоения знаний в деятельностном подходе - не заложен в технологию объяснительно-иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в "традиционной" школе. Основные этапы этого метода не обеспечивают системного прохождения необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются:

  1. постановка учебной задачи;

  2. учебные действия;

  3. действия самоконтроля и самооценки

  Так, сообщение темы и цели урока не имеет ничего общего с постановкой проблемы. Объяснение нового материала не может заменить учебных действий детей, в результате которых они самостоятельно "открывают" новое знание: объяснение - это действия прежде всего учителя, а не учеников. Принципиальными являются также различия между контролем и самоконтролем знаний.

Этапы:

  1. Постановка учебной задачи.

  2. "Открытие" детьми нового знания.

  3. Первичное закрепление.

  4. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

  5. Тренировочные упражнения.

  6. Отсроченный контроль знаний.

Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к. технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствий с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

  1. Технология здоровьесберегающая обучения.


Формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!