Программа курса «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю,34 учебных недели).
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
ра, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества- первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века: о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир пароход, паровоз, железные дороги, электричество телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.
Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в; 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России, Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
У четвероклассников продолжают формироваться.
№ п/п | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемый результат и уровень усвоения | Календарные сроки прохождения программы |
план | факт |
I четверть (18 ч.) |
Тема №1 «Земля и человечество» (9 часов) с 01.09 по 30.09 |
Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев. Познавательные – отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные – донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Личностные - строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия. |
1 | Мир глазами астронома ( стр. 4–8 ) | Как познакомить с правилами пользования учебником, целями и задачами раздела; рассказать о мире с точки зрения астронома. | Получат общие представления о строении Солнечной системы. | 02.09 | |
2 | Планеты Солнечной системы (стр. 9–15 ) | Как научить устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года | Научатся устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года | 06.09 | |
3 | Звёздное небо - Великая книга Природы (стр. 16-21) | Как научить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе | Научатся находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе, определять направление на север по Полярной звезде | 09.09 | |
4 | Мир глазами географа (стр.22-28) | Как познакомить с географией как наукой; сформировать представление о глобусе и географической карте | Научатся сравнивать глобус и карту полушарий, рассказывать о мире с точки зрения географа | 13.09 | |
5 | Мир глазами историка (стр.29-35) | Как научить рассказывать о мире с точки зрения историка | Научатся рассказывать о мире с точки зрения историка | 16.09 | |
6 | Когда и где? (с. 36-40) | Как научить определять век, в котором происходили исторические события, различать год, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха». | Научатся определять век, в котором происходили исторические события, различать год, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха». | 20.09 | |
7 | Мир глазами эколога (стр. 41-47) | Как научить предлагать меры по решению экологических проблем. | Научатся предлагать меры по решению экологических проблем, различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. | 23.09 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества (стр. 48-53) | Как научить различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. | Научатся различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. | 27.09 | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества (стр.54-56) | Как познакомить с международной Красной книгой; определить основные причины сокращения численности растений и животных. | Научатся определять основные причины сокращения численности растений и животных. | 30.09 | |
Тема № 2 «Природа России» (11 часов) с 04.10 по 18.11 |
Регулятивные - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; Коммуникативные – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Личностные - оценивать собственную учебную деятельность, определять причины неудач |
10 (1) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России. (стр. 60-65) | Как научить различать формы земной поверхности, находить и показывать на физической карте России равнины и горы. | Научатся различать формы земной поверхности, находить и показывать на физической карте России равнины и горы | 04.10 | |
11 (2) | Моря, озёра и реки России (стр.66-70) | Как сформировать представление о морях, озёрах и реках России, ознакомить с их местонахождением. | Научатся различать, находить и показывать на физической карте России моря, озёра, реки | 07.10 | |
12 (3) | Природные зоны России (стр. 71-75) | Как познакомить с природными зонами | Научатся устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон | 11.10 | |
13 (4) | Зона арктических пустынь (стр. 76-83) | Как научить находить и показывать Арктику на карте полушарий, ознакомить с особенностями природы данной зоны | Научатся находить и показывать Арктику на карте полушарий, описывать характерные особенности данной зоны | 14.10 | |
14 (5) | Тундра (стр. 84-93) | Как сформировать представление о природной зоне тундре, ознакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека. | Научатся находить и показывать тундру на карте полушарий, описывать характерные особенности данной зоны | 18.10 | |
15 (6) | Леса России (стр. 95-102) | Как сформировать представление о лесной зоне, ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром. | Научатся находить и показывать зону лесов на карте, описывать характерные особенности данной зоны | 21.10 | |
16 (7) | Лес и человек (стр. 103-109) | Как сформировать представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса | Научатся правильно вести себя в лесу, решать экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека | 25.10 | |
17 (8) | Зона степей (стр. 110 -117) | Как сформировать представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром. | Научатся находить и показывать зону степей на карте, описывать характерные особенности данной зоны | 28.10 | |
18 (9) | Пустыни (стр. 118-125) Итого: 18ч | Как сформировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, животным и растительным миром. | Научатся находить и показывать зону пустынь на карте, описывать характерные особенности данной зоны | 01.11 | |
II четверть (13 ч.) |
19 (10) | У Чёрного моря (стр. 126-134) | Как сформировать представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа | Научатся находить и показывать субтропическую зону Черноморского побережья Кавказа на карте, описывать характерные особенности данной зоны | 15.11 | |
20 (11) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | Как научить проверять знания и умения по изученному разделу, формировать адекватную оценку своих достижений. | Научатся проверять знания и умения по изученному разделу | 18.11 | |
Тема №3 «Родной край – часть большой страны» (14 часов) с 22.11 по 20.01 |
21 (1) | На край (стр. 138) | Как познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края. | Научатся находить и показывать на карте России свой регион | 22.11 | |
22 (2) | Поверхность нашего края (стр. 139-144) | Как сформировать представление о поверхности родного края | Научатся описывать формы земной поверхности родного края | 25.11 | |
23 (3) | Поверхность нашего края ( экскурсия ) | Как научить работать с компасом, определять стороны горизонта на местности | Научатся работать с компасом, определять стороны горизонта на местности | 29.11 | |
24 (4) | Водные богатства нашего края (стр. 145-148) | Как сформировать представления о водоёмах своего края; ознакомить с естественными и искусственными водоёмами | Научатся рассказывать о водных объектах своего края | 02.12 | |
25 (5) | Наши подземные богатства (стр. 149-159) | Как сформировать представления о подземных богатствах; научить описывать изученное полезное ископаемое по плану. | Научатся сравнивать и описывать изученные полезные ископаемые по плану | 06.12 | |
26 (6) | Земля-кормилица (стр. 160-163) | Как познакомить с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека. | Научатся различать типы почв | 09.12 | |
27 (7) | Экскурсия в лес и на луг | Как научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса. | Научатся распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса. | 13.12 | |
28 (8) | Жизнь леса (стр. 164-169) | Как сформировать представления о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса. | Научатся описывать природное сообщество по плану | 16.12 | |
29 (9) | Жизнь луга (стр. 170-177) | Как сформировать представления о луге как о природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга. | Научатся описывать природное сообщество по плану | 20.12 | |
30 (10) | Жизнь в пресных водах (стр. 178-186) | Как сформировать представления о жизни пресного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов. | Научатся описывать природное сообщество по плану | 23.12 | |
31 (11) | Экскурсия к водоёму Итого: 13 часов | Как познакомить с обитателями водоёма; воспитывать бережное отношение к природе. | Научатся выявлять экологические связи в пресных водоёмах | 27.12 | |
III четверть (21 час) |
32 (12) | Растениеводство в нашем крае (стр. 187-194) | Как сформировать представления о растениеводстве в своём крае; ознакомить с отраслями растениеводства. | Научатся выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; различать зёрна зерновых культур. | 13.01 | |
33 (13) | Животноводство в нашем крае (стр. 195-203) | Как научить сформировать представления о животноводстве; ознакомить с отраслями животноводства. | Научатся выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; различать породы домашних животных. | 17.01 | |
34 (14) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край –часть большой страны» | Как проверить знания и умения по данному разделу | Научатся отвечать на вопросы по теме | 20.01 | |
Тема № 4 «Страницы Всемирной истории» (5 часов) с 24.01. по 07.02 |
Регулятивные - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников Познавательные – составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; Коммуникативные – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план Личностные - проявлять интерес к поисковой деятельности; осознавать единство с окружающим миром |
35 (1) | Начало истории человечества (стр. 4-7) | Как дать представление о жизни первобытных людей | Научатся понимать роль археологии в изучении первобытного общества | 24.01 | |
36 (2) | Мир древности: далёкий и близкий (стр. 8-14) | Как познакомить с древними Египтом, Грецией и Римом | Научатся распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них | 27.01 | |
37 (3) | Средние века: время рыцарей и замков (стр. 15-21) | Как формировать представление о Средневековье, познакомить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали | Научатся различать мировые религии | 31.01 | |
38 (4) | Новое время: встреча Европы и Америки (стр. 22-27) | Как познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями | Научатся отличать эпоху Нового времени от других эпох, находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени | 03.02 | |
39 (5) | Новейшее время: история продолжается сегодня (стр. 28-32) | Как познакомить с открытиями учёных, знаменитыми людьми ХХ в., их достижениями | Научатся рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХI вв. | 07.02 | |
Тема № 5 «Страницы истории России» (20 часов) с 10.02 по 25.04 |
Регулятивные - работая по плану, сверять свои действия и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; Познавательные – перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод Коммуникативные – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные - строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия |
40 (1) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории». Жизнь древних славян (стр. 34-39) | Как проверить знания и умения по данному разделу; формировать представление о жизни древних славян | Научатся находить и показывать на исторической карте изучаемые объекты, рассказывать о жизни древних славян | 10.02 | |
41 (2) | Во времена Древней Руси (стр. 40-45) | Как формировать представление о Древней Руси, русских князьях | Научатся находить и показывать на исторической карте изучаемые объекты | 14.02 | |
42 (3) | Страна городов (стр. 46-53) | Как сформировать представление о городах Х-ХI вв. Киеве и Новгороде | Научатся находить и показывать на исторической карте изучаемые объекты, по иллюстрациям и схемам описывать облик городов | 17.02 | |
43 (4) | Из книжной сокровищницы Древней Руси (стр. 55-58) | Как формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси | Научатся понимать роль летописей и рукописной книги в развитии русской культуры, сравнивать древнерусские книги и современные | 21.02 | |
44 (5) | Трудные времена на Русской земле (стр. 59-64) | Как сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества | Научатся соотносить даты и события; определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России; составлять рассказ о выдающемся человеке. | 24.02 | |
45 (6) | Русь расправляет крылья (стр. 65-69) | Как сформировать представления о возрождении Руси | Научатся составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них. | 28.02 | |
46 (7) | Куликовская битва (стр. 70-74) | Как сформировать представления о подвигах защитников Руси | Научатся рассказывать по плану, карте, иллюстрациям о Куликовской битве; составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого. | 03.03 | |
47 (8) | Иван Третий (стр. 75-81) | Как сформировать представления о Москве времён Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского | Научатся находить и показывать на исторической карте изучаемые объекты, описывать изменения в облике Москвы | 07.03 | |
48 (9) | Мастера печатных дел (стр. 82-86) | Как сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания | Научатся понимать роль рукописной книги и начала книгопечатания в развитии русской культуры | 10.03 | |
49 (10) | Патриоты России (стр. 87-91) | Как познакомить с понятиями «патриот», «патриотизм», со значением народного ополчения | Узнают о борьбе народа за независимость в начале ХVII века, патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков | 14.03 | |
50 (11) | Пётр Великий (стр. 94-100) | Как формировать представления о времени правления Петра I, его реформах | Научатся описывать облик Санкт-Петербурга, составлять рассказ о выдающемся человеке | 17.03 | |
51 (12) | Михаил Васильевич Ломоносов (стр. 101-104) | Как формировать представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова | Узнают о великом русском учёном М.В. Ломоносове, научатся составлять рассказ о выдающемся человеке | 21.03 | |
52 (13) | Екатерина Великая (стр.105-111) Итого: 21 ч | Как сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины II | Узнают об императрице Екатерине Второй, познакомятся с выдающимися людьми России – А.В. Суворовым и Ф.Ф. Ушаковым | 24.03 | |
IV четверть (17 часов) |
53 (14) | Отечественная война 1812 года (стр. 112-119) | Как познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями | Научатся рассказывать по карте об исторических событиях, определять последовательность и значение важных событий в истории России | 04.04 | |
54 (15) | Страницы истории ХIХ века (стр. 122-126) | Как сформировать представления о жизни в ХIХ в., о технических изобретениях того времени | Научатся по карте определять территорию страны, границу, столицу; узнают об освобождении крепостных крестьян; познакомятся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины ХIХ века | 07.04 | |
55 (16) | Россия вступает в ХХ век (стр. 127-133) | Как сформировать представления о важнейших событиях в России в начале ХХ века | Узнают о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917года, Гражданской войне | 11.04 | |
56 (17) | Страницы истории 1920-1930-х годов (стр. 136-139) | Как сформировать представления о жизни страны в 1920-1930-е гг. | Узнают о жизни нашей страны в 1920-1930-е годы; научатся находить в домашнем архиве исторические свидетельства | 14.04 | |
57 (18) | Великая Отечественная война и Великая Победа (стр. 140-146) | Как сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях | Узнают о Великой Отечественной войне и о Великой Победе; научатся собирать исторические свидетельства – рассказы ветеранов | 18.04 | |
58 (19) | Великая Отечественная война и Великая Победа | Как сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях | Узнают о Великой Отечественной войне и о Великой Победе; научатся собирать исторические свидетельства – рассказы ветеранов | 21.04 | |
59 (20) | Страна, открывшая путь в космос (стр. 147-152) | Как сформировать представления о жизни страны в послевоенное время | Узнают о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса | 25.04 | |
Тема № 6 «Современная Россия» (9 часов) с 28.04 по 30.05 |
Регулятивные - работая по плану, сверять свои действия и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; Познавательные – преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; Коммуникативные – учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач |
60 (1) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека (стр.156-163) | Как проверить знания и умения по данному разделу; дать представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека, о Конвенции о правах ребёнка | Научатся оценивать свои достижения; работать с картой России; объяснять, что такое права человека, как законы страны защищают наши права | 28.04 | |
61 (2) | Мы – граждане России (стр.164-167) | Как формировать представления о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе | Узнают о правах и обязанностях гражданина; о том, кто является главой нашего государства, о Федеральном собрании и Правительстве России | 02.05 | |
62 (3) | Славные символы России (стр. 168-174) | Как формировать представление о государственных символах | Узнают об истории государственных символов России; научатся раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран | 05.05 | |
63 (4) | Такие разные праздники (стр. 175-179) | Как сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях | Узнают о главных праздниках России, их истории, о том, чем они отличаются друг от друга; научатся классифицировать праздники по разным группам | 09.05 | |
64 (5) | Путешествие по России (стр.180-188) | Как дать представление о том, насколько велика наша страна; познакомить с народами, населяющими Россию, и их обычаями | Узнают о народах России, их традициях; познакомятся с городами и выдающимися людьми страны | 12.05 | |
65 (6) | Путешествие по России (стр. 189-195) | Как дать представление о том, насколько велика наша страна; познакомить с народами, населяющими Россию, и их обычаями | Научатся узнавать историю краёв, областей, городов России, описывать их достопримечательности | 16.05 | |
66 (7) | Путешествие по России (стр. 196-203) | Как дать представление о том, насколько велика наша страна; познакомить с народами, населяющими Россию, и их обычаями | Научатся рассказывать о традициях и праздниках народов страны | 19.05 | |
67 (8) | Проверим себя и оценим свои достижения (стр. 216-219) | Как проверить знания и умения учащихся; формировать адекватную оценку своих достижений | Научатся оценивать собственную учебную деятельность, давать адекватную оценку своих достижений | 23.05 | |
68 (9) | Презентация проектов (стр. 204-205) | Как научить представлять результаты проектной деятельности; формировать адекватную оценку своих достижений | Научатся представлять результаты проектной деятельности; формировать адекватную оценку своих достижений | 26.05 | |
69 | Резерв Итого: 17 часов | | | 30.05 | |