СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России" 2015-2016 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка + тематическое планирование. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России" 2015-2016 учебный год»

Пояснительная записка

Рабочая программа по Окружающему миру для 3 класса на 2015-2016 учебный год разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. За №373);

  • с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Москва «Просвещение» 2010 );

  • примерных программ начального общего образования (Москва «Просвещение» 2010 )

  • программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы». УМК «Школа России»;

  • с учетом Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • учетом планируемых результатов начального общего образования;

  • с учетом особенностей школы №22 с углубленным изучением отдельных предметов;,

  • образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса:

1) обучающихся,

2) педагогических работников школы,

3) родителей (законные представители) обучающихся,

4) членов попечительского совета, обеспечивающего государственно-общественный характер управлению образовательным

учреждением.


Целью реализации программы по Окружающему миру является:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Основными задачами реализации курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, к городу Старая Купавна, Ногинскому району, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Содержание курса охватывает весьма широкий курс вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве.

Идея экологической ценности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Курс «Окружающий мир» для третьего класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.


Общая характеристика курса «Окружающий мир».

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;

  • идея целостности мира;

  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной среде. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между живой и неживой природой, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознание людьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Место курса в учебном плане.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю (34 учебные недели)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Название разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир

6 ч.

2

Эта удивительная природа

18ч.

3

Мы и наше здоровье

10 ч.

4

Наша безопасность

7 ч.

5

Чему учит экономика

12 ч.

6

Путешествия по городам и странам

15 ч.


Итого:

68 часов

*

РЕЗЕРВ

2 ч.


Содержание программы (68 часов)

Как устроен мир (6ч.)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.


Эта удивительная природа (18ч.)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.


Мы и наше здоровье (10ч.)

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчёт ударов пульса.


Наша безопасность (7ч.)

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при общении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержавших загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12ч.)

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.


Путешествия по городам и странам (15ч.)


Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны.. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека..



Ценностные ориентиры содержания курса.


  1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  3. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  4. Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  5. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  6. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  7. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  8. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  9. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  10. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:

  • определять место человека в мире;

  • распознавать тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;

  • называть основные свойства воздуха и воды;

  • объяснять круговорот воды в природе;

  • определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

  • устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

  • устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

  • характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

  • правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

  • правилам безопасного поведения в быту и на улице;

  • распознавать основные дорожные знаки;

  • правилам пожарной безопасности, основам экологической безопасности;

  • называть потребности людей, товары и услуги;

  • определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике, узнают основы семейного бюджета.


Третьеклассники получат возможность научиться:

  • распознавать природные богатства с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

  • владеть элементарными приёмами чтения карты;

  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.


Планируемые результаты изучения курса.


Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У третьеклассников продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

  • работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.


Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  1. понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. устанавливать и выяснять причинно-следственные связи в окружающем мире.


У третьеклассника продолжаются формирование ИКТ – компетентности:

  1. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относится к информации и к выбору источника информации;

  2. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать и сохранять их;

  3. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.


Система оценки достижения планируемых результатов изучения курса.

Критерии оценивания.

Основная цель контроля по окружающему миру – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценки индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ – системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных , метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.


Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирование универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления третьеклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.


Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения


Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.


Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является несущественной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибка в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических)


Недочёты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении прибора на карте.



Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему материалу; не более 2 ошибок по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточно минимальный уровень выполнения требований, предъявленных к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному учебному материалу, отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.


Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.


График проведения практических и проверочных работ

Период обучения

Количество часов

Практическая работа

Проверочная работа

Диагностическая работа

Тест


1 четверть

18 часов

7

1

0

1

2 четверть

14 часов

2

1

1

1

3 четверть

20 часов

4

2

0

2

4 четверть

16 часов

0

1

1

2

Резерв*

2 часа





Итого:

70 часов

13

5

2

6




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


1. Книгопечатная продукция:

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2013.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2013

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2015.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2ч. Ч.2. – М,: Просвещение, 2015.


- И. Ф. Яценко. Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир 3 класс – М.: ВАКО, 2015

- Н.Ю. Васильева. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 3 класс: – М.: ВАКО, 2014

- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Просвещение,

2010.

- Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2013

- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся образовательных

учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

- Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. М.В.Буряк; под редакцией Е.С. Галанжиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2015 (Образовательный стандарт)

2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

- Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.


3. Технические средства обучения.

- Компьютер.

- Мультимедийный проектор.



4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

- Термометры для измерения температуры воздуха и воды.

- Лупа.

- Лабораторное оборудование для проведения опытов в соответствии с содержанием обучения (фильтр, воронка, штатив, держатель,

стакан, ложечка для размешивания, колба с трубкой, спиртовка, стекло, треножник).

- Модель «Торс человека с внутренними органами».

- Модели светофора, дорожных знаков, средств транспорта.

- Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

- Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т. п.


5. Натуральные объекты.

- Коллекции полезных ископаемых.

- Гербарии культурных и дикорастущий растений.

- Коллекции плодов и семян растений


6. Экранно-звуковые пособия.

- мультимедийные презентации

- видеоуроки


7. Оборудование класса.

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

- Стол учительский.

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.












Тематическое планирование по окружающему миру

с определением учебной деятельности обучающихся


3 класс ( 70 часов, 2 раза в неделю )





п/п





Тема урока

(страницы

учебника)



Решаемые проблемы

(цели урока)





Понятия

Планируемые результаты

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения



Предметные результаты




УУД



Личностные результаты

1 четверть (18 часов)

1

День Знаний






01.09


Раздел 1.Как устроен мир - 6 часов (с 03.09 по 17.09)

2

Природа. Ценность природы для людей.

Учебник

стр.4-9

Тетрадь

стр.6-9

Как научить классифицировать объекты природы

Биология. Царства растений, животных, грибов.бактерий

Научатся задавать вопросы; классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой

1)регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия;

2) познавательные –устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос;

3) коммуникативные – владеть способами взаимодействия с окружающим миром
и оценки достижений на уроке

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы



3

Человек. Проект «Богатства, отданные людям».

Учебник

стр.10-17

Тетрадь

стр.9-11;12-13

Как научить отличать человека от других объектов живой природы

Человек. Разумное существо. Головной мозг. Психология. Восприятие. Память. Мышление. Воображение.

Научатся отличать человека от других живых существ

1)регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия

2) познавательные – самостоятельно выделять ступеньки познания человеком окружающего мира;

3) коммуникативные – строить монологическое высказывание

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса



4

Общество.

Учебник

стр.18-23

Тетрадь

стр.14-16

Как научить определять составные части общества

Человечество. Семья. Народ. Страны. Государства. Символы государства.

Научатся

определять

составные части общества, государственные символы

1)регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения;

2) познавательные – узнавать, называть и определять символы государства; уметь извлечь необходимую информацию из различных источников;

3) коммуникативные – слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, чувство гордости за свою Родину; осознавать свою этническую и национальную принадлежность



5

Что такое экология.

Учебник

стр.24-28

Тетрадь

стр.17-18

Как научить устанавливать экологические связи между объектами природы

Заповедники. Национальные парки.

Научатся устанавливать экологические

связи между объектами природы

1)регулятивные – самостоятельно устанавливать экологические связи между природными объектами нашего города;

2) познавательные

узнать, какое значение для

людей имеет экология;

3) коммуникативные –

предлагать помощь и

сотрудничество

Испытывать

гордость засвою

Родину, народ, за природу родногокрая.



6

Природа в опасности!

Учебник

стр.29-34

Тетрадь

стр.18-21

Как научить охранять природу

Заповедники,

национальные

парки

Научатся

ответственно относиться к природе своего края

1)регулятивные –

выбирать действия в

соответствии с условиями реализации задачи;

2) познавательные –

учиться предлагать способы

охраны природы родного

края;

3) коммуникативные – оценивать результаты

собственного труда и

труда товарищей


Проявлять эстетические потребности, ценности и чувства, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений

о нормах поведения



7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа

Учебник стр.154-159

Тетрадь стр.22


Как научить систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу

Устный журнал

Научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументированно отвечать

1)регулятивные – планировать, контролировать, оценивать учебные действия;

2) познавательные – активно использовать речевые средства и различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи, интерпретации информации для решения познавательных задач;

3) коммуникативные – слушать собеседника и вести диалог

Готовность

следовать нормам

здоровье -

сберегающего

поведения



Раздел 2.Эта удивительная природа - 18 часов (с по)

8

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа № 1

по теме «Тела, вещества, частицы».

Учебник

стр.36-40

Тетрадь

стр.23-24

Как научить классифицировать тела и вещества

Естественные и

искусственные

тела, твердые,

жидкие и газообразные вещества, частицы

Научатся классифицировать тела и вещества








1)регулятивные – выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество

уровня усвоения;

2) познавательные – наблюдать и сравнивать

небесные тела, сравнивать

вещества;

3) коммуникативные – работать в паре

Ценностное

отношение к

природному миру



9

Разнообразие веществ.

Практическая работа № 2

по теме «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

Учебник

стр.41-45

Тетрадь

стр.25-26

Как научить различать вещества и их свойства

Химия, поваренная соль, сахар,

крахмал, кислоты

Научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества по плану

1)регулятивные –

выбирать действия в соответствии с поставленной

задачей;

2) познавательные – узнавать, называть и

определять вещества;

3) коммуникативные – работать в паре: использовать

полученную информацию для подтверждения выводов,

осуществлять самопроверку

Ценностное

отношение к

природному миру



10

Воздух и его охрана.

Практическая работа № 3

по теме «Свойства воздуха».

Учебник

стр.46-50

Тетрадь

стр.27-28

Как научить защищать воздух от загрязнения


Состав воздуха,

свойства воздуха


Научатся определять свойства воздуха

1)регулятивные – соотносить правильность

планирования и результата действия с требованием данной задачи;

2) познавательные – учиться предлагать способы

охраны воздуха родного края;

3) коммуникативные – работать в паре, оценивать достижения на уроке;

строить высказывания в

паре с партнёром

Навыки

сотрудничества



11

Вода.

Практическая работа № 4

по теме «Свойства воды».

Учебник

стр.51-54

Тетрадь

стр.29-32

Как научить защищать воду

от загрязнения

Свойства воды.

Растворитель. Фильтр.

Научатся определять свойства воды

1)регулятивные – концентрация воли для

запоминания терминов;

2) познавательные – понимать учебную

задачу и стараться её

выполнить;

3) коммуникативные– работать в паре:

использовать представленную информацию для

получения новых знаний

Навыки

сотрудничества



12

Превращения и круговорот воды.

Практическая работа № 5

по теме «Круговорот воды в природе».

Учебник

стр.55-58

Тетрадь

стр.33-34

Как происходит круговорот воды в природе

Три состояния

воды. Круговорот

воды в природе.

Научатся распознавать три состояния

воды

1)регулятивные –выполнить практическую работу;

2) познавательные – ориентироваться в терминологии;

3) коммуникативные – ответить на итоговые

вопросы, рассказать о

круговороте воды в природе


Использование

знаний в

повседневной

жизни




13

Берегите воду!

Учебник

стр.59-63

Тетрадь

стр.35-36

Как научить охранять

воду

Загрязнение воды. Расходование воды.

Научатся правильно

расходовать воду

1)регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

2) познавательные – учиться предлагать способы охраны родного края;

3) коммуникативные – работать в паре

Готовность

следовать нормам

природоохранного

поведения



14

Что такое почва.

Практическая работа № 6

по теме «Состав почвы»

Учебник

стр.64-68

Тетрадь

стр.36-38

Как научить определять состав

почвы

Почва. Перегной.

Научатся определять состав почвы

1)регулятивные –

понимать учебную задачу урока и стараться выполнить ее;

2) познавательные –

учиться предлагать способы

охраны почвы родного края;

3) коммуникативные – выполнить практическую работу в группе; уметь договариваться о совместной работе

Использование

знаний в

повседневной жизни



15

Разнообразие растений.

Учебник

стр.69-73

Тетрадь

стр.39-41

Как научить отличать группы

растений

Ботаника. Водоросли. Мхи. Папоротники. Хвойные

и цветковые растения. Виды растений.

Научатся распознавать растение как

представителя группы

1)регулятивные – рассматривать иллюстрации

учебника, извлекать из них информацию о растениях;

2) познавательные –

учиться распознавать группы растений;

3) коммуникативные – работать в паре: узнавать, определять растения, осуществлять взаимопроверку.

Готовность

следовать нормам

природоохранного поведения



16

Солнце, растения и мы с вами.

Итоговый тест за 1 четверть

Учебник

стр.74-77

Тетрадь

стр.42-44

Как дышат и питаются растения

Питание растений, дыхание

растений

Научатся составлять

схему, показывающую, что дают растения животным и чело-

веку

1)регулятивные – рассматривать иллюстрации,

извлекать из них нужную информацию;

2) познавательные – понимать учебную задачу и

стараться ее выполнить;

3) коммуникативные –

работать в паре; научиться выслушивать мнение партнера

Готовность

следовать нормам

природоохранного поведения



17

Размножение и развитие растений.

Практическая работа № 7

по теме «Размножение и развитие растений».

Учебник

стр.78-81

Тетрадь

стр.45-46

Как развивается растение из семени?

Опыление.

Научатся составлять схему развития

растения из семени

1)регулятивные – устанавливать связь между

семенами растений и условиями для их прорастания;

2) познавательные – находить отличительные признаки приспособленности семянк распространению;

3) коммуникативные – ответить на итоговые вопросы


Готовность

следовать нормам

природоохранного поведения



18

Охрана растений.

Учебник

стр.82-86

Тетрадь

стр.47-49

Как научить вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда

Вытаптывание

Научатся соблюдать

правила друзей природы

1)регулятивные – устанавливать связь между

исчезновением растений и

хозяйственной деятельностью человека;

2) познавательные – учиться предлагать способы охраны растений родного края;

3) коммуникативные –

соблюдать правила поведения в природе

Использовать знания

в повседневной жизни.



II четверть (14 часов)

19

Разнообразие животных.

Учебник

стр.87-93

Тетрадь

стр.50-54

Как научить отличить животных по характерным

признакам

Зоология.

Группы

Животных. Земноводные. Пресмыкающиеся. Млекопитающие. Виды животных

Научатся различать

животных по характерным признакам

1)регулятивные – обсуждать выступления учащихся;

2) познавательные – сравнивать разные группы

животных;

3) коммуникативные –

соблюдать правила безопасного поведения в природе

Готовность

следовать нормам

здоровье -

сберегающего

поведения



20

Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края».

Учебник

стр.94-99

Тетрадь

стр.55-57; 58-59

Как научить разделять животных на группы по особенностям их питания

Растительноядные, насекомоядные, всеядные

животные, хищники, цепи питания

Научатся соотносить

животных к разным

группам по способу

питания

1)регулятивные –

ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;

2) познавательные – сравнивать разные группы

животных;

3) коммуникативные –

предлагать помощь и сотрудничество

Осознание

ответственности за общее благополучие



21

Размножение и развитие животных.

Учебник

стр.100-105

Тетрадь

стр.60-62

Как происходит размножение и развитие

животных

Личинки.

Куколки.

Размножение.


Научатся выполнять

тестовые задания,

выступать с сообщениями, иллюстрируя

их наглядными материалами.

1)регулятивные – обсуждать выступления учащихся;

2) познавательные –

выполнять тесты;

3) коммуникативные –

оценивать достижения учащихся


Оценивать свои достижения; применять

полученные знания в жизни.




22

Охрана животных.

Тест №1.

Учебник

стр.106-111

Тетрадь

стр.63-65

Как научить охранять

животных

Хозяйственная

деятельность,

беспокойство

Научатся выполнять

правила поведения в природе

1)регулятивные – устанавливать связи между

исчезновением животных и

хозяйственной

деятельностью человека;

2) познавательные –

понимать, как важна охрана

животных;

3) коммуникативные –

строить высказывания в паре

с партнёром

Оценивать значение

охраны животных

для природы и в

жизни человека



23

В царстве грибов.

Учебник

стр.112-117

Тетрадь

стр.66-68

Как научить правильно собирать грибы

Грибница, шляпка, ножка.

Красная книга России

Научатся отличать

съедобные грибы от несъедобных

1)регулятивные –

ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;

2) познавательные –

узнать, как правильно собирать грибы;

3) коммуникативные –

работать в парах : опыты по

очистке воды

Готовность

следовать нормам

здоровье -

сберегающего

поведения



24

Великий круговорот жизни.

Учебник

стр.118-120

Тетрадь

стр.69

Как взаимосвязаны

между собой все

живые организмы в

природе

Круговорот веществ. Производители потребители, разрушители

Научатся по рисункам

и пояснениям учителя

анализировать схему

Великого круговорота

жизни

1)регулятивные –

ставить задачи в сотрудничестве и решать их;

2) познавательные –

понять схему Великого круговорота жизни;

3) коммуникативные –

обсуждать необходимость

круговорота живых существ в природе

Готовность

следовать нормам

здоровье -

сберегающего

поведения



25

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа

Учебник стр.160-165

Тетрадь стр.70

Как научить систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу

«Своя игра»

Научатся делать сообщения в устной форме

1)регулятивные –

обсуждать выступления учащихся;

2) познавательные – использовать знания по теме в новых условиях;

3) коммуникативные – аргументированно отвечать, делать выводы, оценивать свои знания


Навыки

сотрудничества



Раздел 3.Мы и наше здоровье - 10 часов (с по)

26

Организм человека.

Учебник

стр.122-125

Тетрадь

стр.71-72

Как работает организм человека

Системы органов.

Нервная система.

Анатомия человека. Физиология и

гигиена

Научатся рассказывать о работе систем органов


1)регулятивные –

различать разные органы и

их значение в жизни человека;

2) познавательные –

рассказывать по схеме;

3) коммуникативные –

работать в парах

Социальная

компетентность




27

Органы чувств.

Учебник

стр.126-129

Тетрадь

стр.73-74

Как работают органы

чувств человека

Обоняние.

Осязание.


Научатся рассказывать по плану

1)регулятивные –

формулировать выводы, как

органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир

2) познавательные –

узнать, как правильно ухаживать за органами чувств

3) коммуникативные –

в парах провести исследовательскую работу

Использование

знаний в

повседневной жизни



28

Надёжная защита организма.

Практическая работа № 8

по теме «Знакомство с внешним строением кожи».

Учебник

стр.130-133

Тетрадь

стр.75-76

Как кожа защищает

организм человека

Ушиб. Ожог.

Обмораживание.

Научатся оказывать

первую медицинскую

помощь

1)регулятивные –узнать, как правильно ухаживать за кожей;

2) познавательные – объяснять значение кожи;

3) коммуникативные –

в паре составить правила

личной гигиены

Использование

знаний в

повседневной жизни



29

Опора тела и движение.

Учебник

стр.134-137

Тетрадь

стр.76-77

Какую работу в организме выполняют

скелет и мышцы

Скелет. Мышцы.

Опорно-двигательная система.

Осанка.

Научатся формулировать выводы об

условиях, необходимых для жизни человека

1)регулятивные –

составить правила формирования правильной осанки;

2) познавательные –

объяснить значение ОДС;

3) коммуникативные –

оценивать достижения учащихся

Готовность

следовать нормам

обеспечивающих

правильную работу

опорно-двигательной

системы



30

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

Учебник

стр.138-143

Тетрадь

стр.78-79; 80-81

Как устроена пищеварительная система; как правильно питаться

Белки. Жиры.

Углеводы. Витамины. Пищеварительная система

Научатся рассказывать о работе пищеварительной системы;находить

рецепты блюд для правильного питания и

готовить их

1)регулятивные –

узнать, какие питательные вещества необходимы каждому человеку;

2) познавательные –

объяснить значение правильного питания;

3) коммуникативные –

работать в группе : выполнятьзадания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку.

Готовность

следовать нормам,

обеспечивающим

правильную работу

пищеварительной

системы



31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Промежуточная диагностическая работа.

Как научить правильно выполнять задания; проверять свои знания

Диагностика

Научатся оценивать результат своей работы

1)регулятивные – адекватно оценивать и анализировать свои знания;

2) познавательные – использовать знания по теме

3) коммуникативные –

формулировать выводы, осуществлять самопроверку

Готовность

следовать нормам

здоровье -

сберегающего

поведения



32

Дыхание и кровообращение

Практическая работа № 9

по теме «Подсчет ударов пульса».

Учебник

стр.144-146

Тетрадь

стр.82-84

Как в организме происходит дыхание и кровообращение

Дыхательная,

кровеносная системы

Научатся рассказывать о работе дыхательной и кровеносной системы

1)регулятивные – обсудить важность заботы об органах двух систем в организме;

2) познавательные – определить значение органов дыхания и кровообращения;

3) коммуникативные –

работа в группе : выполнить практическую работу

Готовность

следовать нормам

здоровье -

сберегающего

поведения



III четверть (20 часов)

33

Умей предупреждать болезни.

Учебник

стр.147-149

Тетрадь

стр.84-85

Как научить предупреждать

болезни

Закаливание.

Инфекционные

болезни. Аллергия.


Научатся закаливать

свой организм и

предупреждать инфекционные заболевания

1)регулятивные – формулировать предложения

по защите организма от болезнетворных микробов;

2) познавательные – определить источники возникновения инфекционных заболеваний

у людей;

3) коммуникативные –

сочинить и рассказать сказку

своему соседу, как победить

Злючку-Грязючку

Готовность

следовать нормам

здоровье -

сберегающего

поведения



34

Здоровый образ

жизни.

Учебник

стр.150-153

Тетрадь

стр.86-87

Как научить вести здоровый образ жизни

Здоровый образ

жизни

Научатся соблюдать

правила здорового

образа жизни


1)регулятивные – выступать с подготовительными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

2) познавательные –

определить критерии оценки

своих достижений;

3) коммуникативные –

обсуждать выступления

учащихся

Доброжелательность,

эмоционально -

нравственная

отзывчивость



35

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье»

Проверочная работа

Учебник

стр.166-170

Тетрадь

стр.88

Как научить оценивать свои

достижения?

Тест

Научатся видеть

успехи в учебе свои и одноклассников

1)регулятивные – составлять коллективный рассказ по данной теме;

2) познавательные – уметь доказывать свое мнение;

3) коммуникативные –

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу впаре

Внутренняя

позиция школьника

на основе

положительного

отношения к школе




Раздел 4.Наша безопасность - 8 часов (с по)

36

Огонь,

вода и газ.

Учебник

стр.4-7

Тетрадь

стр.3-5

Как научить вести себя в чрезвычайных ситуациях?

Диспетчер

Научатся правильно

действовать при пожаре, при аварии водопровода, если почувствовали запах гари

1)регулятивные – анализировать правила поведения в данных ситуациях;

2) познавательные – выяснить, какие опасные ситуации могут возникнуть в квартире;

3) коммуникативные –

объяснить, какие службы могут

прийти на помощь

Готовность следовать

нормам безопасного

поведения




37

Чтобы путь был счастливым.

Тест № 2.

Учебник

стр.8-13

Тетрадь

стр.6-9

Как научить вести себя на дороге

Пешеход.

Пассажир.

Научатся правильно

вести себя на дороге,

соблюдать правила

пассажира, пешехода,

велосипедиста

1)регулятивные – стремиться выполнить учебную задачу;

2) познавательные – выяснить, какие существуют

правила поведения на дороге;

3) коммуникативные –

работа в паре :составить обещание пешехода, данное родителям

Готовность следовать

нормам безопасного

поведения



38

Дорожные знаки.

Тест № 3.

Учебник

стр.14-17

Тетрадь

стр.9-11

Как дорожные знаки

обеспечивают безопасность пешеходов

и водителей на дорогах

Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Знаки сервиса

Научатся различать

дорожные знаки и

соблюдать их в повседневной жизни

1)регулятивные – стремиться запомнить дорожные знаки, изображенные в учебнике;

2) познавательные – приводить примеры дорожных знаков разных групп;

3) коммуникативные –

работать в группе : рассказывать по плану о полученной информации

Готовность следовать

нормам безопасного

поведения



39

Проект «Кто нас защищает».

Учебник

стр.18-19

Тетрадь

стр.12-13

Как нас защищают

армия, пожарная ох-

рана, МЧС

Воинские звания.

МЧС

Научатся находить

информацию из разных источников по данной теме

1)регулятивные –анализировать полученную информацию;

2) познавательные – узнать у родителей о знаменитых

людях своей семьи;

3) коммуникативные –

отвечать на итоговые вопросыи оценивать свои достижения на уроке

Ценностное

отношение к

окружающему миру



40

Опасные места.

Учебник

стр.20-24

Тетрадь

стр.14-15

Как научить вести себя в опасных местах на улице и дома

Опасные места

Научатся соблюдать правила безопасного

поведения

1)регулятивные – разработать правила поведения в конкретных ситуациях;

2) познавательные – узнать, чем опасны балкон, лифт,

подоконник, стройплощадка и др.

3) коммуникативные –

составить схему своего двора с указанием опасных мест

Готовность следовать

нормам безопасного

поведения



41

Природа и наша безопасность.

Учебник

стр.25-30

Тетрадь

стр.16-19

Как научить вести себя в природе в опасных

ситуациях

Опасные растения, животные.

Природные явления.


Научатся различать

растения и животные по степени опасности


1)регулятивные – работать в паре : извлекать из

учебника информацию, осуществлять самопроверку;

2) познавательные – обсудить, что нужно знать и выполнять в избежание опасности;

3) коммуникативные –

в паре : разработать правила

поведения в природе в конкретных ситуациях

Устойчивое

следование правилам

поведения в природе



42

Экологическая безопасность.

Практическая работа № 10 по теме «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

Учебник

стр.31-36

Тетрадь

стр.19-21

Как загрязнение окружающей среды влияет на жизнь человека

Цепь загрязнения,

экологическая

безопасность

Научатся понимать

ответственность каждого человека за состояние окружающего

мира.

1)регулятивные – извлекать информацию;

2) познавательные – обсудить, как защититься от загрязненного воздуха,воды,продуктов;

3) коммуникативные –

разработать условные обозначения к правилам экологич. безопасности

Самостоятельность и личная

ответственность за свои поступки



43

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность»

Проверочная работа

Учебник

стр.154-158

Тетрадь

стр.22

Как научить оценивать свои

достижения

Тест

Научатся видеть

достижения свои и

одноклассников


1)регулятивные – составлять коллективный рассказ;

2) познавательные – уметь доказывать свое мнение,

анализировать ответы одноклассников;

3) коммуникативные –

отвечать на итоговые вопросы по данной теме

Внутренняя позиция



Раздел 5.Чему учит экономика - 12 часов (с по)

44

Для чего нужна экономика.

Учебник

стр.38-41

Тетрадь

стр.23-25

Как экономика связана с жизнью человека

Экономика. Потребности. Товары. Услуги.


Научатся выступать

с подготовленными

сообщениями.

1)регулятивные – обсуждать выступления уч-ся.;

2) познавательные – обсуждение изученного материала;

3) коммуникативные –

оценивать свои выступления

Самооценка на

основе критериев

успешности учебной

деятельности




45

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Учебник

стр.42-45

Тетрадь

стр.26-27

Какое значение имеют природные богатства для экономики

Природные богатства. Труд.

Научатся составлять рассказ по плану

1)регулятивные – составлять устный рассказ по данной теме;

2) познавательные – раскрыть значение экономики;

3) коммуникативные – оценивать свои ответы и ответы одноклассников


Ценностное

отношение к

природному миру



46

Полезные ископаемые.

Практическая работа № 11по теме «Полезные ископаемые».

Учебник

стр.46-50

Тетрадь

стр.28-31

Как полезные ископаемые связаны с экономикой

Месторождение.

Геолог.

Научатся анализировать значение

полезных ископаемых в жизни человека


1)регулятивные – формулировать выводы;

2) познавательные – выяснить способы добывания полезных ископаемых;

3) коммуникативные – отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


Ценностное

отношение к

природному миру



47

Растениеводство

Практическая работа № 12 по теме«Знакомство с культурными растениями».

Учебник

стр.51-55

Тетрадь

стр.32-34


Как растениеводство влияет на жизнь

человека

Растениеводство.

Зерновые культуры, кормовые,

прядильные.

Отрасль.

Научатся объяснять

значение растениеводства в экономике страны

1)регулятивные – составлять устные рассказы по данной теме;

2) познавательные – объяснять связь растениеводства с промышленностью;

3) коммуникативные – работать в группе : провести исследования, какие продукты растениеводства используете в пищу в течении дня

Ценностное

отношение к

природному миру



48

Животноводство

Учебник

стр.56-59

Тетрадь

стр.34-37

Как развивается животноводство

Животноводство

Научатся объяснять

значение животноводства в экономике страны

1)регулятивные – обсуждать, для чего люди занимаются животноводством;

2) познавательные – объяснять связь животноводства с растениеводством;

3) коммуникативные – провести исследования, какие продукты животноводства используете в пищу в течении дня

Готовность

следовать нормам

здоровье -

сберегающего

поведения



49

Какая бывает промышленность.

Учебник

стр. 60-63

Тетрадь

стр.38-41

Как промышленность

делится на отрасли

Отрасли

Научатся определять отрасли промышленности по ее продукции

1)регулятивные – подготовить рассказ об одной из отраслей промышленности;

2) познавательные – объяснить значение отраслей промышленности в жизни человека;

3) коммуникативные –оценивать выступления свое и одноклассников

Ценностное

отношение к

окружающему миру



50

Проект «Экономика родного края».

Учебник

стр.64-65

Тетрадь

стр.42-43

Как развивается экономика нашего края; как научиться характеризовать экономику

своего края

Экономика

Научатся характеризовать экономику

своего края

1)регулятивные – обсуждать собственные выступления и выступления своих одноклассников;

2) познавательные – подготовить устное выступление;

3) коммуникативные – участие в конкурсе, развитие критики и самокритики

Ценностное

отношение к

окружающему миру



51

Что такое деньги.

Практическая работа № 12

по теме «Знакомство с различными монетами».

Учебник

стр.66-70

Тетрадь

стр.44-46

Что такое деньги

Обмен. Бартер.

Купля-продажа.

Цена. Деньги. Денежные единицы.

Сбережения.

Научатся использовать на практике способы обмена товаров

и услуг

1)регулятивные – обсуждать правильность поставленных вопросов - своих и одноклассников;

2) познавательные – научиться задавать вопросы одноклассникам по содержанию урока;

3) коммуникативные – работа в парах: выполнить практическую работу, описать монету, пользуясь словами, которые узнали в ходе практической работы

Внутренняя позиция

школьника



52

Государственный бюджет.

Учебник

стр.71-74

Тетрадь

стр.46-48

Как складывается

бюджет страны

Бюджет. Доходы.

Расходы. Налоги.

Научатся определять

на что расходуются

деньги из государственного бюджета

1)регулятивные – установить взаимосвязь между

формированием государственного

бюджета и налогообложением;

2) познавательные – объяснить, почему граждане и организации обязаны платить налоги;

3) коммуникативные – работать в паре : придумать математическую задачу на тему "Государственный бюджет"


Внутренняя позиция

школьника



1V четверть (18 часов)

53

Семейный бюджет.

Учебник

стр.75-78

Тетрадь

стр.48-50

Как складывается

семейный бюджет

Стипендия.

Пенсия.

Научатся определять

на что расходуются

деньги из семейного бюджета

1)регулятивные – оценивать свои достижения на уроке;

2) познавательные – объяснять, как правильно вести домашнее хозяйство для сохранения семейного бюджета;

3) коммуникативные – работа в парах: составить план доходов и расходов семьи

Внутренняя позиция

школьника



54

Экономика и экология.

Тест №4

Учебник

стр.79-84

Тетрадь

стр.51

Как связаны между

собой экономика и

экология

Танкер. Экологическая катастрофа. Экологический прогноз.

Научатся определять

какой вред окружающей среде наносит экономика

1)регулятивные – оценивать правильность своего ответа;

2) познавательные – выяснить значение экологических прогнозов в экономике;

3) коммуникативные – работа в паре :составить экологическийпрогноз для конкретной ситуации

Внутренняя позиция

школьника



55

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика»

Проверочная работа.

Учебник

стр.159-163

Тетрадь

стр.52

Как научить оценивать свои

достижения


Тест

Научатся оценивать

достижения свои и

одноклассников

1)регулятивные– понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

2) познавательные – уметь доказывать свое мнение,

анализировать ответы одноклассников;

3) коммуникативные – отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Внутренняя позиция

школьника



Раздел 6.Путешествие по городам и странам - 15 часов (с по)

56

57

58

Золотое кольцо России.

Учебник

стр.86-97

Тетрадь

стр.53-59

Как объяснить название "Золотое кольцо"

"Золотое кольцо"

Научатся составлять

устные рассказы

1)регулятивные – обсуждать выступления одноклассников;

2) познавательные – обосновать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

3) коммуникативные – работа в группах: придумать вопросы для викторины

Осознание ответственности человека за

общее дело



59

Проект «Музей путешествий».

Учебник

стр.98-99

Тетрадь

стр.60-61

Как создать "Музей

путешествий" в

своей школе

Музей

Научатся находить

информацию из разных источников

1)регулятивные – оценивать выступления свое и одноклассников;

2) познавательные – задавать вопросы родителям;

3) коммуникативные – участие в создании Музея

Внутренняя позиция

школьника



60

Наши ближайшие соседи.

Учебник

стр. 100-107

Тетрадь

стр.62-66

Как находить и показывать на карте

страны и их столицы

Сухопутные границы. Морские

границы.

Научатся находить

и показывать на карте страны и их столицы

1)регулятивные – обсуждать в группе назначение

интернета;

2) познавательные – находить в разных источниках информацию о разных странах;

3) коммуникативные – работа в парах: составление

кроссворда

Социальная

компетентность



61

На севере Европы

Учебник

стр.108-117

Тетрадь

стр.67-72

Как развиваются

страны, расположенные на севере Европы

Фьорд Аквапарк.

Гейзер.

Научатся находить

информацию из разных источников

1)регулятивные – использовать информацию

учебника для знакомства со странами северной Европы;

2) познавательные – классифицировать товары, производимые в разных странах;

3) коммуникативные –

по описанию в справочной литературе узнавать страны северной Европы

Социальная

компетентность



62

Что такое Бенилюкс. Учебник

стр.118-124

Тетрадь

стр.73-75

Как развиваются

страны Бенилюкс

Бельгия. Нидерланды. Люксембург. Бенилюкс.

Научатся рассказывать о странах

Бенилюкс

1)регулятивные – сравнить развитие стран Бенилюкс;

2) познавательные – составить представление о странах Бенилюкс;

3) коммуникативные – работа в паре : составить вопросы для викторины

Социальная

компетентность



63

В центре Европы. Учебник

стр.125-131

Тетрадь

стр.76-79

Как развиваются

страны, расположенные в центре Европы

Фиакр

Научатся рассказывать о странах, расположенных в центре Европы

1)регулятивные –сравнить развитие стран центра

Европы;

2) познавательные – составить представление о развитии стран центра Европы;

3) коммуникативные – работа в паре : рассказать о стране по выбору

Социальная

компетентность



64

По Франции и Великобритании.

Учебник

стр.132-141

Тетрадь

стр.80-86

Как развиваются

Франция и Великобритания

Президент. Королева.

Научатся рассказывать о достопримечательностях Франции

и Великобритании

1)регулятивные – рассказывать о своих впечатлениях о достопримечательностях;

2) познавательные – составить представление о развитии данных стран;

3) коммуникативные – работать в паре : находить информацию из разных источников

Осознание

ответственности

человека за общее

благополучие




65

На юге Европы. Учебник

стр.142-148

Тетрадь

стр.86-90

Как развиваются

страны, расположенные на юге Европы

Достопримечательности

Научатся рассказывать о достопримечательностях стран юга Европы

1)регулятивные –участвовать в викторине;

2) познавательные – Составить представление о развитии стран, расположенных на юге Европы;

3) коммуникативные – оценивать свои достижения на уроке

Осознание

ответственности

человека за общее

благополучие




66

По знаменитым местам мира.

Тест № 5. Учебник

стр.149-153

Тетрадь

стр.91-95

Как научить изучать

достопримечательности мира?

Рукотворные сокровища человечества. Культурное достояние.

Научатся рассказывать о культурном

достоянии.


1)регулятивные – участвовать в ролевой игре,

"Путешествие по знаменитым местам";

2) познавательные – объяснить, почему культурныедостояния находятся под охраной

человечества;

3) коммуникативные – оценивать свои достижения на уроке

Осознание

ответственности

человека за общее

благополучие



67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Итоговая диагностическая работа..

Как оценить свои

достижения

Тест

Научатся выполнять

тестовые задания

учебника, анализировать свои достижения

в области знаний.

1)регулятивные –понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

2) познавательные – выполнять тестовые задания учебника;

3) коммуникативные – отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Самооценка на

основе критериев

успешности учебной

деятельности




68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам» Учебник

стр.164-170

Тетрадь

стр.96

Как оценить свои

достижения


Научатся оценивать

достижения свои и

одноклассников

1)регулятивные – выступать с подготовительными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

2) познавательные – уметь доказывать свое мнение,

анализировать ответы одноклассников;

3) коммуникативные – обсуждать выступления

уч-ся

Самооценка на

основе критериев

успешности учебной

деятельности




69*

РЕЗЕРВ








70*

РЕЗЕРВ










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!