МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-КОЛЛЕГИУМ № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Окружающий мир»
для 2- Г класса
на 2019 − 2020 учебный год
г. Ялта, 2019 год
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ______________________ Протокол №____ от_____________201__ г. Руководитель МО ___________/___________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ«ЯСШК № 1» ____________/________/ ФИО ____________201__ г. | ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ «ЯСШК № 1» Протокол №____ от_____________201__ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «ЯСШК № 1» _______ /Мажугина В. В./ Приказ от __________201__ г. № _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Окружающий мир»
для 2 – Г класса
на 2019 − 2020 учебный год
Составитель:
Пашкевич Е.А
г. Ялта, 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 5 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 6 |
Содержание учебного предмета, курса | 8 |
Тематическое планирование | 10 |
Календарно-тематическое планирование | 11 |
Лист корректировки 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровня.
Федеральные документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г (с изменениями 2016-2017 гг.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) (пр.№ 373 от 06.10.2009; с изменениями и дополнениями: пр.№ 1241 от 26.11.2010, пр.№ 2357 от 22.09.2011, пр.№ 1060 от 18.12.2012, пр.№ 1643 от 29.12.2014, пр.№ 507 от 18.05.2015, пр.№1576 от 31.12.2015).
Региональные документы:
Локальные документы:
− Основная образовательная программа начального общего образования разработанная на основе ФГОС НОО, рассмотрена на педагогическом совете, протокол № 11 от 30.08.2019 г., утверждена пр. № 314 от 02. 09 2019 г.,
− Положение о рабочей программе учебного предмета, курса (пр. №290 от 30.08.2017 г.)
Рабочая программа по учебному предмету « Окружающий мир» разработана на основании авторской образовательной программы А.А. Плешакова. Соответствует предметной линии учебной системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А.А. Плешаков. −М.: Просвещение, 2014г.-ISBN 978-5-09-031981-2. Министерством образования и науки Российской Федерации – «Просвещение»: − Москва, 2014 г., входит в систему «Школа России».
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» рассчитана на 2 ч. в неделю, 68 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметные результаты:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
4) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Предметные результаты
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
2) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Где мы живём? (5 ч)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10ч)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (8 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (17 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Повторение – 3 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Организация контроля знаний |
Кол-во к/р | Кол-во п/р | Кол-во т/з | Кол-во проектов |
1 | Где мы живём | 3 | - | - | - | - |
2 | Природа | 21 | 1 | 6 | 1 | - |
3 | Жизнь города и села | 10 | 1 | - | 1 | 1 |
4 | Здоровье и безопасность | 10 | - | 1 | 1 | - |
5 | Общение | 6 | 1 | 1 | 1 | - |
6 | Путешествия | 15 | 1 | 2 | 1 | - |
| Резерв | 3 | | | | |
| Всего | 68 | | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примеча-ние |
план | факт |
1 четверть (18 часов) |
Где мы живём? (3 часа) |
1 | Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. | 1 | 03.09 | | |
2 | Стартовая диагностика. Россия – священная наша держава. | 1 | 06.09 | | |
3 | Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. | 1 | 10.09 | | |
Природа (21 час) |
4 | Живая и неживая природа. | 1 | 13.09 | | |
5 | Явления природы. | 1 | 17.09 | | |
6 | Как измеряют температуру? Практическая работа № 1 «Измерение температуры». | 1 | 20.09 | | |
7 | Что такое погода? | 1 | 24.09 | | |
8 | В гости к осени. Экскурсия № 1. | 1 | 27.09 | | |
9 | Неживая природа осенью. | 1 | 01.10 | | |
10 | Живая природа осенью. Перелётные птицы. | 1 | 04.10 | | |
11 | Звёздное небо. | 1 | 08.10 | | |
12 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». | 1 | 11.10 | | |
13 | Про воздух. | 1 | 15.10 | | |
14 | Вода в жизни человека. | 1 | 18.10 | | |
15 | Какие бывают растения? Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». | 1 | 22.10 | | |
16 | Какие бывают животные? Проверочная работа. | 1 | 25.10 | | |
17 | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | 1 | 29.10 | | |
18 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». | 1 | 08.11 | | |
2 четверть (14 часов) |
19 | Дикие и домашние животные. | 1 | 12.11 | | |
20 | Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». | 1 | 15.11 | | |
21 | Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». | 1 | 19.11 | | |
22 | Красная книга. | 1 | 22.11 | | |
23 | Будь природе другом. | 1 | 26.11 | | |
24 | Обобщающий урок по теме «Природа». | 1 | 29.11 | | |
Жизнь города и села (10 часов) |
25 | Город и село. Наш доПроект «Родной город». | 1 | 03.12 | | |
26 | Что такое экономика? | 1 | 06.12 | | |
27 | Что из чего сделано? За покупками. | 1 | 10.12 | | |
28 | Строительство и транспорт. Виды транспорта. | 1 | 13.12 | | |
29 | Промежуточная диагностическая работа. | 1 | 17.12 | | |
30 | Культура и образование. Все профессии важны. | 1 | 20.12 | | |
31 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2. | 1 | 24.12 | | |
32 | Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. | 1 | 27.12 | | |
3 четверть (20 часов) |
33 | Невидимые нити в лесу. | 1 | 10.01 | | |
34 | Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». | 1 | | | |
Здоровье и безопасность (10 часов) |
35 | Строение тела человека. | 1 | 14.01 | | |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | 17.01 | | |
37 | Поговорим о болезнях. | 1 | 21.01 | | |
38 | Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц». | 1 | 24.01 | | |
39 | Домашние опасности. | 1 | 28.01 | | |
40 | Пожар. | 1 | 31.01 | | |
41 | Лесные опасности. | 1 | 04.02 | | |
42 | Как нужно купаться? | 1 | 07.02 | | |
43 | Очень подозрительный тип. | 1 | 11.02 | | |
44 | Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». | 1 | 14.02 | | |
Общение (6 часов) |
45 | Наша дружная семья. | 1 | 18.02 | | |
46 | В школе. | 1 | 21.02 | | |
47 | Правила вежливости. | 1 | 25.02 | | |
48 | День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета». | 1 | 28.02 | | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа. | 1 | 03.03 | | |
50 | Обобщающий урок по теме «Общение». | 1 | 06.03 | | |
Путешествия (15 часов) |
51 | Посмотрите вокруг. | 1 | 10.03 | | |
52 | Для чего нужен компас? Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу». | 1 | 13.03 | | |
4 четверть (16 часов) |
53 | Формы земной поверхности. | 1 | 17.03 | | |
54 | Водоёмы. | 1 | 24.03 | | |
55 | В гости к весне. Экскурсия №3. | 1 | 27.03 | | |
56 | Путешествие по родной стране. | 1 | 31.03 | | |
57 | Что такое карта и как её читать? Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты». | 1 | 03.04 | | |
58 | Путешествие по Москве. Московский Кремль. | 1 | 07.04 | | |
59 | Город на Неве. | 1 | 10.04 | | |
60 | Путешествие по Оке. | 1 | 14.04 | | |
61 | Путешествие по планете. | 1 | 17.04 | | |
62 | Страны мира. | 1 | 21.04 | | |
63 | Путешествие в космос. Тест за учебный год. | 1 | 24.04 | | |
64 | Обобщающий урок по теме «Путешествие». Итоговая диагностическая работа. | 1 | 28.04 | | |
65 | Впереди лето. | 1 | 08.05 | | |
66-68 | Повторение. | 3 | 12.05 15.05 19.05 | | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
36