СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка + тематическое планирование. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России"»

Пояснительная записка

Программа по Окружающему миру для 2 класса разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. За №373);

  • с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Москва «Просвещение» 2010 );

  • примерных программ начального общего образования (Москва «Просвещение» 2010 )

  • с возможностями УМК «Школа России»;

  • с учетом Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • учетом планируемых результатов начального общего образования;

  • с учетом особенностей школы №22 с углубленным изучением отдельных предметов;,

  • образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса:

1) обучающихся,

2) педагогических работников школы,

3) родителей (законные представители) обучающихся,

4) членов попечительского совета, обеспечивающего государственно-общественный характер управлению образовательным

учреждением.


Целью реализации программы по Окружающему миру является:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Основными задачами реализации курса являются:

  • Формирование уважительного отношения к семье, к городу Старая Купавна, Ногинскому району, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни.

  • Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Спецификой курса «Окружающий мир» является его интегративный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.


В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой ( за всю работу в целом, проводимой в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), а также самоанализ и самооценка обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, и в форме итоговой демонстрации общей подготовки, умения синтезировать и использовать полученные за 4 года знания и навыки применительно к различным учебным задачам, отработанным в ходе обучения. Такая демонстрация проводится как в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, так и в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты.

Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.

В области окружающего мира к таким предметным навыкам относятся:

  1. сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и соответствующих понятиях:

- объекты живой и неживой природы, их распознавание и классификация, некоторые свойства отдельных объектов;

- тела и вещества, некоторые их характеристики;

- некоторые географические объекты, их распознавание;

2) динамика формирования базовых методологических представлений и способов действий (с 4 класса), в том числе различение фактов и суждений, выявление в прочитанных текстах описаний проблемы и гипотезы, освоение навыков систематизации, измерения и оценки, навыков работы с картой.


2. Общая характеристика курса «Окружающий мир».

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

- идея многообразия мира;

- идея целостности мира;

- идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной среде. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между живой и неживой природой, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение дляосознание людьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

3. Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программы рассчитана на 270 часов:

1класс – 66 часов (33 учебных недели)

2 класс – 68 часов (34 учебных недели)

3 класс – 68 часов (34 учебных недели)

4 класс – 68 часов (34 учебных недели).


4.Ценностные ориентиры содержания курса.


1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

3. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира

природы и социума.

4. Человечество как многообразие народов, культур, религий.

5. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

6. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в

осознанном желании служить Отечеству.

7. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных

традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

8. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

9. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

10.Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


5. Планируемые результаты изучения курса.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


6.Содержание курса «Окружающий мир».


Человек и природа.

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет Закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географические карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смена времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разноообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояние воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Растение, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участи в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2-3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частота пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.


Человек и общество.

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общение с представителями разный национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, ее составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительства Кремля и др.) Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру 1 – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и др. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картина быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.


Правила безопасной жизни.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоемах в разные времена года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.


7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


1. Книгопечатная продукция:

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч.2. – М,: Просвещение, 2011.


- Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010

- Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2 класс.

- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Просвещение,

2010.

- Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010

- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся образовательных

учреждений. – М.: Просвещение, 2010.


2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

- Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.


3. Технические средства обучения.

- Телевизор.

- Компьютер.

- Мультимедийный проектор.


4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

- Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

- Термометр медицинский.

- Лупа.

- Компас.

- Микроскоп.

- Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.


5. Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

- Рельефные модели (равнины, холм, гора, овраг).

- Модель «Торс человека с внутренними органами».

- Модели светофоров, дорожных знаков.

- Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.


6. Натуральные объекты.

- Коллекции полезных ископаемых.

- Гербарии культурных и дикорастущий растений.

- Живые объекты (комнатные растения)


7. Оборудование класса.

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

- Стол учительский.

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.



















Тематическое планирование по окружающему миру

с определением учебной деятельности обучающихся



2 класс ( 68 часов, 2 раза в неделю )






п/п





Тема урока

(страницы

учебника)



Решаемые проблемы

(цели урока)

Планируемые результаты

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения



Понятия



Предметные результаты




УУД



Личностные результаты



1 четверть (18 часов)

Раздел 1. Где мы живём - 4 часа (с 02.09 по 12.09)

1

Родная страна


учебник

стр.4-7

тетрадь

стр.6-7

Как научить различать государственные символы России. Как научить отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран.

флаг

гимн

герб

федерация

Научатся различать государственные символы России, исполнять гимн Российской Федерации

1) регулятивные – анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России, о ее многонациональном составе;

2) познавательные – формулировать выводы из изученного материала;

3) коммуникативные – строить монологическое

высказывание

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

02.09


2

Город и село. Проект «Родной город»

Стартовая

диагностика


учебник

стр.8-13

тетрадь

стр.9-13

Как научить различать город и село; какие различия имеют постройки в городе и селе

город

село

Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; работать в группе

1) регулятивные – сравнение

2) познавательные – социальная компетентность;

3) коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

05.09


3

Природа и рукотворный мир


учебник

стр.14-17

тетрадь

стр.14-15

Как научить различать объекты природы и предметы рукотворного мира

Природа.

Предметы

рукотворного

мира.

Научатся различать объекты природы и предметы рукотворного мира; бережному отношению к родной природе

1) регулятивные – классификация;

2) познавательные – ставить и формулировать проблемы

3) коммуникативные – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы


09.09


4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?» Тест № 1


учебник

стр.-22

Как научить выполнять тестовые задания

Тест

Самопроверка

Научатся выполнять тестовые задания, оценивать свои достижения и достижения других учащихся

1) регулятивные – обобщение

2) познавательные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

3) коммуникативные – аргументировать свою позицию

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

12.09


Раздел 2. Природа - 20 часов (с 16.09 по 28.11)

5

Неживая и живая природа


учебник

стр.24-27

тетрадь

стр.17-19

Как научить различать объекты живой и неживой природы; как раскрыть связи между живой и неживой природой

Живая и неживая природа

Научатся различать объекты живой и неживой природы по существенным признакам

1) регулятивные – построение рассуждения;

2) познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

3) коммуникативные – сравнение

Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы


16.09


6

Явления природы Практическая работа № 1 «Измерение температуры»

учебник

стр.28-31

тетрадь

стр.20-24

Как познакомить с явлениями живой и неживой природы; как научить измерять и записывать температуру воздуха

Сезонные явления природы.

Термометр.

Температура.

Научатся узнавать явления живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека


1) регулятивные – обобщение;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;

3) коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию

Экологическая культура

19.09


7

Что такое погода


учебник

стр.32-35

тетрадь

стр.24-27

Как научить описывать состояние погоды; познакомить с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений

Температура

Облачность Осадки

Ветер

Метеорология

Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха

1) регулятивные – использовать знаково-символические средства

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - слушать собеседника

Экологическая культура

23.09


8

В гости к осени Экскурсия №1

Как научить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе

Похолодание

Иней

Заморозки

Туманы

Ледостав

Научатся наблюдать за сезонными изменениями в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними

1) регулятивные – составлять план и последовательность действий;

2) познавательные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

3) коммуникативные - строить монологическое высказывание

Ценностное отношение к природному миру


26.09


9

В гости к осени (урок)


учебник

стр.36-39

тетрадь

стр.27-30

Как научить устанавливать взаимосвязь между явлениями в живой и неживой природе

Похолодание

Иней

Заморозки

Туманы

Ледостав

Научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой и живой природе

1) регулятивные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

2) познавательные – самостоятельно

выделять и формулировать познавательную цель;

3) коммуникативные - обращаться за помощью

Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы


30.09


10

Звездное небо


учебник

стр.40-43

тетрадь

стр.31-32

Как научить различать созвездия

Звезды

Созвездия

Зодиак

Научатся наблюдать звёздное небо и находить на нём изученные созвездия; строить модели созвездий

1) регулятивные – моделировать созвездия;

2) познавательные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

3) коммуникативные - обращаться за помощью

Эстетические потребности, ценности и чувства

03.10


11

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами»


учебник

стр.44-47

тетрадь

стр.32-34

Как научить различать горные породы и минералы; различать составные части гранита

Горные породы.

Минералы

Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы

1) регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;

3) коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Учебно-познавательная мотивация учебной деятельности


07.10


12

Про воздух


учебник

стр.48-51

тетрадь

стр.35-36

Как познакомить с одним из главных богатств природы - воздухом

Загрязнение воздуха.

Чистый воздух.

Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха; замечать и ценить красоту природы

1) регулятивные – поиск и выделение необходимой информации;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - обращаться за помощью

Осознание ответственности человека за общее благополучие

10.10


13

Вода в жизни человека


учебник

стр.52-55

тетрадь

стр.37-38

Как познакомить с одним из главных богатств природы - водой

Загрязнение воды.

Чистая вода.

Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воды; бережно относиться к воде

1) регулятивные – поиск и выделение необходимой информации;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - обращаться за помощью

Осознание ответственности человека за общее благополучие

14.10


14

Какие бывают растения Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

учебник

стр.56-59

тетрадь

стр.39-41

Как научить классифицировать растения по данным признакам

Деревья

Кустарники

Травы

Лиственные

Хвойные

Научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края

1) регулятивные – классификация;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

3) коммуникативные - осуществлять взаимный контроль

Эстетические потребности, ценности и чувства

17.10


15

Какие бывают животные Проверочная работа


учебник

стр.60-63

тетрадь

стр.42-45

Как научить разделять животных на группы; показать зависимость строения животных от их образа жизни

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

Млекопитающие Земноводные

Пресмыкающиеся

Научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни

1) регулятивные – сравнение;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

3) коммуникативные - оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

21.10


16

Невидимые нити


учебник

стр.64-67

тетрадь

стр.45-47

Как научить находить связи между природой и человеком

Экологические связи

Научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих связей

1) регулятивные – моделирование;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - формулировать свои затруднения

Осознание ответственности человека за общее благополучие


24.10


17

Дикорастущие и культурные растения Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»


учебник

стр.68-71

тетрадь

стр.48-50

Как научить различать культурные и дикорастущие растения

Дикорастущие,

культурные

растения

Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в рассказах о растениях

1) регулятивные – выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

2) познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

3) коммуникативные - договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

Ценностное отношение к природному миру


28.10


18

Дикие и домашние животные


учебник

стр.71-75

тетрадь

стр.50,51-53

Как научить различать диких и домашних животных

Дикие,

домашние животные

Научатся сравнивать и различать диких и домашних животных; находить нужную информацию в дополнительной литературе

1) регулятивные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

2) познавательные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

3) коммуникативные - определять цели, функции участников сотрудничества, способы взаимодействия

Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы

31.10


2 четверть (14 часов)

19

Комнатные растения Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями»


учебник

стр.76-79

тетрадь

стр.53-55

Как научить определять комнатные растения с помощью атласа-определителя

Комнатные растения

Научатся узнавать и называть комнатные растения;

ухаживать за ними

1) регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

3) коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Эстетические потребности, ценности и чувства


11.11


20

Животные живого уголка


учебник

стр. 80-83

тетрадь

стр.55-57

Как научить определять животных живого уголка

Живой уголок

Аквариум

Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из этих животных

1) регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - осуществлять взаимный контроль

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки


14.11


21

Про кошек и собак Практическая работа №6

«Отработка приёмов ухода за животными живого уголка»


учебник

стр.84-87

тетрадь

стр.58-59

Как научить различать породы кошек и собак

Породы

Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; ответственно относиться к животным

1) регулятивные – установление аналогий;

2) познавательные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

3)коммуникативные - аргументировать свою позицию

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

18.11


22

Красная книга


учебник

стр.88-91

тетрадь

стр.60-61

Как познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных

Красная книга.

Редкие,

исчезающие виды.

Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных

1) регулятивные – поиск и выделение необходимой информации;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - предлагать помощь и сотрудничество

Готовность следовать нормам природоохранного поведения


21.11


23

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»


Как научить уважительному отношению к живым организмам

Экологические знаки


Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; бережно относиться к природе

1) регулятивные – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задачи;

2) познавательные – формулировать выводы;

3) коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельность

Осознание ответственности человека за общее

благополучие


25.11


24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Тест №2


учебник

стр.98-102

Как научить выполнять тестовые задания

Тест

Научатся правильно выполнять тестовые задания; оценивать свои достижения

1) регулятивные – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

2) познавательные – использовать общие приемы решения проблемы;

3) коммуникативные - формулировать свои затруднения

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе


28.11


Раздел 3. Жизнь города и села - 10 часов (с 02.12 по 15.01)

25

Что такое экономика?


учебник

стр.104-107

тетрадь

стр.67-69

Как научить различать составные части экономики

Экономика.

Сельское хозяйство.

Промышленность.

Строительство.

Транспорт.

Торговля.

План.

Научатся называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь

1) регулятивные – выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

2) познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

3) коммуникативные - определять общую цель и пути ее достижения

Осознание ответственности человека за общее благополучие

02.12


26

Из чего что сделано


учебник

стр.108-111

тетрадь

стр.70-71

Как научить классифицировать предметы по характеру материала

Производственные цепочки


Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам

1) регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;

3) коммуникативные - аргументировать свою позицию

Социальная компетентность

05.12


27

Как построить дом


учебник

стр.112-115

тетрадь

стр.72-73

Как научить выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов

Строительные материалы.

Строительные машины.

Научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов

1) регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - строить монологические высказывания

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки


09.12


28

Какой бывает транспорт?


учебник

стр.116-119

тетрадь

стр.73-77

Как научить классифицировать транспортные средства

Транспорт Наземный Водный

Воздушный

Подземный

Пассажирский

Грузовой

Специальный

Личный

Общественный

Научатся классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа

1) регулятивные – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

2) познавательные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

3) коммуникативные - обращаться за помощью

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

12.12


29

Культура и образование


учебник

стр.120-123

тетрадь

стр.78-80

Как научить различать учреждения культуры и образования

Культура

Образование

Учреждения Культуры

Образовательные Учреждения

Научатся различать учреждения культуры и образования; приводить соответствующие примеры

1) регулятивные – адекватно использовать речь для планирования и регулирования своей деятельности;

2) познавательные – самостоятельно формулировать познавательную цель;

3) коммуникативные - слушать собеседника

Социальная компетентность

16.12


30

Все профессии важны. Проект «Профессии»


учебник

стр.124-129

тетрадь

стр.80-81


Как научить определять названия профессий по характеру деятельности

Профессия

Научатся определять названия профессий по характеру деятельности;

читать и обсуждать прочитанное

1) регулятивные – составлять план и последовательность действий;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - адекватно оценивать собственное поведение

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире


19.12


31

В гости к зиме. Экскурсия №2 «Сезонные изменения в природе»

Как научить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе

Оттепель

Гололедица

Изморозь

Снегопад

Метель

Научатся наблюдать за сезонными изменениями в природе; проводить исследование

1) регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

3) коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Ценностное отношение к природному миру

23.12


32

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.


учебник

стр.130-133

тетрадь

стр.84-87

Как научить обобщать наблюдения за зимними природными явлениями

Оттепель

Гололедица

Изморозь

Снегопад

Метель

Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними

1) регулятивные – установление причинно-следственных связей;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - аргументировать свою позицию

Готовность следовать нормам природоохранного поведения

26.12


3 четверть (20 часов)

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Тест №3

учебник

стр.134-141

тетрадь

стр.88

Как научить правильно выполнять тестовую работу

Тест

Научатся правильно выполнять тестовую работу; оценивать свои достижения

1) регулятивные – обобщение;

2) познавательные – использовать общие приемы решения данной проблемы;

3) коммуникативные - обращаться за помощью

Принятие образа «хорошего ученика»


13.01


34

Презентация проектов

«Родной город»,

«Красная книга», «Профессии»

Как научить представлять результаты проектной деятельности

Проект

Научатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами

1) регулятивные – составлять план и последовательность действий;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - слушать собеседника

Социальная компетентность

15.01


Раздел 4. Здоровье и безопасность - 9 часов (с 20.01 по 17.02)

35

Строение тела человека


учебник

стр.4-7

тетрадь

стр.3-5

Как научить называть и показывать внешние части тела человека

Внешнее строение.

Внутреннее строение

органов.

Научатся называть и показывать внешние части тела человека

1) регулятивные – моделирование;

2) познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

3) коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения


20.01


36

Если хочешь быть здоров


учебник

стр.8-11

тетрадь

стр.7-8

Как научить выделять признаки здорового состояния человека

Здоровье

Режим дня

Личная гигиена

Научатся правильно строить режим дня; соблюдать правила личной гигиены

1) регулятивные – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - обращаться за помощью

Установка на здоровый образ жизни

22.01


37

Берегись автомобиля!


учебник

стр.12-13

тетрадь

стр.8-10

Как научить безопасному поведению на улицах и дорогах

Светофор

Дорожные знаки

Пешеход

Научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают

1) регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную;

2) познавательные – ориентироваться в разнообразных способах решения поставленной задачи;

3) коммуникативные - предлагать помощь и сотрудничество

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

27.01


38

Школа пешехода Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц».

Учебник


стр.12-17

тетрадь

стр.11

Как научить использовать на практике полученные знания

Дорожные знаки.

Островок безопасности.

Научатся правильно переходить улицу; двигаться по загородной дороге

1) регулятивные – составлять план и последовательность действий;

2) познавательные – выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

3) коммуникативные - строить понятные для партнера высказывания

Осознание ответственности человека за общее благополучие


29.01


39

Домашние опасности


учебник

стр.18-21

тетрадь

стр.12-14

Как научить предвидеть опасную ситуацию и не допускать ее

Опасность

Электроприборы

Травма

Научатся предвидеть опасную ситуацию и не допускать ее

1) регулятивные – установление причинно-следственных связей;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи;

3) коммуникативные - задавать вопросы

Социальная компетентность


03.02


40

Пожар!


учебник стр.22-25

тетрадь

стр.15-17

Как научить вести себя при пожаре

Пожар.

Противопожарная безопасность.

Научатся соблюдать правила противопожарной безопасности; вызывать пожарных по телефону

1) регулятивные – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

2) познавательные – рефлексия способов и условий действий

3) коммуникативные - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии


Устойчивое следование в поведении социальным нормам

03.02


41

На воде и в лесу


учебник

стр.26-29

тетрадь

стр.17-20

Как научить избегать опасности на воде и в лесу

Лесные опасности.

Опасности на воде.

Научатся соблюдать правила поведения на воде; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых

1) регулятивные – поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

2) познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

3) коммуникативные - аргументировать свою позицию

Целостный ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы


10.02


42

Опасные незнакомцы


учебник

стр.30-35

тетрадь

стр.21

Как научить правильно действовать при встрече с незнакомцем

Незнакомец

Осторожность

Научатся предвидеть опасность; пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми

1) регулятивные – вносить необходимые коррективы в свои действия;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритм деятельности

3) коммуникативные - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

12.02


43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Тест №4

учебник

стр.36-40

тетрадь

стр.22

Как научить правильно выполнять тестовые задания

Тест

Научатся правильно выполнять тестовые задания; оценивать свои достижения

1) регулятивные – сличать способ действия и результат;

2) познавательные – использовать общие приемы для решения проблемы;

3) коммуникативные - осуществлять взаимный контроль

Готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения

17.02


Раздел 5. Общение - 7 часов (с 19.02 по 12.03)

44

Наша дружная семья


учебник

стр.42-45

тетрадь

стр.23-25

Как научить правильно вести себя с близкими людьми

Семья

Культура Общения

Семейные традиции

Научатся оценивать характер взаимоотношений в семье, правильно вести себя с близкими людьми

1) регулятивные – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении проблемы;

2) познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

3) коммуникативные - проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

19.02


45

Проект «Родословная»


учебник

стр.46-47

тетрадь

стр.26-27

Как научить составлять родословное древо семьи

Семья

Родословная

Научатся интервьюировать; составлять родословное древо семьи

1) регулятивные – поиск и выделение необходимой информации;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - строить монологическое высказывание

Осознание ответственности человека за общее благополучие


24.02


46

В школе


учебник

стр.48-51

тетрадь

стр.28-33

Как научить правильно вести себя в школе со взрослыми и сверстниками

Взаимоотношения

Общение

Коллектив

Научатся оценивать характер взаимоотношений людей в школе; правильно вести себя со взрослыми и сверстниками

1) регулятивные – предвосхищать результаты;

2) познавательные – выбирать наиболее эффективные способы решения проблем;

3) коммуникативные - договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

26.02


47

Правила вежливости


учебник

стр.52-55

тетрадь

стр.34-35

Как научить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми


Правила вежливости.

Культура поведения.

Научатся пользоваться правилами вежливости при общении со взрослыми и сверстниками

1) регулятивные – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;

3) коммуникативные - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им


03.03


48

Ты и твои друзья

Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета».


учебник

стр.56-59

тетрадь

стр.36-40

Как научить правильно вести себя в разных ситуациях

Дружба

Любовь

Уважение

Согласие

Взаимная помощь

Этикет

Научатся оценивать характер взаимоотношений между сверстниками; совершать добрые и справедливые поступки

1) регулятивные – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

2) познавательные – рефлексия способов и условий действий;

3) коммуникативные - строить понятные для партнера высказывания

Гуманистическое сознание

05.03


49

Мы – зрители и пассажиры Проверочная работа.


учебник

стр.60-63

тетрадь

стр.41

Как научить правильно вести себя в общественных местах, в зрительном зале

Общественные места.

Культура поведения.

Научатся правильно вести себя в общественных местах, в транспорте

1) регулятивные – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении проблемы;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;

3) коммуникативные - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих


Устойчивое следование в поведении социальным нормам







10.03


50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» Тест №5.


учебник

стр.64-68

тетрадь стр. 42

Как научить правильно выполнять тестовую работу

Тест

Научатся правильно выполнять тестовую работу; оценивать свои достижения

1) регулятивные – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

2) познавательные – использовать общие приемы решения задачи;

3) коммуникативные - формулировать свои затруднения

Принятие образа «хорошего ученика»

12.03


Раздел 6. Путешествия - 20 часов (с 17.03 по 28.05)

51

Посмотри вокруг


учебник

стр.70-73

тетрадь

стр.43-45

Как научить определять стороны горизонта и обозначать их на схеме

Горизонт.

Линия горизонта.

Основные и промежуточные стороны горизонта

Научатся различать и обозначать стороны горизонта

1) регулятивные – моделирование;

2) познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

3) коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

17.03


52

Ориентирование на местности Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу».


учебник

стр.74-75

тетрадь

стр.45-46

Как научить ориентироваться на местности с помощью компаса

Ориентирование.

Компас.

Стороны горизонта.

Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса

1) регулятивные – составлять план и последовательность действий

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - обращаться за помощью

Начальные навыки адаптации

19.03


4 четверть (16 часов)

53

Ориентирование на местности


учебник

стр.76-77

тетрадь

стр.47-48

Как научить ориентироваться по местным природным признакам

Ориентирование.

Стороны горизонта.

Научатся ориентироваться по солнцу и местным природным признакам

1) регулятивные – составлять план и последовательность действий;

2) познавательные – выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы;

3) коммуникативные - формулировать свои затруднения

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

31.03


54

Формы земной поверхности


учебник

стр.78-81

тетрадь

стр.49-50

Как научить различать формы земной поверхности

Равнины

Горы

Холмы

Овраги

Горные хребты

Научатся различать формы земной поверхности; сравнивать по схеме холм и гору; замечать и ценить красоту природы

1) регулятивные – создавать и преобразовывать модели;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;

3) коммуникативные - вести устный диалог

Эстетические потребности, ценности и чувства




02.04


55

Водные богатства


учебник

стр.82-85

тетрадь

стр.51-53

Как научить различать водоемы

Река

Озеро

Пруд

Канал

Водохранилище

Море

Океан

Научатся различать водоемы; называть части реки; замечать и ценить красоту природы


1) регулятивные – сбор информации;

2) познавательные – рефлексия способов и условий действий;

3) коммуникативные - строить монологическое высказывание

Ценностное отношение к природному миру

07.04


56

В гости к весне.

Экскурсия №3


Как научить наблюдать за весенними изменениями в природе

Таяние снега

Половодье

Ледоход

Научатся наблюдать за изменениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека


1) регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные - задавать вопросы

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

09.04


57

В гости к весне (урок)


учебник

стр.86-89

тетрадь

стр.54-58

Как научить замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них

Таяние снега

Половодье

Ледоход

Научатся рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края

1) регулятивные – использовать речь для регуляции своих действий;

2) познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

3) коммуникативные - строить монологические высказывания

Готовность следовать нормам природоохранного поведения

14.04


58

Россия на карте Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты».


учебник

стр.90-95

тетрадь

стр.59-61

Как научить читать карту


Карта.

Географическая карта.

Условные обозначения

Научатся читать карту; правильно показывать объекты на карте

1) регулятивные – использование знаково-символические средства для решения проблемы;

2) познавательные – создавать алгоритм деятельности;

3) коммуникативные - задавать вопросы

Чувства сопричастности и гордости за свою Родину





16.04


59

Проект

«Города России»


учебник

стр.96-97

тетрадь

стр.62-63

Как научить правильно создавать проект

Проект

Научатся правильно создавать проект; грамотно излагать материал

1) регулятивные – передача информации устным способом;

2) познавательные – выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

3) коммуникативные - строить монологическое высказывание


Социальная компетентность

21.04


60

Путешествие по Москве


учебник

стр.98-101

тетрадь

стр.64-66

Как научить находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы

Достопримечательности

Научатся показывать Москву по карте; называть достопримечательности столицы

1) регулятивные – поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

2) познавательные – самостоятельно выделять и ставить познавательную цель;

3) коммуникативные - вести устный диалог

Чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

23.04


61

Московский Кремль


учебник

стр.102-107

тетрадь

стр.67-70

Как научить рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади

Достопримечательности. Кремль.

Красная площадь

Научатся рассказывать о достопримечательностях Московского Кремля и Красной площади

1) регулятивные – использовать речь для регуляции своих действий;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные – предлагать помощь и сотрудничество

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России



28.04


62

Город на Неве


учебник

стр.108-113

тетрадь

стр.70-72

Как научить находить Санкт-Петербург на карте России

Достопримечательности Санкт-Петербург

Нева

Научатся описывать достопримечательности Санкт-Петербурга

1) регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу;

2) познавательные – рефлексия способов и условий действий;

3) коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии

Социальная компетентность

30.04


63

Путешествие по Оке

Как научить работать с картой; рассказывать о достопримечательностях городов на Оке

Достопримечательности. Ока.

Научатся рассказывать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке; моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов

1) регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу;

2) познавательные – рефлексия способов и условий действий;

3) коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии

Социальная компетентность

05.05


64

Путешествие по планете


учебник

стр.114-117

тетрадь

стр.73-75

Как научить находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки


Карта мира.

Материки.

Океаны

Научатся показывать на глобусе и карте географические объекты

1) регулятивные – использовать знаково-символические средства для решения проблемы;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

07.05


65

Путешествие по материкам


учебник

стр.118-123

тетрадь

стр.76-78

Как научить находить материки на карте мира

Материки.

Части света

Научатся находить материки на карте мира; готовить сообщения и выступать с ними перед классом

1) регулятивные – сбор, обработка и передача информации;

2) познавательные – использовать общие приемы для решения проблемы;

3) коммуникативные – ставить вопросы

Социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур

12.05


66

Страны мира. Проект «Страны мира»


учебник

стр.124-129

тетрадь

стр.79-83

Как научить различать физическую и политическую карту мира

Физическая и политическая карты мира

Научатся находить на карте страны мира; рассказывать о их достопримечательностях

1) регулятивные – сбор, обработка и передача информации;

2) познавательные – использовать общие приемы для решения проблемы;

3) коммуникативные – ставить вопросы

Социальная компетентность

14.05


67

Обобщающий урок по разделу «Путешествия» Тест № 5 за учебный год

учебник

стр.134-141

тетрадь

стр.86

Как научить правильно выполнять тестовые задания

тест

Научатся правильно выполнять тестовые задания;

оценивать свои достижения

1) регулятивные – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

2) познавательные – самостоятельно создавать алгоритм деятельности

3) коммуникативные – формулировать свои затруднения

Принятие образа «хорошего ученика»

19.05


68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Как научить представлять результаты проектной деятельности?

Проект

Научиться выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами

1) регулятивные – составлять план и последовательность действий;

2) познавательные – ставить и формулировать проблему;

3) коммуникативные – слушать собеседника


21.05


69

70

Впереди лето


учебник

стр.130-133

тетрадь

стр.84

Экскурсия

4

Как научить определять растения и животных с помощью атласа-определителя

Атлас-определитель

Научатся определять растения и животных с помощью атласа-определителя

1) регулятивные – сбор, обработка и передача информации;

2) познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

3) коммуникативные – строить монологическое высказывание

Эстетические потребности, ценности и чувства

26.05

28.05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!