Окружающий мир
3 класс
УМК «Школа России»
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
владение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономик.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных зада
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
сознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Содержание учебного предмета, курса
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (19ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсия: Разнообразие растений.
Проект «Разнообразие природы родного края».
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Проект «Школа кулинаров».
Наша безопасность (8ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Проект «Кто нас защищает».
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Проект «Экономика родного края».
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий».
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | | | | | | | |
Раздел «КАК УСТРОЕН МИР» (7ч) | | | | | | | |
1. | 1.09 | Вводный инструктаж. Природа. (экскурсия) | 1ч | Обучающийся научится: классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой. Обучающийся получит возможность научиться: узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока. Познавательные УУД: -научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; -сравнивать объекты природы по известным признакам; -доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | | | | | | | |
2. | 03.09 | Природа. Ценность природы для людей | 1ч | Обучающийся научится: отличать человека от других живых существ, различать внешность человека и его внутренний мир. Обучающийся получит возможность научиться:использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; Познавательные УУД: - извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию; -моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички; -анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе); Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | | | | | | | |
3. | 08.09 | Человек | 1ч | Обучающийся научится: отличать человека от других живых существ, различать внешность человека и его внутренний мир. Обучающийся получит возможность научиться:использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; Познавательные УУД: - извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию; -моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички; -анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе); Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | | | | | | | |
4. | 10.09 | Общество | 1ч | Обучающийся научится: определять место человека в окружающем мире, узнают, что такое общество, из каких Обучающийся получит возможность научиться:использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять целевые установки урока; Познавательные УУД: -сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов современном мире; Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; -формулировать выводы из изученного материала. | | | | | | | |
5. | 15.09 | Что такое экология. РК | 1ч | Обучающийся научится: обнаруживать взаимосвязи между природой и человеком и изображать их с помощью моделей. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; Познавательные УУД: -сравнивать окружающую среду разных организмов; -анализировать текст и схемы учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком; -классифицировать экологические связи. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | | | | | | | |
6. | 17.09 | Природа в опасности! Охрана природы. РК | 1ч | Обучающийся научится: осознавать необходимость ответственного отношения к природе, узнает о Красной книге. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока; - овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: -сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; -использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; | | | | | | | |
7. | 22.09 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа | 1ч | Обучающийся научится: систематизировать знания по изученному разделу. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.Использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания | | | | | | | | |
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА (19ч) | | | | | | | | |
8. | 24.09 | Тела, вещества, частицы. Работа с микроскопом | 1ч | Обучающийся научится: различать тела, вещества, частицы, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах. Обучающийся получит возможность научиться:работать с микроскопом. | Регулятивные УУД: -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять. Познавательные УУД: - классифицировать тела и вещества; -выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их; Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; | | | | | | | | |
9. | 29.09 | Разнообразие веществ. | 1ч | Обучающийся научится: различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, делать выводы. Обучающийся получит возможность научиться: извлекать из различных источников дополнительные сведения по теме. | Регулятивные УУД: -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять. Познавательные УУД: -различать вещества по характерным признакам; -использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | | | | | | | |
10. | 01.10 | Воздух и его охрана | 1ч | Обучающийся научится: вести наблюдения, изучит состав и физические свойства воздуха, значение воздуха для человека растений, животных. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; - извлекать из текста информацию в соответствии с заданием. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; -высказывать предложения, делать выводы. | | | | | | | | |
11. | 06.10 | Вода. РК | 1ч | Обучающийся научится: описывать объекты, сравнивать их, изучат свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Обучающийся получит возможность научиться: знать, что такое круговорот воды в природе. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -анализировать схемы и применять их для объяснения свойств воды; -доказывать предложения Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | | | | | | | |
12. | 08.10 | Превращения и круговорот воды | 1ч | Обучающийся научится: увязывать круговорот воды с ее свойствами, моделировать круговорот воды. Обучающийся получит возможность научиться: моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -различать три состояния воды; - моделировать круговорот воды в природе; -анализировать рисунок-схему Коммуникативные УУД: -высказывать предложения о состояниях воды в природе; -формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя | | | | | | | |
13. | 13.10 | Берегите воду! | 1ч | Обучающийся научится: обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. Обучающийся получит возможность научиться:моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -извлекать из текста информацию в соответствии с заданием; -моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды; -рассказывать о загрязнении воды с помощью модели Коммуникативные УУД: - высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | | | | | | |
14. | 15.10 | Что такое почва | 1ч | Обучающийся научится: с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их. Обучающийся получит возможность научиться: проводить исследования. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; -анализировать схему связей почвы и растения; -на основе схемы моделировать связи почвы и растений. Коммуникативные УУД: -высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновать их; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | | | | | | |
15. | 20.10 | Разнообразие растений. (экскурсия). РК | 1ч | Обучающийся научится: классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя. Обучающийся получит возможность научиться: пользоваться дополнительной литературой. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны; -классифицировать растения из предложенного списка. Коммуникативные УУД: - подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | | | | | | |
16. | 22.10 | Солнце, растения и мы с вами | 1ч | Обучающийся научится: обнаруживать и моделировать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям. Обучающийся получит возможность научиться:моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия. | Регулятивные УУД: -понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Познавательные УУД: -выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; роль листьев, стебля и корня в питании растений; -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | | | | | |
17. | 10.11 | Размножение и развитие растений | 1ч | Обучающийся научится: объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Обучающийся получит возможность научиться: проводить исследования. | Регулятивные УУД: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные УУД: -наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; -выявлять роль животных в размножении и развитии растений Коммуникативные УУД: - Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | | | | | |
18. | 12.11 | Охрана растений | 1ч | Обучающийся научится: объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе; приводить примеры растений из Красной книги России. Обучающийся получит возможность научиться:моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия. | Регулятивные УУД: - планировать свои действия в течение урока. Познавательные УУД: - актуализировать сведения, полученные в 1-2 кассах, об исчезающих и редких растений, Красной книге, правилах поведения в природе. Коммуникативные УУД: -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | | | | | |
19. | 17.11 | Разнообразие животных. РК | 1ч | Обучающийся научится: классифицировать, обобщать, познакомится с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам. Обучающийся получит возможность научиться: пользоваться дополнительной литературой. | Регулятивные УУД: -умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ; -оценивать достижения на уроке; - Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять, Познавательные УУД: Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. -Работать с электронным приложением к учебнику. Коммуникативные УУД: -Обсуждать рассказ « история с пиявкой», рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению. | | | | | |
20. | 19.11 | Кто что ест. | 1ч | Обучающийся научится: классифицировать животных по типу пищи, составлять цепи питания, находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края Обучающийся получит возможность научиться: пользоваться дополнительной литературой. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. - Определять цель и этапы работы. Познавательные УУД: -Анализировать схемы питания, работать с терминологическим словариком. - Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края. - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию Коммуникативные УУД: - Приводить примеры животных по типу питания. | | | | |
21-22. | 24.11 26.11 | Размножение и развитие животных | 2ч | Обучающийся научится: изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе. Обучающийся получит возможность научиться: моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. - Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные УУД: -Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов. - Находить дополнительную информацию из различных источников. Коммуникативные УУД: -Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве. -Давать характеристику разным группам по способам размножения. | | | | |
23. | 01.12 | Охрана животных. РК | 1ч | Обучающийся научится: объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе. Обучающийся получит возможность научиться:моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия. | Регулятивные УУД: -Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. - Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные УУД: -С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу, создать книжку- малышку « Береги животных». - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск информации из различных источников Коммуникативные УУД: - Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу. | | | |
24. | 03.12 | В царстве грибов. РК | 1ч | Обучающийся научится: объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные несъедобные грибы, правильно собирать грибы. Обучающийся получит возможность научиться: пользоваться атласом определителем для распознавания природных объектов. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. -Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах. - узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. Коммуникативные УУД: -обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор». - строить понятные для партнёра высказывания | | | |
25. | 08.12 | Великий круговорот жизни | 1ч | Обучающийся научится: объяснять участие каждого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ. Обучающийся получит возможность научиться:моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия. | Регулятивные УУД: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Познавательные УУД: Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. Коммуникативные УУД: -Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев. | | | |
26. | 10.12 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа | 1ч | Обучающийся научится: систематизировать знания по изученному разделу. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | | |
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ (10ч) | | |
27. | 15.12 | Организм человека | 1ч | Обучающийся научится: объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой. Обучающийся получит возможность научиться: использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу. -характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём Коммуникативные УУД: - Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела. - отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе | |
28. | 17.12 | Органы чувств | 1ч | Обучающийся научится: рассказывать об органах чувств по плану. Обучающийся получит возможность научиться: составлять план рассказа и рассказывать по плану. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -работать с терминологическим словарём. -использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы. Коммуникативные УУД: Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану. | |
29. | 22.12 | Надежная защита организма | 1ч | Обучающийся научится: объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при повреждениях кожи. Обучающийся получит возможностьнаучиться:использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены. -Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи. Коммуникативные УУД: Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи. Подготовит рассказ об уходе за кожей. | |
30. | 24.12 | Опора тела и движение | 1ч | Обучающийся научится: объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку. Обучающийся получит возможность научиться:использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | Регулятивные УУД: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Следить за своей осанкой на уроке и вне его. Познавательные УУД: -Находить упражнения для формирования правильной осанки. -Работать с терминологическим словарем. Коммуникативные УУД: работать со взрослыми, слушать собеседника |
31. | 12.01 | Наше питание | 1ч | Обучающийся научится: объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания. Обучающийся получит возможность научиться: использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Моделировать строение пищеварительной системы. -практически определять наличие питательных веществ в продуктах. - составлять меню здорового питания; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: -Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания. |
32. | 14.01 | Наши проекты: «Школа кулинаров» | 1ч | Обучающийся научится: выполнять правила рационального питания, использовать источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки сообщений. Обучающийся получит возможность научиться: оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Моделировать строение пищеварительной системы. -практически определять наличие питательных веществ в продуктах. - составлять меню здорового питания; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: -Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания. -Готовиться к выполнению проекта. |
33. | 19.01 | Дыхание и кровообращение | 1ч | Обучающийся научится: объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем , узнают о роли крови в организме, измерять пульс. Обучающийся получит возможность научиться: проводить исследования. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. -формулировать выводы по теме урока. -отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: - Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи. Коммуникативные УУД: Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме |
34. | 21.01 | Умей предупреждать болезни. | 1ч | Обучающийся научится: закаливать организм, предупреждать болезни. Обучающийся получит возможность научиться: использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней. -находить дополнительный материал о профилактике заболеваний. - осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера; Коммуникативные УУД: Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку. |
35. | 26.01 | Здоровый образ жизни | 1ч | Обучающийся научится: формулировать правила здорового образа жизни, выполнять их. Обучающийся получит возможность научиться:использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. - оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Познавательные УУД: -Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье. - работать с терминологическим словарём. Коммуникативные УУД: -Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. -Работать в паре, составлять памятку. |
36. | 28.01 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа | 1ч | Обучающийся научится: систематизировать знания по изученному разделу. | Регулятивные УУД: -Оценивать правильность и неправильность ответов. -Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. Познавательные УУД: Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу. Коммуникативные УУД: -Выполнять тесты с выбором ответа. -сотрудничать со взрослыми |
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ (8ч) |
37. | 02.02 | Огонь, вода и газ | 1ч | Обучающийся научится: правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Обучающийся получит возможность научиться:выполнять правила безопасного поведения в быту. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: -моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры. -работать с терминологическим словариком. Коммуникативные УУД: -Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода. -Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр. |
38. | 04.02 | Чтобы путь был счастливым. | 1ч | Обучающийся научится: соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. Обучающийся получит возможность научиться:выполнять правила безопасного поведения на улице. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. - изучать материалы учебника. -выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях; -готовить сообщения Коммуникативные УУД: Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил. |
39. | 09.02 | Дорожные знаки (экскурсия) | 1ч | Обучающийся научится: различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям. Обучающийся получит возможность научиться:выполнять правила безопасного поведения на улице. | Регулятивные УУД: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой. -моделировать в виде схемы путь от школы домой. Коммуникативные УУД: Обсуждать, как помогают знаки пешеходам. |
40. | 11.02 | Наши проекты: «Кто нас защищает» | 1ч | Обучающийся научится: брать интервью, узнает о родственниках, защищавших и спасающих людей Обучающийся получит возможность научиться: оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу. -Формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: Находить в Интернете информацию о вооруженных силах страны, оформлять собранные материалы в виде стенда. Коммуникативные УУД: Брать интервью у ветеранов войны, презентовать свой проект |
41. | 16.02 | Опасные места | 1ч | Обучающийся научится: правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях. Обучающийся получит возможность научиться:выполнять правила безопасного поведения в быту и на улице. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные УУД: Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест. Коммуникативные УУД: обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать о мерах предосторожности. |
42. | 18.02 | Природа и наша безопасность | 1ч | Обучающийся научится: правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными. Обучающийся получит возможность научиться: пользоваться атласом определителем для распознавания природных объектов. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: -Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. Коммуникативные УУД: Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными | | | | | | | | | | | | | |
| 25.02 | Экологическая безопасность | 1ч | Обучающийся научится: соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. Обучающийся получит возможность научиться: пользоваться атласом определителем для распознавания природных объектов,обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком. | Регулятивные УУД: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра. - анализировать по схеме загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; -работать с терминологическим словарём. -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Коммуникативные УУД: - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы. | | | | | | | | | | | | | |
44. | 27.02 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | 1ч | Обучающийся научится: делать сообщения в устной форме. | Регулятивные УУД: -Оценивать правильность и неправильность ответов. -Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. Познавательные УУД: Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу. Коммуникативные УУД: -Выполнять тесты с выбором ответа. -сотрудничать со взрослыми | | | | | | | | | | | | | |
ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА (12ч) | | | | | | | | | | | | | |
45. | 02.03 | Для чего нужна экономика | 1ч | Обучающийся научится: раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги. Обучающийся получит возможностьнаучиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: -Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их. -отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -различать товары и услуги, приводить примеры; -добывать информацию об услугах в родном городе; - Раскрывать понятия « экономика», «потребности», «товары»; Коммуникативные УУД: -работать со взрослыми; -рассказывать о роли труда в создании товаров; -прослеживать , какие товары и услуги нужны семье. | | | | | | | | | | | | |
46. | 04.03 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1ч | Обучающийся научится: раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. Обучающийся получит возможностьнаучиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные УУД: - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики. Коммуникативные УУД: Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города. | | | | | | | | | | | | |
47. | 09.03 | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые ХМАО. РК. | 1ч | Обучающийся научится: различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. | Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: -Определять полезные ископаемые с помощью атласа. -рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание | | | | | | | | | | | |
48. | 11.03 | Растениеводство | 1ч | Обучающийся научится: сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство. | Регулятивные УУД: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные УУД: -Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану. -Выявить связь растениеводства и промышленности. -Исследовать, какие продукты используются в семье. Коммуникативные УУД: -Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством. -Рассказывать о роли выращивания культурных растений. | | | | | | | | | | | |
49. | 16.03 | Животноводство | 1ч | Обучающийся научится: классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство. Обучающийся получит возможностьнаучиться: пользоваться дополнительной литературой. | Регулятивные УУД: -Актуализировать знания, полученные во 2 классе. - принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные УУД: -Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных. -работать с терминологическим словарем. -Выявлять связь животноводства и растениеводства. Коммуникативные УУД: -осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья. | | | | | | | | | | | |
50. | 18.03 | Какая бывает промышленность | 1ч | Обучающийся научится: различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности. Обучающийся получит возможность научиться: пользоваться дополнительной литературой. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города. Коммуникативные УУД: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе. | | | | | | | | | | |
51. | 30.03 | Проект «Экономика родного края» | 1ч | Обучающийся научится: раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в деятельности человека. Обучающийся получит возможность научиться: оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов. | Регулятивные УУД: -Оценивать результаты проекта и свою роль в его создании. Познавательные УУД: Собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации. Коммуникативные УУД: -презентовать проект, выступать перед одноклассниками. - Коллективно создавать книгу « Экономика родного края». | | | | | | | | | |
52. | 01.04 | Что такое деньги | 1 | Обучающийся научится: понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран. Обучающийся получит возможностьнаучиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: -Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их. -отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Познавательные УУД: -Раскрывать роль денег в экономике. -Характеризовать виды обмена товарами. -Находить информацию об истории денег в других источниках. Коммуникативные УУД: -Работа в паре, сравнение монет разных стран. -практическая работа по различению денежных единиц. | | | | | | | | | |
53. | 06.04 | Государственный бюджет | 1ч | Обучающийся научится: объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается. Обучающийся получит возможность: научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные УУД: -Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами. -формулировать выводы по теме урока, работать с терминологическим словарем. - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач Коммуникативные УУД: осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. | | | | | | | | |
54. | 08.04 | Семейный бюджет | 1ч | Обучающийся научится: объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяйство семьи. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: Выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать семейный бюджет. Коммуникативные УУД: Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные. | | | | | | | | |
55. | 13.04 | Экономика и экология | 1ч | Обучающийся научится: обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в деятельности человека. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны. | Регулятивные УУД: Актуализировать знания, полученные во 2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные УУД: -Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии. -Моделировать экологические прогнозы. -Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе. Коммуникативные УУД: -Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза. - осуществлять сотрудничество со взрослыми. | | | | | | | |
56. | 15.04 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа | 1ч | Обучающийся научится: систематизировать знания по изученному разделу. | Регулятивные УУД: -Оценивать правильность и неправильность ответов. -Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. Познавательные УУД: Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу. Коммуникативные УУД: -Выполнять тесты с выбором ответа. -сотрудничать со взрослыми | | | | | | |
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (12ч) | | | | | | |
57 | 20.04 | Золотое кольцо России | 1ч | Обучающийся научится: находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные УУД: С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения. - составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте; -моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры Коммуникативные УУД: -Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. -прослеживать маршрут путешествия по карте. | | | | | |
58 | 22.04 | Наши проекты: «Музей путешествий» | 1ч | Обучающийся научится: находить и показывать на карте города и их достопримечательности. Обучающийся получит возможность:оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов. | Регулятивные УУД: Понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять. Познавательные УУД: -Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), оформлять экспозицию музея, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | | | | | |
59 | 27.04 | Наши ближайшие соседи | 1ч | Обучающийся научится: находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. –Формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: -С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах. - работать с терминологическим словарем. Коммуникативные УУД: -обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения. | | | | |
60 | 29.04 | Итоговая комплексная работа | 1 ч | | | | | | |
61 | 11.05 | На севере Европы | 1ч | Обучающийся научится: рассказывать о стране по физической и политической картам. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. - формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные УУД: Соотносит государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, готовит сообщения о государстве, на основе материалов учебника. -Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах города. | | | | |
62 | 13.05 | Что такое Бенилюкс | 1ч | Обучающийся научится: рассказывать о стране по физической и политической картам. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Принимать мнение других членов группы. Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран Бенилюкса. Коммуникативные УУД: -работать в группе, договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности. - Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы. | | | | |
63. | 15.05 | В центре Европы | 1ч | Обучающийся научится: рассказывать о стране по физической и политической картам. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран центра Европы. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, изучать страны центра Европы. -Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. | | | |
64 | 18.05 | По Франции и Великобритании | 1ч | Обучающийся научится: рассказывать о стране по физической и политической картам. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. -Адекватно оценивать своих товарищей. Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Франции. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, изучать достопримечательности Франции, готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. | | | |
65. | 20.05 | На юге Европы | 1ч | Обучающийся научится: рассказывать о стране по физической и политической картам. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: -Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения и товарищей по группе. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные УУД: -Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране . -Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о памятниках стран. Коммуникативные УУД: Работать в группе, готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности. | | |
66 | 25.05 | По знаменитым местам мира | 1ч | Обучающийся научится: рассказывать о стране по физической и политической картам. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные УУД: -Находить в дополнительной литературе о знаменитых памятниках стран. -Описывать по фотографиям памятники. Коммуникативные УУД: Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях. | | |
67 | 27.05 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». | 1ч | Обучающийся научится: работать в группах, высказывать свое мнение, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, оценивать свои знания. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные УУД: Выполнять тесты с выбором ответа, сотрудничать со взрослыми. | |
68 | 03.06 | «Путешествие по городам и странам». | 1ч | Обучающийся научится: работать в группах, высказывать свое мнение, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, оценивать свои знания. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. | Регулятивные УУД: формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные УУД: Выполнять тесты с выбором ответа, сотрудничать со взрослыми. | |