СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России" 2016-2017 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка + тематическое планирование.УМК "Школа России

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России" 2016-2017 учебный год»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться; (Москва, «Просвещение», 2010 год)

  • с авторской программой А.А.Плешакова «Окружающий мир» («Просвещение», 2013 год);

  • с концепцией УМК «Школа России» («Просвещение», 2013 год).

Выбор этой программы обусловлен следующим:

  • программа составлена с учетом возрастных и физиологических особенностей обучающихся и содержит основные компоненты государственного стандарта образования;

  • основными методологическими принципами концепции программы являются принципы личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса;

  • программа объединяет в себе основные разделы, составляющих целостную систему познания окружающего мира;

  • программа предполагает обучение важным знаниям и умениям и позволяет приобрести необходимые знания в области естествознания;

  • программа формирует у обучающихся потребности и мотивы к систематическим наблюдениям за живой и неживой природой, за окружающим миром, воспитание моральных качеств, в необходимости приобретения опыта общения;

  • программа формирует адекватную оценку собственных знаний, умений и навыков;

  • воспитывает инициативность и содействует развитию психических процессов.


Программа курса «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю,34 учебных недели).

В 2016 /17 учебном году продолжительность курса составляет 69 часов (35 недель)


Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразова­тельных учреждений.

В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.


Содержание учебного курса

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобу­са и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на жи­вую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в исто­рии. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знаком­ство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географиче­ской карте, знакомство с историческими картами.

ра, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы рабо­ты, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. За­нятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Боль­шое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной дея­тельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для на­чальной школы атласа-определителя;

  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к ми­ру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружаю­щий мир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана приро­ды, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость береж­ного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения от­дыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; по­иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зо­не пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водо­ёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природ­ных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полез­ных ископаемых своего края, определение их свойств: рассматривание гербарных экземп­ляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; зна­комство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества- первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века: о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестья­нина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир пароход, паровоз, железные дороги, электричество телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Креще­ние Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы стра­ны в XIII-XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия По­жарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепро­ходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Пе­тербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кре­стьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

/

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР Жизнь стра­ны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в; 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спут­ника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (го­рода, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России, Природа, хозяйство, крупные города, истори­ческие места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У четвероклассников продолжают формироваться.


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

  • работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;

  • достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;

  • устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период;

  • оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание;

  • формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.


Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  1. понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. устанавливать и выяснять причинно-следственные связи в окружающем мире.


У четвероклассника продолжаются формирование ИКТ – компетентности:

  1. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относится к информации и к выбору источника информации;

  2. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать и сохранять их;

  3. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.





Тематическое планирование по окружающему миру

с определением учебной деятельности обучающихся


4 класс (69 часов, 2 раза в неделю )


п/п


Тема урока


Решаемые проблемы


Планируемый результат и уровень усвоения

Календарные сроки прохождения программы

план

факт

I четверть (18 ч.)

Тема №1 «Земля и человечество» (9 часов) с 01.09 по 30.09


Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные – отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные – донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Личностные - строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.


1

Мир глазами астронома

( стр. 4–8 )

Как познакомить с правилами пользования учебником, целями и задачами раздела; рассказать о мире с точки зрения астронома.


Получат общие представления о строении Солнечной системы.

02.09


2

Планеты Солнечной системы

(стр. 9–15 )

Как научить устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года


Научатся устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года

06.09


3

Звёздное небо - Великая книга Природы

(стр. 16-21)

Как научить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе

Научатся находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе, определять направление на север по Полярной звезде


09.09


4

Мир глазами географа

(стр.22-28)

Как познакомить с географией как наукой; сформировать представление о глобусе и географической карте


Научатся сравнивать глобус и карту полушарий, рассказывать о мире с точки зрения географа

13.09


5

Мир глазами историка

(стр.29-35)

Как научить рассказывать о мире с точки зрения историка


Научатся рассказывать о мире с точки зрения историка

16.09


6

Когда и где?

(с. 36-40)

Как научить определять век, в котором происходили исторические события, различать год, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха».


Научатся определять век, в котором происходили исторические события, различать год, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха».

20.09


7

Мир глазами эколога

(стр. 41-47)

Как научить предлагать меры по решению экологических проблем.

Научатся предлагать меры по решению экологических проблем, различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.


23.09


8

Сокровища Земли под охраной человечества

(стр. 48-53)

Как научить различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.


Научатся различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.

27.09


9

Сокровища Земли под охраной человечества


(стр.54-56)

Как познакомить с международной Красной книгой; определить основные причины сокращения численности растений и животных.


Научатся определять основные причины сокращения численности растений и животных.


30.09



Тема № 2 «Природа России» (11 часов) с 04.10 по 18.11


Регулятивные - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

Коммуникативные – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Личностные - оценивать собственную учебную деятельность, определять причины неудач


10

(1)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».

Равнины и горы России. (стр. 60-65)


Как научить различать формы земной поверхности, находить и показывать на физической карте России равнины и горы.

Научатся различать формы земной поверхности, находить и показывать на физической карте России равнины и горы

04.10


11

(2)

Моря, озёра и реки России (стр.66-70)

Как сформировать представление о морях, озёрах и реках России, ознакомить с их местонахождением.


Научатся различать, находить и показывать на физической карте России моря, озёра, реки

07.10


12

(3)

Природные зоны России (стр. 71-75)

Как познакомить с природными зонами

Научатся устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон


11.10


13

(4)

Зона арктических пустынь

(стр. 76-83)

Как научить находить и показывать Арктику на карте полушарий, ознакомить с особенностями природы данной зоны


Научатся находить и показывать Арктику на карте полушарий, описывать характерные особенности данной зоны

14.10


14

(5)

Тундра

(стр. 84-93)

Как сформировать представление о природной зоне тундре, ознакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.


Научатся находить и показывать тундру на карте полушарий, описывать характерные особенности данной зоны

18.10


15

(6)

Леса России (стр. 95-102)

Как сформировать представление о лесной зоне, ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.


Научатся находить и показывать зону лесов на карте, описывать характерные особенности данной зоны

21.10


16

(7)

Лес и человек

(стр. 103-109)

Как сформировать представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса


Научатся правильно вести себя в лесу, решать экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека

25.10


17

(8)

Зона степей

(стр. 110 -117)

Как сформировать представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром.


Научатся находить и показывать зону степей на карте, описывать характерные особенности данной зоны

28.10


18

(9)

Пустыни

(стр. 118-125)




Итого: 18ч


Как сформировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, животным и растительным миром.

Научатся находить и показывать зону пустынь на карте, описывать характерные особенности данной зоны

01.11


II четверть (13 ч.)

19

(10)

У Чёрного моря

(стр. 126-134)

Как сформировать представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа

Научатся находить и показывать субтропическую зону Черноморского побережья Кавказа на карте, описывать характерные особенности данной зоны


15.11


20

(11)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

Как научить проверять знания и умения по изученному разделу, формировать адекватную оценку своих достижений.



Научатся проверять знания и умения по изученному разделу

18.11


Тема №3 «Родной край – часть большой страны» (14 часов) с 22.11 по 20.01

21

(1)

На край

(стр. 138)

Как познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края.


Научатся находить и показывать на карте России свой регион

22.11


22

(2)

Поверхность нашего края

(стр. 139-144)

Как сформировать представление о поверхности родного края


Научатся описывать формы земной поверхности родного края

25.11


23

(3)

Поверхность нашего края

( экскурсия )


Как научить работать с компасом, определять стороны горизонта на местности


Научатся работать с компасом, определять стороны горизонта на местности

29.11


24

(4)

Водные богатства нашего края

(стр. 145-148)

Как сформировать представления о водоёмах своего края; ознакомить с естественными и искусственными водоёмами


Научатся рассказывать о водных объектах своего края

02.12


25

(5)

Наши подземные богатства

(стр. 149-159)

Как сформировать представления о подземных богатствах; научить описывать изученное полезное ископаемое по плану.


Научатся сравнивать и описывать изученные полезные ископаемые по плану

06.12


26

(6)

Земля-кормилица

(стр. 160-163)

Как познакомить с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.


Научатся различать типы почв

09.12


27

(7)

Экскурсия

в лес и на луг


Как научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

Научатся распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

13.12


28

(8)

Жизнь леса

(стр. 164-169)

Как сформировать представления о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса.

Научатся описывать природное сообщество по плану

16.12


29

(9)

Жизнь луга

(стр. 170-177)

Как сформировать представления о луге как о природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга.

Научатся описывать природное сообщество по плану

20.12


30

(10)

Жизнь в пресных водах

(стр. 178-186)

Как сформировать представления о жизни пресного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов.

Научатся описывать природное сообщество по плану

23.12


31

(11)

Экскурсия к водоёму


Итого: 13 часов

Как познакомить с обитателями водоёма; воспитывать бережное отношение к природе.

Научатся выявлять экологические связи в пресных водоёмах

27.12


III четверть (21 час)

32

(12)

Растениеводство в нашем крае

(стр. 187-194)

Как сформировать представления о растениеводстве в своём крае; ознакомить с отраслями растениеводства.

Научатся выявлять зависимость растениеводства

в регионе от природных условий; различать зёрна зерновых культур.

13.01


33

(13)

Животноводство в нашем крае

(стр. 195-203)

Как научить сформировать представления о животноводстве; ознакомить с отраслями животноводства.

Научатся выявлять зависимость животноводства

в регионе от природных условий; различать породы домашних животных.

17.01


34

(14)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край –часть большой страны»

Как проверить знания и умения по данному разделу

Научатся отвечать на вопросы по теме

20.01


Тема № 4 «Страницы Всемирной истории» (5 часов) с 24.01. по 07.02


Регулятивные - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

Познавательные – составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

Коммуникативные – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план

Личностные - проявлять интерес к поисковой деятельности; осознавать единство с окружающим миром


35

(1)

Начало истории человечества

(стр. 4-7)


Как дать представление о жизни первобытных людей

Научатся понимать роль археологии в изучении первобытного общества

24.01


36

(2)

Мир древности: далёкий и близкий

(стр. 8-14)

Как познакомить с древними Египтом, Грецией и Римом

Научатся распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них

27.01


37

(3)

Средние века: время рыцарей и замков

(стр. 15-21)

Как формировать представление о Средневековье, познакомить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали

Научатся различать мировые религии

31.01


38

(4)

Новое время: встреча Европы и Америки

(стр. 22-27)

Как познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями

Научатся отличать эпоху Нового времени от других эпох, находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени

03.02


39

(5)

Новейшее время: история продолжается сегодня

(стр. 28-32)

Как познакомить с открытиями учёных, знаменитыми людьми ХХ в., их достижениями

Научатся рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХI вв.

07.02


Тема № 5 «Страницы истории России» (20 часов) с 10.02 по 25.04


Регулятивные - работая по плану, сверять свои действия и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

Познавательные – перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

Коммуникативные – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные - строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия


40

(1)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории». Жизнь древних славян

(стр. 34-39)

Как проверить знания и умения по данному разделу; формировать представление о жизни древних славян

Научатся находить и показывать на исторической карте изучаемые объекты, рассказывать о жизни древних славян

10.02


41

(2)

Во времена Древней Руси

(стр. 40-45)

Как формировать представление о Древней Руси, русских князьях


Научатся находить и показывать на исторической карте изучаемые объекты

14.02


42

(3)

Страна городов

(стр. 46-53)

Как сформировать представление о городах Х-ХI

вв. Киеве и Новгороде

Научатся находить и показывать на исторической карте изучаемые объекты, по иллюстрациям и схемам описывать облик городов

17.02


43

(4)

Из книжной сокровищницы Древней Руси

(стр. 55-58)

Как формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси

Научатся понимать роль летописей и рукописной книги в развитии русской культуры, сравнивать древнерусские книги и современные

21.02


44

(5)

Трудные времена на Русской земле

(стр. 59-64)

Как сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества


Научатся соотносить даты и события; определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России; составлять рассказ о выдающемся человеке.

24.02


45

(6)

Русь расправляет крылья

(стр. 65-69)

Как сформировать представления о возрождении Руси

Научатся составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них.


28.02


46

(7)

Куликовская битва

(стр. 70-74)

Как сформировать представления о подвигах защитников Руси

Научатся рассказывать по плану, карте, иллюстрациям о Куликовской битве; составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого.

03.03


47
(8)

Иван Третий

(стр. 75-81)

Как сформировать представления о Москве времён Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского

Научатся находить и показывать на исторической карте изучаемые объекты, описывать изменения в облике Москвы

07.03


48

(9)

Мастера печатных дел

(стр. 82-86)

Как сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания

Научатся понимать роль рукописной книги и начала книгопечатания в развитии русской культуры

10.03


49

(10)

Патриоты России

(стр. 87-91)

Как познакомить с понятиями «патриот», «патриотизм», со значением народного ополчения

Узнают о борьбе народа за независимость в начале ХVII века, патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков

14.03


50

(11)

Пётр Великий

(стр. 94-100)

Как формировать представления о времени правления Петра I, его реформах

Научатся описывать облик Санкт-Петербурга, составлять рассказ о выдающемся человеке

17.03


51

(12)

Михаил Васильевич Ломоносов

(стр. 101-104)

Как формировать представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова

Узнают о великом русском учёном М.В. Ломоносове, научатся составлять рассказ о выдающемся человеке

21.03


52

(13)

Екатерина Великая

(стр.105-111)


Итого: 21 ч

Как сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины II

Узнают об императрице Екатерине Второй, познакомятся с выдающимися людьми России – А.В. Суворовым и Ф.Ф. Ушаковым

24.03


IV четверть (17 часов)

53

(14)

Отечественная война 1812 года

(стр. 112-119)

Как познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями

Научатся рассказывать по карте об исторических событиях, определять последовательность и значение важных событий в истории России

04.04


54

(15)

Страницы истории ХIХ века

(стр. 122-126)

Как сформировать представления о жизни в ХIХ в., о технических изобретениях того времени

Научатся по карте определять территорию страны, границу, столицу; узнают об освобождении крепостных крестьян; познакомятся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины ХIХ века

07.04


55

(16)

Россия вступает в ХХ век

(стр. 127-133)

Как сформировать представления о важнейших событиях в России в начале ХХ века

Узнают о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917года, Гражданской войне


11.04


56

(17)

Страницы истории 1920-1930-х годов

(стр. 136-139)

Как сформировать представления о жизни страны в 1920-1930-е гг.

Узнают о жизни нашей страны в 1920-1930-е годы; научатся находить в домашнем архиве исторические свидетельства

14.04


57

(18)

Великая Отечественная война и Великая Победа

(стр. 140-146)

Как сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях

Узнают о Великой Отечественной войне и о Великой Победе; научатся собирать исторические свидетельства – рассказы ветеранов


18.04


58

(19)

Великая Отечественная война и Великая Победа


Как сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях

Узнают о Великой Отечественной войне и о Великой Победе; научатся собирать исторические свидетельства – рассказы ветеранов


21.04


59

(20)

Страна, открывшая путь в космос

(стр. 147-152)

Как сформировать представления о жизни страны в послевоенное время

Узнают о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса


25.04


Тема № 6 «Современная Россия» (9 часов) с 28.04 по 30.05


Регулятивные - работая по плану, сверять свои действия и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

Познавательные – преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

Коммуникативные – учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач


60

(1)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

Основной закон России и права человека

(стр.156-163)

Как проверить знания и умения по данному разделу; дать представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека, о Конвенции о правах ребёнка


Научатся оценивать свои достижения; работать с картой России; объяснять, что такое права человека, как законы страны защищают наши права

28.04


61

(2)

Мы – граждане России

(стр.164-167)

Как формировать представления о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе

Узнают о правах и обязанностях гражданина; о том, кто является главой нашего государства, о Федеральном собрании и Правительстве России


02.05


62

(3)

Славные символы России

(стр. 168-174)

Как формировать представление о государственных символах

Узнают об истории государственных символов России; научатся раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран


05.05


63

(4)

Такие разные праздники

(стр. 175-179)

Как сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях

Узнают о главных праздниках России, их истории, о том, чем они отличаются друг от друга; научатся классифицировать праздники по разным группам


09.05


64

(5)

Путешествие по России

(стр.180-188)

Как дать представление о том, насколько велика наша страна; познакомить с народами, населяющими Россию, и их обычаями


Узнают о народах России, их традициях; познакомятся с городами и выдающимися людьми страны

12.05


65

(6)

Путешествие по России

(стр. 189-195)

Как дать представление о том, насколько велика наша страна; познакомить с народами, населяющими Россию, и их обычаями


Научатся узнавать историю краёв, областей, городов России, описывать их достопримечательности

16.05


66

(7)

Путешествие по России

(стр. 196-203)

Как дать представление о том, насколько велика наша страна; познакомить с народами, населяющими Россию, и их обычаями


Научатся рассказывать о традициях и праздниках народов страны

19.05


67

(8)

Проверим себя и оценим свои достижения

(стр. 216-219)


Как проверить знания и умения учащихся; формировать адекватную оценку своих достижений

Научатся оценивать собственную учебную деятельность, давать адекватную оценку своих достижений

23.05


68

(9)

Презентация проектов

(стр. 204-205)

Как научить представлять результаты проектной деятельности; формировать адекватную оценку своих достижений


Научатся представлять результаты проектной деятельности; формировать адекватную оценку своих достижений

26.05


69


Резерв



Итого: 17 часов



30.05





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!